Правовая игра "Права ребенка".
методическая разработка по праву по теме
Методическая разработка правовой игры «Права ребенка».
Цели:
- Закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных учащимися по проблеме права человека и гражданина.
- Развитие коммуникативных способностей, навыков взаимодействия в группах в решении общей проблемы.
- Формирование у учащихся чувства гражданской ответственности за свои действия, правовой позиции и культуры.
Задачи:
- Организация интеллектуального соревнования между командами учащихся.
- Использование разных методов организации деятельности учащихся.
- Формирование правовой компетенции учащихся.
- Социализация личности учащихся.
- Изучение приобретаемых прав человека по мере взросления.
Педагогическая целесообразность:
Правовые знания нужны школьникам не только сами по себе, а как основа поведения в различных жизненных ситуациях, имеющих юридический смысл. Дети должны получать гражданско-правовые знания в деятельности. Практическая направленность предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию – важно уметь ею пользоваться. Только тогда право защищает человека.
Практическая значимость – использование материалов разработки на уроках, во внеурочной деятельности в нескольких вариантах, простота и доступность воспроизведения.
Продолжительность мероприятия: 1 – 2 урока (в зависимости от выбранного варианта).
Формы реализации: урок; беседа; игра; классный час.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_-loto.doc | 162 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26 с углубленным изучением химии и биологии»
Правовая игра
«Права ребенка»
Автор: Келка Марина Леонидовна
Учитель математики
Социальный педагог
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26
с углубленным изучением химии и биологии»
Возрастной контингент: 6 – 9 класс
Великий Новгород
2012
Пояснительная записка.
Каждый выпускник школы должен усвоить нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, о браке, регулирующие отношения родителей к детям и детей к родителям, законодательство о здравоохранении, основные положения гражданского и уголовного кодекса законов. В школьные годы учащиеся должны хорошо знать законодательные акты, которые им адресованы.
Необходимость работы по правовому воспитанию вызвана слабым знанием прав и обязанностей граждан России.
Главный период формирования правосознания – это школьный возраст. Ребенок узнает много о правовых отношениях между людьми: возникает осознание себя субъектом права.
Социальная роль школьника – нормативный образ поведения. С набором прав и обязанностей, которыми школьник овладеет постепенно, при постоянном усложнении их на каждом возрастном этапе. Социальной особенностью учащихся 7 – 9 классов является частичная гражданская дееспособность. В этой связи в правовом образовании появляется важный аспект, направленный на раскрытие конкретных правовых норм, существенных для подростков. На этом этапе актуально значимым является развитие умений, связанных с исполнением долга, ответственностью, внутренней дисциплиной.
Основной формой правового образования является получение знаний в процессе учебной деятельности, а также участие в школьных и внешкольных мероприятиях, ориентированных на актуализацию социального опыта подростков. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года также говорится о необходимости усиления гражданско-правовой составляющей школы: «Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой профессиональной и бытовой культурой».
Актуальна эта проблема и для нашего города. Достаточно высокие показатели по правонарушениям и состоящим на учете в подразделении по делам несовершеннолетних говорят о несформированности правовой культуры, а порой, о недостаточности правовых знаний, так как частая причина правонарушений – незнание закона. Подобные факты имели место и в нашей школе. Как результат встает задача повышения правовой культуры учащихся для профилактики правонарушений.
Несмотря на достаточное наличие научно-методической литературы по проблеме воспитания правовой культуры не все аспекты разработаны в равной степени.
Значительное место в формировании правовой культуры занимает предмет обществознание. Однако, очевидно, что рамки уроков не всегда дают возможность детям реальной пробы себя в социально-правовых ситуациях. Только взаимосвязь урочной и внеклассной деятельности повышают эффективность правового воспитания.
Методическая разработка правовой игры «Права ребенка».
Цели:
- Закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных учащимися по проблеме права человека и гражданина.
- Развитие коммуникативных способностей, навыков взаимодействия в группах в решении общей проблемы.
- Формирование у учащихся чувства гражданской ответственности за свои действия, правовой позиции и культуры.
Задачи:
- Организация интеллектуального соревнования между командами учащихся.
- Использование разных методов организации деятельности учащихся.
- Формирование правовой компетенции учащихся.
- Социализация личности учащихся.
- Изучение приобретаемых прав человека по мере взросления.
Педагогическая целесообразность:
Правовые знания нужны школьникам не только сами по себе, а как основа поведения в различных жизненных ситуациях, имеющих юридический смысл. Дети должны получать гражданско-правовые знания в деятельности. Практическая направленность предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию – важно уметь ею пользоваться. Только тогда право защищает человека.
Практическая значимость – использование материалов разработки на уроках, во внеурочной деятельности в нескольких вариантах, простота и доступность воспроизведения.
