сборник материалов по духовно- нравственному воспитанию школьников
статья по теме

Наталья Ивановна Гончарова

Выступления на Иоанновских чтениях по практической работе .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_sbornik_s_vystupleniyami.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Автор-составитель:

Гончарова Наталья Ивановна, заведующая музеем, учитель истории и обществознания  муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 17 имени Кирилла и Мефодия» города Прокопьевска Кемеровской области

Рецензенты:

иерей Сергий Кожевников, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Кемеровской и Новокузнецкой епархии РПЦ

Смольянинова Татьяна Гурьяновна, Почётный работник общего образования Российской Федерации, заведующая кабинетом духовно-нравственного воспитания ГОУ ДПО «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

В работе акцентируется внимание на обращении внимания педагога к вечным и непреложным христианским истинам, способным представить подрастающему поколению подлинные перспективы возрождения России, помочь обрести смысл своего бытия и вечное спасение.

   

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – актуальная задача в современной педагогике, которая должна решаться на основе творческого усвоения христианских ценностей, что и доказывает экспериментальный режим работы школы.

Христианские ценности, закладываемые в процессе образования, оставляют фундамент гармоничного развития личности, являются неотъемлемым достоянием народов России. Поэтому излишне напоминать, что сфера образования – это один из важнейших  элементов становления гражданского общества России и что именно через образование и воспитание должны решаться важнейшие задачи современности – сохранение единства России, её Силы, её Веры, её гражданственности.

Главной целью своей работы в рамках эксперимента по духовно-нравственному возрождению считаю обращение к вечным и непреложным христианским истинам, способным представить подрастающему поколению подлинные перспективы возрождения России, помочь обрести смысл своего бытия и вечное спасение.

Наши дети – наследники богатейшей культуры, фундамента русской цивилизации, насчитывающей более тысячи лет. Эта культура является системообразующим фактором для Истории Отечества, отличает русскую цивилизацию от иных. Сегодня происходит переоценка роли и места религии в истории России, признаётся её большое влияние на духовное и нравственное становление человека, поэтому необходимостью времени стала религиозная образованность граждан, знание традиций православия, национальной культуры.

Начала я своё участие в эксперименте в рамках музейной работы через паломническую деятельность с учащимися по храмам города Новокузнецка, Киселёвска, Прокопьевска, закрепляла лекционными занятиями о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии, беседами о святых защитниках Земли Русской, созданием электронных презентаций о славянских учителях. Но по мере углубления в экспериментальную работу, осознавая значимость начатой деятельности, сала искать возможности расширения этого направления. Перед учителем истории стоит сегодня очень серьёзная задача: донести до ученика идеи своего предмета в православном освещении. И здесь педагог сталкивается с огромными трудностями как формального характера, вызываемыми откровенным непониманием проверяющих, так и отсутствием необходимых руководств и пособий. Учителю зачастую просто негде получить необходимые ему богословские знания, подкрепить свои мысли пособиями, иллюстрациями.

История Русского государства и Православия неотделимы друг от друга. Ещё Ф.М.Достоевский отмечал, что «русский – значит православный. Каждый русский осознавал свою русскость через Православие». Предмет история непосредственно связан с духовным миром человека, затрагивает духовную сторону его жизни. Любой вопрос в истории можно и должно освещать светом духовных законов. При таком подходе к  преподаванию учитель воздействует не столько на ум, сколько на сердце ученика. При этом созидается именно нравственность. В советское время, когда религия была под запретом, в первую очередь история воспитывала молодёжь и делала это успешно в той степени, в какой отражала христианские заповеди.

Самая главная цель человека – это не временная его жизнь, так как она «есть путь к жизни будущей».

«Скажи мне, Господи, путь в оньже пойду, яко к Тебе, взях душу мою…Научи мя творити волю Твою…» (ПС. 142, 8.10)

Какова же воля Божия в отношении исторической науки?

Главная цель изучения науки – видеть  в ней Божие устранение, через творение познать Творца.

