"Фольклорный калейдоскоп"
план-конспект занятия по теме
Конспект внеклассного мероприятия для воспитанников 3-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklornyy_kaleydoskop.doc | 129.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Фольклорный калейдоскоп.
(Устное народное творчество)»
Для 3-4 классов
Воспитатель: Е.П. Шарыпова
Цели занятия:
- Развитие у детей познавательного интереса, творческих способностей.
- Расширение кругозора детей о малых жанрах русского фольклора.
- Воспитание любви к народному творчеству.
Оборудование: украшение зала, подбор музыки, плакаты для оформления зала, оформление карточек с вопросами, ромашки со скороговорками и др.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Давно мы вас ждем-поджидаем, праздник не начинаем. Припасли мы вам забавушек на всякий вкус. Кому – правда, кому – сказка, кому – песенка.
Занятие у нас сегодня немного необычное. Его тема: «Фольклорный калейдоскоп».
Калейдоскоп – это ярко, красочно, необычно. Это лучик света, преломленный в разных гранях сразу. Грани для нас сегодня – это разные фольклорные жанры, которые мы попытаемся осветить на нашем празднике.
А что же такое фольклор?
Отвечает заранее подготовленный ученик, у него в руках «Толковый словарь русского языка».
Ребенок: Фольклор в переводе с английского языка означает «народная мудрость». История фольклора уходит в глубокое прошлое человечества. Фольклор – это единство слова, музыки, танца, декоративного искусства. В фольклоре традиция народа выступает на первый план. Фольклор – это искусство коллективное. Произведения фольклора воспроизводятся устно, хранятся в памяти народа и живут во множестве вариантов. Например, одна и та же сказка при каждом исполнении рождается как бы заново, потому что в ней могут произойти изменения в зависимости от того, кому и с какой целью ее рассказывают. Фольклор – это не только сказки, это и русские былины, народные песни, считалки, потешки, колыбельные песни, дразнилки, игровые песенки, скороговорки, пословицы, страшилки, перевертыши, загадки, частушки, серьезные песни и шуточные. Фольклор русского народа неповторим, как и сама история русского народа, его быт, обычаи и культура.
Воспитатель: Культурное наследие прошлого народ хранит веками. Давайте откроем этот прекрасный ларец народной мудрости. Ребята, а какой сегодня месяц? (Декабрь)
В старину декабрь в старину называли студень. В народе этот месяц считается воротами зимы, говорили: «Декабрь год кончает, зиму начинает». Декабрь считался месяцем непредсказуемым. Народная примета подмечала: «В декабре семь погод на дворе: веет, дует, кружит, рвет и метет». Так же подмечали: «Тепло из глаз течет», т.е. мороз пробивает до слез.
- Ребята, к сегодняшнему дню. Вы должны были собрать приметы декабря.
Дети рассказывают о приметах декабря.
1 ребенок: Подмечали, что если грачи не улетели в тёплые края, зима будет тёплой.
2 ребенок: А еще крестьяне смотрели по декабрю, каким будет урожай в следующем году. Если снега в декабре выпало много, то будет урожай пшеницы, а если декабрь малоснежен, урожая ждать не стоит…
3 ребенок: Смотрели и на рога… месяца. Если молодой месяц был круторогим и особенно ярким, то скоро придёт стужа. Если же рога были пологими, то зарядит унылый дождь. Прерванный круг возле месяца сулил снег.
Воспитатель: Молодцы, ребята! С домашним заданием справились!
А, вот скажите, что такое пословица?
Ответы детей.
Пословица относится к фольклорному жанру и представляет собой краткое народное изречение, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт.
Пословица нас поучает, советует, наставляет и предупреждает.
Сейчас вам предстоит пройти конкурс на знание пословиц. Для этого нам нужно разделиться на 3 команды (Ребята, рассчитайтесь, пожалуйста, на 1 2 3). Каждой команде на листе бумаге предложен набор слов, из которого нужно собрать пословицу. А потом озвучить ее нам и объяснить, что она означает.
Воспитатель делит детей на 3 команды, каждая из которых должна собрать пословицу из набора слов.
- Делу время, а потехе – час (потехе а час время делу)
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей (сто а друзей сто не рублей имей имей )
- Тот не ошибается, кто ни чего не делает (кто не ни тот не ошибается тот делает)
Воспитатель: Молодцы! А что такое скороговорки? Ответы детей.
Скороговорка - жанр устного народного творчества. Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину. Они помогают ребенку быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить, напр. "сшит колпак, да не по-колпаковски".
