Дебаты как форма организации воспитательной работы в современных условиях
статья по теме
Человек может сотрудничать с другими людьми, достичь жизненного успеха, быть счастливым только тогда, когда он обладает развитой коммуникативной культурой или системой знаний, норм и образцов поведения, принятых в обществе, в котором живет и реализует их в деловом общении. Активная подготовка обучающихся к сдаче ЕГЭ ограничивает нас во времени, отводимом на устные ответы, ребята теряют навыки аргументированных устных ответов, не могут реализовать свои знания в деловом и эмоциональном общении. Социологи и психологи отмечают, что сегодня существенно обострились проблемы эмоционального общения людей. Развитие коммуникативной культуры личности в детстве, отрочестве и юности предполагает разработку системы средств, направленных на развитие мышления, речи, социальных установок и коммуникативных умений.
Активное использование техник и методик образовательной программы “Дебаты” в обучении способствует решению обозначенной задачи.
Ценность программы «Дебаты» в том, что она, являясь оригинальной педагогической технологией, может стать средством реализации целей и задач, стоящих перед системой общего, среднего и, частично, высшего профессионального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Дебаты
как форма организации воспитательной работы в современных условиях
Происходящие радикальные социальные, политические и экономические перемены в стране и мире затрагивают и усложняют условия общественной жизни каждого человека, изменяют социокультурную ситуацию, влияющую на становление и развитие личности.
Современную социокультурную ситуацию можно охарактеризовать как завершение перехода от индустриального к постиндустриальному, информационному обществу, что ведет к смене приоритетов и ценностей не только в сфере экономики и политики, но и в сфере культуры и образования. Базовым ресурсом становится информация, что неизбежно приводит к нарастанию ценностного отношения как к самой информации, так и к умениям ее добывать, обрабатывать и использовать.
Человек может сотрудничать с другими людьми, достичь жизненного успеха, быть счастливым только тогда, когда он обладает развитой коммуникативной культурой или системой знаний, норм и образцов поведения, принятых в обществе, в котором живет и реализует их в деловом общении. Активная подготовка обучающихся к сдаче ЕГЭ ограничивает нас во времени, отводимом на устные ответы, ребята теряют навыки аргументированных устных ответов, не могут реализовать свои знания в деловом и эмоциональном общении. Социологи и психологи отмечают, что сегодня существенно обострились проблемы эмоционального общения людей. Развитие коммуникативной культуры личности в детстве, отрочестве и юности предполагает разработку системы средств, направленных на развитие мышления, речи, социальных установок и коммуникативных умений.
Активное использование техник и методик образовательной программы “Дебаты” в обучении способствует решению обозначенной задачи.
В 1999г. группой специалистов Министерства образования РФ была проведена экспертная оценка программы “Дебаты”, по результатам которой был составлен научный отчет. “ Программа дебаты в условиях России является инновационным проектом, цель которого – внедрение новой педагогической технологии развивающего обучения. “Дебаты” представляют собой не просто увлекательную игру, но и эффективное средство развития учащихся, формирование у них качеств, способствующих эффективной деятельности в условиях современного общества; способствуют развитию критического мышления, навыков системного анализа, формулирования собственной позиции, искусства аргументации – тех качеств, которые необходимы каждому человеку в условиях становления рыночной экономики”.
Обратимся для начала к истории дебатов.
Дебаты берут свое начало в Древней Греции, где они были важным элементом демократии. В Афинах граждане спорили о преимуществах и недостатках предлагаемых законов; ученики учились спорить, анализируя проблемы с разных точек зрения, чтобы лучше понять их. В средние века в Европе были распространены диспуты, курсы ораторского мастерства и дебатов. Эта традиция несколько позже получила свое развитие и в системе образования России.
Новый всплеск внимания к дебатам вызвали первые телевизионные дебаты между Джоном Кеннеди и Ричардом Никсоном во время президентских выборов 1960 года в США. В современном обществе дебаты происходят в парламентах и на телеэкранах, в вузах и школах, а зачастую и в повседневной жизни. В данном случае под дебатами понимаются прения — обсуждение вопроса при наличии разных точек зрения, взглядов на него. Такие дебаты, как правило, носят неформальный характер и ведутся без правил. Устранить этот недостаток призваны дебаты, имеющие определенные правила, регламент.