Продолжительность мероприятия: 1 – 2 урока (в зависимости от выбранного варианта).
Формы реализации: урок; беседа; игра; классный час.
Ожидаемые результаты:
Формирование гражданских навыков:
– умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
– знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
– умение принимать и защищать свои решения;
– готовность к участию в общественных делах;
– готовность к образованию;
- развитие творческих способностей;
Варианты проведения:
- Итоговый урок после изучения темы «Права человека» (9 класс) в виде командной игры.
- Итоговый урок после изучения темы «Права человека» (9 класс) в виде индивидуального соревнования.
- Итоговый урок после изучения темы «Права человека» (9 класс) в виде теста.
- Отдельный урок в курсе обществознания в 6 – 9 классе (в виде командной игры, индивидуального соревнования, теста).
- Внеклассное мероприятие в виде командной игры – соревнования в выбранной параллели классов.
- Внеклассное мероприятие в виде командной игры – соревнования в одном классе.
- Внеклассное мероприятие в классе в виде индивидуального соревнования в одном классе.
Примечание:
Для проведения занятий, не являющихся итоговым занятием, требуется предварительная подготовка: самостоятельная работа со справочной литературой по нахождению и изучению необходимого материала.
Содержательная часть:
Вступление: беседа ведущего об основных правах и свободах человека: право на жизнь, на труд, на учебу, на отдых и т.д. На этом занятии учащиеся должны ответить на вопрос: с какого возраста приобретается указанное право?
Правила проведения командной игры:
- В игре участвуют команды по 5 – 6 человек одного (или разных) классов.
- Каждая команда получает бланк с вопросами и карточку «поле – лото» (в закрытом конверте).
- В ходе группового обсуждения команда отвечает на вопросы и закрашивает на поле необходимую цифру (при правильном выполнении задания из закрашенных клеток получается слово).
- Время работы команды 20 минут.
- Проверка, подсчет правильных ответов.
- Определение команды победителя.
Далее с учащимися проводится фронтальная беседа о том, что с приобретением прав человека по мере взросления на него налагаются и определенные обязанности. Учащиеся отвечают на вопросы:
- Какими правами они уже обладают?
- Какие обязанности в связи с этим у них возникли?
- В чем они видят нарушение своих прав?
- Какие организации помогают устранить нарушения прав?
- Какая ответственность наступает при нарушении прав и обязанностей?
и т.д
При проведении игры в виде индивидуального соревнования каждый из участников работает самостоятельно.
При проведении урока в виде теста проверка выполнения может быть проведено в конце урока коллективно или педагогом отдельно с объявлением результатов на следующем уроке.
В конце занятия учащиеся анализируют работу своих групп и заполняют анкету.
Вопросы.
1. | Приобретает право на гражданство | 24. | Вправе самостоятельно распоряжаться своими заработками, стипендией или иными доходами. |
2. | Дает согласие на изменение имени и (или) фамилии. | 25. | Имеет право на фамилию, имя, отчество |
3. | Имеет право жить и воспитываться в семье | 26. | Имеет право посещать детский сад |
4. | Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления. | 27. | Может быть исключен из школы. |
5. | Имеет право получать от родителей защиту своих прав и законных интересов | 28. | Дает письменное согласие для выхода из гражданства РФ вместе с родителями. |
6. | Вправе вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими. | 29. | Вправе осуществлять права автора, охраняемого законом результатов интеллектуального труда. |
7. | Имеет право посещать ясли. | 30. | Имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора. |
8. | Имеет право требовать отмены усыновления в случаях, указанных в законе. | 31. | Может обучаться вождению мотоцикла. |
9. | Имеет право посещать школу. | 32. | Может вступать в молодежные общественные организации. |
10. | Может самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки | 33. | Вправе совершать с согласия родителей любые сделки. |
11. | Допускается поступление на работу с согласия одного из родителей (не более 4 часов). | 34. | Имеет право знать своих родителей |
12. | Может совершать сделки, направленные на безвозмездное получение прибыли, не требующие нотариального удостоверения | 35. | Может заключать сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями для определенной цели или свободного распоряжения. |
13 | Может вступать в детские общественные организации. | 36. | На имя ребенка может быть открыт счет в банке. |
14. | Имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам. | 37. | Имеет право поступить на работу с согласия профсоюзного комитета (при 24 часовой рабочей неделе). |
15. | Дает согласие на свое усыновление или передачу в приемную семью, либо на восстановление родительских прав своих родителей. | 38. | Несовершеннолетние родители вправе требовать установление отцовства в отношении своих детей в судебном порядке. |
16. | Имеет право управлять мопедом при езде по дорогам. | 39. | Подлежит имущественной ответственности по заключенным сделкам, а также за причинение имущественного вреда. |
17. | Вправе быть заслушанным в ходе судебного или административного разбирательства. | 40. | Выражает свое мнение в суде о том, с кем из родителей хотел бы проживать после развода. |
18. | Может выбирать себе место жительства (с согласия родителей) | 41. | Несет уголовную ответственность за любые преступления. |
19. | Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, вправе осуществлять свои родительские права. | 42. | Имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин. |
20. | Подлежит первоначальной постановке на воинский учет. | 43. | Становится полностью дееспособным. |
21. | Имеет право самостоятельного заключения трудового договора для работы при рабочей неделе 36 часов. | 44. | Может быть членом кооператива или акционерного общества. |
22. | Может своими действиями приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности. | 45. | Может быть объявлен в установленном порядке полностью дееспособным. |
23. | Разрешается просмотр в кинотеатрах фильмов, имеющих запрет. | 46. | Подлежит административной ответственности за нарушения через комиссию по делам несовершеннолетних, несет административную ответственность. |
47. | Обладает правоспособностью по гражданскому праву. |
Ответы.
