Программа дополнительного образования детей
рабочая программа по теме
"Подвижные игры с элементами легкой атлетики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_podvizhnye_igry_s_elementami_l.a_1-4_klassy.docx | 54.18 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
МО ГОУ школы № 519 | Педагогический совет ГОУ школы № 519 |
Протокол заседания № __ | Протокол заседания № __ |
от « » 200 год | от « » 200 год |
ПРОГРАММА
дополнительного образования
«Подвижные игры с элементами легкой атлетики»
Педагог дополнительного
образования
Суменкова Е.Ю.
Санкт-Петербург
2013-2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Урок физической культуры - основная форма обучения жизненно-важным видам движений, которые имеют, практически, главное значение в укреплении здоровья школьника. Уроки решают задачи по улучшению и исправлению осанки, оказывают благотворное воздействие на состояние здоровья ребенка, содействуют гармоничному физическому развитию, улучшают координацию движений, формируют элементарные знания о личной гигиене, режиме дня, повышают жизненный тонус организма, воспитывают дисциплинированность, решительность.
Подвижная игра - обязательный компонент каждого урока. Планирование игр с направленным развитием определенных двигательных или волевых качеств - задача, которую учитель должен решать на каждом уроке. Ему необходимо не только знать правила игры, но и умело направлять детей на достижение результатов, обращая особое внимание на формирование у учеников морально-волевых качеств: смелости, решительности, сообразительности, взаимовыручки - без которых процесс воспитания и обучения невозможен.
Программа дополнительного образования «Подвижные игры с элементами легкой атлетики» предназначена для учащихся 1 – 4 классов общеобразовательной школы.
Целью программы является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры школьника.
Достижение цели обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:
- укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
- привитие устойчивого интереса к двигательной активности;
- обучение правилам поведения во время занятий физическими упражнениями;
- формирование элементарных начальных знаний о личной гигиене, режиме дня;
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков в конкретных видах спорта;
- достигнуть более высокого уровня развития двигательных способностей, нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности;
- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений.
Программа составлена с учетом дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Особое внимание в программе уделяется всестороннему развитию координационных и кондиционных, скоростных (реакции и частоты движений), скоростно-силовых способностей, выносливости к умеренным нагрузкам.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся в процессе обучения
Знать и иметь представление:
- о способах и особенностях движений и передвижений человека, роли и значении психических и биологических процессов в осуществлении двигательных актов;
- о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
- об обучении движениям, роли зрительного и слухового анализаторов при их освоении и выполнении;
- о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;
- о физических качествах и общих правилах их тестирования;
- об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки и поддержания достойного внешнего вида;
- о причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения.
Уметь:
- составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
- вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;
- организовывать и проводить самостоятельные занятия; уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой.
Тематический план программы первого года обучения
№ п/п | Разделы и темы занятий | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
1. | Основы знаний о физической культуре, умения, навыки. Инструктаж по технике безопасности | 4 | 3 | 1 |
2. | Закаливания | 2 | 1 | 1 |
3 | Подвижные игры | 26 | 5 | 21 |
4 | Легкоатлетические упражнения | 17 | 4 | 13 |
5 | Гимнастика | 17 | 4 | 13 |
Итого: | 66 | 17 | 49 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
- Основы знаний о физической культуре, умения, навыки
Введение. Презентация программы «Подвижные игры с элементами легкой атлетики». Инструктаж по технике безопасности.
Здоровье и физическое развитие человека. Строение тела человека, положения тела в пространстве (стойки, седы, упоры, висы). Выполнение основных движений.
Влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепление здоровья. Эмоции и их регулирование в процессе занятий физическими упражнениями.
Выполнение жизненно важных навыков и умений (ходьба, бег, прыжки). Контроль за правильностью выполнения физических упражнения и тестирование физических качеств.
- Закаливания
Закаливание, его значение для здоровья и профилактики заболеваний. Средства закаливания. Основные правила приема солнечных, воздушных ванн, водных процедур.
- Подвижные игры
«Совушка»
Подготовка: Из числа играющих выбирается «совушка». Ее гнездо – в стороне от площадки. Оно может быть очерчено, отгорожено гимнастической скамейкой. Играющие на площадке располагаются произвольно. «Совушка» в гнезде.
Содержание игры: По сигналу учителя: «День наступает, все оживает!» - дети начинают бегать, прыгать, подражая полету бабочек, птичек, жуков, изображая лягушат, мышек, котят. По второму сигналу: «Ночь наступает, все замирает – сова вылетает!» - играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. «Совушка» выходит на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она берет его за руку и уводит в свое гнездо. За один выход она может добыть двух или даже трех играющих. Затем «совушка» опять возвращается в свое гнездо и дети вновь начинают свободно резвиться на площадке. Побеждают игроки, которые не были пойманы ни разу. Также можно отметить лучшего водящего – поймавшего большее количество игроков.
