Показательный (открытый) урок в 5 классе по разделу «Богатство русского фольклора и виды фольклорных жанров»
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

 

  1. Обобщение и систематизация знаний учащихся по вышеуказанному разделу
  2. Развитие навыков монологической речи учащихся, актёрского мастерства, свободного владения теоретическим материалом
  3. Воспитать у детей интерес к литературе, любовь к русскому устному народному творчеству. Чувство патриотизма и национальной гордости, желание сотрудничать

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon folklornoe.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Показательный (открытый) урок в 5 классе по разделу

«Богатство русского фольклора и виды фольклорных жанров»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Вид урока: урок-путешествие

Тема урока: «Путешествие в село Фольклорное»

Цели урока:

  1. Обобщение и систематизация знаний учащихся по вышеуказанному разделу
  2. Развитие навыков монологической речи учащихся, актёрского мастерства, свободного владения теоретическим материалом
  3. Воспитать у детей интерес к литературе, любовь к русскому устному народному творчеству. Чувство патриотизма и национальной гордости, желание сотрудничать

Оборудование:

Маршрутная карта «Село Фольклорное» с указанными остановками: деревня Обрядовка, станция Загадайкино, Частушечная полянка, Музей сказочных вещей, посёлок Пословицыно-Поговоркино.

Макет избушки, солнышко, петушок, изгородь, сельская утварь, выставка книг «Русские народные сказки». Стол в Музее с волшебными предметами: шапка-невидимка, топор «Тяп-ляп», йогурт, скатерть-самобранка. Учитель и ученики одеты в русские народные костюмы. На столах для гостей – пироги, чай в самоваре, варенье, мёд.

Ход урока

Звучит мелодия русской народной песни под аккомпанемент гуслей (в грамзаписи) «Ох вы, сени, мои сени».

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в село Фольклорное. Путь будет дальним. Ждут нас остановки необычные. Меня вы, конечно, узнали? Верно. Я Василиса Премудрая. Платой за ваш проезд станут ваши ответы на мои вопросы.

Опрос по теории

Предполагаемые ответы учащихся

1. Что такое фольклор?

Народная мудрость. Устные проявления искусства слова. Устное народное творчество

2. Назовите виды фольклорных жанров

Пословицы, поговорки. Сказки, частушки, шутки, прибаутки, анекдоты. Загадки, обряды, песни

3.Что такое загадка?

Вопрос или задание, требующее ответа-разгадки. Часто используется в сказках, отражая смекалку героев.

4. Приведите примеры загадок

Сидит девица в темнице, а коса на улице.

( Морковь)

5. Что такое пословица?

Краткое изречение, .приноровленное к разным случаям жизни. Передаёт оценку определённого явления, события, человека..

6. Приведите примеры пословиц

Чужими руками легко жар загребать. (содержится вывод)

7. Что такое поговорка?

Близка пословице, но не выражает законченного суждения, а лишь намекает на него.

8. Приведите примеры поговорок

Чужими руками жар загребать

9. Что такое сказка?

Это художественное произведение фантастического , приключенческого характера

10. Какие виды сказок Вам известны?

Волшебные, бытовые, героические, о животных.

11. Приведите примеры на каждый вид сказок

«Василиса Премудрая», «Диво-дивное», «Иван- Крестьянский сын и Чудо-юдо», «Теремок»

12. Назовите непременные элементы сказок

Зачин, повторы, концовка

13. Приведите примеры

«Жили-были», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец»

14. Какие обряды вам известны?

Свадебный, похоронный, Проводы в армию. Рождение ребёнка, крестильный обряд

Учащиеся приводят примеры. Выше дана схематичная система ответов.

Учитель: А что поможет нам в путешествии? Верно, ребята! Хорошая песня.

Ученики поют:                          Чтоб могли на Марс летать

Люди без опаски,

С детства учимся мечтать

Мы у старой сказки.

Объяснить нам не успел

Ни один учебник.

Тот, кто честен, добр и смел,

Тот и есть волшебник.

Входят два ведущих:

1 Ведущий: Здесь и красные девицы

2 Ведущий: Добры молодцы кругом

Вместе: Все уселись за столом

1 Ведущий: Будет всем вам здесь приятно

                     Побывать в гостях у нас.

2 Ведущий: Песни русские попеть.

                     В русский пляс с душой пуститься.

1 Ведущий: Пирогов отведать вкусных

                     И чайку напиться всласть.

Вместе:        Все мы рады видеть вас!

Учитель: Вот мы и добрались с вами до деревни Обрядовка. А нас уже встречают красны девицы.

Девочки поют: Ой, ты, Полюшка – Параня,

                           Ты за что любишь Ивана?

