Урок по лирике Николая Рубцова. Представление поэта. Технология критического мышления.
план-конспект урока (литература, 7 класс) на тему
Урок литературы "Поэзия Н. Рубцова. Представление поэта" был проведен в 7 классе в 2008 году. Использована технология критического мышления. Занятие было проведено для слушателей курсов "Технология критического мышления на уроках русского языка и литературы" Академии постдипломного образования Санкт-Петербурга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Urok_po_lirike_Nikolaya_Rubcova.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по лирике Николая Рубцова. Представление поэта. Технология критического мышления.
1. Вступление.
Мы продолжаем говорить о теме Родины в творчестве российских поэтов. Наверное, нет ни одного поэта, который не писал бы о самом дорогом для каждого человека, - о своей Родине. Каждый поэт пишет о ней по-своему.
- Вспомним, какими строчками рисуют Родину
В.Набоков, А. Галич, В.Высоцкий?
Очень эмоциональная, яркая поэзия, порой на грани срыва.
А поэт Николай Рубцов, с творчеством которого мы сегодня познакомимся на уроке, - представитель другой поэзии». А какой поэзии? На этот вопрос вы и ответите в конце урока.
2. Посмотрите на различные портреты Н.Рубцова.
СЛАЙД №1
- Что вы можете сказать, глядя на портреты, о личности этого человека? Можно ли по ним сказать, что это поэт? Если да, то какие стихи он пишет?
- Вовремя ответа используйте синтаксические конструкции. (1 мин.)
- Сегодня вы и проверите ваши предположения.
Тема урока
3. Слово о Рубцове. Слайд № 2
Талант - всегда чудо. И потому он всегда неожиданный. Жизнь Рубцова, кажется, сделала все, чтобы убить зернышко его дарования. Едва ему исполнилось 5 лет (а родился Рубцов в 1936 г.), как началась война. В 41 погиб отец, вскоре умирает мать. Дальше - детдом, вернее приют в селе Никольском на целых 7 лет.
«Здесь для души моей родина,- напишет позже Н. Рубцов. Потом - Кировский завод в Петербурге (тогда - Ленинграде), затем - Литературный институт.
- Как такая биография может повлиять на творчество поэта? (сиротство, бедность, ненужность, потерянность...). Может быть, это попытка привлечь внимание.
Для какого круга пишет этот поэт? Что это за люди?
«Тихая Родина» - так называется одно из стихотворений Н. Рубцова. Какие ассоциации у вас появляются при слове Родина? Запишите в рабочий лист. Родина тихая.
Определите лексическое значение слова «тихий». Что в вашем понимании означает это слово?
Тихий - слабо звучащий, едва слышный, негромкий, исполненный
тишины, безмолвие, ставший молчаливым, притихший, где нет шума,
большого движения, суеты, нет развлечений (академический словарь русского языка)
- Какой образ Родины может возникнуть для вас в его стихотворении?
- Что можем услышать, увидеть, почувствовать?
- Посмотрите на репродукции картин. Такой вы представляли тихую родину поэта? СЛАЙДЫ № 3-7
- Совпадает или отличается ваше понимание тихой родины от представлений художников?
Работа с текстом. СЛАЙД № 8. Читает автор.
- В рабочую карту запишите впечатления от услышанного стихотворения.
- Какие чувства хотел донести до вас поэт и как он это сделал?
- А с какими образами ассоциирует образ Родины Н. Рубцов? (ивы, луна, соловьи, запах меда, сено, сметана...)
- Посмотрите в свои записи. Совпали ли ваши чувства и представления с чтением самого поэта.
- Почему, рассказывая о Родине, Рубцов рисует картины детства? (Почему так важны слова: «Я ничего не забыл»)
(Из этих воспоминаний складывается чувство родины, и оно неподвластно времени).
- Изменилась ли родина Рубцова за время его отсутствия?
Подтвердите это текстом.
Каково отношение автора к этим изменениям?
- Какое значение имеет настойчивое повторение слов «тихий»,
«тихо».
(Тишина, успокоение - то, чем встречает героя родной край. Здесь все просто, естественно. Любовь к родной земле не требует громких слов...
Это гармония внутренняя, когда задумываешься о чем-то важном, необходимом для себя.