Давайте посоревнуемся: кто лучше произнесет скороговорку. Каждый из вас получит скороговорку, оторвав лепесток нашей ромашки. Вы можете потренироваться 1 минуту. А потом по очереди быстро и внятно проговорите ее.
Дети отрывают лепестки ромашки со скороговорками и тренируются ее произносить 1 минуту, после чего по очереди выходят и проговаривают ее.
Кто ловил мышей и крыс.
Кролик лист капустный грыз.
С мышами во ржи подружились ежи.
Ушли в камыши - и во ржи не души.
Слушала старушка,
Как куковала кукушка на опушке.
Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.
Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испек спозаранку.
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
Карп Поликарпыч и Поликарп Карпыч
подкармливают карпов.
Корабли лавировали, лавировали, но не вылавировали.
Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон.
Стоит поп на копне, колпак на попе,
Копна под попом, поп под колпаком.
Ребенок:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать,
И будем выговаривать,
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас мы с вами поговорим о загадках. Что такое загадка? Ответы детей.
Загадка - жанр устного народного творчества. Загадка иносказательно (не называя) описывает предмет или явление.
В народной речи «загадать» означает замышлять, предлагать что-либо неизвестное для нахождения решения, ответа. Про загадку сам народ так и говорил: «Без лица в личине», - то есть «лицо» загадочного предмета скрыто под маской.
- Какова роль загадки?
Ответы детей. (Загадка развлекает, учит сообразительности, испытывает ум и смекалку человека).
А вот вам, ребятки, зимние загадки:
Всю зиму смирно лежит, а весною убежит. (Снег)
Выросло - повыросло, из бороды повылезло, солнышко стало, ничего не стало. (Сосулька)
В гору деревяшка, а с горы коняшка. (Сани)
Старик у ворот тепло уволок, сам не бежит и стоять не велит. (Мороз)
Кто, угадай-ка, седая хозяйка: тряхнет перинки, над миром пушинки. (Зима)
Жил я посреди двора, где играет детвора, но от солнечных лучей, превратился я в ручей. (Снеговик)
Гуляет в поле, да не конь. Летает на воле, да не птица. (Вьюга)
Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу,
Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю. (Метель)
Воспитатель: Молодцы! Продолжим наше занятие. Игр-прибауток существовало множество десятков, они вызывали смех, волнение, восторг. Детские игры имели вполне практическое применение. Ведь они помогали координировать детские движения руками, устраняя речевые недостатки, позволяли коротать время зимними долгими вечерами. Давайте посмотрим, как это происходило!
(Выходят два ребенка и разыгрывают диалог, сопровождая игровыми движениями).
- Чи-чи-чи, сорока,
Где была?
- Далеко.
- Что делала?
- Кашку варила, хвостик опалила.
Приехали гости, поглодали кости.
- А кто же им рад? Еще что ж дать?
- Этому – пряник, этому – калачик,
Этому – сальца, этому – яйца.
- А где же их посадить? А куда их проводить?
- Тут – пень, тут – колода,
Тут – болото, тут – холодная вода.
(Выбегают девочка с половником в руке и мальчик с керамической или деревянной миской)
- Ладушки, ладушки,
Где были?
- У бабушки.
- Что пили-ели?
- Кашку варили.
Кашка сладенька, бабушка добренька,
Дедушка недобр.
Поварешкой в лоб.
(При этих словах делает легкий шуточный щелчок в лоб)
Воспитатель: Ребята, мы сейчас с вами вспомнили некоторые детские потешки, и сразу же как-то стало веселее. А сейчас, давайте-ка сыграем в русскую народную игру «кошки-мышки» или «ручеек».
Дети играют в игру.
Воспитатель: Неотъемлемой частью народного фольклора всегда были частушки, полные веселого задора.
Что такое частушка?
Частушка — фольклорный жанр, короткая русская народная песня, обычно юмористического содержания, передаваемая обычно устно.
Ребенок читает стихотворение:
Хохотушки, задиры, болтушки,
Убивающие наповал.
Сколько раз я слышал вас, частушки,
Сколько раз я вас сам напевал.
В самоцветных припевах – Россия,
Посвист ветра, и удаль, и стать.
Никогда не выходит из моды
Остроумье, волненье в крови
И цветастое слово народа.
Дети исполняют частушки.
Мы веселые частушки
Пропоем для вас сейчас,
О себе, о дружбе нашей,
И о кое-ком из нас.
Денис Щелканов - наш художник,
Нарисует, кого хошь.
Как посмотришь на рисунок,
Сразу все без слов поймешь.
Кирилл очень уж веселый
Все смеется, ха-ха-ха!
Веселит он всех в округе,
Остальное - чепуха.
