«Душа хранит...» (Алтай в живописи Г. И. Гуркина и лирике Н. Рубцова)»
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему
Природа – неисчерпаемый источник вдохновения. В произведениях живописи и лирики она одушевлена, олицетворена. Такое отношение к природе уходит своими корнями в далекую древность. Человек воспринимал могучие силы стихии как нечто живое, способное чувствовать и потому не столько изображал природу, сколько беседовал с ней. Сочувственное отношение к природе - высшей творческой силе – позволяет поэтам и художникам создавать запоминающиеся образы. Красота родного пейзажа, красота человеческой души, красота отчей земли сливаются в одно гармоническое целое.
Конечно, все поэты и художники видят природу по-разному, каждый по-своему, испытывая сложные чувства, помогая нам понять, почему мир видится именно таким. Однако о чем бы ни были произведения: о временах года, о красках родных полей, лесов и гор, они о главном – о любви к Родине, о вере в великое будущее народа/
Данный урок содержит матеирал по сопоставлению взгляда на природу нашей малой родины, Алтая, два удивительных творческих человека: художник Григорий Иванович Гуркин и поэт Николай Рубцов. Мы послушаем сегодня выступление биографов и, самое главное, нас познакомят со своими исследованиями ребята, которые заранее получили задание сопоставить пейзажи Алтая в изображении художника Григория Гуркина и поэта Николая Рубцова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 37.06 КБ |
prezentaciya_k_uroku.pptx | 606.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Душа хранит...» (Алтай в живописи Г. И. Гуркина и лирике Н. Рубцова)»
Цель: сопоставление художнического видения природы Алтая Н. Рубцова и Г. Гуркина.
Задачи:
- формировать умение анализировать художественное произведение в единстве формы и содержания;
- продолжить работу над развитием исследовательской компетенции, навыков исследовательской деятельности: обобщения, сопоставления, сравнения;
- научить эмоциональной отзывчивости, постижению красоты природы в лирике и живописи, способствовать развитию творческого воображения, мышления и речи.
Тип урока: исследование, открытие, практикум
Оборудование: компьютер, проектор, презентация PowerPoint,раздаточный материал
Структура урока
I. Вступительное слово учителя (слайды1,2,3.)
Природа – неисчерпаемый источник вдохновения. В произведениях живописи и лирики она одушевлена, олицетворена. Такое отношение к природе уходит своими корнями в далекую древность. Человек воспринимал могучие силы стихии как нечто живое, способное чувствовать и потому не столько изображал природу, сколько беседовал с ней. Сочувственное отношение к природе - высшей творческой силе – позволяет поэтам и художникам создавать запоминающиеся образы. Красота родного пейзажа, красота человеческой души, красота отчей земли сливаются в одно гармоническое целое.
Конечно, все поэты и художники видят природу по-разному, каждый по-своему, испытывая сложные чувства, помогая нам понять, почему мир видится именно таким. Однако о чем бы ни были произведения: о временах года, о красках родных полей, лесов и гор, они о главном – о любви к Родине, о вере в великое будущее народа.
Сегодня на уроке мы сопоставим, какой видели природу нашей малой родины, Алтая, два удивительных творческих человека: художник Григорий Иванович Гуркин и поэт Николай Рубцов. Мы послушаем сегодня выступление биографов и, самое главное, нас познакомят со своими исследованиями ребята, которые заранее получили задание сопоставить пейзажи Алтая в изображении художника Григория Гуркина и поэта Николая Рубцова.
II. Выступление биографов о жизни и творчестве Гуркина и Рубцова (подробнее о приезде на Алтай) (слайд 3,гиперссылка на слайды 16-23, фоном звучит аудиозапись Алтай-Кай Мой Алтай)
1. Григорий Иванович Гуркин родился 12 января 1870 года в небольшом селе Улала (ныне Горно-Алтайск) Бийского уезда в семье кустаря-седельника из древнего рода — чорос (впоследствии художник назовет себя Чорос-Гуркиным). В селе располагался главный стан Алтайской духовной миссии, при которой имелась начальная школа с иконописным классом. Впоследствии Г. И. Гуркин почти 15 лет проработал иконописцем, сначала в Улале, а затем в Бийске. В свободное от иконописи время Гуркин много рисовал с натуры, сочинял собственные картины, и с самого начала выявилось его особое пристрастие к пейзажам.
