«МЫСЛИ О ВОСПИТАНИИ»
статья (8 класс) по теме
«МЫСЛИ О ВОСПИТАНИИ»
(эссе)
Когда думаешь или разговариваешь с коллегами о воспитании детей, то всегда возникает вопрос: кто главнее в воспитании учащихся – семья или школа? И очень соблазнительно ответить коротко: и семья, и школа. Так обычно и отвечают…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mysli_o_vospitanii.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кит О.Б.,
классный руководитель 7В класса
МОУ СОШ №2
«МЫСЛИ О ВОСПИТАНИИ»
(эссе)
Когда думаешь или разговариваешь с коллегами о воспитании детей, то всегда возникает вопрос: кто главнее в воспитании учащихся – семья или школа? И очень соблазнительно ответить коротко: и семья, и школа. Так обычно и отвечают…
Я очень много высказываний слышала по этому вопросу и могу сказать, что единого мнения нет. Причём оригинально вот что: никогда родители не говорят: «Мы должны воспитывать, зачем школа мешает?», никогда и педагоги не утверждают: «Школа должна воспитывать, зачем семья мешает?»
Получается так, что желания захватить власть в свои руки в деле воспитания детей нет ни у семьи, ни у школы. Наоборот, каждый компонент этой пары старается свалить всю тяжесть воспитания на другого.
Я не стану разрешать этот вопрос в ту или иную сторону.
В.А.Сухомлинский в одной из своих книг писал: «Школьно-семейное воспитание не только позволяет хорошо воспитать молодое поколение, но одновременно является важнейшим условием совершенствования нравственного облика семьи, отца и матери. Без воспитания детей, без активного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного общения и взаимного духовного обогащения взрослых и детей невозможна сама семья как первичная ячейка общества, невозможна школа как важнейшее учебно-воспитательное учреждение и невозможен моральный прогресс общества».
Замечательные и правильные слова, написанные тридцать лет назад…
Как бы хотелось, чтобы всегда были так гармоничны взаимоотношения школы и семьи! Но, увы! Об этом приходится только мечтать…
Некоторых родителей калачом не заманишь в школу. Они зарабатывают деньги, делают свою карьеру, и как-то все недосуг им поинтересоваться школьными делами своих детей. Хорошо, если они знают, в каком классе учится их ребенок, а то нередки случаи, когда, как правило, папа не знает: то ли в пятом, то ли в шестом классе учится его чадо, а то был даже случай из моей практики, когда отец пришел поинтересоваться успеваемостью своего сына, и оказалось – ребенок еще в прошлом году перешел в другую школу… О каком семейном воспитании здесь можно говорить?
Дети – это зеркало нравственной жизни родителей. Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий, – это душевная доброта матери и отца, умение делать добро другим людям. И неправда, что сейчас времена изменились и быть добрым сейчас невыгодно, есть извечные человеческие ценности, которые никто и никогда не сможет отменить.
Именно в детстве, когда человек пытливо и жадно познает окружающую жизнь, он впервые переживает красоту того, что сам создал для людей – вначале для самых близких, родных. Неслучайно слова Родина, Отечество – единокровные братья слов родить, отец. Нельзя отделять семейные дела от дела общественных. Активность родителей в обществе или на работе должна иметь отражение в семье. Все, что свершается в стране, через души и мысли родителей, должно приходить к детям, именно родители должны привести своего ребенка к осознанию таких понятий, как соотечественник, народ, общество, Отчизна. Семья – вот первая школа воспитания чувства долга перед самым дорогим и святым – Родиной. Что мы, семья и школа, будем оставлять в сердцах своих детей? – давайте чаще ставить перед собой этот вопрос. Мы должны оставить им моральные ценности, выстраданные народом на протяжении многих столетий борьбы за утверждение достоинства гражданина России.
Родина начинается с семьи. От того, какие отношения между членами этой маленькой ячейки общества руководят движением детской души, зависит нравственное лицо будущего труженика, семьянина, гражданина – патриота своего Отечества.
В семьях, где отец и мать отдают частицу своей души другим, принимают близко к сердцу радости и горести людей, когда переживают за судьбу своей страны, дети вырастают добрыми, чуткими, сердечными, ответственными, гражданами с большой буквы.
Когда ученики в классе из таких замечательных семей, какая же благотворная атмосфера бывает в коллективе: тёплая, добрая, радостная.
Так называемый трудный ребенок – это дитя пороков родителей, зла семейной жизни, это цветок, расцветающий в атмосфере бессердечия, неправды, обмана, праздности, презрения к людям, пренебрежения своим общественным долгом…
Наиболее часто такой ребенок – это дитя нравственной неподготовленности родителей к рождению и воспитанию детей. Это большой и очень важный общественный вопрос, над которым нам надо серьезно задуматься.
Почему мастер, выпускающий брак – плохую деталь или машину, привлекается к ответственности, а отец и мать, калечащие ребенка, ломающие его душу, остаются безнаказанными? Если ребенок почувствовал, что он не нужен родителям, что он для них бремя (а он это чувствует по самым незаметным, казалось бы, для постороннего взгляда мелочам), он переживает это как страшную трагедию. Ничто не может возместить любви и ласки, которые познаются только в семье.
Ребенок входит в бесконечное число отношений со всем сложнейшим миром окружающей действительности, весь этот «хаос» не поддается как будто никакому учету, тем не менее он создает в каждый данный момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им – главная задача родителей, а школа должна им в этом активно помогать.
