Мысли о воспитании
статья по теме
Находящаяся в тесной связи с обучением, воспитательная работа углубляет знания, расширяет способы деятельности, создает условия для реализации индивидуальных способностей школьников, побуждения у них интереса к самообразованию, самосовершенствованию. Она призвана удовлетворять меняющиеся интересы детей и подростков, их духовные потребности, создавать всесторонние возможности для занятий любимым делом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mysli_o_vospitanii.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мысли о воспитании
Наумова О.А.,
классный руководитель 10 «А» класса
ГОУ ЦО «Школа здоровья» №2000
Воспитательная работа в школе имеет большое значение для формирования и развития личности ребенка. Находящаяся в тесной связи с обучением, воспитательная работа углубляет знания, расширяет способы деятельности, создает условия для реализации индивидуальных способностей школьников, побуждения у них интереса к самообразованию, самосовершенствованию. Она призвана удовлетворять меняющиеся интересы детей и подростков, их духовные потребности, создавать всесторонние возможности для занятий любимым делом.
В организации воспитательной работы используется ряд принципов. Все они тесно взаимосвязаны.
Воспитание личности осуществляется в коллективе. Именно коллектив раскрепощает личность, открывает простор для ее всестороннего развития, конечно, если этот коллектив с правильно построенными отношениями. Работая в коллективе, педагог имеет возможность ярче увидеть каждого ребенка в его деятельности, в отношении к другим детям и организовать работу всех в целом, а также уделить внимание каждому отдельному ученику.
Воспитывая последовательно, предлагаются такие формы работы, при которых деятельность станет логическим продолжением проводившейся ранее работы, что позволяет закрепить достигнутое и поднимает ученика на более высокий уровень развития.
Воспитательная работа предполагает построение определенной системы, так как сложные задачи не могут быть решены в кратчайший период. Систематичность и последовательность позволяют за меньший период достичь больших результатов. Систематичность и последовательность обязательно отражаются в планах работы, которые должны учитывать интересы и пожелания самих воспитанников. С этой целью периодически проводится анкетирование учащихся.
Для правильного процесса воспитания необходимо уважение к личности ученика. Требовательность является своеобразной мерой уважения, ведь для предъявления адекватных требований к конкретной личности необходимо знать ее сильные и слабые стороны, создавать необходимые условия для дальнейшего роста и совершенствования.
Дети, да и не только дети, испытывают потребность в том, чтобы их деятельность была оценена. Положительная оценка вызывает чувство удовлетворения и стремление к дальнейшему совершенствованию, а отрицательная подталкивает к саморазвитию с целью получить положительную оценку. Педагогу надо стараться быть объективным в оценке, сочетать строгость и доброжелательность, доверие с разумным контролем.
Одним из принципов воспитания является оптимизация результатов. Надо вселить в ребенка уверенность в возможности положительных результатов, желание преодолевать отрицательные черты (страх, неуверенность, лень) и добиваться поставленной цели. Выявляя в ребенке сильные стороны, опираясь на них, педагог предвосхищает процесс возвышения личности. Если ребенок овладевает новыми формами деятельности, добивается ощутимого успеха, переживает радость, удовлетворение, у него возникает уверенность в своих силах, стремление к дальнейшему росту. Еще ощутимей результат, если успехи замечают и окружающие люди: родители, педагоги, сверстники.
Для правильного воспитания необходимо единство требований со стороны всех участников образовательного и воспитательного процесса. Отсутствие этого единства разрушает, а то и сводит к минимуму работу отдельных лиц, приучает ребенка воспринимать требования как необязательные, устанавливаемые по разумению каждого конкретного человека.
Конечно, воспитание строится с учетом интересов самого ребенка. Ученики сами должны выбрать ту деятельность, которая им наиболее интересна (выбор общественной нагрузки, например), в области которой они смогут проявить способности, талант, добиться определенных успехов. Важно следить за тем, чтобы учащиеся не были перегружены этой деятельностью.
Необходимо поддерживать полезные начинания детей, совместно обсуждать нужды и проблемы, развивать ученическое самоуправление, ответственность за общее дело.
Важно при планировании воспитательной работы учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Прежде всего, это отбор содержания деятельности в соответствии с возрастом, силами и возможностями учащихся с целью предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на всех аспектах здоровья. Занятия не должны приводить к чрезмерной утомляемости, но и не следует упрощать какую-либо деятельность, так как это снижает интерес, не содействует развитию способностей учащихся.
Учет индивидуальных особенностей играет не менее важную роль. Педагогу необходимо знать об особенностях типа нервной деятельности, способностях, интересах, увлечениях учащихся. В этом неоценима роль школьного психолога.
В заключение хочется сказать о мотивации. В деятельности ребенка, подростка должен существовать мотив, побуждающий к выполнению поручения, посещению мероприятия, занятию в кружке, участию в постановке. Мотивом может стать заинтересованность в чем-либо, решение проблемы собственной или коллективной.
Среди перечисленных принципов нет главных и второстепенных, тех, которые можно реализовать в первую очередь, и которые можно отложить до завтра. Равное внимание ко всему предотвратит возможные нарушения правильного и плодотворного воспитательного процесса.
И еще один немаловажный аспект. Дети обязательно почувствуют, насколько искренне общается педагог с ними, насколько любимым делом занят. И если это так, отдача со стороны будет колоссальной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мысли о воспитании
Несколько практических советов в отношении с подростком...
Окружной конкурс «Самый классный классный» ІІ тур Эссе «Мои мысли о воспитании»
Мои мысли о воспитании…Человек не нуждается в воспитании, ему нужен шанс – быть человеком.Николай Вавилов Начиная со времён Цицерона «О времена! О нравы!», если не раньше, перед обществом возника...
Мысли о воспитании
Работа классного руководителя очень сложная, потому что воспитывая маленьких мальчишек и девчонок, формируешь личность. Свои размышления о воспитании - это итог 5 лет работы классным руков...
Мысли о воспитании
Наши дети — это наша старость.Антон Семенович МАКАРЕНКО...
Эссе по педагогике по книге Джона Локка “Мысли о воспитании» (1693).
Данное эссе раскрывает мой взгляд на теорию педагогики Джона Локка....
«МЫСЛИ О ВОСПИТАНИИ»
«МЫСЛИ О ВОСПИТАНИИ»(эссе)Когда думаешь или разговариваешь с коллегами о воспитании детей, то всегда возникает вопрос: кто главнее в воспитании учащихся – семья или школа? И очень соблазни...
Мудрые мысли о воспитании
Буклет, содержащий библейские цитаты о воспитании, высказывния великих людей, притчи, стихи....