Со временем его успехи в самодеятельном творчестве стали настолько известны, что на них обратил внимание приехавший в Бийск на каникулы слушатель Петербургской певческой капеллы А. В. Анохин, который ознакомившись с творчеством художника, уговорил его вместе поехать в столицу. В октябре 1897 г. Г. И. Гуркин предпринимает попытку поступить в Академию художеств, но не хватало как общих, так и профессиональных знаний. Однако рисунки и наброски попали на глаза знаменитому пейзажисту И. И. Шишкину, и тот сразу пригласил Гуркина в личную мастерскую. И уже в марте 1899 г. художник был зачислен в пейзажный класс Академии художеств.
Первая персональная выставка Г.И.Гуркина в январе 1907 г. в Томске имела исключительный успех и сразу же возвела его в ранг первого пейзажиста Сибири.
В последующее десятилетие художник пишет сотни этюдов, тысячи самых разнообразных рисунков — натурных, станковых, этнографических, создает десятки больших картин. Особую известность приобрела картина «Озеро горных духов», впервые появившаяся на выставке в Томске в 1915 г.
Художник не просто много рисовал и писал, но и собирал героические сказания, народные сказки, легенды, песни, образцы музыки и прикладного искусства. «По понятиям алтайцев, Алтай не просто горы, леса, реки, водопады, а дух, щедрый, богатый исполин великан. Для живущего здесь народа Алтай живой. Сказочно красив он своей многоцветной одеждой лесов, трав, туманы, его прозрачные мысли, бегут во все страны мира. Озеро его глаз, смотрящие во Вселенную. Водопады и реки - его речь и песни о жизни, о красоте земли, гор…», - так не раз объяснял народное понимание природы и так хотел выразить Алтай в своих работах Григорий Иванович.
Во времена революции, в 1917–1919 годах художник возглавил Горную думу, пытавшую наладить местное самоуправление и обеспечить национальное равноправие алтайцев. И в конце 1919 г вынужден был уехать сначала в Монголию, а затем в Тувинскую республику, где проживал до 1925 года. Вернувшись, он активно включился в местную культурную жизнь, став членом общества «Новая Сибирь» (с 1926) и в том же году приняв участие в двух крупных экспозициях в Москве.
Художнику возвратили национализированный ранее дом в Аносе, где Гуркин восстановил мастерскую. Также по его инициативе в Горном Алтае открылись музей, национальное издательство, художественная школа. Он иллюстрировал первые учебники на алтайском (ойротском) языке, книги, продолжал писать картины.
В июле трагического 1937г. 67-летнего художника арестовали, 11 октября 1937 года он был расстрелян (все его искусство, конечно, оказалось под запретом) и реабилитирован только в 1956 году.
2. Николай Михайлович Рубцов (слайд 3,гиперссылка на слайд 24) родился 3 января 1936 в селе Емецк Архангельской области. В 1940 переехал вместе с семьей в Вологду, где Рубцовых и застала война. Мальчик рано остался и был направлен в Никольский детский дом Тотемского района Вологодской области, где он окончил семь классов школы.
Вологодская «малая родина» дала ему главную тему будущего творчества — «старинную русскую самобытность», стала центром его жизни, «землёй… священной», где он чувствовал себя «и живым, и смертным».
С 1950 по 1952 будущий поэт учился в Тотемском лесотехническом техникуме. Затем с 1952 по 1953 работал кочегаром в архангельском траловом флоте треста «Севрыба», с 1953 по 1955 учился в горно-химическом техникуме Минхимпрома в г. Кировск (Мурманская область) С марта 1955 Рубцов был разнорабочим на опытном военном полигоне в Ленинграде. С октября 1955 по 1959 проходил армейскую службу на Северном флоте (в звании матроса и старшего матроса). После демобилизации жил в Ленинграде, работая попеременно слесарем, кочегаром и шихтовщиком на Кировском заводе. Однако в душе он живет поэзией, а потому решает изменить свою судьбу.