Правила игры: «Совушке» запрещается подолгу наблюдать за одним и тем же игроком, а пойманному – вырываться. После двух-трех выходов «совушки» на охоте ее сменяют водящие из числа тех, которые ей ни разу не попались.
Попрыгунчики-воробушки
На площадке обозначен круг. В центре круга водящий – ворона. За линией круга все играющие – воробьи. Они впрыгивают в круг, прыгают по кругу, выпрыгивают из него. Ворона старается осалить воробушка, когда тот находится в кругу. Пойманный становится водящим.
«Великаны и гномы»
Играющие идут колонной по одному. По сигналу преподавателя «Великаны!» - ходьба на носках, руки вверх; по следующему сигналу – «Гномы!» - ходьба в полуприседе, руки на коленях. Команды подаются в любой последовательности. Игра воспитывает внимательность через слух.
«У медведя во бору»
В одной стороне площадки – круг (берлога медведя), а на другой стороне – черта (дом для детей – играющих). По сигналу учителя дети идут из дома по направлению к берлоге со словами: «У медведя во бору грибы-ягоды беру». А медведь сердит и на нас рычит». После этих слов медведь выскакивает из берлоги и начинает ловить играющих. Дети стараются поскорее убежать обратно в дом. Когда пойманы 4-5 играющих, назначается медведь, а пойманные вновь вступают в игру.
«Светофор»
На площадке чертится две линии на расстоянии нескольких метров одна от другой. Это дорога. Выбирается водящий - «светофор». Все учащиеся, кроме «светофора», выстраиваются за одной из линий. «Светофор» караулит на «дороге». Стоя спиной к игрокам, он называет какой-нибудь цвет. Если игрок может отыскать «на себе» названный цвет (одежда, бант, заколка и т.п.), он взявшись за цвет рукой спокойно переходит через «дорогу». Если же такого цвета не находится, ему остается быстро перебежать на другую сторону. А «светофор» должен ловить нарушителей. Тот, до кого дотрагивается, сам становился «светофором».
«Море волнуется раз»
Учащиеся становятся в произвольном порядке. Принимать участие может любое количество игроков. Ведущий отворачивается от остальных участников и говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри!». В этот момент игроки должны замереть в виде морской фигуры. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего.
Эстафета «Кто быстрее?»
Учащиеся делятся на две команды, стоящие в колоннах по одному. Перед колоннами обозначена линия, а на расстоянии 15-20 м. от них лежат набивные мячи. По сигналу учителя первые бегут к большим мячам, обегают их справа (слева), возвращаются и передают мячи вторым, а сами становятся в конец колонны. Выигрывает команда, первой закончившая перебежки и передавшая мяч учителю. (Варианты: колонны три-четыре; игрок обегает не только мяч, но и колонну по глубине).
- Легкоатлетические упражнения
Бег, прыжки, естественные виды движений и значение физического воспитания. Основы правильной техники бега на короткие и на длинные дистанции, прыжков в длину и в высоту с места. Легкоатлетические упражнения в игровой и соревновательной форме, что позволяет овладеть простейшими формами соревнований и правилами.
- Гимнастика
Значение утренней гигиенической гимнастики. Гимнастические построения и перестроения: построение (по росту) в шеренгу и в колонну по одному; построение в колонну по три или по четыре по заранее расставленным направляющим; перестроение в круг из шеренги; взявшись за руки и не держась за руки; расчеты на первый-второй, по три, четыре, на девять-шесть-три – на месте; повороты на месте переступанием и прыжком; размыкание на вытянутые вперед руки, размыкание на вытянутые в стороны руки; выполнение команд; ходьба в обход.
Общеразвивающие упражнения без предметов: основные исходные положения; упражнения для формирования осанки; упражнения с комплексами утренней гигиенической гимнастики. Общеразвивающие упражнения с большими и малыми мячами. Лазанье и перелезание.
Тематический план программы второго года обучения
№ п/п | Разделы и темы занятий | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
1. | Основы знаний о физической культуре, умения, навыки. Инструктаж по технике безопасности | 4 | 2 | 2 |
2. | Закаливание. Способы саморегуляции | 2 | 1 | 1 |
3. | Подвижные игры | 22 | 3 | 19 |
4. | Легкоатлетические упражнения | 20 | 4 | 16 |
5. | Гимнастика | 20 | 4 | 16 |
Итого: | 68 | 14 | 54 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
- Основы знаний о физической культуре, умения, навыки
Введение. Презентация программы «Подвижные игры с элементами легкой атлетики». Инструктаж по технике безопасности.
Основные правила гигиены во время занятий физическими упражнениями. Здоровье и физическое развитие человека. Укрепление здоровья, содействие физическому развитию учащихся. Основные формы движений с различной скоростью, с предметами из разных исходных положений.
Влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепление здоровья. Физические качества (сила, быстрота, гибкость, выносливость).
