Математический марафон 5-7классы.
методическая разработка (5 класс) по теме
Материал предназначен для проведения внеклассного мероприятия на неделе математики! Целью марафона является развитие интереса к изучению математики; развитие сообразительности, любознательности, логического мышления, творческих способностей; воспитание познавательных интересов, взаимопонимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskiy_marafon.docx | 59.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Математический марафон для 5–7-х классов
Цель игры: развитие интереса к изучению математики; развитие сообразительности, любознательности, логического мышления, творческих способностей; воспитание познавательных интересов, взаимопонимания.
Оформление зала:
- плакаты,
- высказывания о математике,
- математические газеты
Оборудование:
- магнитофон, запись песни «Чему учат в школе»;
- столы, ручки, бумага, грамоты, конверты с заданиями, таблички с названиями станций, маршрутные листы (см. Приложения);
В игре участвуют классы: 5й класс, 6й класс, 7й класс. В начале игры все команды собираются в актовом зале, где звучит песня «Чему учат в школе», классы строятся на линейке. Двое ведущих открывают игру стихотворением.
1 ведущий:
Почему торжественно вокруг,
Слышите, как быстро смолкла речь?
Это о, царица всех наук,
Поведем сегодня с вами речь.
Не случайно ей такой почет,
Это ей дано давать советы:
Как хороший выполнить расчет,
Для постройки здания, ракеты.
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит.
2 ведущий:
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даешь,
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодежь,
Развивать и волю и смекалку.
И за то, что в творческом труде,
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.
1 ведущий:
О, математика!
Начало всех начал!
Ты кладезь знаний сокровенных,
И даже бог, что этот мир создал,
Был математик, несомненно.
2 ведущий:
Он мира рассчитал пути,
Гармонию земли и неба,
И траекторию светил,
И скорость прорастания хлеба,
И скорость продвижения света.
1 ведущий:
В наших всех земных делах
Родная держится планета,
Не на метрических китах,
А математики в томах.
2 ведущий:
Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо многое уметь.
И при этом, и при этом,
Вы заметьте-ка,
Очень важная наука
Математика!
1 ведущий:
Почему корабли не садятся на мель,
А по курсу идут сквозь туман и метель?
Потому что, потому что, вы заметьте-ка,
Капитанам помогает математика!
2 ведущий:
Чтоб врачом, моряком,
Или летчиком стать,
Надо, прежде всего,
Математику знать,
И на свете нет профессии,
Вы заметьте-ка,
Где бы нам не пригодилась
Математика!
Учитель объясняет условия игры, каждому классу выдает маршрутный лист, на котором указаны семь станций.
1 станция Пой,ласточка, пой!
Необходимо отгадать мелодию и сказать фразу, в которой будет математический термин.
(Включаются фонограммы – небольшие отрывки музыкальных произведений).
- «Учат в школе» («к 4 прибавить 2»)
- «Вместе весело шагать по просторам» («Раз – дощечка, два – дощечка »)
- «Крокодил Гена» («и подарит 500 эскимо»)
- «В траве сидел кузнечик» («он ел одну лишь травку»)
- «Дважды два четыре»
- «Пять минут»
- «Тридцать три коровы»
- «Жили у бабуси» («два веселых гуся»)
- «Три белых коня»
- «Миллион алых роз»
Учитель читает вопросы в течение 5 минут. На сколько вопросов команда ответит правильно, столько и получит баллов.