В этом смысле дебаты представляют собой формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников — представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп). Такое определение дебатам дает М.В. Кларин, рассматривая дебаты как один из видов обсуждения, представляющий собой свернутую форму дискуссии.
В настоящее время дебаты широко распространены в школах и университетах всего мира: в Западной и Восточной Европе, США, Японии, Юго-Восточной Азии. Создана Международная образовательная ассоциация «Дебаты». И для многих людей слово «дебаты» стало неразрывно связано с интересной и познавательной интеллектуальной игрой, которая получила особенно широкое распространение с начала 90-х годов.
Ценность программы «Дебаты» в том, что она, являясь оригинальной педагогической технологией, может стать средством реализации целей и задач, стоящих перед системой общего, среднего и, частично, высшего профессионального образования.
Итак, дебаты — это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы для защиты и опровержения предложенного тезиса, чтобы убедить члена жюри (судью) в своей правоте и опыте риторики.
В условиях гимназии искусств, работая на гуманитарном отделении, мы часто в своей работе используем дебаты как форму организации воспитательной работы.
- умение формировать и отстаивать свою позицию;
- ораторское мастерство и умение вести диалог;
- командный дух и лидерские качества.
Данный метод развивает способности и формирует необходимые навыки для ведения диалога, дискуссии:
- развитие критического мышления (рациональное, рефлексивное и творческое мышление, необходимое при формулировании, определении, обосновании и анализе обсуждаемых мыслей и идей);
- развитие коммуникативной культуры, навыков публичного выступления;
- формирование исследовательских навыков (приводимые аргументы требуют доказательства и примеров, для поиска которых необходима работа с источниками информации);
- формирование организационных навыков (подразумеваются не только организацию самого себя, но и излагаемых материалов);
- формирование навыков слушания и ведения записей.
Дебаты — интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения. Наиболее подходит для проведения урочных и внеурочных занятий в старших классах. Требует определенной подготовки от участников и ведущего. Дебаты предусматривают следующую последовательность действий: подготовка к игре, игра, анализ игры.
Условия игры: в игре принимают участие две команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает). Команды в зависимости от формата дебатов состоят из двух или трех игроков (спикеров). Суть игры заключается в том, чтобы убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что ваши аргументы лучше (убедительнее), чем аргументы вашего оппонента.
Хотелось бы конкретнее становиться на этапах игры. Каждый этап дебатов имеет собственную структуру и систему используемых методов и приемов.
I . Подготовка к игре
Подготовка к игре начинается с определения ее темы (тезиса). В «Дебатах» она формулируется в виде утверждения, например: «Технический прогресс ведет к гибели цивилизации». При подборе темы необходимо учитывать требования, согласно которым «хорошая» тема должна:
- провоцировать интерес, затрагивая значимые для дебатеров проблемы;
- быть сбалансированной и давать одинаковые возможности командам в представлении качественных аргументов;
- иметь четкую формулировку;
- стимулировать исследовательскую работу;
- иметь положительную формулировку для утверждающей стороны.
Обобщенно структура подготовительного этапа может быть представлена следующим образом.
Работа с информацией по теме:
- активизация знаний учащихся (мозговой штурм);
- поиск информации с использованием различных источников;
- систематизация полученного материала;
- составление кейсов (системы аргументации) утверждения и отрицания тезиса, подготовка раунда вопросов и т. д.
Формирование общих и специальных умений и навыков:
- формулирование и обоснование аргументов, подпор, поддержек;
- построение стратегии отрицающей стороны;
- умение правильно формулировать вопросы;
- овладение знаниями риторики и логики, применение их на практике;
- овладение навыками эффективной работы в группе, аутотренинга и релаксации.
Итак, на подготовительном этапе учащиеся должны не только глубоко изучить и тщательно проработать содержание предлагаемой для игры темы, но также дать определения каждому понятию в тезисе, составить кейсы (систему аргументов) как для утверждающей, так и для отрицающей стороны, так как жеребьевка команд осуществляется незадолго до начала самой игры. При этом для каждой стороны продумывается стратегия отрицания, то есть составляются контраргументы на возможные аргументы оппонентов, и предлагаются вопросы, которые способствуют обнаружению противоречий в позиции противоположной стороны.