Саша с Машей - две подружки,
Неразлучны никогда.
И уроки учат вместе,
Прямо не разлей вода.
Женя с Колей - шахматисты,
Развивают гибкий ум.
В этом деле нет им равных,
Не предскажешь ход их дум.
Саша с Ваней - два спортсмена,
Новые рекорды бьют.
Бег на скорость в коридоре
Они каждый день сдают.
Буквы в Олиной тетради,
Все стоят как на параде.
Образцовая тетрадь,
В ней всегда оценка "пять"!
Наш Алеша голосистый,
Все частушечки поет.
И в учебе не последний,
От ребят не отстает.
Сережа- паренек серьезный,
Чтобы время не терять,
На учебу нажимает,
Зарабатывает "пять"!
Мы веселые частушки
Вам исполнили сейчас.
О себе, о дружбе нашей,
И о кое-ком из нас.
Воспитатель: А какой же фольклор без русской народной сказки!
Русская народная сказка - это фольклор, передаваемый из поколения в поколение.
Они полны чудес, в особенности – волшебные сказки. Неведомо откуда появляется скатерть, не простая – самобранка: в один миг соберет обед, только пожелай.
Ребята, пожалуйста, приведите примеры чудес в сказках.
- Разматывается клубок, катится и ведет девицу по незнакомым дорогам в далекое царство, куда улетел ее жених Финист – ясный сокол.
- Из страны царя Далмата скачет на сером волке Иван-Царевич с невестой Еленой Премудрой.
- Летит ворон, в клюве у него живая вода: убитый герой, обрызганный этой водой, встает и, потирая глаза, говорит: «Крепко же я спал!»
- Смерть злого Кощея – в яйце, а яйцо – в утке, а утка – в зайце, а заяц – в сундуке, сундук – на дубе, а дуб – на острове, а остров – в окияне – море.
- Лягушка сбрасывает кожу и становится царевной: царевна пляшет, взмахнула рукавом – сделалось озеро, взмахнула другим – поплыли по озеру белые лебеди.
и др. примеры детей.
Воспитатель: Что ни сказка – то новое чудо. А сейчас мы с вами не только побывает в сказке, но и сами станем героями этой сказке.
Инсценировка сказки «Колобок». Приложение 1.
Воспитатель: Молодцы! Вот вы и побывали в сказке! Как это здорово! Русский фольклор очень богат, но наше занятие, к сожалению, подходит к концу. И поговорить обо всех жанрах фольклора мы, конечно же, не успеваем, но мы обязательно к ним вернемся на следующих занятиях.
А сейчас вы поучаствуете в игре «Угадай-ка» по закреплению пройденного материала. Ваша задача: определить, к какому жанру относится то, что я вам прочитаю, доказать. Начинаем!
1. Сто одежек - и все без застежек – капуста ЗАГАДКА
2. Ящерка на ялике яблоки на ярмарку в ящике везла. СКОРОГОВОРКА
3. Вещь хороша, когда новая, а друг - когда старый. ПОСЛОВИЦА
4. Кот ловил мышей и крыс. Кролик лист капустный грыз. СКОРОГОВОРКА
5. Самовар блестит, кипит, чай в нем пенится. Погляди-ка на себя, что за отраженьице. ЧАСТУШКА.
6. Приведите примеры любых жанров фольклора. Это может быть загадка скороговорка считалка поговорка частушка и т.д.
И другие вопросы.
Дети приводят примеры разных жанров фольклора.
Воспитатель: Молодцы! Река русской речи находится в постоянном движении. Каждое поколение добавляет свои мудрые высказывания. И мы с вами ещё не раз обратимся к устному народному творчеству, и каждый раз фольклорная мозаика будет нас удивлять новыми, затейливыми красивыми узорами.
Читая произведения устного народного творчества, мы можем узнать правду о глубокой старине, о том, к чему стремились наши предки, с чем боролись, что любили и что ненавидели – нужно только захотеть услышать. Ум, доброту, трудолюбие, вежливость люди во все времена уважали. А глупость, лень, хвастливость, зло всегда высмеивали. Сегодня нам многое кажется странным в жизни наших предков, многое мы понимаем не так, но жанры устного народного творчества (народная мудрость) живут и поныне, радуют нас своим искусством. Наш разговор сегодня вёлся о русском народном творчестве в целом. Необходимо знать наш богатый фольклор.
Фольклор – это устная литература, устное творчество народа. Оно живо до тех пор, пока произносится. Фольклор – это наше духовное богатство.
Благодарю вас за активную работу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- «Праздник – ожидаемое чудо. Лучшие внеклассные мероприятия» 1-4 классы. – М. ВАКО, 2008. – 288 С. – Мозайка детского отдыха.