Правила формирования осанки; комплексы упражнений. Выполнение жизненно важных навыков и умений (ходьба, бег, прыжки, лазанье, передвижение) различными способами.
Контроль за правильностью выполнения физических упражнения и тестирование физических качеств.
- Закаливание. Способы саморегуляции
Закаливание, его значение для здоровья. Профилактика заболеваний. Средства закаливания. Основные правила приема солнечных, воздушных ванн, водных процедур.
Способы саморегуляции. Овладение приемами саморегуляции, связанными с умениями учащихся напрягать и расслаблять мышцы. Контроль и регуляция движений. Дыхательные упражнения. Гигиенические правила занятий физическими упражнениями
- Подвижные игры
«Охотники и утки»
Ученики делятся на две равные команды – «охотников» и «уток». Утки становятся в середину большого круга, охотники – снаружи. Охотники, перебрасывая мяч (волейбольный или резиновый), стараются попасть им в уток. Утки, в которых попали мячом, выбывают из игры. Когда останется лишь треть уток, команды меняются местами. Выбившими из игры считаются утки, которым мяч попал ниже пояса. Охотнику в момент броска нельзя переходить линию круга. Игра командная, можно играть на количество выбитых уток за условное время (по секундомеру). Если команды сыграли со счетом 1:1, то дается третий период.
«Пустое место»
Учащиеся образуют круг. Водящий идет по кругу (с внешней стороны) и дотрагивается до одного из игроков, после чего бежит по кругу в любую сторону. Игрок, до которого дотронулся водящий, бежит в противоположную сторону. Каждый из них старается прибежать к образовавшемуся пустому месту. Кто прибежит раньше, становится в круг, опоздавший водит.
«Третий лишний»
Все играющие становятся по два, в затылок друг другу, по кругу, лицом к центру. За кругом двое водящих: один - убегает, другой - догоняет. Убегающий, спасаясь от преследования, становится впереди какой-либо пары. Игрок, стоящий в паре сзади, убегает, и догоняющий устремляется уже за ним. Если водящий осалил убегавшего, то убегавший будет водящим.
Эстафета «Кто быстрее?»
Учащиеся делятся на две команды, стоящие в колоннах по одному. Перед колоннами обозначена линия, а на расстоянии 15-20 м. от них лежат набивные мячи. По сигналу учителя первые бегут к большим мячам, обегают их справа (слева), возвращаются и передают мячи вторым, а сами становятся в конец колонны. Выигрывает команда, первой закончившая перебежки и передавшая мяч учителю. (Варианты: колонны три-четыре; игрок обегает не только мяч, но и колонну по глубине).
«Вызов номеров»
Учащиеся делятся на две команды, становятся в шеренги лицом друг к другу и рассчитываются по порядку номеров. Расстояние между шеренгами 6 - 10 м. В 8 - 10 м. в стороне от шеренги лежат набивные мячи. Учитель называет какой-либо номер, например восемь. Восьмые номера обеих команд бегут к набивным мячам, обегают их и возвращаются на свои места. Прибежавший первым приносит своей команде очко. Затем вызывается другой номер, и так до тех пор, пока все играющие не будут вызваны. Выигрывает команда, набравшая больше очков.
Варианты: команды стоят в колоннах; обегается не только мяч, но и шеренга или колонна; участники передвигаются прыжками на двух ногах, на одной ноге, в приседе, преодолевая препятствия.
«Заяц без дома»
Играющие, кроме двух, становятся парами (лицом друг к другу) берутся за руки и располагаются на площадке. Один из свободных игроков — заяц, другой — волк. Заяц, спасаясь от преследования, встает в середину пары. Тот, к кому заяц стал спиной, становится бездомным. Если догоняющий запятнал убегающего, они меняются ролями.
«Караси и щука»
Подготовка: На одной стороне площадки находятся «караси», на середине «щука».
Содержание игры: По сигналу «караси» перебегают на другую сторону. «Щука» ловит их. Пойманные «караси» (четыре-пять) берутся за руки и, встав поперек площадки, образуют сеть. Теперь «караси» должны перебегать на другую сторону площадки через сеть. «Щука» стоит за сетью и подстерегает их. Когда пойманных «карасей» будет восемь-девять, они образуют корзины – круги, через которые нужно пробегать. «Щука» занимает место перед корзиной и ловит «карасей». Когда пойманных карасей станет больше, чем непойманных, играющие образуют верши – коридор из пойманных «карасей», через которые пробегают непойманные. «Щука», находящаяся у выхода из верши, ловит их. Победителями считается тот, кто остался последним. Ему и поручают роль новой «щуки».
Правила игры: Начинать игру – только по установленному сигналу руководителя. Все «караси» должны при перебежке пройти сеть, корзину и верши. Стоящие не имеют права задерживать их. Игроки, образующие корзину, могут поймать «щуку», если им удастся закинуть сплетенные руки за спину «щуки» и загнать ее в корзину или захлопнуть верши. В этом случае все «караси» отпускаются, и выбирается новая «щука».
