Возможности школьного естественнонаучного музея в формировании биосферных представлений
проект по теме

Салин Андрей Александрович

Материал к  Всероссийской научно-практической конференции «Биологические музеи: роль и место в научно-образовательном пространстве», 19-20 июня 2011 г.,  г.Махачкала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzey_statya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВОЗМОЖНОСТИ ШКОЛЬНОГО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО МУЗЕЯ В ФОРМИРОВАНИИ БИОСФЕРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

 Материал к  Всероссийской научно-практической конференции «Биологические музеи: роль и место в научно-образовательном пространстве»,

19-20 июня 2011 г.,  г.Махачкала.

САЛИН А.А.,

 учитель ОБЖ;-

руководитель школьного естественнонаучного музея «Планета открытий»

МОУ «СОШ №1 г. Пушкино», Московская область

В настоящее время, вследствие технического прогресса и урбанизации человек перестал воспринимать себя и окружающую среду как единое целое в пределах биосферы. Потребление, как основная социальная норма наших дней, во многом исключают из нашей жизни романтику, жажду открытий, исследовательский интерес. Понятно, что подобное положение существенно снижает не только общий образовательный уровень человека, но и негативно влияет на духовную сторону его жизни, обедняет ее. Современное общество становится всё более равнодушным к научным достижениям, воспринимая их исключительно с потребительской точки зрения. Одновременно, образовательный уровень, как один из главных компонентов восприятия человека и гражданина, остаётся приоритетным. На практике же затянувшийся процесс реформирования общего образования и шаткое положение системы дополнительного образования создают в среде подрастающего поколения атмосферу творческого вакуума и бездуховности. Под влиянием этих факторов молодежь становится субтильной или деструктивно-активной массой.

Одним из возможных способов преодоления сложившегося положения может быть школьный музей. С помощью школьного музея возможно показать важность и необходимость научных знаний через использование разнообразных видов познавательной, воспитательной и научной деятельности. Естественнонаучный музей «Планета открытий» МОУ «СОШ №1 г. Пушкино» был создан в 2002 году благодаря стараниями учителей и учеников школы. В 2007г. музей прошел государственную регистрацию, и ему было выдано Свидетельство № 11312.

Профиль работы Естественнонаучного музея можно определить как комплексный биосферный. В нём создаются и бережно сохраняются геологические, биологические и исторические коллекции, как собранные в многочисленных учебных экспедициях и поездках, так и принятые в дар от организаций и коллекционеров. Работа, проводимая в рамках деятельности музея, включает значительный объем естественнонаучных и гуманитарных знаний, систематизация которых подводит учащихся к пониманию биосферы как единой системы. Разнообразие экспозиций позволяет развить на межпредметной основе, с учетом психологических особенностей мышления, памяти и внимания школьников, общий подход к рассмотрению целостной картины мира и воспитать осознанное стремление к активной общественно-полезной деятельности. При использовании музейной работы в изучении школьных естественных предметов учащиеся лучше усваивают, что природа и общество взаимосвязаны как во времени, так и в пространстве.

Отличительной спецификой нашего школьного музея является то, что экспозиционный и демонстрационный материал представлен в интерактивном выражении, предполагающем свободное экспонирование. При таком подходе, музейные предметы, которые сложны для визуализации, сливаются воедино в процессе демонстрации, одновременно являясь экспонатами, технологической поддержкой экспозиции, и мультимедийным объектом. Экспонирование производится по компактным разделам, что упрощает тематическую экскурсионную работу и позволяет использовать экспозиции во время уроков.

Таким образом, Естественнонаучный музей решает следующие задачи:

  • обеспечивает активную пропаганду знаний естественнонаучного направления;
  • привлекает школьников к научно-практической и исследовательской деятельности;
  • помогает учителям в организации качественного преподавания предметов естественнонаучного цикла в школе;
  • обеспечивает образовательный процесс наглядным и практическим материалом;
  • создаёт условия для реализации школьниками своих интересов и увлечений.

А в совокупности позволяет сформировать у школьников биосферное мышление, понимание взаимодействия и взаимозависимости природы и общества.

В настоящее время фонды музея насчитывают более трёх тысяч единиц хранения, большая часть которых – подлинные. Организация учета и хранения фондов ведется в соответствии с Положением о школьном музее. Создана и регулярно пополняется музейная библиотека. Школьный музей не был бы возможен без участия в его работе самих школьников. Актив музея составляют школьники 5-11 классов. Работа актива ведется по секциям. Экскурсии разрабатываются с учетом возрастных особенностей групп и, в обязательном порядке, включают в себя элементы школьной программы. В ходе работы широко используются методы исследования и эксперимента.

Исходя из специфики, Естественнонаучный музей имеет основные разделы экспозиции, определяемые потребностью школьных предметов: географии, биологии и истории. Помимо этого, имеются также раздел "Геология" и "Палеонтология".