- «Внеклассные мероприятия» 3 класс авт.-сост. О.Е. Жиренко, Л.Н. Яровая, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова, .Л.И. Гайдина. – 3-у изд., перер. И доп. – М. ВАКО, 2007. – 256 С. – Мозайка детского отдыха.
- Статьи из интернета.
Приложение 1
Колобок
Действующие лица:
Автор
Бабка
Дед
Колобок
Заяц
Волк
Медведь
Лиса
Жили-были дед да бабка.
Сидел как-то дед на печи, есть захотел, и говорит бабке:
— Испеки-ка, бабка, колобок!
А бабка ему и отвечает:
— Да ты что, старый! У нас уж, почитай, неделю муки нет!
— А ты, бабка, пойди, по сусекам поскреби, по амбару помети! Авось, наберётся муки-то на колобок!
Вот пошла бабка — по сусекам поскребла, по амбару помела, да наскребла таки муки на колобок! Замесила тесто, истопила печку, испекла колобок. Получился колобок и пышен, и ароматен. Положила бабка колобок на окошко остывать. А колобок прыг за окно — и покатился себе по тропинке, да за околицу. Идёт гуляет, песни распевает, гусей да кур пугает:
— Я по сусекам скребён, по амбару метён, в печку сажён, на окошке стужён! Я от дедушки ушёл и от бабушки ушёл!
Встретился колобку заяц и говорит ему:
— Колобок, колобок, румяный бок! Я тебя съем!
А колобок ему в ответ:
— Я по сусекам скребён, по амбару метён, в печку сажён, на окошке стужён! Я от дедушки ушёл и от бабушки ушёл! А от тебя, заяц, и подавно уйду!
И покатился себе дальше.
Встретился колобку волк и говорит ему:
— Колобок, колобок, румяный бок! Я тебя съем!
А колобок ему в ответ:
— Я по сусекам скребён, по амбару метён, в печку сажён, на окошке стужён! Я от деда ушёл и от бабы ушёл! Я от зайца ушёл, а от тебя, волк, и подавно уйду!
И покатился себе дальше.
Встретился колобку медведь косолапый и говорит ему:
— Колобок, колобок, румяный бок! Я тебя съем!
А колобок ему в ответ:
— Я по сусекам скребён, по амбару метён, в печку сажён, на окошке стужён! Я от дедушки ушёл и от бабушки ушёл! Я от зайца ушёл, от волка ушёл, а от тебя, медведь, и подавно уйду!
И покатился себе дальше.
Встретилась колобку лиса и говорит ему:
— Колобок, колобок, румяный бок! Я тебя съем!
А колобок ей в ответ:
— Я по сусекам скребён, по амбару метён, в печку сажён, на окошке стужён! Я от дедушки ушёл и от бабушки ушёл! Я от зайца ушёл, от волка ушёл, от медведя ушёл, а от тебя, лиса, и подавно уйду!
А лиса и говорит:
— Ах, как славно ты поёшь! Да вот, плохо я слышать стала. Сядь ко мне на нос, да расскажи ещё разок!
Колобок обрадовался, что его послушали, прыгнул лисе на нос и запел:
— Я по сусекам скребён, по амбару метён, в печку сажён, на окошке стужён!..
Но не успел он допеть, как лиса подбросила его носом, пасть раскрыла, да и проглотила.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
фольклорный праздник "Как на масленой неделе"
дети знакомятся с обычаями и традициями русского народа при встрече весны и проводов зимы...
Фольклорный праздник "Посиделки".
Это заключительный урок литературы в 5 классе по теме "Фольклор"....
Типы фольклорных единиц, используемых Н.А. Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Презантация по теме: Типы фольклорных единиц, используемых Н.А. Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо» ...
Показательный (открытый) урок в 5 классе по разделу «Богатство русского фольклора и виды фольклорных жанров»
Обобщение и систематизация знаний учащихся по вышеуказанному разделуРазвитие навыков монологической речи учащихся, актёрского мастерства, свободного владения теоретическим материаломВоспитать у ...
«Методика развития базовых музыкальных способностей ребенка в процессе занятий детского фольклорного ансамбля (на примере детского фольклорного ансамбля «Рябинушка»)»
развитие певческих навыков...
План-конспект игровой программы посвящённой новому году для обучающихся объединения «Творческий калейдоскоп» Тема: «Новогодние посиделки Калейдоскопа»
Методическая разработка, посвящённая новому году «Новогодние посиделки Калейдоскопа» разработана для детей 6-15 лет. Проводиться в форме игры-соревнования....