- Легкоатлетические упражнения
Бег, прыжки и метания. Бег широким шагом, бег на носках; бег с различными положениями рук (на поясе, к плечам, в стороны, согнуты в локтях); бег с изменением направления; бег из различных исходных положений; бег на скорость на расстояние 30 м.
Прыжки на обеих ногах с различными исходными положениями рук; прыжки на месте с поворотами; прыжки на двух ногах через длинную вращающуюся скакалку; вбегание и пробегание вдвоем, втроем под длинную вращающуюся скакалку; прыжки в длину с места на результат; прыжки в длину на результат.
Метание малого мяча из-за головы.
- Гимнастика
Значение утренней гигиенической гимнастики. Гимнастические построения и перестроения: построение (по росту) в шеренгу и в колонну по одному; построение в колонну по три или по четыре по заранее расставленным направляющим; перестроение в круг из шеренги; взявшись за руки и не держась за руки; расчеты на первый-второй, по три, четыре, на девять-шесть-три – на месте; повороты на месте переступанием и прыжком; размыкание на вытянутые вперед руки, размыкание на вытянутые в стороны руки; выполнение команд; ходьба в обход; перестроение в круг из колонны по одному; перестроение из одной шеренги в две; повороты на месте по разделениям; начало ходьбы с левой ноги; ходьба противоходом.
Значение общеразвивающих упражнений. Общеразвивающие упражнения без предметов: упражнения для формирования осанки; упражнения с комплексами утренней гигиенической гимнастики. Общеразвивающие упражнения с предметами: малыми и большими мячами, обручем. Комбинации с предметами. Лазанье и перелезание, упражнения на гимнастических снарядах: шведской стенки; гимнастической скамейки.
Тематический план программы третьего года обучения
№ п/п | Разделы и темы занятий | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
1. | Основы знаний о физической культуре, умения, навыки. Инструктаж по технике безопасности | 2 | 1 | 1 |
2. | Закаливание. Способы саморегуляции и самоконтроля | 2 | 1 | 1 |
3. | Подвижные игры | 6 | 2 | 4 |
4. | Мини-футбол | 4 | 2 | 2 |
5. | Пионербол | 4 | 2 | 2 |
6. | Легкоатлетические упражнения | 10 | 2 | 8 |
7. | Гимнастика с элементами акробатики | 6 | 2 | 4 |
Итого: | 34 | 12 | 22 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
- Основы знаний о физической культуре, умения, навыки
Введение. Презентация программы «Подвижные игры с элементами легкой атлетики». Инструктаж по технике безопасности.
Основные правила гигиены во время занятий физическими упражнениями. Гигиенические требования на оборудование и инвентарь.
Здоровье и физическое развитие человека. Профилактика заболеваний. Укрепление здоровья, содействие физическому развитию учащихся. Основные формы движений с различной скоростью, с предметами из разных исходных положений. Напряжение и расслабление мышц.
Правильное дыхание и сердечно-сосудистая система.
Влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепление здоровья. Физические качества (сила, быстрота, гибкость, выносливость).
Правила формирования осанки; комплексы упражнений. Выполнение жизненно важных навыков и умений различными способами и с изменяющейся амплитудой, траекторией и направлением движения в условиях игровой и соревновательной деятельности.
Контроль за правильностью выполнения физических упражнения и тестирование физических качеств.
- Закаливание. Способы саморегуляции и самоконтроля
Закаливание, его значение для здоровья. Профилактика заболеваний. Соблюдение личной гигиены.
Способы саморегуляции. Овладение приемами саморегуляции, связанными с умениями учащихся напрягать и расслаблять мышцы. Контроль и регуляция движений. Дыхательные упражнения. Гигиенические правила занятий физическими упражнениями
Способы самоконтроля. Изменение массы тела. Приемы измерения пульса (частоты сердечных сокращений до, во время и после нагрузки).
- Подвижные игры
«Узнай по голосу»
Подготовка. Ребята становятся в круг, в его середине находится водящий, которому завязывают глаза.
Содержание игры. Играющие идут по кругу вслед за руководителем, повторяя его движения (гимнастические или танцевальные), затем останавливаются и говорят:
Мы немножко поиграли,
А теперь в кружок мы встали.
Ты загадку отгадай,
Кто позвал тебя — узнай!
Руководитель молча указывает на одного из играющих, который восклицает: «Узнай, кто я!» Водящий должен назвать его имя. Если он угадал, узнанный становится водящим, если ошибся, игра повторяется.
Побеждает тот, кто ни разу не был водящим.
Правила игры: Вариант 1. 1. Слова произносит только тот, на кого укажет руководитель. 2. Когда ребята начнут различать голоса товарищей, можно разрешить им изменить тембр своего голоса.