- Число десятков в тысяче (100)
- Сумма длин сторон многоугольника (периметр)
- В каком числе столько же цифр, сколько букв в его написании (100)
- Дробь, меньшая единицы (правильная)
- Число, которое делится на все числа без остатка (ноль)
- Цифры третьего разряда (сотни)
- Луч, делящий угол пополам (биссектриса)
- Непересекающиеся прямые на плоскости (параллельные)
- Сколько вершин у куба (8)
- Бревно распилили на 8 частей. Сколько сделали распилов (семь)
- Число из которого вычитают (уменьшаемое)
- Цифра, которая никогда не может быть первой в записи натурального числа (ноль)
- Сколько килограммов в половине тонны (500)
- Число, на которое делят (делитель)
- В обыкновенной дроби число, записанное над чертой (числитель)
- Сколько двузначных чисел, у которых первая цифра 1 (10)
- Трое играли в шахматы. Всего было сыграно три партии. Сколько партий сыграл каждый (2)
- Часть прямой, ограниченная двумя точками (отрезок)
- Результат деления одного числа на другое (частное)
- Какая цифра в переводе с латинского языка означает «ничего» (ноль)
- Инструмент для измерения углов на плоскости (транспортир)
- Тысячная доля килограмма (грамм)
И тд.
Задачи написаны на листочках.
Задача на 2 очка:
- Исправь ошибку: VI – IV = IX
Ответ: V + IV = IX или VI +IV = X
- На столе лежит три спички. Добавьте к ним еще две, чтобы получилось восемь.
Ответ: III => VIII
- На столе лежит три спички. Сделайте из них четыре.
Ответ: III => IV
Задачи на 4 очка:
- Лежит пять спичек. Прибавьте к ним еще пять спичек так, чтобы получилось «три».
Ответ:
- Приложите к 4м спичкам 5 спичек так, чтобы получилось «сто»
Ответ:
Задача на 5 очков:
4 станция "Внимательная"
На этой станции командам читают задачи. Но задачи не простые. Нужно слушать внимательно, так как вопрос будет задаваться в конце. За каждую решенную задачу присуждается 2 балла.
Задачи:
1. В автобусе ехали 25 человек.
На первой остановке вышли 7 человек, зашли 4 человека.
На следующей остановке вышли 12 человек, зашли 5 человек.
На следующей остановке вышли 8 человек, зашли 6 человек.
На следующей остановке вышли 2 человека, зашли 16 человек.
На следующей остановке вышли 5 человек.
Сколько было остановок? (5 остановок)
2. У четы речных Медуз был всегда отменный вкус,
И они гостей позвали, чтоб попробовать арбуз.
На обед пришел Тритон, и Морской знакомый Слон -
Ел арбуз ножом и вилкой, был любезен и умен.
А потом зашел Варан. Лег на кожаный диван.
Одиноким молчуном просидел весь вечер Сом.
И Бермудский крокодил тоже в гости заходил.
Славно было у Медуз! Съели гости весь арбуз!
Вопрос: Сколько гостей пришло к Медузам? (5 гостей)
3. Летняя задача.
На речке летали 12 стрекоз.
Явились 2 друга и рыжий Барбос.
Они так плескались, они так галдели,
Что 8 стрекоз поскорей улетели.
Остались на речке только стрекозы,
Кому не страшны ребятня и барбосы.
Но вот что моя голова позабыла:
Скажите, пожалуйста, сколько их было? (12 стрекоз)
4. На рынке.
Продавал Трофим на рынке топоры, ковры и крынки,
Грабли, ведра и рубанки, огурцов соленых банки,
И кастрюльки, и корзинки, даже детские машинки.
Продавал Трофим на рынке.
У прилавка все толпились, покупали, не скупились.
И хвалили млад и стар и Трофима, и товар.
Вопрос: Сосчитайте, сколько видов разных товаров продавал Трофим на рынке? (10)
5. Задача о глупом Кондрате.
Шел Кондрат в Ленинград, навстречу ему 12 ребят,
У каждого по лукошку, в лукошке - по кошке,
У кошки - по котенку, у котенка - по мышонку.
Задумался старый Кондрат: "Сколько котят и мышат
Ребята несут в Ленинград?"
[Глупый, глупый Кондрат!
Он один лишь и шел в Ленинград.
А ребята с лукошками, котятами и кошками
Шли навстречу ему, в Кострому!]
