статья ""Гражданско-патриотическое воспитание школьников через проведение литературно-музыкальных композиций "Россия-Родина моя."
статья (7, 8 класс)
Статья об использовании литературно-музыкальных композиций как формы гражданско-патриотического воспитания школьников. В качестве примера приводится сценарий и презентация,, литературно-музыкальной композиции "Россия - край березовый". Расчитана на возрастную категорию 7-8 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rossiya-rodina_moya.doc | 43 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Гражданско - патриотическое воспитание школьников через проведение литературно-музыкальных композиций «Россия – Родина моя».
Автор: Алешина Елена Владимировна - педагог-организатор
ГБОУ СОШ №136 Калининского района Санкт-Петербурга
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за свою страну, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Понятие патриотизма включает в себя:
- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
- уважительное отношение к языку своего народа;
- заботу об интересах Родины;
- осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
- гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
- ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.
Воспитание детей школьного возраста является оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Особо хочется подчеркнуть, что в основе воспитания, а тем более – патриотического – лежат, прежде всего, чувства, а источником чувств является пережитая эмоция. Поэтому лучше всего подходит для воспитания патриотизма форма литературно-музыкальных композиций, которые дают возможность эмоционально прочувствовать, пережить и транслировать любовь к Родине.
В нашей школе уже стало традицией проведение литературно-музыкальных композиций, приуроченных к важным датам в истории нашей страны, таким как: День снятия блокады Ленинграда, День Победы, День героев Отечества, День народного единства и т.д.
Примером может служить литературно-музыкальная композиция
«Россия – родина моя» для учащихся 7-8 классов.
Цель: гражданско-патриотическое воспитание.
Задачи:
1. Воспитание патриотических чувств через любовь к родному краю; любовь к России.
2.Уважение к истории нашей страны, память о солдатах Великой Отечественной войны
3. Развитие творческих способностей учащихся
Сценарий
1: Вы видали такое чудо,
Когда звезды ночные,
Вдруг под утро, становятся чистой росой.
Вы видали такое чудо,
Откосы речные, по которым бежит мальчишка босой.
Вы видали такое чудо
Снега в горах, на вершинах,
А чуть ниже, цветут луговые цветы.
Это чудо — наша Россия
Необъятный простор, неземной красоты!
2: Звучит песня
С чего начинается Родина?
C заветной скамьи у ворот.
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь растёт.
А может она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги просёлочной,
Которой не видно конца.
— Я люблю тебя Россия,
Твои бескрайние поля,
Наполняя мысли силой,
Люблю тебя, моя земля.
Ты даешь мне в жизни крылья,
Как заботливая мать,
Слышишь мир, сыны России,
Будут с гордостью летать.
3: Звучит песня
То березка, то рябина,
Куст ракиты над рекой.
Край родной, навек любимый,
Где найдешь еще такой!
От морей до гор высоких,
Посреди родных широт
Все бегут, бегут дороги
И зовут они вперед.
4: Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, ее на Руси всегда сравнивали с нежной и красивой девушкой, ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники.
5: Россия, сторонка веселая,
Дорогой бежит проселочной,
Тонкой березой качается,
В светлых дождях купается.
Россия, моя грустинка!
По окнам стучат слезинки,
Кричат журавли, печалясь,
С Россией своей прощаясь.
Россия моя, моя мама,
С тобой я горда и упряма.
Твоею живу я силой,
Отчизна моя, Россия!
6: Какой русский человек не любит красавицу березу! Утомленному она обещает желанный отдых, жаждущему прохлады дарит тень. О березе писали известные русские поэты:
7: Русь моя, люблю твои березы,
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез!
8: Ты так мила мне, до любой росинки,
В твоих просторах дремлет тишина.
Березовая русская Россия –
Ромашковая добрая страна.
9: Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Звучит Песня:
Березы в ночи, как улыбки,
Вот так улыбается Русь
Сквозь беды свои и ошибки,
Сквозь майские грозы и грусть.
Березы, как давние даты,
Что все еще в сердце остры,
Похожи на русских солдаток
Березы военной поры.