Вариант 2. Играющие идут вправо (или влево) по кругу и говорят нараспев: «Мы составили все круг, повернемся разом вдруг!» — делают полный поворот и продолжают движение в ту же сторону, после чего продолжают: «А как скажем: «Скок, скок, скок» (эти три слова произносит только заранее назначенный игрок), - угадай, чей голосок?».
«Третий лишний»
Все играющие становятся по два, в затылок друг другу, по кругу, лицом к центру. За кругом двое водящих: один - убегает, другой - догоняет. Убегающий, спасаясь от преследования, становится впереди какой-либо пары. Игрок, стоящий в паре сзади, убегает, и догоняющий устремляется уже за ним. Если водящий осалил убегавшего, то убегавший будет водящим.
Эстафета «Кто быстрее?»
Учащиеся делятся на две команды, стоящие в колоннах по одному. Перед колоннами обозначена линия, а на расстоянии 15-20 м. от них лежат набивные мячи. По сигналу учителя первые бегут к большим мячам, обегают их справа (слева), возвращаются и передают мячи вторым, а сами становятся в конец колонны. Выигрывает команда, первой закончившая перебежки и передавшая мяч учителю. (Варианты: колонны три-четыре; игрок обегает не только мяч, но и колонну по глубине).
«Вызов номеров»
Учащиеся делятся на две команды, становятся в шеренги лицом друг к другу и рассчитываются по порядку номеров. Расстояние между шеренгами 6 - 10 м. В 8 - 10 м. в стороне от шеренги лежат набивные мячи. Учитель называет какой-либо номер, например восемь. Восьмые номера обеих команд бегут к набивным мячам, обегают их и возвращаются на свои места. Прибежавший первым приносит своей команде очко. Затем вызывается другой номер, и так до тех пор, пока все играющие не будут вызваны. Выигрывает команда, набравшая больше очков.
Варианты: команды стоят в колоннах; обегается не только мяч, но и шеренга или колонна; участники передвигаются прыжками на двух ногах, на одной ноге, в приседе, преодолевая препятствия.
«Невод»
Двое из играющих рыбаки, остальные рыбки. Рыбаки, взявшись за руки, ловят рыб, окружая их свободными руками. Пойманные рыбки присоединяются к рыбакам - невод увеличивается. Ловля рыбок продолжается до тех пор, пока останется две-три непойманные рыбки. Во время ловли невод не должен разрываться.
«Перемена мест»
На площадке (в зале) в произвольном порядке начерчены кружки на расстоянии 3 - 5 м один от другого. Каждый из участников стоит в кружке, водящий ходит среди них. По сигналу учителя играющие меняются кружками, а водящий старается занять какой-либо кружок. Оставшийся без кружка становится водящим.
- «Мини-футбол»
Введение. Воспитание морально-волевых качеств, формирование навыков культуры поведения. Овладение техникой движений и тактическими действиями. Правила игры. Техника безопасности.
Занимающиеся делятся на две команды. В каждой команде выбирается капитан, вратарь. По сигналу учителя один из игроков начинает игру ударом по неподвижному мячу, лежащему в центре площадки, мяч при этом должен быть направлен на половину площадки соперников. Все игроки должны находится на своей половине площадки, причем игроки команды, не выполняющей начальный удар, должны располагаться на расстоянии не менее 3 м от мяча до тех пор, пока начальный удар не будет выполнен. Игрок, выполнивший начальный удар, не имеет права вторично коснуться мяча раньше кого-либо из остальных игроков. После забитого мяча игра возобновляется так же, как и в начале игры, той командой, в ворота которой был забит гол. Перед началом второго тайма команды меняются сторонами площадки. Мяч считается забитым в ворота, если он полностью пересек линию между стойками и под перекладиной и если при этом игрок атакующей команды умышленно не внес, не вбросил и не протолкнул мяч в ворота рукой.
Правила игры: По команде (сигналу) руководителя начинается игра. Игра проходит на облегченные правила. Площадка и ворота вдвое меньше, чем в обычном футболе, мяч легче. Продолжительность игры составляет два равных периода по 10 минут. Перед началом игры проводится жеребьевка для выбора сторон площадки и права начального удара.
- «Пионербол»
Введение. Воспитание морально-волевых качеств, формирование навыков культуры поведения. Овладение техникой движений и тактическими действиями. Правила игры. Техника безопасности.
Игра проводится на волейбольной площадке. Играющие делятся на две команды и располагаются на своих половинах площадки в 2 - 3 ряда. Одна из команд получает волейбольный мяч. По сигналу руководителя играющие перебрасывают мяч через сетку на сторону соперника. Команда ловит мяч. Соответственно подача, пас партнеру и перевод мяча на сторону соперника осуществляется не ударом, а броском. Матч состоит из трех партий, игра в которых ведется до 15 очков. Выигрывает команда, победившая в двух партиях.
- Легкоатлетические упражнения
Формы соревнований и правила. Упражнения в игровой и соревновательной форме.