1. | С 0 лет | 24. | С 14 лет. |
2. | С 10 лет. | 25. | С 0 лет |
3. | С 0 лет | 26. | С 3 лет |
4. | С 14 лет. | 27. | С 14 лет. |
5. | С 0 лет | 28. | С 14 лет. |
6. | С 14 лет. | 29. | С 14 лет. |
7. | С 1,5 лет | 30. | С 16 лет. |
8. | С 14 лет. | 31. | С 14 лет |
9. | С 6,5 лет | 32. | С 14 лет |
10. | С 6 лет | 33. | С 14 лет |
11. | С 14 лет | 34. | С 0 лет |
12. | С 6 лет. | 35. | С 6 лет. |
13. | С 8 лет. | 36. | С 0 лет. |
14. | С 14 лет | 37. | С 15 лет. |
15. | С 10 лет. | 38. | С 16 лет. |
16. | С 16 лет. | 39. | С 14 лет. |
17. | С 10 лет. | 40. | С 10 лет. |
18. | С 14 лет | 41. | С 16 лет. |
19. | С 16 лет. | 42. | С 16 лет. |
20. | С 17 лет. | 43. | С 18 лет. |
21. | С 16 лет. | 44. | С 16 лет. |
22. | С 18 лет. | 45. | С 16 лет. |
23. | С 16 лет. | 46. | С 16 лет. |
47. | С 0 лет. |
Зашифрованное слово: «ПРАВО».
Анкета.
Результаты анкеты после обработки помогут нам сделать выводы о том, что получилось, а что нет, что вызвало трудности при работе , нужно ли эту работу продолжать в дальнейшем.
1. Интересно ли тебе было участвовать в этом занятии ? __________________________________________________________________
2. Была ли решена в ходе работы поставленная проблема?
__________________________________________________________________
3. Учит ли работа самостоятельно мыслить, решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей?
__________________________________________________________________
4. Что по-твоему продуктивнее: самому находить информацию или брать готовую с урока в процессе объяснения учителя?
5. А что интереснее лично для тебя: искать самому информацию с консультацией у учителя или получить готовые ответы ?
6. Способствует ли такая форма работы развитию творчества, умений работать в коллективе?
7. Получил ли ты для себя что-то новое? __________________________________________________________________
8. Пригодятся ли _полученные знания и навыки организации работы для твоей дальнейшей учебы ?
__________________________________________________________________
Спасибо!
Заключение.
Сегодня важно менять правовое сознание детей и молодежи, формировать их правовую культуру на таких ценностях, как права человека и права ребенка. Деятельность, предлагаемая классным коллективам по правовому воспитанию разнообразна. Это классные и общешкольные мероприятия, в которых учащиеся смогут научиться совместной деятельности. В процессе работы учащиеся овладеют знаниями правовых основ, навыками их использования в жизни, у них будут формироваться глубокие и устойчивые представления о мире, обществе, государстве, социальных связях и отношениях (в частности, и на основе их собственного опыта); будет складываться модель поведения, мотиваций и установок, которые соответствуют общечеловеческим, принятым в обществе ценностям.
Естественно, что воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в семье, школе, в общении с товарищами и друзьями.
Классный руководитель, учитывая возрастные особенности, специфику классных коллективов, выбирает доступные и интересные формы работы, координирует работу классного актива, направляет, подсказывает, заинтересовывает. Подобные занятия связывают учебную деятельность с различными формами внеклассной работы.
Разработанное мероприятие может быть включено в программу правового воспитания учащихся.
