ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ «ТИХАЯ ЛИРИКА НИКОЛАЯ РУБЦОВА»
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Авторы проекта: Куртасова Т.Е., учитель высшей категории МОУ «СОШ № 42» г. Воркуты
Участники проекта: обучающиеся 11 класса (2012 год)
Форма работы над проектом: групповая
Вид проекта: межпредметный
Цель:
ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством русского поэта-лирика Н.М. Рубцова; сравнение его «тихой лирики» с эстрадной поэзией 60-х годов XXвека и с современной.
Задачи:
Дидактические:
1) обучать учащихся навыкам самостоятельной исследовательской работы, сбору информации, анализу, отбору материала, синтезу и обобщениям, формулировке выводов;
2) учить отличать глубокую настоящую поэзию от мишуры.
Развивающие:
1) развивать художественные и музыкальные способности обучающихся при подготовке к чтению стихов и исполнению песен;
2) развивать навыки разных видов анализа стихотворения.
Воспитательные:
1) воспитывать любовь к Родине, родной природе;
2) формировать чувство прекрасного в природе, поэтическом слове, в жизни.
Проблема:
Могла ли «тихая лирика» Н. Рубцова противостоять яркой эстрадной поэзии Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Р. Рождественского и не утратила ли своей ценности в наши дни?
Обработка информации:
- анализ литературы;
- отбор литературы;
- сравнение и сопоставление фактов поэзии;
- заучивание наизусть;
- аргументирование выводов.
Результаты:
Темы самостоятельных исследований:
1. Доклад «Жизнь поэта». Биография поэта, иллюстрируемая стихами (2 чел.)
2. Доклад «Николай Рубцов в музыке» с приложением диска песен и собственное исполнение.
3. Реферат «Поэтический мир Николая Рубцова».
4. Доклад «Посмертная слава и память о поэте Н. Рубцове» (новые книги).
5 Сообщения по темам:
- «Тихая моя родина…» (чтение и анализ стихотворения, ответы на вопросы):
- «Россия! Русь! Храни себя, храни!..»
- «Н. Рубцов о поэте и поэзии»
- Философская лирика»;
- «Все темы души – это вечные темы».
6. - Сочинение – эссе по стихотворению «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…» (индивидуальное задание).
- Опыт свободного анализа стихотворения «Русский огонек».
- Сочинение эссе по любимым стихотворениям Н. Рубцова (индивидуальное задание).
7. Буклеты со стихами и иллюстрациями к ним.
8. Презентация «Жизнь и судьба Н. Рубцова» (групповая работа).
Временной ресурс –1 месяц.
Презентация: урок (3 часа) по тематическому плану после изучения лирики Е. Евтушенко, Р. Рождественского, А. Вознесенского (может быть открытым уроком или поэтической гостиной с приглашением 10 класса и всех любителей поэзии).
Этапы и сроки реализации проекта:
1. Подготовительный этап.
- Определение цели проекта, тем самостоятельных исследований.
- выявление проблемы
- постановка конкретных задач
- определение возможных форм реализации проекта
- формирование групп для самостоятельных исследований
- консультация учителя.
2. Консультация (через 10 дней).Коррекция. Необходимая помощь учителя в нахождении материала, подготовки самостоятельных исследований.
3. Проверка черновых материаловрефератов, докладов, сочинений. Правка. (через неделю)
4. Проверка правильности оформлениядокладов, рефератов, буклетов, презентации (через неделю).
Ход проведения уроков:
1 урок.
- Доклад «Жизнь и судьба Н. Рубцова»
- Защита реферата «поэтический мир Н. Рубцова»
- Обсуждение, оценки.
2 урок.
1. Сообщение по темам с чтением выбранных стихов:
- «Тихая моя родина…»
- «Россия» Русь! Храни, себя, храни!..»
- «О поэте и поэзии»
- «Философская лирика».
2. Сочинение – эссе (анализы стихов).
3. Дискуссия, обсуждение.
3 урок.
1. Доклад «Н. Рубцов в лирике» с прослушиванием песен и исполнение песен учащимися.
2. Доклад «Посмертная слава и память о поэте Н. Рубцове».
3. Презентация буклетов.
ИТОГ:
обсуждение проблем, дискуссия, оценки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt_po_teme.docx | 19.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ
«ТИХАЯ ЛИРИКА НИКОЛАЯ РУБЦОВА»
Авторы проекта: Куртасова Т.Е., учитель высшей категории МОУ «СОШ № 42» г. Воркуты
Участники проекта: обучающиеся 11 класса (2012 год)
Форма работы над проектом: групповая
Вид проекта: межпредметный
Цель:
ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством русского поэта-лирика Н.М. Рубцова; сравнение его «тихой лирики» с эстрадной поэзией 60-х годов XX века и с современной.
Задачи:
Дидактические:
1) обучать учащихся навыкам самостоятельной исследовательской работы, сбору информации, анализу, отбору материала, синтезу и обобщениям, формулировке выводов;
2) учить отличать глубокую настоящую поэзию от мишуры.
Развивающие:
1) развивать художественные и музыкальные способности обучающихся при подготовке к чтению стихов и исполнению песен;
2) развивать навыки разных видов анализа стихотворения.
Воспитательные:
1) воспитывать любовь к Родине, родной природе;
2) формировать чувство прекрасного в природе, поэтическом слове, в жизни.
Проблема:
Могла ли «тихая лирика» Н. Рубцова противостоять яркой эстрадной поэзии Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Р. Рождественского и не утратила ли своей ценности в наши дни?
