В круге жизни.
методическая разработка по теме
Программа кружка «В круге жизни» для школы является актуальной, т.к. в школе имеется этнографический музей «Русская изба», который включён в реестр музеев Пермского края и периодически проходит переаттестацию. Этнографический музей «Русская изба» появился в школе вследствии работы школы по программе «Формирование духовно – нравственных качеств учащихся на основе русских народных традиций», защищённой на научном совете ПОИПКРО и реализуемой совместно с Центром этнопедагогики и развития народов Прикамья. С тех пор, на протяжении многих лет в музее проводятся разные мероприятия, направленные на возрождение и сохранение русской культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_kruge_zhizni1.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Суксунская средняя общеобразовательная школа №2»
Утверждаю: Рекомендовано к реализации:
Директор МДОУ МС МОУ «Суксунская СОШ №2»
«Дом детского творчества» «___» ____________2013г.
_______/Шляхтина Н.Г./
«____»__________2013г. Протокол №____
Программа кружка по этнопедагогике
«В круге жизни»
(программа рассчитана на возраст детей 2-15 лет, срок реализации 3 года)
Автор программы:
Пономарёва Г.П.,
Руководитель этнографического
музея «Русская изба»
Суксун, 2013г.
Пояснительная записка
Программа кружка «В круге жизни» для школы является актуальной, т.к. в школе имеется этнографический музей «Русская изба», который включён в реестр музеев Пермского края и периодически проходит переаттестацию. Этнографический музей «Русская изба» появился в школе вследствии работы школы по программе «Формирование духовно – нравственных качеств учащихся на основе русских народных традиций», защищённой на научном совете ПОИПКРО и реализуемой совместно с Центром этнопедагогики и развития народов Прикамья. С тех пор, на протяжении многих лет в музее проводятся разные мероприятия, направленные на возрождение и сохранение русской культуры.
Этнопедагогика – тема актуальная, т.к. время сейчас сложное – много перемен. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на компьютерную технику. А ведь ребёнок «с молоком матери» впитывал культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, разные поделки декоративно-прикладного характера. Так вот всё это и нужно продолжать в детском саду и школе. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может успешно решаться без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Эту проблему можно в школе решать через многие формы работы, в том числе и через использование потенциала школьного этнографического музея.
На базе музея реализовывались разные программы, например, программы «Истоки», неоднократно работал летний лагерь по сбору и обработке этнографического материала. Создана достаточно богатая база музея: экспонаты, сценарии мероприятий, подбор литературы по этнопедагогике. Воссоздан интерьер крестьянской избы.
Название «В круге жизни» означает, что жизнь простого народа шла по кругу – сезонная работа, по окончании работы проводились народные гуляния и праздники. Причём, в них участвовали как взрослые, так и дети. Дети ждали эти праздники, помогали взрослым, соблюдали традиции народа. Так жизнь шла по кругу. Круг мог быть календарный год и все трудовые дела и праздники года. Но круг мог быть и другой: рождение – детство - юность –создание семьи и почитание традиций – рождение и воспитание детей – старость и почитание старости – уход в мир иной – продолжение жизни….Т.е. всё идёт по кругу.
Первый год работы по программе рассчитан на проведение основных календарных обрядовых праздников русского народа. Подготовку сценариев и проведение праздников будут осуществлять обучающиеся – кружковцы в возрасте 13-14 лет (7 класс), а направлены мероприятия на широкий круг обучающихся 8-15 лет (2-8 классы). Особенность данного возраста кружковцев в том, что им интересно самим подбирать сценарии, готовить костюмы, проводить праздники. Дети данного возраста инициативны и не связаны усиленной подготовкой к ГИА или ЕГЭ. Кружковцы готовят мероприятия группами, на каждую группу приходится подготовить и провести два мероприятия по календарным народным праздникам.
Цель:
привлечение широкого круга обучающихся к культуре и традициям русского народа через вовлечение их в участие в календарных народных праздниках.
Задачи:
- обучающая – развитие познавательного интереса к русскому фольклору (сказкам, частушкам, прибауткам, загадкам, скороговоркам и т.д.);
- воспитательная - формирование гордости за богатую культуру русского народа, параллельно вести воспитание толерантности – уважения к культуре других народов – татар и марийцев;
- развивающая – развитие каких качеств личности, как патриотизм, нравственность, уважение традиций русского народа.