В 1962 Рубцов поступил в Литературный институт им. М. Горького в Москве. Он много пишет и середине 1960-х уже выходят первые сборники: Лирика (1965), Звезда полей (1967). И позже «Душа хранит» (1969), Сосен шум (1970), Зеленые цветы (1971). Посмертно издан его последний сборник Подорожники (1976).
В сложной, тонко разработанной структуре поэзии Рубцова, многообразной ритмически и лексически, привлекают свежесть и острота восприятия, философичность, заставляющая вспоминать о лирике Ф.И.Тютчева, фольклорная образность в духе поэтики С.А.Есенина («Топ да топ от кустика до кустика…» – стих. Подорожники), субъективно-эмоциональное ощущение постоянной связи с природой, родственное фетовскому. Сам поэт так определял свое творческое кредо: «Я переписывать не стану /Из книги Тютчева и Фета, /Я даже слушать перестану /Того же Тютчева и Фета… /Но я у Тютчева и Фета /Проверю искреннее слово, /Чтоб книгу Тютчева и Фета /Продолжить книгою Рубцова» – стихотворение Я переписывать не стану). Опора на традиции отечественной словесности не мешала яркой самобытности рубцовского стиха.
Еще будучи студентом Литературного института им. М.Горького, совершает поездку в Сибирь. Именно этот периодам нам особенно интересен. Борис Укачин вспоминал о приезде Рубцова: «В разгаре лета 1966 года, по-алтайски месяца Большой Жары, то есть в июле, живя у матери в деревне Каярлык, что в Онгудайском аймаке нашей автономной области, неожиданно получаю телеграмму, подписанную Колей Рубцовым, в которой говорится, что он приехал в Горно-Алтайск и ждет срочно моего возвращения из села. Конечно, я незамедлительно выехал в город.
Приезд Николая Рубцова в мои родные места по сей день остается малоизвестной страничкой в его литературной биографии. Лишь в эссе известного критика Валерия Дементьева «Предвечернее», напечатанном в его книге «Мир поэта», изданной в 1980 году «Советской Россией», в двух местах упоминается (стр. 436 и 446), что Рубцов был в селе Красногорское Алтайского края.
А между тем, его приезд в Горный Алтай не остался бесследным. Под впечатлениями от этой поездки спустя некоторое время, он напишет ряд стихотворений: «Весна на берегу Бии», «В сибирской деревне», «В горной долине», «Шумит Катунь», возможно, и другие...»
Рубцов был не простым человеком. В нем уживались самые разные черты - кротость, доброта, но и тревога, угрюмость, гнев, даже злой какой-то норов.
В 1964 году за ряд прегрешений его перевели с дневного отделения на заочное, что означало потерю общежития. Другого жилья на белом свете у него не было. Начал скитаться по друзьям, уезжал в вологодскую деревню, где пытался наладить жизнь семейную, но не получалось... Хотя там, в вологодской деревне, уже росла его дочка Он срывался, опять уезжал, то на Алтай, то в Москву, то в Ленинград...
19 января 1971 года Николай Михайлович Рубцов трагически погибает. Похоронен на городском кладбище Вологды.
Посмертно изданы два сборника стихов Рубцова: «Зеленые цветы» (1971) и «Подорожники» (1976).
Слово учителя: Итак, ребята, мы познакомились с некоторыми обстоятельствами жизни двух творцов. Но нам предстоит дальнейшее знакомство с ними уже как с авторами замечательных художественных произведений, написанных на Алтае и об Алтае. Какими же увидели Катунь, величественные горные вершины, долины Алтая Гуркин и Рубцов? Что сближает их художественные полотна, чем они отличны? Это предстоит нам выяснить с помощью наших исследователей.