II. Игра
Каждая команда (в составе трех спикеров) имеет возможность брать тайм-ауты между любыми раундами общей продолжительностью 8 минут.
Форма дебатов
У1 — первый спикер команды утверждения;
О1 — первый спикер команды отрицания и т. д.
Каждый спикер во время игры выполняет строго определенные технологией игры роли и функции, причем роли первых спикеров отличаются друг от друга, а роли вторых и третьих совпадают.
За временем на протяжении всей игры следит «тайм-кипер», который предупреждает команды и судей за 2, 1 и 0,5 минуты об окончании времени выступления (подготовки). Для этого он использует карточки с написанным на них временем, которые показывает командам.
Таблица Регламент «Дебатов»
Выступление У1 3 минуты
Вопросы ОЗ к У1 3 минуты
Выступление 01 3 минуты
Вопросы УЗ к 01 3 минуты
Выступление У2 4 минуты
Вопросы 01 к У 2 3 минуты
Выступление 02 4 минуты
Вопросы У1 к 02 3 минуты
Выступление УЗ 3 минуты
Выступление 03 3 минуты
Роли спикеров
Спикер У1:
- представление команды;
- формулировка темы, актуальность;
- определение ключевых понятий, входящих в тему;
- выдвижение критерия (ценность или цель команды);
- представление кейса утверждающей стороны;
- заключение (таким образом... готов ответить на вопросы...).
Спикер 01:
- представление команды;
- формулировка тезиса отрицания;
- принятие определений ключевых понятий;
- атака или принятие критерия оппонентов;
- опровержение позиции утверждения;
- представление кейса отрицающей стороны
Спикер У2
- восстанавливает точку зрения утверждающей стороны с помощью примеров, доказательств;
- приводит новые доказательства;
- подробно развивает утверждающую позицию;
- опровергает утверждающий кейс
- заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды
Спикер О2
- восстанавливает отрицающую позицию используя примеры, доказательства;
- приводит новые доказательства;
- подробно развивает отрицающую позицию;
- продолжает опровергать утверждающий кейс
- заканчивает четкой формулировкой общей линии отрицающей команды
Спикер У3
- ещё раз акцентирует узловые моменты дебатов;
- выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе;
- сосредотачивается на сравнении утверждающих аргументов с отрицающими и объясняет, почему аргументы утверждения более убедительны;
- не приводит новых аргументов;
- завершает линию утверждения (в этой речи может быть меньше доказательств, чем в других)
Спикер О3
- ещё раз акцентирует узловые моменты дебатов;
- выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе;
- сосредотачивается на сравнении отрицающих аргументов с утверждающими и объясняет, почему аргументы отрицания более убедительны;
- не приводит новых аргументов;
- завершает линию отрицания (в этой речи может быть меньше доказательств, чем в других)
Специально выбранные судьи или нейтральная аудитория оценивают выступления команд по выбранным критериям и объявляют победителя.
III. Анализ игры
После завершения «Дебатов» происходит рефлексивный разбор деятельности всех участников. Анализируется подготовка команд к «Дебатам», их способы выдвижения аргументы и ответов на вопросы оппонентов, другие элементы деятельности.
Кодекс чести дебатера включает следующие правила:
• Дебаты должны способствовать тщательному анализу разнообразных проблем, признавая, однако, что уважение к каждому человеку и терпимость – это основные ценности, которые должны быть дороги всем людям.
• Дебаты должны способствовать и воодушевлять на поиск истины, нежели чем простому упражнению в риторике.
• Соревнование и желание победить не должны преобладать над готовностью к пониманию и исследованию обсуждаемых проблем.
• Дебаты должны распространять идеал терпимости к точкам зрения других людей, способствуя поиску общих ценностей, принимая различия, которые существуют между людьми, вовлеченными в дебаты.
Этика дебатера:
• при обсуждении сторон дебатеры должны воздержаться от личных нападок на своих оппонентов;
• дебатеры должны спорить в дружественной манере;
• язык и жесты, используемые дебатерами, должны отражать их уважение к другим;
• дебатеры должны быть честными и точными в полную меру своих познаний, представляя поддержки и информацию. Дебатеры никогда не должны умышленно искажать факты, примеры или мнения;
• дебатеры должны внимательно слушать своих оппонентов и постараться сделать все, чтобы не искажать их слова во время дебатов.
