Условия формирования общих компетенций обучающихся в учреждениях СПО Внедрение ФГОС в профессиональных образовательных учреждениях доказало необходимость реализации компетентностного подхода и стало основой изменения результата подготовки специалиста. Новые образовательные результаты – это сформированные у выпускников общие и профессиональные компетенции, предусмотренные ФГОС, в соответствии со специальностей (профессией). Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. В Законе «Об образовании в Российском образовании» компетенция рассматривается как «готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений, навыков при решении задач общих для многих видов деятельности». Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Основное назначение ОК – обеспечить успешную социализацию выпускника. Под профессиональными компетенциями понимается способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной профессиональной деятельности. В настоящее время все выучить невозможно, так как поток информации очень быстро увеличивается, поэтому особенно важно не только то, что студент знает, но и то, как он воспринимает, понимает информацию, как к ней относится, может ее объяснить и применить на практике. Таким образом, быть компетентным, значит уметь применить знания, умения, опыт, проявить личные качества в конкретной ситуации, в том числе и нестандартной. Анализ опыта работы по новому ФГОС свидетельствует об имеющихся противоречиях в организации педагогического процесса, между: - потребностью современного общества в личности, владеющей общими, профессиональными компетенциями, способной адаптироваться на рынке труда и традиционным содержанием, технологиями образования, не позволяющими в полной мере сформировать необходимый уровень подготовки специалиста; - необходимостью организации педагогического процесса, ориентированного на формирование общих, профессиональных компетенций у обучающихся и недостаточного теоретического обоснования, конкретных практических рекомендаций по реализации основных положений ФГОС в профессиональных образовательных учреждениях СПО. Данное противоречие усугубляется по причине отсутствия или незначительного количества современных учебных пособий , имеющихся в образовательных учреждениях ", разработанных в соответствии с ФГОС, - необходимостью оценки сформированности компетенций и неразработанностью контрольно-оценочных средств. С учетом обозначенных проблем встает вопрос: как организовать педагогический процесс, направленный на формирование общих компетенций, каковы условия формирования общих компетенций? Основная задача педагогического коллектива - организация условий, инициирующих освоение обучающимися компетенций, обеспечивающих соответствующую квалификации и уровень образования Каждый педагог неоднократно задавал себе вопросы: чему учить? и ради чего учить?, как обновить содержание учебной дисциплины, МДК, чтобы оно было значимым для студента, имело для него смысл, максимально способствовало развитию, освоению вида профессиональной деятельности. Отвечая на вопрос – ради чего учить ? говорим о ценностях образования, центрации педагога: кого или что главным для себя в работе считает педагог - обучающегося, его развитие; оценки по предмету, мнение коллег, администрации или что-то другое ? Встает правомерный вопрос: как учить? Отвечая на этот вопрос с уверенностью скажем, необходимо использование интерактивных, диалоговых технологий, метода проектов и других, где обучающийся выступает субъектом деятельности, обучение происходит через открытие, моделирование жизненно важных профессиональных затруднений, поиск путей их решения. Необходима смена позиции педагога во взаимодействии со студентами. Итак, первое условие – осмысление, принятие педагогами основных положений компетентностного подхода и реализация в образовательном процессе. Обратимся к стандарту ФГОС СПО по специальности 050144 «Дошкольное образование» и по профессии 260807»Повар, кондитер» в части ОК. Сравнительный анализ свидетельствует о том, что ОК 1-6 в основном совпадают, что подчеркивает их метапредметный ( универсальный ) характер, в то же время, определены специфические ОК с учетом предстоящего вида деятельности. Сделаем попытку определить: какие компетентности являются определяющими, то есть лежат в основе развития личности обучающегося. Обратимся к классификации ключевых компетенций, предложенных Андреем Викторовичем Хуторским. Ученый выделяет 7 ключевых компетенций. 1. Ценностно-смысловые компетенции. 2. Общекультурные компетенции. 3. Учебно-познавательные компетенции. 4. Информационные компетенции. 5. Коммуникативные компетенции. 6. Социально-трудовые компетенции. 7. Компетенции личностного самосовершенствования [ 2 ]. Соотнесем ключевые компетенции, предложенные А.В.Хуторским и ОК, предусмотренные ФГОС по специальности 050144 «Дошкольное образование». - Ценностно-смысловые компетенции.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. - Общекультурные компетенции
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). - Учебно-познавательные компетенции.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. 4. Информационные компетенции. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. - Коммуникативные компетенции
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. 6. Социально-трудовые компетенции. ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. 7. Компетенции личностного самосовершенствования ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Таким образом, последовательность освоения компетенций обучающимися, а может быть представлена в форме «лесенки». Последовательность освоения компетенциями - Социально-трудовые компетенции
- Общекультурные компетенции.