Обработка информации:
- анализ литературы;
- отбор литературы;
- сравнение и сопоставление фактов поэзии;
- заучивание наизусть;
- аргументирование выводов.
Результаты:
Темы самостоятельных исследований:
1. Доклад «Жизнь поэта». Биография поэта, иллюстрируемая стихами (2 чел.)
2. Доклад «Николай Рубцов в музыке» с приложением диска песен и собственное исполнение.
3. Реферат «Поэтический мир Николая Рубцова».
4. Доклад «Посмертная слава и память о поэте Н. Рубцове» (новые книги).
5 Сообщения по темам:
- «Тихая моя родина…» (чтение и анализ стихотворения, ответы на вопросы):
- «Россия! Русь! Храни себя, храни!..»
- «Н. Рубцов о поэте и поэзии»
- Философская лирика»;
- «Все темы души – это вечные темы».
6. - Сочинение – эссе по стихотворению «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…» (индивидуальное задание).
- Опыт свободного анализа стихотворения «Русский огонек».
- Сочинение эссе по любимым стихотворениям Н. Рубцова (индивидуальное задание).
7. Буклеты со стихами и иллюстрациями к ним.
8. Презентация «Жизнь и судьба Н. Рубцова» (групповая работа).
Временной ресурс – 1 месяц.
Презентация: урок (3 часа) по тематическому плану после изучения лирики Е. Евтушенко, Р. Рождественского, А. Вознесенского (может быть открытым уроком или поэтической гостиной с приглашением 10 класса и всех любителей поэзии).
Этапы и сроки реализации проекта:
1. Подготовительный этап.
- Определение цели проекта, тем самостоятельных исследований.
- выявление проблемы
- постановка конкретных задач
- определение возможных форм реализации проекта
- формирование групп для самостоятельных исследований
- консультация учителя.
2. Консультация (через 10 дней). Коррекция. Необходимая помощь учителя в нахождении материала, подготовки самостоятельных исследований.
3. Проверка черновых материалов рефератов, докладов, сочинений. Правка. (через неделю)
4. Проверка правильности оформления докладов, рефератов, буклетов, презентации (через неделю).
Ход проведения уроков:
1 урок.
- Доклад «Жизнь и судьба Н. Рубцова»
- Защита реферата «поэтический мир Н. Рубцова»
- Обсуждение, оценки.
2 урок.
1. Сообщение по темам с чтением выбранных стихов:
- «Тихая моя родина…»
- «Россия» Русь! Храни, себя, храни!..»
- «О поэте и поэзии»
- «Философская лирика».
2. Сочинение – эссе (анализы стихов).
3. Дискуссия, обсуждение.
3 урок.
1. Доклад «Н. Рубцов в лирике» с прослушиванием песен и исполнение песен учащимися.
2. Доклад «Посмертная слава и память о поэте Н. Рубцове».
3. Презентация буклетов.
ИТОГ:
обсуждение проблем, дискуссия, оценки.
Ресурсы. Печатные издания.
1. Астафьев В. Гибель Н. Рубцова.//Труд, 2000 г. № 7, стр. 8
2. Волков Б. Н. О народности поэзии Н. Рубцова.//Литература в школе, 1994 г., № 4.
3. Дербина Л., Все возвещало нам горькую драму.//Труд, 1996 г., № 11, стр. 8
4. Зуев Н., Поэзия Н.Рубцова.// Литература в школе, 1997 г., № 7, стр. 60-66
5. Кожинов В., Николай Рубцов, Советская Россия», М., 1976 г.
6. Коняев Н.М., Ангел Родины.// наш современник, 1997 г., № 12, стр. 69-74
7. Коняев Н.М., Путник на краю поля.// Север., 1992г., № 4, стр. 47-60
8. Панина Н., Горит его звезда.// Литература в школе, 1991г., № 3, стр. 93-97
9. Рубцов Н.М., Видения на холме, М., Советская Россия, 1990 г., стр. 82-83
10. Рубцов Н. Стихотворения., Архангельск, 1985 г.
11.Свистунов М., Плач о черном лебеде.// Север, 1991, № 2.
12. Суров М.В., Рубцов. Документы, фотографии, свидетельства., Вологда, 2006 г.
13. Тергаушева О.В., В горнице моей светло.// Литература в школе, 1996 г. № 6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по лирике Николая Рубцова. Представление поэта. Технология критического мышления.
Урок литературы "Поэзия Н. Рубцова. Представление поэта" был проведен в 7 классе в 2008 году. Использована технология критического мышления. Занятие было проведено для слушателей курсов "Технология кр...
Урок литературы в 11 классе. Тема "Тихая лирика" и поэзия Николая Рубцова"
Конспект урока внеклассного чтения, в котором раскрываются особенности различных направлений лирики 50-70-х годов 20 века. Названы представители направления "тихая лирика", выявлены художественные осо...
Презентация к уроку литературы в 11 классе. Тема "Тихая лирика и Николай Рубцов".
Данная презентация является наглядным пособием к конспекту урока "Тихая лирика и Н.Рубцов"....
Литературный проект "Родина и природа в лирике Н. Рубцова"
Литературный проект "Родина и природа в лирике Н. Рубцова"...
Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»
Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...
Лирика Николая Рубцова.
Лирика Николая Рубцова...
Урок литературы по теме "Тихая" родина в творчестве Н.Рубцова"
Конспект урока литературы по теме "Тихая" родина в творчестве Н.Рубцова"...