3,5 | 5 | 5 | 2 | 7 | 9 | 9 | 1 | 9 | 12 | 15 | 19 | 20 | 12 | 13 | 7 | 13 | 8 | 8 | 7 |
1 | 8 | 6 | 0 | 12 | 14 | 6,5 | 0 | 4 | 10 | 0 | 14 | 13 | 14 | 16 | 15 | 11 | 10 | 0 | 14 |
13 | 16 | 15 | 14 | 13 | 14 | 11 | 10 | 5 | 16 | 2 | 16 | 19 | 16 | 14 | 12 | 11 | 16 | 19 | 18 |
12 | 1,5 | 12 | 17 | 15 | 16 | 15 | 0 | 1 | 14 | 3 | 14 | 2 | 16 | 2,5 | 0 | 15 | 6 | 13 | 14 |
7 | 16 | 11 | 14 | 15 | 14 | 4 | 7 | 4 | 16 | 11 | 10 | 12 | 14 | 18 | 6 | 8 | 14 | 0 | 16 |
1 | 2 | 4 | 7 | 8 | 11 | 12 | 13 | 15 | 19 | 15 | 11 | 12 | 8 | 9 | 7 | 4 | 5 | 2 | 1 |
3,5 | 5 | 5 | 2 | 7 | 9 | 9 | 1 | 9 | 12 | 15 | 19 | 20 | 12 | 13 | 7 | 13 | 8 | 8 | 7 |
1 | 8 | 6 | 0 | 12 | 14 | 6,5 | 0 | 4 | 10 | 0 | 14 | 13 | 14 | 16 | 15 | 11 | 10 | 0 | 14 |
13 | 16 | 15 | 14 | 13 | 14 | 11 | 10 | 5 | 16 | 2 | 16 | 19 | 16 | 14 | 12 | 11 | 16 | 19 | 18 |
12 | 1,5 | 12 | 17 | 15 | 16 | 15 | 0 | 1 | 14 | 3 | 14 | 2 | 16 | 2,5 | 0 | 15 | 6 | 13 | 14 |
7 | 16 | 11 | 14 | 15 | 14 | 4 | 7 | 4 | 16 | 11 | 10 | 12 | 14 | 18 | 6 | 8 | 14 | 0 | 16 |
1 | 2 | 4 | 7 | 8 | 11 | 12 | 13 | 15 | 19 | 15 | 11 | 12 | 8 | 9 | 7 | 4 | 5 | 2 | 1 |
Список литературы.
- Культура мира, права человека, толерантность, ненасилие и миролюбие.
Учебное пособие, Aacademia, АПК и ПРО, М., 2002.
- Культура мира, права человека, толерантность, ненасилие и миролюбие.
Методическое пособие для учителя, Aacademia, АПК и ПРО, М., 2002.
- Культура мира, права человека, толерантность, ненасилие и миролюбие.
Программа подготовки педагогов, Aacademia, АПК и ПРО, М., 2002.
- Права человека. Книга для учащихся 6 – х классов, их родителей и учителей. Т.1 – 2. Изд. «Права человека», Москва, 2002 .
- Толерантность: взгляд, поиск, решение. Г.В.Безюлева, Г.М.Шеламова. М, Вербум – М, 2003.
- Основы правовых знаний. Учебное пособие для гуманитарных классов и школ. Изд. Вита- Пресс. М., 2000.
- хрестоматия по курсу Основы правовых знаний. 8-9 класс. Изд. Вита- Пресс. М., 2000.
- Преподавание прав человека. Книга для учителя. 6 – 8 класс. Изд. Реал – А. М, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Правовой статус ребенка с рождения до совершеннолетия»
Необходимость получения правовых знаний и навыков их применения для реализации прав и ответственности в зависимости от возраста ребенка....
Правовая защита ребенка от жестокого обращения и насилия в семье.
Информация для родителей об основных нормативных документах по вопросам защиты прав ребенка....
Учебный проект "Правовой статус ребенка"
Методическая разработка учебного проекта "Правовой статус ребенка" включает в себя:Презентацию учителя "Конвенция о правах ребенка"Методический паспорт проектаПриложения...
Правовой статус ребенка с рождения до совершеннолетия.
Необходимость получения правовых знаний и навыков их применения для реализации прав и ответственности в зависимости от возраста ребенка....
Беседа по правовой тематике: "Ребенок тоже человек"
Беседа на родительском собрании по правовой тематике: "Ребенок тоже человек"....
Что такое правовой статус ребенка?
Семейное законодательство нашей страны считает ребенком любое лицо, не достигшее 18 лет. С юридической точки зрения ребенок обладает так называемым «правовым статусом». Правовой статус подразумевает н...
Родительское собрание "Роль семьи в правовом воспитании ребенка"
Родительское собрание "Роль семьи в правовом воспитании ребенка"...