Бег, прыжки и метания. Бег на короткие и на длинные дистанции. Бег широким шагом, бег на носках; бег с различными положениями рук (на поясе, к плечам, в стороны, согнуты в локтях); бег с изменением направления; бег из различных исходных положений; бег на скорость на расстояние 30 м.
Прыжки на обеих ногах с различными исходными положениями рук; прыжки на месте с поворотами; прыжки на двух ногах через длинную вращающуюся скакалку; вбегание и пробегание вдвоем, втроем под длинную вращающуюся скакалку; прыжки в длину с места на результат; прыжки в длину на результат.
Метание малого мяча на дальность из-за головы.
- Гимнастика с элементами акробатики
Значение утренней гигиенической гимнастики. Гимнастические построения и перестроения: построение (по росту) в шеренгу и в колонну по одному; построение в колонну по три или по четыре по заранее расставленным направляющим; перестроение в круг из шеренги; взявшись за руки и не держась за руки; расчеты на первый-второй, по три, четыре, на девять-шесть-три – на месте; повороты на месте переступанием и прыжком; размыкание на вытянутые вперед руки, размыкание на вытянутые в стороны руки; выполнение команд; ходьба в обход; перестроение в круг из колонны по одному; перестроение из одной шеренги в две; повороты на месте по разделениям; начало ходьбы с левой ноги; ходьба противоходом.
Общеразвивающие упражнения без предметов. Упражнения и комбинации с предметами. Лазанье и перелезание, упражнения на гимнастических снарядах. Висы и упоры. Упражнения со скакалкой.
Акробатические упражнения. Подготовительные упражнения. Группировки: сидя, лежа на спине, в приседе. Перекаты. Кувырок вперед из упора присев. Стойка лопатках из положения лежа на спине, перекатом назад из упора присев.
Тематический план программы четвертого года обучения
№ п/п | Разделы и темы занятий | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
1. | Основы знаний о физической культуре, умения, навыки. Инструктаж по технике безопасности | 2 | 1 | 1 |
2. | Закаливание. Способы саморегуляции и самоконтроля | 2 | 1 | 1 |
3. | Подвижные игры | 6 | 2 | 4 |
4. | Мини-футбол | 4 | 1 | 3 |
5. | Пионербол | 4 | 1 | 3 |
6. | Мини-баскетбол | 4 | 2 | 2 |
7. | Легкоатлетические упражнения | 6 | 2 | 4 |
8. | Гимнастика с элементами акробатики | 6 | 2 | 4 |
Итого: | 34 | 12 | 22 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
- Основы знаний о физической культуре, умения, навыки
Введение. Презентация программы «Подвижные игры с элементами легкой атлетики». Инструктаж по технике безопасности.
Основные правила гигиены во время занятий физическими упражнениями. Гигиенические требования на оборудование и инвентарь.
Здоровье и физическое развитие человека. Строение тела человека, положения тела в пространстве. Профилактика заболеваний. Укрепление здоровья, содействие физическому развитию учащихся. Основные формы движений с различной скоростью, с предметами из разных исходных положений. Напряжение и расслабление мышц.
Работа органов дыхания и сердечно-сосудистой системы, роль зрения и слуха при движениях и передвижениях человека.
Влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепление здоровья. Физические качества (сила, быстрота, гибкость, выносливость).
Правила формирования осанки; комплексы упражнений на коррекцию осанки и развитие мышц; комплексы упражнений на развитие физических качеств и правила их самостоятельного выполнения; обучение движениям;. Выполнение жизненно важных навыков и умений различными способами и с изменяющейся амплитудой, траекторией и направлением движения в условиях игровой и соревновательной деятельности. Эмоции и их регулирование в процессе занятий физическими упражнениями
Контроль за правильностью выполнения физических упражнения и тестирование физических качеств.
- Закаливание. Способы саморегуляции и самоконтроля
Закаливание, его значение для здоровья. Профилактика заболеваний. Соблюдение личной гигиены.
Способы саморегуляции. Овладение приемами саморегуляции, связанными с умениями учащихся напрягать и расслаблять мышцы. Контроль и регуляция движений. Дыхательные упражнения. Гигиенические правила занятий физическими упражнениями
Способы самоконтроля. Изменение массы тела. Приемы измерения пульса (частоты сердечных сокращений до, во время и после нагрузки). Тестирование физических (двигательных) способностей: скоростных, координационных, силовых, выносливости и гибкости.
- Подвижные игры
«Пять в линию»
Направленность на развитие координации и быстроты. Подготавливает к освоению «челночного» бега.
Учащиеся игры делятся на 2–3 колонны. Перед каждой колонной расставлены или разложены на земле (спортивном зале) в линию пять небольших предметов. Это могут быть кегли или мячики или кубики, просто палочки... От направляющего в колонне до первого кубика 2 метра, и от кубика до следующего кубика тоже 2 метра, так что всего участникам придется пробежать 10 метров, подбирая на бегу кубики, и еще 10 метров обратно, прижимая их к себе, чтобы не выпали. Финишировать можно, только собрав и донеся все предметы. Если предмет выпал, его необходимо подобрать. Выигрывает команда, быстрее остальных справившаяся с заданием.