10: Военные события живут в историях и преданиях, в поэзии и в музыке. Четыре страшных года пережил советский народ в борьбе с фашизмом. И немыми свидетелями были деревья.
11: Да, можно выжить
В зной,
В грозу,
В морозы.
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть...
Но эти три березы —
Их, даже умерев,
Нельзя отдать!
Звучит Песня:
Бледны, величавы и строги,
С Россией сроднившись судьбой,
Стояли у каждой дороги,
Солдат провожали на бой.
Бежали за поездом следом,
В снегу утопая по грудь,
Весною бежали и летом,
И был нескончаем их путь.
12: За селом, вдали, на перекрестке
Полевых едва заметных троп
Я узнал солдатские березки,
У которых рыл себе окоп.
И невольно вспомнил, как стонали
Ветки их от взрывов и огня...
Возле тех березок подобрали
Чуть живым товарищи меня.
С той поры с любовью о березах
Говорили часто мне бойцы:
«Ты бы злую смерть не пересилил,
Ты бы тяжких ран не перенес,
Если б мы тебя не напоили
Светлыми слезинками берез...»
13: Давно прошли невзгоды все,
Но пахнет ствол березы толом.
В березе намертво засел
Из стали крупповской осколок.
Кора березы, как бинты,
Намотанные в медсанбате,
А у подножия — цветы,
Как перед раненым солдатом.
Здесь был когда-то лазарет,
Сражались здесь за мир герои.
Здесь, как солдаты, на заре
Деревья умирали стоя.
15: – Тихо стоят березы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии Великой Отечественной войны! Лучших свидетелей не найти. Последний привет умирающие солдаты посылали ей, как символу Родины.
Звучит песня Песня:
Березы — разлуки и встречи,
Печаль над безмолвием трав...
Люблю ваши сильные плечи
И тихий, приветливый нрав.
Березы, березы России,
Вы все вместе с нами прошли.
И нету конца вашей силе,
Идущей от русской земли.
16: Для меня березка – часть России.
Есть она, и будет, и была...
Вот березку росы оросили,
И стоит она белым-бела.
Сколько раз осколки били в каску,
Но живым я вышел из огня:
Верил я не в присказку, не в сказку,
А в березку, ждущую меня.
Ты, березка, искренне поведай
Эту быль подснежникам весны,
Как ждала меня, ждала меня с победой
Сорок с лишним месяцев войны!
...Снова у родного перекрестка
Я стою, взволнованный, с утра –
Вот она, заветная березка,
Теплый образ света и добра!
Песня: (Звучит фонограмма песни группы "Любэ")
Отчего так в России берёзы шумят,
Отчего белоствольные всё понимают,
У дорог, прислонившись, по ветру стоят,
И листву так печально кидают.
Я пойду по дороге, простору я рад,
Может это лишь все, что я в жизни узнаю,
Отчего так печальные листья летят,
Под рубахою душу лаская.
А на сердце опять горячо, горячо,
И опять и опять без ответа.
А листочек с берёзки упал на плечо-
Он как я оторвался от ветки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
В материале рассказывается о том, как ведется гражданско-патриотическое воспитание подростков через деяtельность детских общественных движений и объединений в Ельниковском районе...
Статья "Гражданско-патриотическое воспитание через исследовательскую деятельность на уроках истории."
Гражданство-это понятие которое характеризует гражданско патриотическую позицию человека. Исторические дисциплины открывают широкие возможности для формирования гражданско-политических взглядов обучаю...
Воспитание гражданско-патриотических чувств у школьников
Если не мы, то кто жеДетям нашим поможетРоссию любить и знать.Как важно – не опоздать...
Статья "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках обществознания и во внеурочное время" - 2013 г.
Статья написана как итоговая работа по итогам прохождения курсов повышения квалификации...
Воспитание гражданско-патриотических чувств у школьников
Если не мы, то кто жеДетям нашим поможетРоссию любить и знать.Как важно – не опоздать....
Статья "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории, обществознания, во внеурочной деятельности"
Статья содержит материал, который поможет сформировать у обучающихся устойчивую гражданскую позицию....
Статья "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках русского языка и чтения"
Статья из опыта работы по теме "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках русского языка и чтения" в коррекционной школе....