Когда группы будут представлять свою работу, задача всех остальных заполнять схему для того, чтобы потом вместе ответить на поставленные вопросы. (Схемы для каждого выступления на карточках. Приложение №3,4)
III. Выступление групп исследователей (учащиеся представляют результаты работы по анализу стихотворений и картин, выполненных по примерному плану (Приложения №1,2). Делают выводы, которые корректируются в процессе совместной работы с классом. Выступление сопровождается презентациями и чтением стихотворений.
1. Сравнительный анализ картины Г. Гуркина «Катунь весной» и стихотворения Н.Рубцова «Шумит Катунь» (слайды 5,6, звучит аудиозапись Алтай – Кай Наигрыш)
Слово учителя
В письмах к А.В. Адрианову Гуркин писал: «Я знаю народ, его обычаи, его веру, а также и настроение природы. А для этого нужно много работать, чтобы представить голубой и черный Алтай в том виде, как он есть и как его понимают алтайцы. Ведь они его представляют живым, говорящим и смотрящим, но сумею ли я это передать? Только теперь вижу его во всем величии и красоте и, увлекаясь его красотой, чем дальше, тем больше благоговею перед ним»
2. Сопоставительный анализ картины Г. Гуркина «Вид на Белуху» и стихотворения Н.Рубцова « В горной долине» (слайды 7,8,9, звучит аудиозапись Алтай – Кай Гора Белуха)
Слово учителя
Слияние души человека с миром природы происходит во многих стихотворениях Н. Рубцова. У Рубцова природа одушевлена. Она страдает, радуется, негодует, мстит
И на полотнах Гуркина везде главный герой — природа; автор всегда как бы в тени, и все его мастерство служит лишь одной цели — как можно полнее и проникновеннее выразить состояние природы, все оттенки ее жизни. Рисуя, он будто забывает о себе, растворяясь в окружающей его красоте, и кажется, что кисть его направляет лишь голос предков, внимающий таинственному языку природы.
3. Сравнительный анализ картин Гуркина «Альпийский луг» и «Цветущий маральник» и стихотворения Рубцова « Сибирь, как будто не Сибирь...»
(слайды10,11,12, звучит аудиозапись стихтворения)
IV. Рефлексия.
Учащимся дается время для анализа заполненных схем и формулировки выводов. Далее учащиеся высказывают свое мнение о сходстве и отличии художнического видения природы Алтая Гуркина и Рубцова. Оценивают работу творческих групп как учитель, так и учащиеся.
Предполагаемый результат
Довольно трудно уложить в критерии и рамки отметки творчество детей, их открытия в области сопоставления живописного и лирического полотен, но все же во время консультаций учитель давал направление работе учащихся, поэтому можно предположить следующие результаты: как на полотнах Гуркина, так и в стихотворениях Рубцова Алтай с его бурной могучей Катунью, величественной Белухой, весенним разнотравьем долин предстаем вечным, гордым, мистическим. В его загадочную древнюю душу дано проникнуть далеко не каждому.
В творчестве двух художников главный герой — природа.
Гуркин всегда как бы в тени, и все его мастерство служит лишь одной цели — как можно полнее и проникновеннее выразить состояние природы, все оттенки ее жизни. Подобная «безличностность» сродни суровой поэтике народного эпоса. В ней нет места лирическим отступлениям или сентиментальным словоизлияниям. У Гуркина — ясность замысла, спокойное, уравновешенное видение природы, которые дается как бы не от отдельного человека с его изменчивым настроением души, а от лица народа с четким, выработанным вековым практическим опытом мировоззрением. Рисуя, он будто забывает о себе, растворяясь в окружающей его красоте, и кажется, что кисть его направляет лишь голос предков, внимающий таинственному языку природы. Вековая мудрость народа, передающаяся из поколения в поколение, содержит завет почитать и бережно относиться к природе, неуважение к ней может обернуться духовной гибелью человека.
У Рубцова природа также одушевлена. Она страдает, радуется, негодует, мстит. Голос лирического герой не столько голос поэта, сколько голос самой природы. Поэт сопричастен «душе» народа, его прошлому, настоящему, будущему и через это – главным человеческого бытия, вопросам, волнующим человечество.
Пример заполнения схемы 1-й группы.