Сам Бог заповедовал людям изучать законы мироздания, о чём ясно сказал премудрый Соломон: «И предал я сердце своё  тому, чтобы исследовать и испытывать мудростею всё, что делается под небом: это тяжёлое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нём» (Ек. Кл. 1, 13)

Изучая историю родного отечества, ребёнок совершенствуется, развиваются его ум, память, творческие способности, логическое мышление, интуиция, то есть те важные свойства души, в которых Святые Отцы видели Образ Божий в человеке. Подобные качества души ученика приводят его к научно-исследовательской деятельности, в результате появляются работы о русских храмах, которые хранили и сегодня хранят Русь Православную.

История, если её преподавать  не изолированно от изучения Слова Божия, а опираясь на него, может служить прекрасным средством к формированию правильного мировоззрения, может предостеречь человека от духовных подмен и суррогатов массовой культуры.

Вы никогда не задумывались над одним интересным вопросом – почему в русской истории и современники и потомки прославляют «обороны» городов? Ведь практически каждый из нас без особых усилий может перечислить несколько тысяч примеров– оборона Козельска, Ленинграда, Тулы, Москвы… И вот что  интересно: большинство этих «оборон» заканчивалось падением города. И тем не менее «оборона» прославлялась как одна из самых героических страниц отечественной истории. Почему?

Главная причина заключается в том, что русского человека не удовлетворяют просто победы. В русском представлении победа только тогда может считаться истинной и подлинной, если эта победа – духовная. Духовная победа – это победа не над внешним врагом, а над собой, это преодоление собственной слабости, страха, греховности. Духовная победа совершается тогда, когда человек преодолевает самого себя и таким образом взрастает над собой. Преодолей врага в себе – вот какая задача решается в ходе духовного подвига. Каждая русская «оборона» пусть и заканчивалась физическим поражением, но на самом деле это была великая победа русского духа. Так рождались пословицы: «Сам погибай, а товарища выручай!», «Погибаю, но не сдаюсь!» И каждая не преодолённая врагом русская духовная крепость ложится в основу крепости всего национального сознания,  свидетельствуя о неизменной верности русских людей избранному ими когда-то направлению движения по историческим дорогам: из тьмы истории– в вечность.

По статистическим данным, даже в годы сурового атеизма 50% населения нашей страны считали себя верующими, ещё 35% это скрывали. С началом 90-х годов у всех меняется отношение к религии. Проводя анкетирование в 11-х классах, я пришла к выводу, что медленно, но верно идёт духовное возрождение подрастающего поколения:

верующими себя считают 25 из 42 выпускников,

православными – 31 из 42,

связывают своё поведение с верой – 25 из 42,

считают необходимым ввести предмет о религии– 25 из 42.

Подводя итог сказанному выше, считаю, что экспериментальная деятельность только набрала нужную высоту, что вопросы духовно-нравственного воспитания остаются по-прежнему актуальными, как, впрочем, во все времена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование содержания комплексного краеведения в духовно-нравственном воспитании школьников

Краеведение способно выполнить задачу формирования духовно-нравственной культуры учащихся. Ведь оно обладает большими воспитательными возможностями в формировании патриотизма, гражданской ответственно...

Материалы районного семинара по духовно-нравственному воспитанию школьников

Тема презентации: Духовно-нравственное воспитание школьников в классах казачьей направленности.Автор: Блоха А.В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимо...

Методические материалы "Воспитательные мероприятия по проблеме духовно-нравственного воспитания школьников"

Материалы по духовно- нравственному воспитанию содержат сценарии общешкольных праздников "Рождество Христово", "Светлый праздник Пасхи", "Масленица", "Покров"....

Духовно-нравственное воспитание школьников. Обобщение опыта "Роль религиозно-философского комментария на уроках литературы в формировании духовно-нравственных ценностей девятиклассников"

В работе представлен опыт использования религиозно-философского комментария на уроках литературы в 9 классе. Даются научно-практическое обоснование опыта, алгоритм применения  и примеры использов...

Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания школьников среднего звена «Аксиологические номинации как средство формирования духовно-нравственных ориентиров учащихся»

С целью оказания методической поддержки в процессе осуществления  духовно-нравственного воспитания обучающихся МБОУ Одинцовской СОШ №17 с УИОП составлены Методические рекомендации по организации ...

Духовно-нравственное воспитание школьников на основе культурных традиций своего народа (адыгэ хабзэ) «Нравственные уроки»

Программа "Духовно-нравственное воспитание школьников на основе культурных традиций своего народа (адыгэ хабзэ) «Нравственные уроки»...