Статья о патриотическом воспитании школьников
статья по теме
Патриотическоен воспитание школьников на базе школьного музея.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГРАЖДАНСКОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ГРАЖДАНИН»
НА БАЗЕ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ.
Глухова Т.И.
(государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №39 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области)
В настоящее время в России происходит процесс формирования новой системы образования и воспитания детей и молодежи, формирование активной гражданской позиции подрастающего поколения на основе участия в социально значимой деятельности.
« В условиях наукоемкости и высокотехнологических производств значительно повышаются требования к научной, технологической и гуманитарной подготовке населения. Целями и задачами школы, как социального института, в современных условиях являются: формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов; воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом; формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры, создание предпосылок для вхождения в открытое информационное пространство; разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, самообразования, создание условий для самореализации личности» - так записано в Концепции модернизации российского образования.[3, с.5]
Проблема гражданского становления подрастающего поколения, которое всегда является стратегическим ресурсом государства, сейчас становится одной из актуальнейших в российском обществе. [1, с. 4]
Перед образовательными учреждениями теперь встает задача углубления гражданского образования на основе внедрения в педагогический процесс активных форм и методов обучения, которые способствуют развитию у учащихся навыков решения разнообразных проблем. Одним из эффективных методов включения молодого поколения российских граждан в общественную жизнь является социальное проектирование. [3, с.3]
Позитивной чертой данной технологии является его универсальность: данная деятельность учащихся может реализовываться как в рамках учебно-воспитательного процесса, так и вне стен школы – в учреждениях дополнительного образования, общественных детских и молодежных организациях, [3, с.7] а также на базе школьного музея.
Социальный проект является практически первым знакомством юных граждан с элементами гражданского опыта, когда небольшое количество молодых людей может реализовать свой практический потенциал по улучшению дел в своей родной местности. Он минимально затрачен по ресурсам, дает возможность проявить самостоятельность и организаторские способности учащимся с разным уровнем подготовки.
Социальное проектирование – это деятельность учащихся, направленная на позитивное решение актуальной социальной проблемы, предполагающая приобретение ими качественно нового личного опыта, задуманная и осуществленная школьниками при взаимодействии с представителями органов власти, общественными организациями, социальными партнерами.[3, с. 7-8]
В настоящее время Министерство образования и науки России делает особый акцент на активное вовлечение школьников в социальное проектирование, во многом исходя из позитивного опыта внедрения в образовательных учреждениях Российской Федерации методики проекта «Гражданин».
Для российских школьников он весьма актуален тем, что в процессе конкретной деятельности знакомит их с методами и процедурами, принятыми в общественно-политической деятельности и дает им практические навыки участия в изменении социальной инфраструктуры родной местности. [3, с.9]
Проект «Гражданин» предполагает проведение учащимися анализа актуальных социально – экономических проблем конкретной территории, изучение механизма принятия решений властными структурами и формирование пакетов предложений по изменению ситуации в сферах жизнедеятельности граждан, а также активного участия в реализации различных аспектов проекта. [3, с.9]
На примере этой статьи можно ознакомиться, как осуществляется работа по проекту «Гражданин» на базе Школьного музея по гражданскому и патриотическому воспитанию школьников в ГБОУ СОШ №39 г. Сызрани.
Школьный музей был создан в нашей школе в 2008 году, а в 2010 году прошел паспортизацию и получил свидетельство № 2418. В музее собран большой материал по истории школы, есть исторические экспонаты из жизни и быта наших земляков, оформлены выставки и экспозиции, посвященные учителям и выпускникам нашей школы.
Один из проектов «Никто не забыт, ничто не забыто» (2009 г., победитель окружного этапа социально-образовательных проектов «Гражданин») был посвящен 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Итогом его стала выставка–экспозиция в Школьном музее об учителях нашей школы, которые были участниками и ветеранами войны 1941-1945 г. В ходе работы над проектом учащиеся ознакомились с биографиями тех учителей, которые воевали на фронте и трудились в тылу, встречались с ветеранами, проводили экскурсии и уроки Славы на базе Школьного музея. Среди наших педагогов были те, кто сражался за Сталинград, кто был на войне с Японией, кто оставил свою подпись на здании Рейхстага в День Победы, даже те, кто испытал ужасы концлагеря. Материал, собранный по этому проекту, в настоящее время используется по патриотическому воспитанию с учащимися при проведении уроков Мужества, бесед и встреч с ветеранами школы.
Следующий проект «Пока жива память» (2010 г.) был посвящен выпускникам нашей школы Шишкину Максиму и Шавину Валерию, погибшим на Северном Кавказе и награжденным Орденом Мужества (посмертно). Этот проект был победителем окружного этапа и лауреатом областного этапа социально-образовательных проектов «Гражданин». В ходе работы над этим проектом учащиеся провели большую поисковую работу, отыскали родственников погибших выпускников, встретились с ними, ознакомились с личными письмами, копии которых сейчас хранятся в Школьном музее. Результат работы над проектом: музей пополнился фондовым материалом; оформлена музейная выставка; ежегодно 11 декабря в день памяти погибших на Северном Кавказе в школе проходит единый Урок мужества; установлены мемориальные плиты Шишкину М. и Шавину В. на здании школы. Открытие мемориальных плит прошло в торжественной обстановке на митинге, где присутствовали родственники погибших выпускников, ветераны школы, депутаты Думы г. о. Сызрань, члены общественной организации «Боевое братство». Такие мероприятия способствуют формированию гражданских и патриотических качеств подрастающего поколения и оставляют в их душах чувство гордости за наших земляков, отдавших свои жизни за Родину.
