Статья "Формы организации воспитательной работы в дополнительном образовании"
статья
Текущий год принёс новый опыт в развитие коммуникативных навыков учащихся. Массовые мероприятия были запрещены, и внеучебная жизнь отделения дополнительного образования детей протекала в онлайн-формате. Учащиеся с энтузиазмом подключились к созданию видеороликов того или иного мероприятия, конкурсных выступлений, проектов. С согласия родителей через группы и интернет-сообщества была организована связь с родительской общественностью, социальными партнёрами школы, что способствовало развитию творческих и информационно-коммуникативных навыков учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Формы организации воспитательной работы в дополнительном образовании" | 23.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Исаченко Д.А., педагог дополнительного
образования школы № 413 Санкт-Петербурга
Формы организации воспитательной работы в допобразовании
В 2020 году я вернулась в школу, которую окончила 10 лет назад, в качестве педагога. Многое изменилось за это время, но традиции педагогического сопровождения каждого ученика живы. В выстраивании стратегии решения воспитательных задач педагоги школы руководствуются следующим положением: «Каждый ребёнок может делать что-то лучше других. Задача школы – обеспечить каждому достаточно широкое «поле достижений» (О.Е. Лебедев)
Стандарт общего образования в качестве основных результатов образования выдвигает личностные результаты и устанавливает к ним следующие требования:
• готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
• сформированность мотивации к обучению и познанию,
• ценностно-смысловые установки учащихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции,
• социальные компетенции,
• личностные качества;
• сформированность основ гражданской идентичности.
То есть на первых позициях оказывается воспитательная составляющая образования. Этим же объясняется расстановка в стандартах нового поколения универсальных учебных действий, формируемых школой в результате освоения образовательных программ (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные). Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения, а также - ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Следуя логике, нужно согласиться с тем, что если не будет сформирована у учащихся система ценностных ориентиров, среди которых и ценность образования, семьи, страны, в которой родился и живёшь, то не будет и мотивации к познанию, саморегуляции и стремления реализовать себя в обществе. Данная позиция стала концептуальной в организации воспитательной работы в дополнительном образовании. Педагогами отделения дополнительного образования школы разработана модель организации и фиксации результатов воспитательной работы, представленная в данной таблице.
Формы организации воспитательной работы в допобразовании | ||||||||
Занятия по программам дополнительного образования социально-педагогической направленности: «Я познаю мир» (проектная деятельность), «Школа лидера» (РДШ, волонтёрство), «Школьный пресс-центр» (выпуск школьной печатной газеты), «Волшебное перо» (юные корреспонденты) | Проектная деятельность учащихся (учебные и социальные проекты представляются учащимися на общешкольной научно-практической конференции в конце учебного года. | Самоуправление детей, социально-полезные практики, волонтерство | Ценностно-ориентированная деятельность учащихся начальной школы, занятых в творческих объединениях отделения дополнительного образования: участие в подготовке школьных праздниках | Занятость в дискуссионном клубе «Познай себя», досуговом клубе «Эврика», ШСК | ||||
Формы фиксации результатов воспитательной работы | ||||||||
Педагогическая диагностика безбалльного оценивания: педагогические наблюдения, карты динамики успешности учащихся, их эмоционального состояния | По критериям, разработанным педагогами школы, оценки проектов в баллах во время защиты проектов на научно-практической конференции | Педагогическая диагностика, фиксирующая активность учащихся (педагоги дополнительного образования и классные руководители) | Сводные таблицы результатов участия детей в мероприятиях, электронные портфолио, защита портфолио | Фиксация результатов социализации учащихся начальной школы, занимающихся по комплексной программе «Шаг за шагом» |
Научное общество старшеклассников – один из социальных проектов школы. Он основан на интересе учащихся к исследовательской деятельности и их стремлении к самореализации. Научное общество учеников старших классов является органом, организующим исследовательскую деятельность учащихся, позволяющим максимально вовлечь их в проектно-исследовательскую деятельность.
Председатель и члены секретариата НОС избираются из числа учащихся 8-11 классов общим голосованием. Задачи, решаемые научным обществом: вовлечение учащихся в активную образовательную деятельность, повышение мотивации к обучению, социализация личности школьника, выработка у учащихся навыков практической деятельности, формирование жизненных установок и ценностных ориентаций у старшеклассников.