«Али баба»
Учащиеся делятся на две команды. Команды стоят друг напротив друга, в каждой одинаковое количество человек. Дети в обеих командах держаться за руки. Первая команда кричит второй:
-Али-баба
-О чем слуга?
- пятого, десятого, .... (называется имя одного из участников противоположной команды) нам сюда!
Человек, чьё имя только что было названо, разбегается и со всех ног бежит в сторону противоположной команды. Его задача - пробежать между двумя людьми и "разбить" их руки. А задача тех - не дать ему пробежать... И если игрок "разбивает" руки, то он и ещё один участник возвращаются в команду бежавшего игрока, если нет, то бежавший остается в команде соперника. Побеждает команда, в которой оказываются все игроки.
«Кот и мыши»
Учащиеся, взявшись за руки, образуют круг с двумя-тремя воротами. Учитель выбирает «кота» и 5 – 6 «мышек». Мышки убегают от кота, а кот их ловит. Мыши могут пробегать в ворота и под руками стоящих в кругу, а кот только в ворота. Играющие помогают мышам спасаться от кота, опуская перед ним руки и приседая. Когда кот поймает 3-4х мышей, выбирается другой «кот» и другие «мышки».
«Догони свою пару»
Учащиеся строятся в две шеренги на расстоянии 1,5-2 м. одна от другой, растянувшись на вытянутые в стороны руки и определив свою пару.
По сигналу учителя учащиеся из первой шеренги бегут на противоположную сторону, за обозначенную черту. Занимающиеся из второй шеренги догоняют своих партнеров, стараясь осалить их прежде, чем те пересекут линию. При повторении игры дети меняются ролями (парами). После каждой пробежки определяются наиболее ловкие, которым удалось осалить своих партнеров.
«Третий лишний»
Все играющие становятся по два, в затылок друг другу, по кругу, лицом к центру. За кругом двое водящих: один - убегает, другой - догоняет. Убегающий, спасаясь от преследования, становится впереди какой-либо пары. Игрок, стоящий в паре сзади, убегает, и догоняющий устремляется уже за ним. Если водящий осалил убегавшего, то убегавший будет водящим.
«Перестрелка»
Учащиеся делятся на две команды. Ставятся две скамейки в одной и другой стороне зала. Команды переходят на одну сторону зала, другая на другую. По середине зала очерчивается линия, за которую заходить нельзя одной и другой команде. Выдается командам по три мяча. Одна команда выбивает другую. Кого выбили становятся на скамейку противоположную команде и ловит мячики «Свечки» и так же стоя на скамейке может выбивать одного из соперников. И возвращается в свою команду. Игра заканчивается тогда, когда все участники одной из команд будут выбиты и стоять на скамейки.
Эстафета «Кто быстрее?»
Учащиеся делятся на две команды, стоящие в колоннах по одному. Перед колоннами обозначена линия, а на расстоянии 15-20 м. от них лежат набивные мячи. По сигналу учителя первые бегут к большим мячам, обегают их справа (слева), возвращаются и передают мячи вторым, а сами становятся в конец колонны. Выигрывает команда, первой закончившая перебежки и передавшая мяч учителю. (Варианты: колонны три-четыре; игрок обегает не только мяч, но и колонну по глубине).
«Салки с выручалками»
Подготовка. Занимающиеся делятся на две группы: мальчики и девочки. В каждой группе выбирается водящий – салка. По команде (сигналу) руководителя начинается игра.
Содержание игры: На игру отводится 3 мин. (это время учитель засекает по секундомеру). Салка бегает за играющими и осаливает их, касаясь любой части тела убегающего. Осаленный останавливается и разводит руки в стороны. Осаленного может «выручить» кто-либо из играющих, дотронувшись до него рукой. По истечению времени руководитель подсчитывает осаленных, а салки меняются.
Правила игры: Начинать игру – только по установленному сигналу руководителя. Игра проводится 3-4 раза с небольшими перерывами для отдыха. В конце игры руководитель определяет лучших салок (у мальчиков и девочек) и отмечает тех детей, которые не были осалены.
- «Мини-футбол»
Введение. Воспитание морально-волевых качеств, формирование навыков культуры поведения. Овладение техникой движений и тактическими действиями. Правила игры. Техника безопасности. Игра.