Команды придумывают четверостишие на заданные рифмы. Например:
остаток – недостаток,
частное – опасное,
свойство – устройство,
копейка – линейка
число – весло,
куб – дуб,
скобка – коробка,
закон – дракон.
Всем командам дается по комплекту разрезанного специальным образом квадрата.
Используя все фигуры, надо сложить заданный рисунок в течение 3 или 5 минут (задание засчитывается только при полном его выполнении, время зависит от уровня класса).
В логогрифах надо догадаться, о каком слове говорится сначала, затем в расшифрованное слово надо вставить добавочно одну или две буквы, и получится новое слово.
Например:
Арифметический я знак,
В задачнике меня найдешь во многих строчках.
Лишь «О» ты вставишь, зная как,
И я географическая точка.
Ответ: Плюс – пОлюс.
Задачи для конкурса:
В планету поместите меру,
И ветер всколыхнет всю атмосферу –
Такой, которого сильнее не найти:
Он все сметает на пути.
Ответ: Уран – ураГАн
Я не люблю у школьника быть в дневнике,
Ему из-за меня вся не мила природа,
Но если внутрь меня поставить «Е»,
То – среди женского я рода.
Ответ: два – дЕва
Я – цифра меньше десяти,
Меня тебе легко найти,
Но если букве «Я» прикажешь рядом встать,
Я все – отец, и ты, и дедушка, и мать.
Ответ: семь – семьЯ.
Я – важная деталь судна,
И без меня оно по воле ветра мчится,
А если букву «Б» ты вставишь внутрь меня,
То я – простая денежная единица.
Ответ: руль – руБль.
8 станция "Рыболовная"
На этой станции команде предлагаются задачи, которые сделаны на карточках в виде рыбок. С одной стороны карточки написано условие задачи, с другой стороны - указана масса рыбки. Если рыбка весит 100 г, то за решение задачи присуждается 1 очко, 200 г - 2 очка.
Задачи:
- На одной чаше весов кирпич, а на другой - половины такого же кирпича и гиря в 1 кг. Весы находятся в равновесии. Сколько весит кирпич? (2 кг) (1 очко)
- За книгу заплатили 1 рубль и еще полстоимости книги. Сколько стоит книга? (2 рубля) (1 очко)
- В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки по три кошки. На хвосте каждой кошки по одной кошке. Сколько же всего кошек в комнате? (4 кошки) (1 очко)
- Имеется кусок сукна длиной 16 м, от которого каждый день отрезают по 2 м. По истечении скольких дней отрежут последний кусок? (7 дней) (2 очка)
- У отца 6 сыновей. Каждый сын имеет одну сестру. Сколько всего детей у отца? (7 детей) (2 очка)
- Разделить 5 яблок между пятью детьми так, чтобы каждый получил по яблоку и одно яблоко осталось в корзине. (четырем детям раздать по яблоку, а пятому отдать яблоко в корзине) (2 очка)
После окончания игры все классы – сдают жюри свои маршрутные листы. Пока жюри подводит итоги, ребята из театральной студии показывают две сценки на математическую тему.
По окончанию выступления театральной студии жюри объявляет результаты, называет лучшие классы – церемония награждения.
В заключение,звучит песня В. Шаинского «Чему учат в школе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математический марафон 5-7 классы.Методическая разработка.
Занимательные вопросы по математики для учащихся 5-7 классов....
Интеллектуальная игра "Математический марафон"
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 6 - 8 кл....
Математический марафон
Урок алгебры в 8 классе...
"Математический марафон"
Данная презентация В среде PowerPoint представляет из себя подборку остроумных, смешных, очень интересных задач из сборника Григория Остера. Все задачки практического характера, не стандар...
Математический марафон
Предлагается разработка внеклассного мероприятия, проведенное в рамках "Недели математики " в 8 классе....
Урок-игра: "Математический марафон"
Обобщающий урок по теме: "Квадратные уравнения"...
Сценарий математической игры "Математический марафон"
Представлен сценарий математической игры «Математический марафон» для разновосрастной группы 12-14 лет....