Основы управления обществом:
- любой ученик 8-11 классов школы может вступить в члены школьного научного общества старшеклассников (НОС),
- председатель общества и его сопредседатели имеют право принимать участие в заседаниях Методического совета школы по вопросам проектной деятельности педагогов и учеников,
- члены Общества могут вносить предложения по изменению, совершенствованию системы исследовательской деятельности учащихся,
- члены Общества на выборной основе имеют право принять участие в оценивании проектов и исследовательских работ.
Для удовлетворения различных интересов и наклонностей старших школьников созданы клубы различной направленности и решаемых воспитательных задач:
- познавательной – «Интеллектуальные игры»,
- коммуникативной – «Дискуссионный клуб»,
- культурологической – «Эврика».
Клубная форма работы со старшеклассниками – самая приемлемая и понятная для подростков. Клуб – одна из самых распространённых форм социализации молодёжи сегодня.
Эстетическое восприятие действительности во всех её проявлениях является одним из путей самосознания, органической частью мировосприятия, свойственного гармонически развитому человеку, духовный облик которого закладывается в школе.
В рамках программы духовно-нравственного воспитания досуговый клуб «Эврика» (внутришкольный педагогический проект) занимает особое место. Сегодня все мы, педагоги, понимаем, что приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности – одна из главных задач воспитательной деятельности школы.
Развитие чувственной сферы молодого поколения, воспитание эстетического вкуса, умения понимать и ценить произведения искусства – задачи, решаемые клубом. «Эврика».
Клуб привлекает школьников старших классов тем, что в своей деятельности сочетает три основных потребности человека:
- потребность в общении,
- потребность в присвоении (потреблении) эстетических ценностей,
- потребность в деятельности, творчестве по законам красоты.
Работа клуба продолжает развитие компетенций учащизся, полученных на уроках по предметам художественного цикла: литература, музыка, изобразительное искусство, а также на уроках истории, истории и культуры Санкт-Петербурга, МХК, элективных курсов по этике и эстетике. Управление работой клуба: 1) работа в клубе строится по 4 секциям: научно-исследовательской, художественной, оформительской, внешних связей, 2) на заседаниях секций происходит поиск и обсуждение идей и планов работы клуба, 3) с этими идеями председатели секций выходят в Совет клуба, где выбирается самая интересная идея-проект, 4) эта идея возвращается в секции, где начинается её разработка.
Научно-исследовательская секция разрабатывает различные гипотезы идеи, собирает материал по теме, художественная секция обрабатывает материал с точки зрения эстетических знаний и впечатлений, оформительская секция занимается рекламой проекта, готовит атрибуты, реквизит и интерьер к презентации идеи-проекта, секция внешних связей приглашает гостей на открытое заседание клуба, решает вопросы с администрацией школы, обеспечивает хозяйственное оснащение дела, презентация проекта происходит на открытом заседании клуба один раз в четверть.
Работа клуба способствует: социальной самоидентификации обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности; формированию у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе; формированию позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации; приобщению обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, привитию навыков культурно организованного досуга.
Текущий год принёс новый опыт в развитие коммуникативных навыков учащихся. Массовые мероприятия были запрещены, и внеучебная жизнь отделения дополнительного образования детей протекала в онлайн-формате. Учащиеся с энтузиазмом подключились к созданию видеороликов того или иного мероприятия, конкурсных выступлений, проектов. С согласия родителей через группы и интернет-сообщества была организована связь с родительской общественностью, социальными партнёрами школы, что способствовало развитию творческих и информационно-коммуникативных навыков учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная работа педагога дополнительного образования как средство сохранности контингента воспитанников в детских объединениях.
доклад на городском методобъединении...
Содержание воспитательной работы педагога дополнительного образования.
Содержание воспитательной работы педагога дополнительного образования....
Методическая подборка "Воспитательная работа педагога дополнительного образования детей"
Цель данного методического пособия – научить педагогов дополнительного образования детей правильно планировать воспитательную работу в объединении УДОД с учетом инновационного подхода к воспитан...
Обобщение опыта воспитательной работы педагога дополнительного образования
Воспитательная работа среди обучающихся является одним из приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений. Народная мудрость гласит: «Самое лучшее наследство – воспитанность». Н...
Специфика организации досуговой работы в дополнительном образовании
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ «Специфика организации досуговой работы в дополнительном образовании. Деятельность объединения Школы аниматоров «Оранжевое настроение» Е.Г. Фомичева, пе...
Годовой цикл учебно-воспитательной работы учреждения дополнительного образования
В работе раскрываются основные этапы и направления учебно-воспитательной работы в учреждении дополнительного образования....