КАРТИНА | ЧТО ИЗОБРАЖЕНО | СТИХОТВОРЕНИЕ |
пейзаж | ЖАНР | пейзаж |
весенняя бурная Катунь | ТЕМА | весенняя бурная Катунь |
Среди дремучих лесов и гор течет река Катунь. Образ горной реки Катуни приникнут такой же неукротимой страстью, готовностью преодолеть на своем пути любые препятствия. Она проснулась от глубокой спячки, словно радуется наступлению весны. Катунь шумит бурно, волны плещутся о берег, играя цветами радуги. | СЮЖЕТ | лирический герой под впечатлением от «свирепой реки», что несется с «рыданием и свистом» углубляется в свои мысли, и перед его мысленным взором пробегают картины, что когда-то видела древняя река и ее берега. |
Кажется, что до другого берега «рукой подать, но, приглядевшись, понимаешь, что мощь весенний реки ни за что не пропустит слабого человека. Поэтому доступность пространства – иллюзия. Расширение его и посредством изображения неба, которое виднеется на заднем плане и создает глубину. | ПРОСТРАНСТВО | широкое, мощное: от зримых берегов Катуни до «целого мира» |
от тенистых участков наш взгляд устремляется на воды реки, сверкающие под лучами солнца и виды противоположного берега, также залитого ярким светом | СВЕТОТЕНЬ | свет постоянно чередуется с тенью, в зависимости от мыслей лирического героя |
На переднем плане художник расположил яркие, пестрые, цветы, розовый маральник, темно-зеленые сосны. Земля еще сырая она бледно-фиолетового цвета, покрыта глиной. | ЦВЕТ, КОЛОРИТ | огненный (тревожный, мрачный) чередуется со светлым |
Катунь - свидетель былых времен, как бы летописец их, как посланец из прошлого в будущее, живой говорящий символ истории родной земли. Это вечный символ алтайской земли, овеянный мифами и легендами. | ИДЕЯ | Много поколений прошло по берегам Катуни, много событий она видела, но продолжает нести свои могучие воды и поныне. |
Учащиеся делают вывод с порой на схему. Можно предположить, что разницу в изображении весенней Катуни они увидят лишь в цвете и колорите. Для поэзии Рубцова характерно крайне малое количество слов, обозначающих цвет. Совершенно по-иному обстоит дело со словами, обозначающими свет, его различные оттенки и градации и, с другой стороны, словами, обозначающими отсутствие света, так сказать, «нуль-свет» («тьма», «тень», мрак» и т. п.).
Слово «свет» и другие слова этого корня (светлый, светить, светящийся, рассвет, просветленье, освещенный и т. п.) встречаются в стихах Николая Рубцова более ста раз. Но это далеко не все. Рубцов очень часто употребляет и слова, выступающие как своего рода синонимы слов «свет» и «светлый» — например, сияние, сияющий, блеск, блестеть, луч, лучистый, излучающий, сверканье, сверкать и т. д. Иначе, конечно, на картинах Гуркина, где невозможно изобразить многообразие природы, не используя всю палитру. Хотя многие картины художника также сдержаны по колориту в зависимости от предмета и темы.
V. Итоги урока (слайды 13, 14, звучит аудиозапись Алтай –Кай Мен Алтай)
«Какой везде простор и какая мощь! Это ты, заколдованный, угрюмый, царственный Алтай!.. Это ты окутался туманами, которые как мысли бегут с твоего могучего чела в неведомые страны... Это ты, богатырь, дремлешь веками, сдвинув свои морщинистые брови, и думаешь свои заветные добрые думы...»,- писал Григорий Чорос-Гуркин в очерке «Алтай и Катунь».
А в последнем письме, написанном в апреле 1937 года детям и внукам, художник пишет: «Родину-мать я понимаю так: для каждого зверя, человека, птицы, прежде всего Родина та, где он вырос. Хороша она для него или плоха, сурова, неприветлива, всё же, благодаря силе природы, он инстинктивно к ней привязан...»
