организация ученического самоуправления в детском коллективе
статья на тему
В статье рассматриваются вопросы ученического самоуправления в детском коллективе, его цели, задачи, принципы деятельности и области приложения. Большое внимание уделяется роли классного руководителя в создании условий для развития ученического самоуправления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_uchenicheskogo_samoupravleniya_v_detskom_kollektive.docx | 20.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация ученического самоуправления в детском коллективе.
Ученическое самоуправление — форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Основное предназначение ученического самоуправления — удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем класса и общеобразовательного учреждения.
Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях.
Самоуправление учащихся выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Как правило, самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений.
Большой вклад в создание условий для развития ученического самоуправления призван внести классный руководитель, который имеет возможность хорошо изучить интересы обучающихся, найти путь индивидуальной поддержки каждого, преодолеть те проблемы, которые возникают в коллективе класса. Такой педагог, обладающий серьезными социально-психологическими знаниями, способен оказать поддержку своим коллегам в реализации принципов самоуправления в различных сферах школьной жизни (организация досуга, спорт, СМИ и т. д.)
Позиция классного руководителя должна строиться на основе идей гуманистической педагогики:
– безоговорочное принятие ребенка, положительное отношение к нему;
– уважение к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом ученике;
– осознание и признание права личности быть непохожей на других;
– признание за ребенком свободы выбора;
– оценка не личности, а ее деятельности и поступков;
– способность к эмпатии, умение смотреть на проблему с позиций конкретного ребенка;
– учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка.
Так какова же сегодня роль классного руководителя в организации детского самоуправления?
Он выполняет особо важные задачи – сотрудничества и воодушевления, сплочения и поддержки, организации и вдохновения.
На первый взгляд , в этом нет ничего сложного, все просто и понятно, но на деле возникает масса вопросов, на которые трудно найти ответы. Как найти лидера, способного возглавить классный коллектив? Какую модель самоуправления выбрать? Как привлечь к работе тех, кто не хочет заниматься общественной работой? И, наконец, как создать настоящий, сплоченный, дружный коллектив, способный самостоятельно организовывать свою школьную жизнь?
Основным принципом этого процесса должна быть инициатива, идущая снизу, то есть от самих учащихся.
Цель взаимодействия учеников и руководителя классного коллектива - передача опыта ответственности от старших к младшим, организация воспитателем опыта самореализации воспитанника, включающая в себя силу воли человека, целеустремленность, прогнозирование своего поведения в жизни, способность саморегуляции , самовоспитание, самосовершенствование.
Инструментом самореализации и самовоспитания является деятельность классных органов самоуправления, для создания которых необходимо:
- Найти сферы полезной для школы и значимой для учеников школьной деятельности.
- Сделать их эмоционально насыщенными и интересными.
- Обеспечить педагогическую поддержку и помощь.
Классные руководители должны поделиться реальной школьной властью с учениками, то есть делегировать полномочия. Без прав нет ответственности.
Какие области школьной жизни поручить детским коллективам, решает педагогический коллектив конкретного образовательного учреждения. Они могут быть следующими:
- Досуг. Школьные вечера, дискотеки, праздники, коллективно-творческие дела .
- Пресс-конференции, встречи с интересными людьми.
- Деятельность классной редколлегии : газета, реклама.
- Спорт и спортивные мероприятия.
- Производственная деятельность: общественно полезный труд в кабинете, на пришкольных участках.
- Ремонт, уборка школьных помещений, территории, самообслуживание в столовой.
- Шефская работа с престарелыми, больными людьми, ветеранами войны и труда.
- Реальное участие в организации дней самоуправления, ученических конференций, в составлении плана работы школы, в предоставлении возможности детям поверить в то, что их мнение может повлиять на управленческие решения администрации и педагогов
• Деятельность ученических органов правопорядка.
В работе с детьми важны существо дела, позиция классного руководителя, реальные полномочия учащихся. Союзы необходимы детям для социализации. В них ребенок лучше познает правила общежития, самого себя, учится строить взаимоотношения, вооружается более разнообразными способами поведения и проявления.