Особое внимание уделяется максимальному использованию возможностей музея в учебно-воспитательной работе. Опыт музея подтверждает целесообразность проведения уроков в самом музее с учетом его профиля и использования отдельных экспозиций в различных классах при изучении конкретных тем учебной программы.

Как правило, в работе по оформлению постоянных и временных выставок участвует не только актив, но и все, кто хочет помочь и внести свой вклад в развитие музея. Большинство учеников школы, вне зависимости от увлечений и личных пристрастий, считает музей «своим», бережно относится к его экспозиции, следит за поддержанием порядка и оказывает помощь в текущем ремонте.

Компонент патриотического воспитания реализуется в системном подходе к изучению курса географии России. В каждой экспозиции, в каждой выставке, основной упор делается на уникальность природных и культурных особенностей нашей Родины, ее роли в жизни каждого из нас и в жизни мирового сообщества.

Активом музея организуется работа с младшими школьниками в рамках предметов «Окружающий мир» и «Природоведение». Для среднего и старшего звена регулярно проводятся встречи с учеными и путешественниками. В каникулярное время организуются экскурсионные и туристические поездки, посещение памятников природы, сбор и обработка коллекций.

Так, в 2008-2011 гг. были реализованы информационно-выставочные проекты, получившие высокую оценку специалистов:

  • «Живое прошлое Земли», посвященный палеонтологии, роли этой науки в изучении Земли и познании процессов эволюции;
  • «Микрокосмос» - выставка работ юных фотографов, увлекающихся макросъемкой природных объектов (ежегодный конкурс).
  • «Река нашего детства»,  посвященный проблемам экологии малых рек.
  • «Дорогами скифов», посвященный природе, экологии и исследованию Волго-Уральских песков  Прикаспийской низменности.
  • «Наша Арктика: из прошлого в будущее», посвященный героическому прошлому и настоящему Российского сектора Арктики, современным проблемам ее освоения и изучения.

Важным направлением деятельности музея является экологизация школьного естественнонаучного образования. В этом видится важнейшая цель функционирования музея: формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции. Пробуждение экологического сознания неразрывно связано с осознанием человеком своей роли на Земле. Ведущие идеи этого процесса – развитие и целостность природы, изменение природы в процессе труда, окружающая среда и здоровье человека, природа в нравственно-эстетическом развитии личности – являются основополагающими в обучении. Раскрытие их на материале физики, химии, биологии, географии направлено на формирование у школьников биосферного мышления, понимания целостности природы Земли, единства ее процессов, естественной связи с ней человека, а также того, что любая хозяйственная деятельность человека и его поведение в природе должны быть согласованными с ее законами.

Экологическое направление деятельности музея привело к созданию экологического отряда, в задачи которого входит проведение активной практической и просветительской работы не только в стенах школы, но и на районном и областном уровнях. Отряд участвует в организации экологических патрулей, имеет многочисленные заслуженные награды за свою деятельность.

Кроме того, коллективом естественнонаучного музея ведется работа по модернизации экспозиций: сохраняя классический подход к организации музейной работы, в то же время стараемся использовать современные технологии и передовые методики. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, передают свои знания другим, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты в рамках деятельности школьного научного общества.  

Школьный музей – не застывшее понятие. Это живой организм, растущий и меняющийся в смене экспозиций и выставок. Ежегодно музеем проводятся выставки по различной тематике, обусловленные наличием того или иного экспозиционного материала, с привлечением не только запасников музея, но и личных коллекций учащихся. В процессе подготовки временных выставок школьниками ведется отбор и обработка выставочного материала, оформление его в соответствии с экспозиционными требованиями.

В настоящее время музей активно сотрудничает с общественными и научными организациями: Русским географическим обществом, Ассоциацией российских полярников, Геологическим музеем МГОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование толерантности в работе школьного этнографического музея как необходимое условие развития инклюзивного образования".

Об инклюзивном образовании говорят все чаще и чаще. и это правильно. Мы растим толерантную личность, и инклюзивное образование напрямую связано с этим. В статье предложен один из вариантов решения дан...

Роль школьного музея в формировании гражданственности воспитанников школы-интерната №18 г. Таганрога

В данной статье говорится о феномене школьного музея, который заключается в том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в ос...

Использование возможностей школьного музея в организации итоговых уроков и дополнительного образования учащихся.

Проблемы воспитания учитель решает на каждом уроке. Урок можно проводить не только в кабинетной системе, но и в другом учебном пространстве. Например – в школьном музее....

РОЛЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ

РОЛЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИУчитель истории и обществознания: Худолей Л.Л.  Музей  1-й Краснознамённой Ленинградской Ордена Суворова II степени от...

Формирование компетенций исторического познания в работе школьного краеведческого музея посредством использования информационно-коммуникативных технологий

Данная инновационная практика содержит сведения о направлениях развития инновационной деятельности школьного музея. Даны основные направления маркетинговой стратегии школьного краеведения....

«Использование экспозиций «Экологического музея» для формирования представлений о природе родного края»

У людей, живущих в современном мире, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит н...