"Круг жизни"- конспект вводного урока .
план-конспект по теме

Руннова Ирина Борисовна

Рассмотреть сложнейшие мировозренческие  модели и традиционные представления о мироздании, месте и назначении в нём человека, помогают педагогу  доступные примеры – сказки, игры, песни, хороводы, изобразительные мотивы народной культуры, несущие в себе определённое духовно-нравственное начало. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krug_zhizni-vvodnyy_urok.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       «Круг жизни»

       

                              Вводный урок

 к подпрограмме «Традиционная русская празднично-обрядовая культура» комплексной образовательной программы «Живая вода».

Составитель: педагог дополнительного образования, художественный руководитель фольклорной студии «Жаворонок» И.Б. Руннова.

Цель: создать благоприятные условия  для возникновения интереса к изучению обычаев, обрядов и праздников русского народа.

Задачи: - заинтересовать  ребенка, привлекая его к участию  в  играх;

                 - обучить культуре общения, на примере народных традиций.

 

Здравствуйте ребята! Меня зовут - Ирина Борисовна, но сегодня я буду Вашей «хороводницей», так в давние времена на Руси называли женщин знающих обычаи, обряды и праздники, традиционные игры, песни и танцы и умеющих  поделиться этими знаниями  со всеми кто этого хочет.

Я очень рада нашей встрече  и мечтаю поделиться с Вами радостью творчества, пригласив Вас в свой необыкновенно интересный мир – мир русской традиционной культуры. А для того чтобы это произошло и Вы почуствовали себя частью этого мира - мы с Вами немного внешне преобразимся: девочки наденут повязки на головы – это элемент русской одежды, такие повязки маленькие девочки одевали только по праздникам , а у нас ведь с вами сегодня праздник. Мальчики- картузы, мужские головные уборы.

Как же вы все замечательно выглядите! Пожалуйста, проходите и садитесь на деревянную лавку.

А теперь мы с Вами чуть-чуть поближе познакомимся.  Посмотрите,  какой необыкновенный мячик у меня в руках.

Скажите, пожалуйста, из какого материала изготовлен мячик?

Дети отвечают: из ткани.

-Правильно, из тканых лоскуточков. С помощью этого мячика и музыкальной игры мы будем знакомиться. Я буду «пропевать» вопрос и бросать мячик кому- то одному в руки, а в ответ он пропоёт своё имя  и вернёт  мячик мне - так мы и познакомимся.

-Как тебя зовут?

-Машенька, Сашенька, Ванечка…..  

Педагог проводит игру-«знакомство».

Вы заметили, как необыкновенно и интересно произошло наше знакомство!

 

Обратите внимание на сооружение, которое стоит в центре нашего класса - не напоминает - ли оно Вам человека? Да, конечно - эта фигура символическое изображение традиционного мира русского человека.

Основой его является деревянный крест, который мы украсили разными бытовыми предметами: ткаными половиками и поясами, рушниками с вышивкой, деревянными ложками и посудой – котелком. Это изображение - большая кукла. В народе она называлась - «Крестец».

Сегодня мы с Вами, через знакомство с разными традиционными   куклами, познакомимся с «кругом жизни русского человека».

Узнаем, как люди раньше жили, как они одевались, чем занимались.

Скажите мне, пожалуйста, ведь наверняка вы все играли в «дочки-матери»?

Сейчас можно купить очень красивых кукол в магазинах: Барби, Сэнди, Кена и разыгрывать с ними целые сцены из жизни людей. А сама игра эта - очень древняя, и в  давние времена, когда ещё не было магазинов, люди всё делали своими руками - даже кукол. Сейчас мы с вами изготовим такую куклу, называется она - «пеленашка». Для этого нам понадобится любое светлое полотно, вот у нас, например, есть рушник - из него мы изготовим основу

- тельце нашей куклы. Помогите мне свернуть рушник в рулончик (в помощницы выбирается одна девочка). Теперь надо покрыть ей головку платочком - вот видите, уже и личико появилось. Вот так запеленаем нашу куколку в платок.

Сверху обязательно перевяжем тканым поясом с орнаментом.

Пояс, в одежде русского человека играл очень важную роль «оберега».

Его носили и дети, и взрослые – всю жизнь. Когда мы завязываем пояс, мы «замыкаем» себя в круг и тем самым огораживаем от любой неприятности. Вот  поэтому мы и завязали на нашей кукле «пеленашке» пояс- «оберег». Если Вы посмотрите внимательно на мой костюм, то увидите, что у меня тоже есть пояс. Современное выражение «совсем распоясался», пришло к нам из тех, давних времён, и означает оно, что человек ведёт себя не очень достойно. Ой, ребята, а Вы- то у меня, почему распоясанные ходите?

