Фольклорный праздник "Посиделки".
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Толстоброва Наталья Валерьевна

Это заключительный урок литературы в 5 классе по теме "Фольклор". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_otzyv_5.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклорный праздник «Посиделки».

Заключительный урок литературы по теме «Фольклор», 5 класс.

Цели:

Образовательные:  проверить усвоение учащимися темы «Фольклор»;  расширение представления учащихся о традициях, нравах, обычаях русского народа.

Развивающие:  развитие творческих способностей учащихся.

Воспитательные:  воспитание интереса к предмету;   воспитание чувства патриотизма, духовной культуры учащихся.

Оформление. Кабинет оформлен в русском народном стиле. Ведущие в костюмах той эпохи. Заранее учащийся готовит индивидуальное сообщение о жанре «частушка». Ученики подбирают русские народные песни, сочиняют загадки, иллюстрируют пословицы. Подготовлена выставка творческих работ.

Ход мероприятия.

1 ведущий. Здесь и красны девицы.

2 ведущий. Добры молодцы кругом.

Оба. Все уселись за столом.

1 ведущий. Будет всем вам здесь приятно

                     Побывать в гостях у нас.

2 ведущий. Песни русские попеть,

                     В русский пляс с душой пуститься.

1 ведущий. Пирогов отведать вкусных

                     И чайку напиться всласть.

 Оба. Все мы рады видеть вас.

1 ведущий. А где же пироги? Ведь изба красна не углами, а пирогами.

2 ведущий. Будут вам и пироги. А сейчас посидим рядком да поговорим ладком.

Учитель. А разговор сегодня пойдет о русском фольклоре. На нашем празднике мы попытаемся окунуться в атмосферу народной жизни, почувствовать красоту и мудрость русского фольклора.

Вечером, когда окончены работы в поле и по дому, собираются девушки и парни в какой-нибудь крестьянской избе – и снова работа: кто прядет, кто вышивает, кто ткет. А какая работа без песни, без шутки да прибаутки?

-  Что такое песня? (Это стихотворное произведение, предназначенное для пения.)

Песня была популярна в то время. Она сопровождала человека повсюду: в поле, дома.  Исполнялась речитативом  – специальная манера исполнения, пение, своеобразное чтение нараспев.

- А какие вы знаете русские народные песни?

Учащиеся поют куплет из любой песни.

К песенному жанру можно отнести частушку.

- Что же такое частушка?

Сообщение о жанре «частушка»

(Это короткая песенка (4-стишье), исполняется в быстром темпе. Частушка имела разные названия: прибаутка, припевка, частуха, побаска).

 Частушки сочинялись тут же, на ходу. И вы, ребята, сейчас тоже попробуйте сочинить частушку про наш заключительный урок по теме “Фольклор”.

Конечно же не обходились вечерами и без игр. Это жанр имеет особое  значение. Существует около 500 записанных народных игр. Назовите их.

Давайте поиграем в одну старинную игру. Называется она «Сиди, сиди, Яша!»

Дети ходят, взявшись за руки, вокруг сидящего в центре и поют.

Дети: Сиди, сиди, Яша. Ты забава наша!

          Погрызи орехи. Для своей потехи.

(Яша делает вид, будто грызет орешки. При последнем слове дети останавливаются и хлопают в ладоши,  а Яша, встав, с закрытыми глазами кружится.)

Дети:  Свои руки наложи, имя правильно скажи.

(По  окончании песни Яша с закрытыми глазами подходит к кому-нибудь, дотрагивается до него, отгадывает кто это. Чье имя отгадали, сам становится водящим, то есть Яшей, и игра продолжается).  

       Существуют и игры-ловушки. Поиграем?

пойду в лес (и я)

срублю дерево (и я)

вымешу колоду (и я)

замешу свиньям (и я)

Они будут есть (и я).

      Устали все, присели, и снова замелькали руки в работе. Работают: кто вяжет, кто лапти плетет. Вечер продолжается.

      Желанными гостями на посиделках были и скороговорки, пословицы и поговорки. Вот тут и начинались настоящие состязания. Ведь скороговорку надо произнести не только быстро, но и чисто, красиво. А это целое мастерство. Кто начнет?

Говорит попугай попугаю:

«Я тебя, попугай, попугаю»

Носит Сеня в сени сено,

Спать на сене будет Сеня.

Осип охрип, Архип осип.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

        А сейчас вы проверите свое умение находить пословицы и поговорки в речи. У вас имеется текст. Найдите в нем 10 пословиц и поговорок.

(Ученики читают текст, а потом работают самостоятельно).