Стабильная группа детей (12-15) будет работать по реализации программы «В круге жизни» три года. Проводимые кружковцами праздники планируется частично менять. Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с календарными обрядовыми праздниками. Например, в первый год в сентябре пройдут Капустные вечёрки, во второй год – Яблоневый спас, в третий год – Воздвиженье и т.д. Таким образом, кружковцы расширят круг познания и целевая аудитория – обучающиеся 2-8 классов также будут иметь возможность знать разные народные праздники. Таким образом, программа имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей.
Отличительная особенность данной программы состоит в том, что дети работают по ней в течение трёх лет, подготовка и проведение народных праздников дают возможность глубже познакомиться с культурой русского народа, ведь подготовленные детьми разные сезонные народные праздники не исключают, а дополняют друг друга. Например, весенние праздники «Сороки», «Евдокия – весновка», «Грачевник» все знакомят ребёнка с основами русской народной культуры.
Число занятий в неделю – один раз по 2 часа (подготовка сценария, репетиции, выбор костюмов и реквизита, проведение мероприятий, сбор экспонатов для выставок, оформление выставок, уборка в «Русской избе», подготовка экспонатов на выездные мероприятия и т.д.). Число занятий в год – 34. Но данные цифры могут варьировать в сторону увеличения, т.к. мероприятия по народной культуре проводятся не с целой параллелью учащихся, а с каждым классом по отдельности по причине малой вместимости обучающихся в «Русскую избу».
Основная идея программы: участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить, как жили люди на Руси. Дети шире и глубже знакомятся с жизнью и бытом русского народа, учатся чтить и ценить традиции, столетиями накопленные русским народом.
Форма подведения итогов по усвоению программы – диагностическое обследование детей по контрольным тестам и индивидуальные беседы.
Предполагаемый результат
-появление устойчивого интереса у детей (кружковцев и целевой группы) к истории и культуре русского народа;
- знание детьми календарных народных праздников;
- приобретение детьми практических умений по разработке и проведению народных праздников.
Учебно – тематический план
Тема | Количество часов | Из них | |||
теория | практика | ||||
аудиторная | внеауд. | аудиторная | внеауд. | ||
Введение в программу | 1 | 1 | |||
Календарные праздники | 29 | 11 | 15 | 3 | |
Выставки | 13 | 3 | 4 | 6 | |
Экскурсии | 12 | 3 | 3 | 6 | |
Работа с экспонатами (поиск, описание, присвоение номеров, реставрация) | 13 | 3 | 10 | ||
68 | 20 | 48 |
Количество аудиторных занятий 69%, это объясняется особенностью программы, где используется основная педтехнология – этнотеатрализация, а её лучше проводить в аудитории. Также выставки вне аудитории проводить нецелесообразно.
Календарный план проведения ключевых мероприятий
Дата | Мероприятие | Целевая аудитория | Ответственные |
23-29 сентября | Фольклорный праздник «Осенины» | 2 классы | Кудашева Т.А. |
7 – 11 октября | Праздник Покрова «Не скучай народ – заводи хоровод» | 3 классы | Матвеева О.А. |
18 -22 ноября | Выставка, совместно с районным краеведческим музеем | Открытие – 7 классы | Пономарёва Г.П. |
2- 6 декабря | Екатеринин день. Первые гонки на санках | 1 классы | Китаева О.П. |
13- 17 января | Посиделки «Раз в Крещенский вечерок девушки гадали» | 7, 8 классы | Ипатова Г.В. |
10- 14 февраля | Обзорная экскурсия в музее «Русская изба» | Детские сады | Пономарёва Г.П. |
март | Фольклорный праздник «Как на масленой неделе» | 4 классы | Пермякова Е.В. |
Апрель | Выставка работ учащихся с уроков ИЗО, обслуживающего и технического труд; объединений ДДТ | 6 классы | Матвеева Н.И. Хрусь А.В. Таипова Г.С. |
Пасха | «Пасха – праздник светлого Христова воскресения» | 5 классы | Цепилова Л.М. |
Содержание программы
Во введении в программу поясняется цель, задачи работы, дети мотивируются на предстоящую деятельность, знакомятся с режимом работы кружка. В теме «Календарные праздники» сообщается, какие будут проводиться праздники, дети сформируют группы по подготовке. В теме «Выставки» коллегиально решить с детьми, какую тематику выставок выбрать, выйти на социальное партнёрство с Суксунским историко – краеведческим музеем и школьным кабинетом обслуживающего труда. В теме «Экскурсии» продумать игры – гонки на санках, разработать правила техники безопасности. Экскурсию для детских садов сделать практико-ориентированной, чтобы вызвать неподдельный интерес дошкольников. Работа с экспонатами - поиск, описание, присвоение номеров, реставрация – это текущая, но очень важная работа, будет проводится в свободное от выступлений время.