В играх детей нередко возникает вопрос: кто самый главный? Как правило, дети заинтересованно и оживленно начинают искать на него ответ и, конечно, вскоре находят. Давайте последуем примеру детей и зададим себе такой вопрос: а кто самый главный человек в школе? Большинство явно ответит: «Конечно, директор». Но все ли так однозначно. Ведь из уст и родителей, и детей можно услышать и другой ответ: «Для нас самый главный человек в школе – это классный руководитель». И ведь приведут массу аргументов! Невольно убеждаешься в их правоте, ведь в плоскости отношений «семья – школа» или «ребенок – школа» нет более важного связующего звена, чем классный руководитель.
Так каков же он, классный руководитель «родительской» мечты? Давайте послушаем наших уважаемых пап и мам:
- Как хочется встретиться с таким классным руководителем, который при первой и последующих встречах с тобой скажет: «А вы знаете, какие замечательные дети в нашем классе!» «А у этих замечательных детей, вероятно, и замечательные родители», – моментально рождается в родительском сознании продолжение произнесенной учителем фразы.
- Как хочется встретиться с таким классным руководителем, который сразу может рассказать практически всё об успехах и неудачах твоего ребенка в школьной жизни! И тебе не придется на несколько часов становиться спортсменом-ориентировщиком и плутать в лабиринтах школьных этажей, коридоров и кабинетов в поисках учителей-предметников, чтобы хоть что-то узнать об учебных делах своего чада.
- Как хочется встретиться с таким классным руководителем, который сможет увидеть, понять и принять особенности твоего ребенка, помочь ему стать самим собой, избежать конфликтов со своим внутренним «я» и с окружающими его людьми! И тогда можно уверенно делать сложную хирургическую операцию, без раздражения беседовать с подчиненными, в срок выполнять то или иное производственное задание...
Вот таков он классный руководитель – мечта родителей.
А каким хотят его видеть ученики? Конечно, умный, веселый, энергичный, добрый, честный – словом, такой человек, которому можно безгранично доверять. Чем ребенок больше верит нам, чем с большей готовностью идет за нами, тем больше возрастает наша ответственность за каждый свой и его шаг.
Детское доверие – это доверие личности, которая стремится к богатству общения с человеком старше себя, мудрее, обладающего богатым жизненным опытом. Ребенку хочется, чтобы этот взрослый умный человек взял на себя не только заботу о его благе, не только ответственность за него, но и разделил бы с ним его радости, волнения… У ребенка, по словам Сент-Экзюпери, неискоренимая потребность быть прирученным. Это детское желание нужно оберегать как бесценное богатство. Пока оно есть в детском сердце, до тех пор дорога к нему перед нами, взрослыми, открыта.
Как нужно дорожить детским доверием, каким мудрым, любящим защитником ребенка нужно быть воспитателю, чтобы между ним и детьми всегда сохранилась гармония дружеских, сердечных, доброжелательных отношений. И не надо забывать ни на миг о том, что ребенок любит нас тогда, когда верит нам. На доверии и любви держится желание ребенка искать защиты у взрослого. До тех пор, пока ребенок смотрит на нас с надеждой и верит нам, – мы настоящие воспитатели, наставники, учителя жизни, друзья, товарищи. Надо помнить, что доверие – вещь очень хрупкая, его так легко разрушить! Если это происходит, то нам как воспитателям придет конец. Мы будем надзирателями, а не наставниками.
Жизнь убеждает, что самое главное в этой очень тонкой сфере, именуемой воспитанием, – глубокое понимание, ощущение сердцем детского мира. Чтобы иметь доступ в чудесный дворец, имя которому детство, мы должны перевоплощаться, становиться в какой-то мере детьми.
Только при этом условии дети не будут смотреть на нас как на существа, которые случайно попали в их дворец, как на сторожей, охраняющих их детский мир, но равнодушных к тому, что происходит в их мире.
Есть у Ф.М. Достоевского прекрасные слова: «Войдем в зал суда с мыслью о том, что и мы виновны». Войдем же в дивный мир детства с горячим сердцем, в котором живет, трепещет пульс детской жизни.
Эссе – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно.
Прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу, нередко случайному.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мысли о воспитании
Несколько практических советов в отношении с подростком...
Окружной конкурс «Самый классный классный» ІІ тур Эссе «Мои мысли о воспитании»
Мои мысли о воспитании…Человек не нуждается в воспитании, ему нужен шанс – быть человеком.Николай Вавилов Начиная со времён Цицерона «О времена! О нравы!», если не раньше, перед обществом возника...
Мысли о воспитании
Находящаяся в тесной связи с обучением, воспитательная работа углубляет знания, расширяет способы деятельности, создает условия для реализации индивидуальных способностей школьников, побуждени...
Мысли о воспитании
Работа классного руководителя очень сложная, потому что воспитывая маленьких мальчишек и девчонок, формируешь личность. Свои размышления о воспитании - это итог 5 лет работы классным руков...
Мысли о воспитании
Наши дети — это наша старость.Антон Семенович МАКАРЕНКО...
Эссе по педагогике по книге Джона Локка “Мысли о воспитании» (1693).
Данное эссе раскрывает мой взгляд на теорию педагогики Джона Локка....
Мудрые мысли о воспитании
Буклет, содержащий библейские цитаты о воспитании, высказывния великих людей, притчи, стихи....