Фольклорный праздник "Посиделки".
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Это заключительный урок литературы в 5 классе по теме "Фольклор".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_otzyv_5.docx | 21.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Фольклорный праздник «Посиделки».
Заключительный урок литературы по теме «Фольклор», 5 класс.
Цели:
Образовательные: проверить усвоение учащимися темы «Фольклор»; расширение представления учащихся о традициях, нравах, обычаях русского народа.
Развивающие: развитие творческих способностей учащихся.
Воспитательные: воспитание интереса к предмету; воспитание чувства патриотизма, духовной культуры учащихся.
Оформление. Кабинет оформлен в русском народном стиле. Ведущие в костюмах той эпохи. Заранее учащийся готовит индивидуальное сообщение о жанре «частушка». Ученики подбирают русские народные песни, сочиняют загадки, иллюстрируют пословицы. Подготовлена выставка творческих работ.
Ход мероприятия.
1 ведущий. Здесь и красны девицы.
2 ведущий. Добры молодцы кругом.
Оба. Все уселись за столом.
1 ведущий. Будет всем вам здесь приятно
Побывать в гостях у нас.
2 ведущий. Песни русские попеть,
В русский пляс с душой пуститься.
1 ведущий. Пирогов отведать вкусных
И чайку напиться всласть.
Оба. Все мы рады видеть вас.
1 ведущий. А где же пироги? Ведь изба красна не углами, а пирогами.
2 ведущий. Будут вам и пироги. А сейчас посидим рядком да поговорим ладком.
Учитель. А разговор сегодня пойдет о русском фольклоре. На нашем празднике мы попытаемся окунуться в атмосферу народной жизни, почувствовать красоту и мудрость русского фольклора.
Вечером, когда окончены работы в поле и по дому, собираются девушки и парни в какой-нибудь крестьянской избе – и снова работа: кто прядет, кто вышивает, кто ткет. А какая работа без песни, без шутки да прибаутки?
- Что такое песня? (Это стихотворное произведение, предназначенное для пения.)
Песня была популярна в то время. Она сопровождала человека повсюду: в поле, дома. Исполнялась речитативом – специальная манера исполнения, пение, своеобразное чтение нараспев.
- А какие вы знаете русские народные песни?
Учащиеся поют куплет из любой песни.
К песенному жанру можно отнести частушку.
- Что же такое частушка?
Сообщение о жанре «частушка»
(Это короткая песенка (4-стишье), исполняется в быстром темпе. Частушка имела разные названия: прибаутка, припевка, частуха, побаска).
Частушки сочинялись тут же, на ходу. И вы, ребята, сейчас тоже попробуйте сочинить частушку про наш заключительный урок по теме “Фольклор”.
Конечно же не обходились вечерами и без игр. Это жанр имеет особое значение. Существует около 500 записанных народных игр. Назовите их.
Давайте поиграем в одну старинную игру. Называется она «Сиди, сиди, Яша!»
Дети ходят, взявшись за руки, вокруг сидящего в центре и поют.
Дети: Сиди, сиди, Яша. Ты забава наша!
Погрызи орехи. Для своей потехи.
(Яша делает вид, будто грызет орешки. При последнем слове дети останавливаются и хлопают в ладоши, а Яша, встав, с закрытыми глазами кружится.)
Дети: Свои руки наложи, имя правильно скажи.
(По окончании песни Яша с закрытыми глазами подходит к кому-нибудь, дотрагивается до него, отгадывает кто это. Чье имя отгадали, сам становится водящим, то есть Яшей, и игра продолжается).
Существуют и игры-ловушки. Поиграем?
пойду в лес (и я)
срублю дерево (и я)
вымешу колоду (и я)
замешу свиньям (и я)
Они будут есть (и я).
Устали все, присели, и снова замелькали руки в работе. Работают: кто вяжет, кто лапти плетет. Вечер продолжается.
Желанными гостями на посиделках были и скороговорки, пословицы и поговорки. Вот тут и начинались настоящие состязания. Ведь скороговорку надо произнести не только быстро, но и чисто, красиво. А это целое мастерство. Кто начнет?
Говорит попугай попугаю:
«Я тебя, попугай, попугаю»
Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.
Осип охрип, Архип осип.
Ткет ткач ткани на платки Тане.
А сейчас вы проверите свое умение находить пословицы и поговорки в речи. У вас имеется текст. Найдите в нем 10 пословиц и поговорок.