                           Я за то люблю Ивана,

                            Что головушка кудрява.

                             Что головушка кудрява,

                              А бородушка кучерява,

                              Кудри вьются вдоль лица,

                              Люблю Ваню -  молодца.

Одна из девочек: - Девки, девки, давайте погадаем.

                              -  Давайте.

Гости на поднос кладут кольца.

Девочки поют: Кому вынется, тому сбудется,

                          Кому сбудется, не минуется

 - Чьё кольцо?     Показывается кольцо

И так по количеству колец девочки произносят гадание.

1. Брякнула иголка во ящичек,

    Полно, иголка, шить на батюшку,

    Пора шить на подушку.

                                            (К богатству)

2. Бей, мать, опару, пеки пироги,

    К тебе будут гости, а ко мне – женихи.

    К тебе в лаптях, а ко мне в сапогах.

                                              ( К гостям)

3. За дежой сижу, тяжело вожу.

    Ещё посижу, ещё повожу.

                                               ( Посидеть в девках)

4. Ходит щучка по заводи,

    Ищет щучка тепла гнезда.

    Где бы щучке трава густа.

                                              ( К богатству)

5. Сидит воробей на жёрдочке,

     Глядит воробей на чужую сторону,

     Говорит воробей: «Улечу, улечу»

                                                (К дальней дороге)

Выходят два мальчика: Эй, Фома!

                                         Чего, Ерёма?

                                          Скучно дома на печи.

                                          На гулянье что ль пойти?

Подходят к девочкам,  и все мальчики и девочки водят хоровод и инсценируют русскую народную песню «Во поле берёзка стояла»

Учитель: Вот мы и в деревне Загадкино. А нас уже встречают. Кто это?  Это же старичок-лесовичок.

Мальчик, переодетый в лесовичка: Здравствуйте, ребята.

                                                             Там, где в травах ветер сладкий,

                                                              Где за речкой бор лесной,

                                                              Собираю я загадки в кузовок волшебный мой.

А что в моём кузовке лежит, вы узнаете, когда загадки разгадаете.

1. Иду я ельником после дождя, смотрю: В лесу под ёлкой крошка –

                                                                      Только шапка да ножка.

                                                                      Что это?

Дети отвечают, а лесовичок достаёт из корзинки гриб.

2. В моём лесу растёт кустарник, а в нём: Мальчик-крошка в костяной одёжке.

                                                                        У этого мальчика шапочка зелёная

                                                                         До ушей надвинута.

                                                                         Что это за мальчик?

Дети отгадывают, а лесовичок достаёт из корзинки орехи.

  1. В моём лесу живут Андрейки

Все в тюбетейках.

 Что это?

Достаёт жёлуди.

А вы, ребята, знаете загадки? Очень хочется послушать, кто самый сообразительный.

Дети становятся парами ( по принципу игры «Ручеёк») и загадывают друг другу загадки

Учитель: Ну вот мы с вами и добрались до частушечной полянки.

Ребята встают друг напротив друга и начинают по очереди петь частушки под аккомпанемент аккордеона.

1

Ты, сорока-белобока, научи меня летать.

Невысоко, недалёко, чтобы милого видать

2

Я надену кофточку, кофточку-матросочку,

А ты, миленький, надень рубашечку в полосочку.

3

Ох и звонки планочки у моей тальяночки,

Ты играй, играй звончей, чтобы стало веселей.

4

Не пошла бы я плясать, да надо выходку казать.

Вот и пляска, вот и я, а вот и выходка моя.

5

На гулянку собиралась – маменька ругалася,

Папенька сидел, как пень – ему ругаться было лень.

6

Раньше были русы косы у моей у милочки,

А теперь по новой моде стрижены затылочки.

7

У мово милёночка треугольна голова,

Каку шапку ни наденет, то велика, то мала.

8

Отходила в большой дом, отсчитала лесенки,

Отыграл милок в гармонь, а я отпела песенки.

9

Мы частушки вам пропели, хорошо ли плохо ли,

А теперь мы вас попросим, чтоб вы нам похлопали.

Учитель: Ох, и весело же у нас!

Дети наперебой начинают тревожно говорить: - Ой, Василиса, мы заблудились!

                                                                                  - Правда, ребята. Баба-яга, костяная нога, в моей корзинке перепутала все пословицы и поговорки. Если мы сейчас правильно соберём их по парам, то тогда мы выйдем из чащи. А если не найдём пару, то навсегда останемся в посёлке Пословицыно-Поговоркино.

Учитель раздаёт всем детям открытки-листочки, на которых написаны части пословиц и поговорок. Ученики должны сложить открытки, чтобы получились целые пословицы и поговорки. ( по принципу игры «Найди пару»)

Например: 1. Любишь кататься…?                               2. Люби и саночки возить.