Николай Рубцов лишь побывал на Алтае, а вот Алтай навсегда остался в его биографии и творчестве. Большое спасибо его друзьям и приятелям за то, что они пригласили поэта на Алтай, за то, что встретили и поддержали его тогда, за то, что верили в его талант. Он никого не обманул тогда и после, создавая свой поэтический мир, суть которого выражена и в таких, во многом завещательных строках:
За все добро расплатимся добром,
За всю любовь расплатимся любовью..
Россия! Русь! Храни себя, храни...
Ребята, очень хочется, чтобы и ваши души хранили картины нашей малой родины, и не просто как фотоснимки, а стали вашими ориентирами в жизни, переполняли вас гордостью и пониманием того, насколько драгоценна и уникальная природа Алтая.
VI.Домашнее задание. Эссе «Мой Алтай». (Слайд 15, Приложение №4)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Душа хранит ...» Г. Гуркин « Тайменье озеро.1926» (Алтай в живописи Г. Гуркина и лирике Н. Рубцова) 2
Дидактическая задача : сопоставление художнического видения природы Алтая Н . Рубцова и Г. Гуркина . Цели: образовательная : формировать умение анализировать художественное произведение в единстве формы и содержания; развивающая : продолжить работу над развитием исследовательской компетенции, навыков исследовательской деятельности: обобщения, сопоставления, сравнения; воспитательная : научить эмоциональной отзывчивости, постижению красоты природы в лирике и живописи, способствовать развитию творческого воображения, мышления и речи.
Григорий Иванович Гуркин 12 января 1870 — 11 октября 1937 Николай Михайлович Рубцов 3 января 1936— 19 января 1971 4
Г. Гуркин «Катунь весной. 1911 г.» Шумит Катунь В.Астафьеву ...Как я подолгу слушал этот шум, Когда во мгле горел закатный пламень! Лицом к реке садился я на камень И все глядел, задумчив и угрюм. Как мимо башен, идолов, гробниц Катунь неслась широкою лавиной, И кто-то древней клинописью птиц Записывал напев ее былинный... Катунь, Катунь — свирепая река! Поет она таинственные мифы О том, как шли воинственные скифы,— Они топтали эти берега! И Чингисхана сумрачная тень Над целым миром солнце затмевала, И черный дым летел за перевалы К стоянкам светлых русских деревень... Все поглотил столетний темный зев! И все в просторе сказочно-огнистом Бежит Катунь с рыданием и свистом — Она не может успокоить гнев! В горах погаснет солнечный июнь, Заснут во мгле печальные аилы, Молчат цветы, безмолвствуют могилы, И только слышно, как шумит Катунь... Н. Рубцов 1966 5
Г. Гуркин «Вид на Белуху» 1926 г. В ГОРНОЙ ДОЛИНЕ Над горной долиной - мерцанье. Над горной долиной - светло. Как всяких забот отрицанье, В долине почило село. Тюльпаны, тюльпаны, тюльпаны. Не здесь ли разбойник морской Мечтал залечить свои раны, Измученный парусом рваным, Разбоем своим и тоской? Я видел суровые страны, Я видел крушенье и смерть, Слагал я стихи и романы, - Не знал я, где эти тюльпаны, Давно бы решил посмотреть! И только когда вспоминаю Тот край, где родился и рос, Желаю я этому краю, Чтоб было побольше берез... Н. Рубцов 1966 г. 6
Сибирь, как будто не Сибирь! Давно знакомый мир лучистый - Воздушный, солнечный, цветистый, Как мыльный радужный пузырь. А вдруг он лопнет, этот мир? Вот-вот рукою кто-то хлопнет - И он пропал... Но бригадир Сказал уверенно: 'Не лопнет!‘ Как набежавшей тучки тень, Тотчас прошла моя тревога,- На бригадира, как на бога, Смотрел я после целый день... Тележный скрип, грузовики, Река, цветы и запах скотский, Еще бы церковь у реки,- И было б все по-вологодски . Н.Рубцов 1966 г. Г. Гуркин «Альпийский луг» 1937 г. 7