Сейчас я выдам Вам пояса, и мы вместе научимся их правильно завязывать.

( дети завязывают пояса)

Как мы назовём свою куклу «пеленашку»? ( Дети вместе придумывают имя) Она совсем маленькая и наверняка хочет спать. Сейчас мы все вместе разучим колыбельную песню. Я буду петь, а Вы - обязательно будете мне подпевать. (Разучивание и исполнение любой несложной в исполнении колыбельной песни). Девочки, укачивая под песню, передают куклу друг другу, потом укладывают её в люльку.

«Колыбельная песня»

Котя, котенька, коток

                                  Баю, бай.

Котя, серенький хвосток.

                                  Баю, бай.

Приди котя ночевать.

                                  Баю, бай.

Мою деточку качать.

                                  Баю, бай.

Кажется, уснул наш малыш!?

Семьи раньше были большие. У нашего малыша есть мама и папа, брат и две сестры. Знакомьтесь – Марфа Петровна и Тимофей Васильевич, Ванечка и Глашенька.

 (Педагог достаёт из «кузовка» кукол,  изготовленных на основе Орловской сшивной куклы, раздаёт кукол детям , рассказывая об особенностях одежды, попеременно вызывая детей с куклами в руках).

Обратите внимание на то, как они по-разному одеты. У Марфы Петровны: рубашка, сарафан с передником, пояс, на голове обязательно - головной убор «сборник» и платок. Русской женщине не позволительно было ходить с непокрытой головой. Считалось, что к волосам может прицепиться любая «нечистая сила» и поэтому женщины всегда их  закрывали.

На Тимофее Васильевиче: рубашка с поясом, штаны и лапти. Изготовлением лаптей (из бересты) традиционно занимались мужчины и мальчиков учили этому с детства. Так же мужчины занимались работой в поле: пахали и сеяли, в лесу рубили дрова и были главными защитниками в доме. Женщины традиционно собирали урожай в поле, занимались домашней работой и воспитывали детей.

Ванечка и Глашенька, братец с сестричкой,  тоже очень хотят с Вами познакомиться, и рассказать о том, как они поживают. До определённого возраста, в русских семьях мальчиков и девочек  воспитывали и даже одевали одинаково - в рубашечки ниже колен, с поясочком. Даже причёски у маленьких детей были одинаковые – «простоволосые», им  не стригли волосы, посмотрите, как у нашей Глашеньки. Ванечка немного постарше и поэтому он надел  штанишки,  лапти, шапочку, и его уже постригли.

После первого пострига, отец обязательно сажал сына первый раз на коня, и давал ему в руки плётку- это означало, что ребёнок подрос и теперь его можно воспитывать как мужчину.

Существовал обряд «перехода» - посвящения в девочки. Ей обязательно заплетали косу  и вплетали в неё  цветную ленту. Потом ставили девочку на лавку, по которой она должна была пройти несколько раз «туда-сюда», а потом  прыгнуть в сарафан, после чего в руки ей обязательно давали веретено - чтобы она начинала учиться прясть и ткать, то есть выполнять женскую работу. Давайте вместе проделаем это с Глашенькой - она как раз достигла определённого возраста (1 девочка  заплетает кукле косу вместе с педагогом  , одна  - водит по лавочке, 2 девочки  держат сарафан).

Когда приходило лето и на улице становилось тепло, дети собирались вместе и играли в разные игры, которые помогали им в приобретении жизненных навыков: смелости, ловкости, и даже умению с достоинством проигрывать - ведь в игре всегда есть победитель и проигравший. Ванечка хочет научить Вас играть в замечательную игру - называется она «Бода-болобода», пожалуй, я помогу ему в этом. Игра эта не простая – она музыкальная, для того чтобы в неё сыграть нам придётся выучить слова и мелодию.

Игровая песня «Бода-болобода».

Бода, бода, болобода, сидит жабка у болота,

Выпучив глаза, сидит, громко – громко говорит:

«Квак-квак, квак-квак-квак – а я делаю вот так!

Правила игры:

Дети поют и ходят по кругу, в середине сидит «водящий» изображающий лягушку, который в конце игры показывает «фигуру» которую все играющие должны повторить.