(Ученики читают текст, а потом работают самостоятельно).
Текст
В мире жить - с миром жить.
Договорились мальчики рано утром пойти рыбу ловить. Саша, Витя, Миша пришли в условленное место, а Коли нет.
Семеро одного не ждут, - сказал Саша.
Справим дело и без Новгорода, - подхватил Витя.
Пусть рвет на себе волосы, а мы больше ждать не будем, - поддержал
друзей Миша.
Но тут показался бегущий Коля.
Не могу вставать с петухами, - сказал запыхавшийся мальчик.
Врет и глазом не моргнет, - сурово заметил Саша.
Уговор дороже денег, - вставил Витя.
Ладно, ребята, не дразните собаку, и лаять не станет. Пойдемте лучше скорее на речку. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть, - сказал Коля.
За малое судиться — большое потерять, - улыбнулся Миша.
И все мальчики зашагали к реке.
- Назовите пословицы, которые вы нашли в этом тексте.
(В мире жить - с миром жить. Семеро одного не ждут.
Справим дело и без Новгорода. Уговор дороже денег.
Не дразните собаку, и лаять не станет. Чтобы рыбку съест, надо в
воду лезть. За малое судиться - большое потерять).
- Какие поговорки вы нашли?
(Рвать на себе волосы. Вставать с петухами. Врет и глазом не
моргнет).
- Послушайте текст, какой пословицей можно озаглавить его?
Однажды решили выяснить, кто самый ленивый человек в Индии. Искали, искали, наконец, нашли двух отчаянных лентяев. Как же выяснить, кто из них ленивее? Поселили их обоих в деревянной хижине и решили поджечь, чтобы посмотреть, кто же выскочит первым. Когда стены хижины охватило пламя, то первый лентяй спросил:
– Откуда так ярко светит солнце?
А другой ответил:
– Вот еще, утруждать себя - открывать глаза да смотреть.
Так чуть оба и не сгорели, еле их спасли. (ЛЕНЬ ДО ДОБРА НЕ ДОВЕДЕТ)
1 ведущий. Быстро летит время, пора и расходиться. А на прощанье расскажу одну сказочку, слушайте.
Жил-был царь. У царя был двор…(Как вы думаете, интересную я вам расскажу сказку?) На дворе был кол, на колу мочало, не начать ли сказку с начала?
2 ведущий. Нет, я лучше расскажу. Слушайте. Вокруг кольца ходили журавль да овца, съели они стожок сенца. А не сказать ли с конца? Сказать?
Учитель. Ну, хватит рассказывать докучные бесконечные сказки и подсмеиваться над простаками. Как в старых добрых сказках, мы приглашаем вас на пир. Пироги да бублики остывают.
1 ведущий. Вам - сказка, а нам бубликов связка.
2 ведущий. Вам – сказки, а нам пироги и сласти.
Рефлексия. Перед вами на парте три листочка: оранжевый – “я активно работал (а) на уроке”, зеленое – “я не был (а) готов (а) к активной работе, нет настроения”, красный – средняя степень готовности, нейтральное настроение. Покажите, пожалуйста, то, которое соответствует вашему настроению сейчас.
А сейчас приглашаю всех к столу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
фольклорный праздник "Как на масленой неделе"
дети знакомятся с обычаями и традициями русского народа при встрече весны и проводов зимы...
Типы фольклорных единиц, используемых Н.А. Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Презантация по теме: Типы фольклорных единиц, используемых Н.А. Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо» ...
Показательный (открытый) урок в 5 классе по разделу «Богатство русского фольклора и виды фольклорных жанров»
Обобщение и систематизация знаний учащихся по вышеуказанному разделуРазвитие навыков монологической речи учащихся, актёрского мастерства, свободного владения теоретическим материаломВоспитать у ...
Сценарий внеклассного мероприятия в 0-1 классах фольклорного праздника "Масленица".
Цель:Совершенствовать выразительное, ритмичное исполнение танцевальных движений под музыку различного характера; ритмичное исполнение на музыкальных инструментах в ансамбле ритмического аккомпан...
Спортивно-фольклорный праздник "День рыбака"
Спортивная игровая программа создана на основе праздника народного календаря - Алексей Теплый. Этот праздник проводится, как День рыбака. В сценарии кратко дается историческая справка и описание конку...
Комментарии
Спасибо!