КАРТИНА ЧТО ИЗОБРАЖЕНО СТИХОТВОРЕНИЕ ЖАНР ТЕМА СЮЖЕТ ПРОСТРАНСТВО СВЕТОТЕНЬ ЦВЕТ, КОЛОРИТ ИДЕЯ Линии сравнения произведений 8
КАРТИНА ЧТО ИЗОБРАЖЕНО СТИХОТВОРЕНИЕ пейзаж ЖАНР пейзаж весенняя бурная Катунь ТЕМА весенняя бурная Катунь Среди дремучих лесов и гор течет река Катунь. Образ горной реки Катуни приникнут такой же неукротимой страстью, готовностью преодолеть на своем пути любые препятствия. Она проснулась от глубокой спячки, словно радуется наступлению весны. Катунь шумит бурно, волны плещутся о берег, играя цветами радуги. СЮЖЕТ лирический герой под впечатлением от «свирепой реки», что несется с «рыданием и свистом» углубляется в свои мысли, и перед его мысленным взором пробегают картины, что когда-то видела древняя река и ее берега. Кажется, что до другого берега «рукой подать, но, приглядевшись , понимаешь, что мощь весенней реки ни за что не пропустит слабого человека. Поэтому доступность пространства – иллюзия. Расширение его посредством изображения неба, которое виднеется на заднем плане и создает глубину. ПРОСТРАНСТВО широкое, мощное: от зримых берегов Катуни до «целого мира»
КАРТИНА ЧТО ИЗОБРАЖЕНО СТИХОТВОРЕНИЕ от тенистых участков наш взгляд устремляется на воды реки, сверкающие под лучами солнца и виды противоположного берега, также залитого ярким светом СВЕТОТЕНЬ свет постоянно чередуется с тенью, в зависимости от мыслей лирического героя На переднем плане художник расположил яркие, пестрые, цветы, розовый маральник, темно-зеленые сосны. Земля еще сырая она бледно-фиолетового цвета, покрыта глиной. ЦВЕТ, КОЛОРИТ огненный (тревожный, мрачный) чередуется со светлым Катунь - свидетель былых времен, как бы летописец их, как посланец из прошлого в будущее, живой говорящий символ истории родной земли. Это вечный символ алтайской земли, овеянный мифами и легендами. ИДЕЯ Много поколений прошло по берегам Катуни, много событий она видела, но продолжает нести свои могучие воды и поныне.
Какой везде простор и какая мощь! Это ты, заколдованный, угрюмый, царственный Алтай!.. Это ты окутался туманами, которые как мысли бегут с твоего могучего чела в неведомые страны... Это ты, богатырь, дремлешь веками, сдвинув свои морщинистые брови, и думаешь свои заветные добрые думы... Григорий Чорос-Гуркин . "Алтай и Катунь" «Озеро горных духов. 1910 г.» 11
Говорю вам : - Услышат глухие! Говорю вам : - Прозреют слепые! Н.Рубцов «Весна на берегу Бии» Н. Рубцов 12
Домашнее задание Эссе «Мой Алтай» 13
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по лирике Николая Рубцова. Представление поэта. Технология критического мышления.
Урок литературы "Поэзия Н. Рубцова. Представление поэта" был проведен в 7 классе в 2008 году. Использована технология критического мышления. Занятие было проведено для слушателей курсов "Технология кр...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ «ТИХАЯ ЛИРИКА НИКОЛАЯ РУБЦОВА»
Авторы проекта: Куртасова Т.Е., учитель высшей категории МОУ «СОШ № 42» г. ВоркутыУчастники проекта: обучающиеся 11 класса (2012 год)Форма работы над проектом: групповаяВид проекта: межпредметны...
Литературный проект "Родина и природа в лирике Н. Рубцова"
Литературный проект "Родина и природа в лирике Н. Рубцова"...
Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»
Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...
Лирика Николая Рубцова.
Лирика Николая Рубцова...
"Россия, Русь! Храни себя, храни!" Образ Родины в лирике Н.Рубцова.
Дана технологическая карта урока с приложениями и отзывом на урок....
Презентация Лирика Н. Рубцова
Данная презентация призвана помочь одиннадцатиклассникам проанализировать стихотворения Н. Рубцова....