Содержание программы отвечает календарно – тематическому планированию.
Методическое обеспечение программы
Для реализации программы есть средства:
- кадровые - руководитель школьного музея стоял у истоков создания данного музея, курировал его работу на протяжении двух десятков лет. С 2-11г. руководитель школьного музея является ещё председателем РОО «Русскиц центр». Вывод: опыт работы достаточный для продуктивного функционирования музея по программе «В круге жизни»;
- в музее создан интерьер настоящей Русской избы, форд музея богатый, насчитывает… экспонатов, имеется подборка сценариев мероприятий, вся документация музея находится в порядке,
- музей является любимым местом посещение, особенно младших школьников, там проводятся уроки литературы, окружающего мира, классные часы, чаепития.
- для детей проводятся мероприятия в такой форме, которая им интересна и соответствует их возрасту;
- формы мероприятий выбираются активные , с множеством старинных забытых игр, загадками, инсценировкой сказок.
Работают дети небольшими группами по 3-4 человека, какая работа более продуктивная.
Список литературы
1. Борисов Н.С., Драннишников В.И., Иванов П.В., Кацюба Д.В. Методика историко-краеведческой работы в школе [Текст] / под ред. Борисова Н.С. - М.: Просвещение, 1982. - 174с.
2. Буланый И.Т., Явтушенко И.Г. Музей на общественных началах [Текст] / авт. вступ. ст. Буланый И.Т. - М.: Профиздат, 1985. - 196с.
3. Ванслова Е.Г. Модель развития музейной педагогики в регионе [Текст] / Ванслова Е.Г. // Внешкольник, - 1999. - №7-8. - С. 15-16.
4. Ванслова Е.Г., Ломунова А.К., Павлюченко Э.А. Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриновой Т.А., - М.: Просвещение, 1985. - 113с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образ круга и его роль в рассказе В.Набокова «Круг»
Анализ художественного текста «вслед за автором», работа в группах. Урок формирует навыки рефлексивного характера, развивает умение видеть особенности хуложественной манеры автора. Рекомендуется...
«Педагогическая разработка» В семейном кругу мы жизнь создаем?
Данный урок можно провести с учащимися 5 класса. Он рассчитан на 1 час.(Основы религиозной этики и культуры) Цели:· образовательная: зна...
«Педагогическая разработка» В семейном кругу мы жизнь создаем?
Данный урок можно провести с учащимися 5 класса. Он рассчитан на 1 час.(Основы религиозной этики) Цели:· образовательная: знакомство с семьёй ...
"9 кругов ада по Данте" Путеводитель по кругам ада из «Божественной комедии» Данте Алигьери.
«Божественная комедия» (итал. La Commedia, позже La Divina Commedia) — поэма, написанная Данте Алигьери в период с 1307 по 1321 годы и дающая наиболее широкий синтез средневековой культ...
Конспект урока по теме"Круг. Площадь круга"
Данный урок является 2 уроком по данной теме и имеет ряд прикладных задач для закрепления материала....
"Круг жизни"- конспект вводного урока .
Рассмотреть сложнейшие мировозренческие модели и традиционные представления о мироздании, месте и назначении в нём человека, помогают педагогу доступные примеры – сказки, игры, песни, хоро...
Круг жизни
-Основная проблема – в том, что этнокультурное многообразие северных районов Омской области (в том числе «острова» поселений белорусов, латышей, эстонцев, немцев) и уникальный опыт земледельческого ос...