Это интимная поэзия, показывающая личностное отношение автора к тому, о чем он говорит.
- Обратите внимание на знаки препинания. Поэт читал негромко, тихо, а почему же в названии СТОИТ ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК. (О САМОМ ДОРОГОМ НЕЛЬЗЯ КРИЧАТЬ, можно говорить тихо, но очень проникновенно).
Родина.. Отчизна... для каждого из нас это Россия. Но у каждого из нас есть свой уголок, где мы родились. Это наша родина, маленькая. И хоть слово пишется с маленькой буквы, оно для нас не менее значимо. Для Рубцова эта малая родина становится очень большой, значимой.
- Первородство - это место, где ты родился, где рос, где остались
твои корни, куда ты возвращаешься постоянно в мыслях, это
первое ощущение, которое тебя посещает в этой жизни. Это то
место, которое ты сравниваешь в ощущениях жизни. - А сейчас заглянем в мастерскую поэта. Какие средства худ. выразительности использовал Н. Рубцов для того, чтобы выразить свои чувства? СЛАЙД № 9
РЕФЛЕКСИЯ.
Сопоставьте ваше первоначальное представление о поэте Н Рубцове с тем, каким вы увидели его в конце нашего урока.
Ответьте на вопрос: какой можно назвать поэзию И. Рубцова?
- Как вы понимаете значение термина «тихая поэзия» (раздумье о родине, общение с природой, внимательное отношение к дом. животным, людям). СЛАЙД № 10
«Николай Рубцов - долгожданный поэт», - сказал замечательный поэт Глеб Горбовский. И действительно, после шумной, эстрадной поэзии Р. Рождественского, А. Вознесенского, Е.Евтушенко людям захотелось тихих, задушевных строк. В этом вы смогли сегодня убедиться.
Домашнее задание:
1. выучить наизусть понравившееся стихотворение и обосновать свой выбор, в
тетради прокомментировать, как его понял.
2. выучить наизусть понравившееся стихотворение, сделать к нему несколько иллюстраций
3. А вашей жизни есть такой тихий родной уголок? Расскажите о нем.
СЛАЙД11
Рабочий лист
1. Портрет поэта.
Запишите, что вы можете сказать о Н. Рубцове, глядя на его портреты:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Если нужно, используйте синтаксические конструкции:
Острый, пронзительный взгляд; немногословный; внимательный; с чувством собственного достоинства; ранимый, думающий; мечтающий; печальный; углубленный в себя; доброжелательный; ласковая улыбка....
2. Что, по вашему мнению, могло повлиять на его творчество?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Определите значение слова «тихий». Что оно означает в вашем понимании?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Что вы можете услышать, увидеть, почувствовать в стихотворении?
Запишите___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Запишите впечатления от услышанного стихотворения._______________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Подчеркните средства художественной выразительности, которые
использовал поэт для выражения своих чувств.
7. Сопоставьте ваше первоначальное представление о поэте Н Рубцове с
тем, каким вы увидели его в конце нашего урока.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории, обществознания и права через использование технологии критического мышления.
Если мы хотим способствовать развитию личности ученика, то мы должны относиться к нему как к личности, уважать его способность мыслить, а мыслить - значит сомневаться. Критичность мышления является од...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ «ТИХАЯ ЛИРИКА НИКОЛАЯ РУБЦОВА»
Авторы проекта: Куртасова Т.Е., учитель высшей категории МОУ «СОШ № 42» г. ВоркутыУчастники проекта: обучающиеся 11 класса (2012 год)Форма работы над проектом: групповаяВид проекта: межпредметны...
РАЗРАБОТКА УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ И ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ по теме ZODIACSIGNS
Тип урока: урок обобщающего контроля в 7 классе...
Статья "Организация нового образовательного пространства на уроках русского языка и чтения с использованием технологии критического мышления. (Коррекционная школа. Из опыта работы)"
Статья. Организация нового образовательного пространства на уроках русского языка и чтения с использованием технологии критического мышления. (Коррекционная школа. Из опыта работы)...
Конспект урока с применение приёма интеллект-карты по технологии критического мышления
Урок бурятского языка в 9-м классе с применением инновационных методов и приёмов...