При организации деятельности органов самоуправления классный руководитель должен руководствоваться следующими принципами:
- принцип равноправия;
- принцип выборности;
- принцип обновляемости и преемственности;
- принцип открытости и гласности;
- принцип демократии;
- принцип законности;
- принцип целесообразности;
- принцип представительства;
- принцип гуманности;
- принцип коллегиальности и персональности;
- принцип совета и согласия;
- принцип свободы и самодеятельности;
- принцип критики и самокритики;
- принцип распределения полномочий;
- принцип отчетности.
Ученическое самоуправление в классе: актив класса, собрание учащихся класса.
Задачи:
- Стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы учащихся под руководством классного руководителя;
- Формирование классного актива, анализ результативности работы актива.
- Поддержка инициативы в планировании и самостоятельном проведении мероприятий.
- Включённость в деятельность школьных органов самоуправления.
- Воспитание ответственности за порученное дело.
Ведущие направления их деятельности:
- художественно – эстетическая;
- спортивно – оздоровительная;
- познавательно – интеллектуальная;
- шефская;
- дежурство по классу и школе.
Совет классного актива имеет следующие функции:
- готовит и проводит классные собрания и различные классные мероприятия;
- организует выполнение решений классного собрания и органов ученического самоуправления школы;
- организует самообслуживание учащихся;
- обеспечивает дисциплину и порядок в классе;
- организует помощь в учёбе учащимся, имеющим проблемы;
- готовит информацию, предложения, отражающие потребности детей в вышестоящие органы самоуправления.
Высший орган самоуправления на первом уровне – собрание учащихся класса, проводимое по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц Классное собрание:
- обсуждает любые вопросы жизнедеятельности класса, принимает по ним необходимые решения;
- совместно с классным руководителем руководителем рассматривает и утверждает план работы;
- высказывает предложение по улучшению учебно –воспитательного процесса;
- избирает старосту своего класса, заслушивает его отчёты и оценивает отчёты и работу;
- принимает решение о расходовании заработанных классным коллективом денег.
Если школа хочет быть гуманной и демократичной, то без серьезного подхода к организации детского самоуправления не обойтись. Необходимо ответственно и вдумчиво подходить к решению данной проблемы, чтобы самостоятельность не превратилась в произвол, чтобы детское самоуправление стало неотъемлемой частью и потребностью школьной жизни, а не очередным проектом взрослых, навязанным детям. В работе с детьми важны существо дела, позиция классного руководителя, реальные полномочия учащихся
Ученическое самоуправление может успешно функционировать лишь в тех образовательных учреждениях, где школьники ощущают себя хозяевами школы, ответственными за происходящие в ней события, где они проявляют инициативу и творчество в совершенствовании собственной жизни, стремятся к лучшей ее организации, где каждому есть дело до каждого.
Ввести в школе и в классе самоуправление - значит поставить всех детей в позицию организаторов школьной жизни, чтобы они чувствовали себя хозяевами и действовали как хозяева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Организация ученического самоуправления в классном коллективе"
«Детское самоуправление – демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей». ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Организация ученического самоуправления в условиях формирования классного коллектива в 9 классе»
В современной методической литературе под ученическим самоуправлением понимают – форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реал...
«Организация ученического самоуправления в условиях формирования классного коллектива в 9 классе»
В разработке даны этапы становления самоуправления на различных фазах формирования и развития классного коллектива в 9 классе....
ДОКЛАД ДЛЯ ПЕДСОВЕТА на тему «Развитие ученического самоуправления в классном коллективе»
Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остаётся классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями,...
Развитие ученического самоуправления в классном коллективе.
Презентация по теме " Развитие ученического самоуправления в классном коллективе."...
Педсовет на тему " Роль педагогического коллектива в организации ученического самоуправления"
Цель педсовета: Обсуждение и решение актуальных проблем школьного самоуправления; обмен мнениями, изучение и распространение педагогического опыта; вовлечение участников педсовета (педагогов и де...