Этика тренера:
• тренеры должны способствовать личному вкладу дебатеров и свободному обмену мнениями при подготовке к дебатам;
• тренеры должны обеспечить дружескую атмосферу для дебатеров и проявлять положительную и стимулирующую ответную реакцию;
• тренеры должны облегчать подготовку к дебатам, но не должны сами придумывать аргументы;
• тренеры должны подчеркивать образовательные, а не соревновательные цели дебатеров;
• отношения между тренерами и дебатерами должны основываться на взаимном доверии
Рефлексия
Проанализируйте свою деятельность по подготовке «Дебатов». Определите наиболее успешные и проблемные этапы их подготовки. Назовите основные трудности и способы, которыми вы их преодолевали. В чем главный образовательный результат на этапе подготовки «Дебатов», полученный каждым из участников этой подготовки? Аналогичным образом выполните анализ проведенных «Дебатов».
возможности методики дебатов с использованием их как элемента урока???
Литература
• Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебное пособие. — М.: Моск. психолого-социальный институт / Флинта, 1997.
• Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. — М.: Вита-Пресс, 1999.
• Гузеев В. В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. — М.: Народное образование, 2001.
• Зайцев В. Н. Практическая дидактика: Учебное пособие. Для пед. специальн. ун-тов и институтов пов. квалиф. работ, образ-я. — М.: Народное образование, 1999.
• Зверева Н. М. Практическая дидактика для учителя: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2001.
• Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — СПб.: КАРО, 2002.
• Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок: Практич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. — Ростов н/Д: ТЦ «Учитель», 2001.
• Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998.
• Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. — М.: Педагогическое общество России, 2001.
• Образовательные технологии (из опыта развития глобального мышления учащихся) / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Е. Б. Спасской. - СПб.: КАРО, 2002. - С. 134-136.
- http://www.uchmet.ru/articles/142051/
- ncc-debate.org›istoriya-debatov/ История дебатов | Искусство полемики
- http://works.tarefer.ru/64/100374/index.html Принципы организации дискуссионных клубов Дебаты в средней школе (на примере гимназии № 63 Санкт-Петербурга)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад "Инновационные формы организации воспитательной работе
"Инновация"- для каждой школы, это свое,что-то новое.. В своем докладе отразила, каккие "инновационные" формы мы применяем в своей работе. Для кого-то этот доклад покажется неинтересным, а кто-т...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/13/picture-1020715-1520950824.jpg)
Статья "Современные формы организации воспитательной работы в группе продленного дня при введении ФГОС".
Задача состоит в том, чтобы не только занять ребенка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать такие мероприятия, которые были бы интенсивны и полезны школьнику, способствовали его интел...
![](/sites/default/files/pictures/2025/01/01/picture-468620-1735707635.jpg)
Выступление на МО классных руководителей "Современный классный час, как форма организации воспитательной работы"
Выступление на МО классных руководителей "Современный классный час, как форма организации воспитательной работы"...
Организация методической работы в современных условиях ограничительного характера
Организация методической работы в современных условиях ограничительного характера.Современные сложные условия требуют новых подходов к организации работы школыРоль методической работы школы возрастает...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/17/picture-1333857-1621234351.jpg)
Статья "Формы организации воспитательной работы в дополнительном образовании"
Текущий год принёс новый опыт в развитие коммуникативных навыков учащихся. Массовые мероприятия были запрещены, и внеучебная жизнь отделения дополнительного образования детей протекала в онлайн-формат...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/19/picture-349823-1597851094.jpg)
«Активные формы организации воспитательной работы в классном коллективе по формированию неприятия алкоголя, табака, наркотических средств и психотропных веществ»
«Болезнь легче предупредить, чем лечить» - это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о вредных привычках молодежи (табакокурение, токсикома...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/16/picture-1538175-1729067671.jpg)
Формы организации воспитательной работы по гражданско- патриотическому и духовно- нравственному развитию учащихся
Формы организации воспитательной работы по гражданско- патриотическому и духовно- нравственному развитию учащихся p { line-height: 120%; text-align: left; orphans: 2; widows: 2; margin-bottom: 0.25...