Занимающиеся делятся на две команды. В каждой команде выбирается капитан, вратарь. По сигналу учителя один из игроков начинает игру ударом по неподвижному мячу, лежащему в центре площадки, мяч при этом должен быть направлен на половину площадки соперников. Все игроки должны находится на своей половине площадки, причем игроки команды, не выполняющей начальный удар, должны располагаться на расстоянии не менее 3 м от мяча до тех пор, пока начальный удар не будет выполнен. Игрок, выполнивший начальный удар, не имеет права вторично коснуться мяча раньше кого-либо из остальных игроков. После забитого мяча игра возобновляется так же, как и в начале игры, той командой, в ворота которой был забит гол. Перед началом второго тайма команды меняются сторонами площадки. Мяч считается забитым в ворота, если он полностью пересек линию между стойками и под перекладиной и если при этом игрок атакующей команды умышленно не внес, не вбросил и не протолкнул мяч в ворота рукой.
Правила игры: По команде (сигналу) руководителя начинается игра. Игра проходит на облегченные правила. Площадка и ворота вдвое меньше, чем в обычном футболе, мяч легче. Продолжительность игры составляет два равных периода по 10 минут. Перед началом игры проводится жеребьевка для выбора сторон площадки и права начального удара.
- «Пионербол»
Введение. Воспитание морально-волевых качеств, формирование навыков культуры поведения. Овладение техникой движений и тактическими действиями. Правила игры. Техника безопасности. Игра.
Игра проводится на волейбольной площадке. Играющие делятся на две команды и располагаются на своих половинах площадки в 2 - 3 ряда. Одна из команд получает волейбольный мяч. По сигналу руководителя играющие перебрасывают мяч через сетку на сторону соперника. Команда ловит мяч. Соответственно подача, пас партнеру и перевод мяча на сторону соперника осуществляется не ударом, а броском. Матч состоит из трех партий, игра в которых ведется до 15 очков. Выигрывает команда, победившая в двух партиях.
- «Мини-баскетбол»
Введение. Воспитание морально-волевых качеств, формирование навыков культуры поведения. Овладение техникой движений и тактическими действиями. Правила игры. Техника безопасности. Игра.
Подготовка: Занимающиеся делятся на две команды. В каждой команде выбирается капитан.
Содержание игры: Руководитель, выйдя на середину площадки, бросает мяч вверх между капитанами. Каждый из них старается отбить мяч своим игрокам. Завладев мячом, игроки каждой команды стремятся путем передач подвести мяч как можно ближе к баскетбольному кольцу противника и попасть в него. Противники стараются перехватить мяч. Игроки каждой команды примерно поровну распределяются на защитников и нападающих. Те и другие могут передвигаться по всему полю. Игра продолжается установленное время (5-10 минут), после чего команды меняются сторонами площадки и играют вторую половину игры. Выигрывает команда, забившая больше очков.
Правила игры: По команде (сигналу) руководителя начинается игра. Игра проходит на облегченные правила. Если два игрока одновременно схватят мяч, дается спорный сброс.
- Легкоатлетические упражнения
Формы соревнований и правила. Упражнения в игровой и соревновательной форме.
Бег, прыжки и метания. Бег на короткие и на длинные дистанции. Бег на передней части стопы в ровном, спокойном темпе; бег через мячи; длительный бег в ровном и спокойном темпе; бег с ускорениями по прямой линии; семенящий бег; прыжковый бег. Старт из положения с опорой на одну руку, стартовый разгон и переход на бег по дистанции. Высокий старт.
Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги», прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание».
Метание малого мяча на дальность из-за головы, в горизонтальную цель.
- Гимнастика с элементами акробатики
Значение утренней гигиенической гимнастики. Гимнастические построения и перестроения: построение.
Гигиенические требования на оборудование и инвентарь. Техника безопасности.
Общеразвивающие упражнения без предметов. Упражнения и комбинации с предметами. Лазанье и перелезание, упражнения на гимнастических снарядах. Висы и упоры. Упражнения со скакалкой.
Акробатические упражнения. Подготовительные упражнения. Группировки: сидя, лежа на спине, в приседе. Перекаты. Кувырок вперед из упора присев, кувырок назад в стойке на одном колене. «Мост» из положения стоя, с помощью. Стойка лопатках из положения лежа на спине, перекатом назад из упора присев. Комплексы упражнений Опорные прыжки.
СПИСОК ИСПОЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов. Лях В.И., Зданиевич А.А. – «Просвещение». - М., 2005
- Физическая культура. Пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2003
- Развивающие игры: быстрее, выше, сильнее/ Сост. М.И. Логинова. – СПб., 1998
- Программа по физической культуре для учащихся I – IX классов общеобразовательной школы. – Ярославль, 1996
- Подвижные игры в школе. Коротков И.М. – М., 1974
- Организация и правила спортивных соревнований. Аксельрод С.Л. – М., 1957
- Подвижные игры: Учеб. Пособие для ин-тов физ. Культуры. – М., 1974
- Игры в тренировке легкоатлетов. Пивоваров Б.Н. – М., 1959
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Русские узоры » Программа ориентирована на детей от 10 до 13 лет. Срок реализации – 3 года.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного твор...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Цвета радуги» Программа ориентирована на детей от 10до 11 лет.
Направленность программы «Цвета радуги» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному п...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...