Вечером, когда вся семья собралась дома, с гуляния вернулась старшая сестра Маруся (педагог достаёт из «кузовка»  куклу, изготовленную по принципу Владимирского «перевёртыша»). Посмотрите, как интересно она одета: у неё красная лента в косе - это означает, что она взрослая девушка и достигла того возраста, когда её уже можно сватать и выдавать замуж.

Кроме этого, у неё на голове высокая повязка- это означает, что её уже «просватали» и у неё есть жених и скоро состоится свадьба. Свадьбы в России раньше играли всегда осенью. Почему? Да потому, что весной и летом занимались работами в поле: пахали, сеяли, выращивали урожай.

А вот осенью, когда урожай весь собран, закрома полны хлеба, начинался  свадебный период. Наступит осень и наша Маруся выйдет замуж – станет она замужней женщиной – «молодухой» (педагог переворачивает куклу на другую сторону).

Через какое то время появится у Маруси ребёночек. Такую куклу называли «перевёртыш».

 

Вообще русские люди жили по солнечному календарю и очень зависели от природы. А солнце, какой формы?– Правильно  «круглое»! Вот и хороводные игры все заводили по «солнцу», по кругу. Очень мне хочется познакомить Вас с такой игрой, называется она - «Варварушка»

Игровая песня «Варварушка».

Варвара, Варвара, по улице бегала.

Потеряла платок, золотой лоскуток!

Правила игры:

Дети поют, и  ходят  по кругу. За кругом, в другую сторону, с платочком в руке, движется «водящий». На последние слова песни он должен платочком «разбить» руки двум ребятам из круга, которым необходимо побежать вдоль круга в разные стороны. Выигрывает  тот ребёнок,  который первым добежит до «водящего»  и  выхватит  у него платочек.

Ребята! Мне так приятно, что игры Вам понравились!

Должна сознаться, что, не смотря на то, что я взрослый человек – сама в них всегда играю с удовольствием. Но, к сожалению, время нашего занятия подходит к концу. Давайте вместе вспомним, что же интересного Вы сегодня узнали:

- научились изготавливать куклу «пеленашку»- не трудно сделать такую

  куклу самостоятельно;

- через знакомство с разными традиционными куклами узнали некоторые семейные традиции и обряды русской семьи;

- разучили музыкальные народные игры - думаю, что сможете сами в них

  играть даже без моей помощи.

На занятии мы увидели «круг жизни русского человека».  От несмышлёныша «пеленашки»  – к девочке и мальчику,  от девушки – к  взрослой женщине с малышом на руках.  Узнали, как жили русские люди, как они одевались и чем занимались.

Мне было с Вами очень интересно - надеюсь, что и Вам тоже!

Вы - добрые, любознательные и умные ребята!

На память хочу сделать Вам небольшие подарки. Вот таких куколок называли «берегинями». Русские женщины верили, что кукла без лица впитывает все неприятности и болезни и тем самым оберегает от этих проблем их  детей.

Этих куколок я изготовила сама, специально для вас, и надеюсь, что они Вам будут напоминать о нашей первой встрече. И ещё - каждому из Вас я подарю вот такой «буклет» – в нём подробно рассказывается о нашей фольклорной студии. Приходите к нам, пожалуйста, на следующие занятия записывайтесь  в нашу фольклорную студию. Уверена, что здесь Вы найдёте новых интересных друзей и занятие по душе!

А теперь, позвольте пожелать Вам всего самого доброго и по русской традиции - откланяться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект вводного урока литературы в 10 классе с использованием технологий здоровьесбережения и проблемного обучения

Вводный урок литературы в 10 классе. Тема: "Русская литература 19 века. Основные этапы развития  России и русской классической литературы"....

Конспект урока литературы "Роль книги в жизни человека" (вводный урок, 5 класс)

Конспект вводного урока литературы в 5 классе на тему "Роль книги в жизни человека". Урок разработан с применением технологии развития критического мышления....

Один день из жизни Онегина (Вводный урок по роману А.С. Пушкина) урок в 9 классе

Презентация помогает начать изучение романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин", определить идею произведения, познакомиться с нравами и бытом дворян 19 века....

План – конспект вводного урока английского языка 2 классы

План – конспект урока английского языка  2 классыТема урока: Водный урок «Давайте познакомимся!» Ознакомление учащихся с новым учебным предметом «Английский язы...

Конспект вводного урока по французскому языку в 5 классе: "Здравствуй, Франция! Французский алфавит!"

Автор:Фирсова Мария Сергеевна, учитель французского и английского языков,МОУ Кабановская СОШ.Предлагаю Вашему вниманию конспект вводного урока по французскому языку в 5 классе: "Здравствуй,Франци...