В 2011 году проект «Памяти достойны» был посвящен увековечению памяти Почетных граждан города Сызрани, ушедших из жизни. Он также стал победителем окружного этапа и лауреатом областного этапа социально-образовательных проектов «Гражданин». Результатом проекта было изготовление, установка и открытие Памятных табличек Почетным гражданам, проживавшим в микрорайоне школы. Работая над проектом, учащиеся ознакомились с архивными документами, изучили нормативную базу, передали в Школьный музей электронный список Почетных граждан г. Сызрани. Собирая материал, учащиеся на базе Школьного музея проводили встречи с депутатами Думы г. о. Сызрань, с родственниками Почетных граждан, ушедших из жизни, с представителями местного самоуправления. В ходе проекта учащиеся получили опыт создания и влияния на микромодель гражданского общества. Проект оказался хорошим средством вовлечения учащихся в общественную практику и деятельность Школьного музея. Проект «Пока жива память» продолжает работать уже третий год. В 2011- 2013г. силами учащихся школы при поддержке депутатского корпуса установлено десять Памятных табличек на домах, где проживали Почетные граждане нашего города. Это говорит о том, что учащиеся стараются быть активными членами общества, им не безразлична судьба земляков, работавших на благо и процветание родного города.
В 2012 г. учащиеся нашей школы приняли участие в очередном проекте «Гражданин» по теме «Толерантность: все разные – все равные». Ребята активно и увлеченно работали над проектом, так как уже имеют опыт по социальному проектированию. Они встречались не только с компетентными специалистами, но и с представителями национальных организаций, которые есть в нашем городе - это Мордовская автономия и Татарская община. Учащимся было интересно узнать, каков наш город и школа по национальному составу. На базе Школьного музея были проведены уроки толерантности и круглый стол, оформлена выставка «Все разные – все равные». В Международный день толерантности 16 ноября состоялся праздник в школе «Я, ты, он, она – вместе дружная семья», статья о котором есть на сайте Дома дружбы народов г. Самары. Проект стал победителем окружного этапа, а портфолио – участником областного этапа конкурса.
Таким образом, социальные проекты «Гражданин» дают возможность учащимся включиться в полезную деятельность, успешно осуществить связь школы с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, их семьи, учителя. Учащиеся лучше ориентируются в социальных и политических событиях, происходящих в масштабах микрорайона города или края. Учащиеся по-настоящему чувствуют себя и гражданином и патриотом своей страны. Технология проекта «Гражданин» помогает ученикам не только приниматься за общественно-полезные дела, но и тщательно организовывать работу, которую дети выбрали самостоятельно и извлекать из этого жизненные уроки. [2, с.5]
За последнее время в Школьном музее нашего образовательного учреждения наработан определенный опыт по реализации социально-образовательного проекта «Гражданин». Школьный музей пополнятся очень важными фондовыми материалами и документами, ежегодно оформляются новые экспозиции по всем темам проектов, в которых участвуют дети. Материалы музея используются в образовательном процессе: на базе Школьного музея проводятся экскурсии, встречи, Уроки мужества, классные часы, викторины, беседы и мероприятия, посвященные памятным датам российской истории.
В ходе работы над социальным проектом «Гражданин» очень важно сочетать содержание воспитательной деятельности в школе с воспитанием гражданских ценностей и патриотических качеств у учащихся. Проект «Гражданин» в Школьном музее призван объединить воспитательные структуры школы, а также воспитательное пространство, которое нас окружает, для развития детей, создания системы патриотического и гражданского воспитания школьников.
Список литературы
- Пахомов В.П. Мы – Молодые хозяева России: Материалы II и III Всероссийских акций «Я – гражданин России/ - Москва – Самара: Издательство «НТЦ», 2005. – 251 с.
- Пахомов В.П. Социально-образовательный проект «Гражданин»: Учебное пособие для школьников. – Самара: Изд-во «НТЦ», 2006. – 57 с.
- Пахомов В.П. Методика разработки и реализации социального проекта «Гражданин»: Учебное пособие. – Самара: Изд-во «НТЦ», 2008. – 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Патриотическое воспитание школьников на селе"
Статья " Патриотическое воспитание школьников на селе" рассказывает об успешной реализации программы "Патриоты России"....
Статья по теме : "Патриотическое воспитание школьников в процессе обучения математики"
. Статья по теме : "Патриотическое воспитание школьников в процессе обучения математики"...
Статья "Патриотическое воспитание школьников на современном этапе развития общества"
В статье освещен вопрос патриотического воспитания современных школьников...
Статья на тему "Патриотическое воспитание школьников"
Патриотическое воспитание одна из важных задач учителя истории и обществознании...
статья ""Гражданско-патриотическое воспитание школьников через проведение литературно-музыкальных композиций "Россия-Родина моя."
Статья об использовании литературно-музыкальных композиций как формы гражданско-патриотического воспитания школьников. В качестве примера приводится сценарий и презентация,, литературно-музыкаль...
Статья « Нравственно-патриотическое воспитание школьников в воспитательном процессе»
статья по нравственно-патриотическому воспитанию...
Статья "Патриотическое воспитание школьников в системе дополнительного образования (на примере деятельности военно-патриотического клуба «Черные береты»)"
Аннотация. Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства, а в настоящее время требует научного осмысления и выработки конкретной программы действий по созда...