Учитель: Как хорошо, что мы выбрались из леса. Нас здесь повсюду ждут чудеса. Смотрите, это моя младшая сестра Василиса Прекрасная.

Девочка в роли Василисы Прекрасной: Здравствуйте, ребята. Проходите, проходите в мой Музей волшебных сказочных вещей.

Девочка как экскурсовод рассказывает и показывает сказочные вещи:

Вот топор Тяп-Ляп.

Топор Тяп-Ляп смог смастерить телегу, шкап,

Тяп-Ляп ладью летучую построить мог по случаю.

Так было раньше, но вчера

Сварили суп из топора.

Вот скатерть-самобранка.

Сама кормит, сама поит

И сама посуду моет,

И сама бранит, ругается на тех,

Кто ею вытирается.

А вот йогурт. Знаете, кто его придумал?

Йогурт придумала Баба-яга.

Там, где молочной реки берега.

Высыплет ягод корзину: клюкву, бруснику, малину.

И йогурт выходит отличный:

Клюквенный и земляничный.

А вот шапка-невидимка

Взять такую шапку нетрудно, если есть

В сундуке у бабки невидимая шерсть.

Для шапки-невидимки достать необходимо

Три шёлковых шерстинки

Барана-невидима.

Дети благодарят Василису Прекрасную за интересную экскурсию.

Учитель: А теперь, ребята, давайте узнаем, кто лучший сказитель?

Мальчик и девочка по очереди заходят в макет избушки и сказывают сказки.

Девочка сказывает сказку «Вазуза и Волга», а мальчик – «Откуда ветер дует?»

Остальные ученики решают, кто же  лучше сказывает сказку и выявляют победителя. Но мальчик и девочка артистично сказывали сказки. Поэтому победила дружба.

Ребята коллективно инсценируют сказку «Рукавичка». Инсценировка была костюмированная.

Учитель рассказывает детям докучалки:

 - Жил-был царь, у царя был двор, на дворе стоял кол, на колу – мочало, не начать ли нам сказку сначала?

Дети кричат:   Нет!

Учитель: Ну, ладно. Расскажу другую сказку:

 - Жили-были журавль да овца, решили они съесть стожок сенца. Не начать ли нам сказку с конца?

Дети кричат: Нет!

Учитель: Ну,  раз вы устали, тогда давайте отдыхать. Приглашайте всех на пир.

1 Ведущий: И, как в старых добрых сказках, мы приглашаем вас на пир.

2 Ведущий: Вам -  сказка, а нам - бубликов связка

Вместе: Вам -  сказки, а нам -  пироги да сласти!

Подведение итогов. Выставление оценок. И домашнее задание: нарисовать иллюстрации к сказкам и написать творческую работу на тему «По следам путешествия в село Фольклорное» или «Наш сказочный урок».

Все садятся за столы, и начинается чаепитие с русскими пирогами.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Показательный (открытый) урок в 11 классе по теме: «Место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности, мелодическое богатство)»

1. Познакомить учащихся с таким направлением отечественной культуры, как авторская песня; показать тематическое и жанровое своеобразие этого явления в нашей литературе и культуре 2. Развитие навыко...

Показательный( открытый ) урок по литературе для учащихся 11 класса Неповторимый мир поэтических образов лирики К.Д. Бальмонта

: 1. Знакомство учеников с жизненным и творческим путём поэта           2. Развитие навыков аналитического прочтения текстов стихотворений...

открытый урок 7 класс к разделу "Sport is fun" к УМК М.З.Биболетовой

Образовательные задачи:1. Введение лексики по теме «Болезни» и закрепление ее в устной и письменной речи.2.  Активизировать навыки говорения по теме «Спорт».Воспитательные задачи:Воспит...

2011 г. Открытый урок в классе фортепианного ансамбля "Жанры движения в музыке"

Тип урока: Обобщение и закрепление  знаний, умений и навыков. Применение знаний, умений и навыков  на практике.Цель урока: Закрепить представления о жанрах  движения в музыке, танцеваль...

Показательный (открытый) урок по литературе "Золотые яблоки Гесперид"

Данный урок рассчитан для учащихся 5  классов. Урок составлен в соответствии с современными требованиями к уроку литературы. Конспект рассчитан для педагогов, работающих по учебнику под редакцией...

Приемы формирования народной манеры пения на начальном этапе работы младшего состава ансамбля (Открытый урок в классе фольклорного ансамбля)

Развитие духовности немыслимо без ощущения себя как части своего народа, его культуры. В этом слысле фольклор - школа общения, красоты поведения,быта, одежды,труда. Это бесценный дар памяти поколений,...