Текст

В мире жить - с миром жить.

Договорились мальчики рано утром пойти рыбу ловить. Саша, Витя, Миша пришли в условленное место, а Коли нет.

Семеро одного не ждут, - сказал Саша.

Справим дело и без Новгорода, - подхватил Витя.

Пусть рвет на себе волосы, а мы больше ждать не будем, - поддержал
друзей Миша.

Но тут показался бегущий Коля.

Не могу вставать с петухами, - сказал запыхавшийся мальчик.

Врет и глазом не моргнет, - сурово заметил Саша.

Уговор дороже денег, - вставил Витя.

Ладно, ребята, не дразните собаку, и лаять не станет. Пойдемте лучше скорее на речку. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть, - сказал Коля.

За малое судиться — большое потерять, - улыбнулся Миша.

И все мальчики зашагали к реке.

        - Назовите пословицы, которые вы нашли в этом тексте.

                (В мире жить - с миром жить. Семеро одного не ждут.                                          

                  Справим дело и без Новгорода. Уговор дороже денег.

                  Не дразните собаку, и лаять не станет. Чтобы рыбку съест, надо в  

                  воду лезть. За малое судиться - большое потерять). 

          - Какие поговорки вы нашли?

              (Рвать на себе волосы. Вставать с петухами.         Врет и глазом не    

                 моргнет).

         - Послушайте текст, какой пословицей можно озаглавить его?

Однажды решили выяснить, кто самый ленивый человек в Индии. Искали, искали, наконец, нашли двух отчаянных лентяев. Как же выяснить, кто из них ленивее? Поселили их обоих в деревянной хижине и решили поджечь, чтобы посмотреть, кто же выскочит первым. Когда стены хижины охватило пламя, то первый лентяй спросил:

– Откуда так ярко светит солнце?

А другой ответил:

– Вот еще, утруждать себя - открывать глаза да смотреть.

Так чуть оба и не сгорели, еле их спасли.           (ЛЕНЬ ДО ДОБРА НЕ ДОВЕДЕТ)

1 ведущий. Быстро летит время, пора и расходиться. А на прощанье расскажу одну сказочку, слушайте.

Жил-был царь. У царя был двор…(Как вы думаете, интересную я вам расскажу сказку?) На дворе был кол, на колу мочало, не начать ли сказку с начала?

2 ведущий. Нет, я лучше расскажу. Слушайте. Вокруг кольца ходили журавль да овца, съели они стожок сенца. А не сказать ли с конца? Сказать?

Учитель. Ну, хватит рассказывать докучные бесконечные сказки и подсмеиваться над простаками. Как в старых добрых сказках, мы приглашаем вас на пир. Пироги да бублики остывают.

1 ведущий. Вам - сказка, а нам бубликов связка.

2 ведущий. Вам – сказки, а нам пироги и сласти.

Рефлексия. Перед вами на парте три листочка: оранжевый – “я активно работал (а)  на уроке”, зеленое – “я не был (а) готов (а) к активной работе, нет настроения”, красный  – средняя степень готовности, нейтральное настроение. Покажите, пожалуйста, то, которое соответствует вашему настроению сейчас.

А сейчас приглашаю всех к столу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фольклорный праздник "Как на масленой неделе"

дети знакомятся с обычаями и традициями русского народа при встрече весны и проводов зимы...

Типы фольклорных единиц, используемых Н.А. Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Презантация по теме: Типы фольклорных единиц, используемых Н.А. Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо» ...

Показательный (открытый) урок в 5 классе по разделу «Богатство русского фольклора и виды фольклорных жанров»

Обобщение и систематизация знаний учащихся по вышеуказанному разделуРазвитие навыков монологической речи учащихся, актёрского мастерства, свободного владения теоретическим материаломВоспитать у ...

Сценарий внеклассного мероприятия в 0-1 классах фольклорного праздника "Масленица".

Цель:Совершенствовать выразительное, ритмичное исполнение танцевальных движений под музыку различного характера; ритмичное исполнение на музыкальных инструментах в ансамбле ритмического аккомпан...

Спортивно-фольклорный праздник "День рыбака"

Спортивная игровая программа создана на основе праздника народного календаря - Алексей Теплый. Этот праздник проводится, как День рыбака. В сценарии кратко дается историческая справка и описание конку...


 

Комментарии

Гуля Наталья Владимировна

Уважаемая Наталья Валерьевна! Большое спасибо за материал. Адаптирую к своим малышкам в саду и проведу посиделки. Особенно понравились игровые моменты. Желаю успеха.