- Информационно-коммуникативные компетенции
- Учебно-познавательные компетенции.
Ценностно-смысловые компетенции ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации Как видим, ценностно-смысловые компетенции, включая компетенции личностного самосовершенствования имеют первостепенное значение, являются основой, «фундаментом» развития всех других ОК, далее идут учебно-познавательные, информационно-коммуникативные компетенции, общекультурные и социально-трудовые. Аналогичные результаты получим, ориентируясь на классификацию ОК, предложенную И.А. Зимней [1]. 1.Компетенции, относящиеся к самому человеку, как к личности, субъекту деятельности и общения. 2.Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы. 3.Компетенции, относящиеся к деятельности человека. Таким образом, второе условие - учет последовательности и неравномерности освоения обучающимися ОК. Встает правомерный вопрос: как определить степень освоения компетенций обучающимися? Ответ очень простой: надо разработать КОС, КИМ, разработка которых сложна и ответственна. Личностно центрированная модель образования, предложенная стандартом третьего поколения, предполагает перенос акцента с содержания образования (что преподавать) на результат (какими компетенциями овладеет студент, что он будет знать и готов делать), но, к сожалению, некоторые педагоги привязаны только к оценке знаний по учебной дисциплине и не учитывают степень сформированности других составляющих компетенций. Ключевые компетенции, по утверждению Г.К. Селевко, представляют собой комплекс компонентов, включающих не только знания (когнитивный компонент), но и деятельностный (поведение) и отношенческий компонент. Таким образом, традиционные контрольно-измерительные материалы не могут быть объективными. В качестве оценочных материалов рекомендуется использовать: - портфолио; -модульно-рейтинговую систему; - метод проектов: - деловые игры; - кейс-метод; -практико-ориентированные, имитационные задания «ситуация»+»роль». В течение нескольких лет используем кейс-метод. В качестве кейса выступают ситуационные, профессиональные задачи. Тема: «Современные формы взаимодействия с родителями. Обобщенная формулировка задачи. Воспитатели при организации взаимодействия с родителями используют разные формы: досуговые, наглядно-информационные, информационно-аналитические, письменные формы взаимодействия с родителями в зависимости от намеченных задач, возникших проблем. Однако общего мнения об эффективности указанных форм нет. Ключевое задание 1. Покажите особенности взаимодействия детского сада с разными типами семей. 2. Дайте характеристику форм взаимодействия с родителями, указанных выше. Практическое задание 1.Составьте план проведения консультации с родителями на тему: «Учимся вместе с ребенком рисовать, лепить, вырезать». 2.Составьте план организации и проведения совместных досуговых форм. Контекст выполнения задания Вы воспитатель детей старшего дошкольного возраста. Решение профессиональной задачи предполагает: -анализ обобщенной формулировки задачи. Логичность, последовательность, аргументированность которого позволяет определить сформированность ОК1,ОК2, ОК3 ,ОК9 -выполнение ключевого задания свидетельствует о сформированности ОК1, ОК 2, ОК 4, ОК5, ОК9 ,ОК11. Для квалификационного экзамена разрабатываем более сложные профессиональные задачи. Квалификационный экзамен по ПМ О1. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие проходил в форме выполнения практико-ориентированных, имитационных заданий «Ситуация»+«Роль», которые предполагают выполнение комплексного задания по одному из билетов подгруппой студентов в количестве 3-х человек. В течение 1 часа студенты продумывают решение ситуации, оптимальный вариант представляют в ролевой игре. Имитационные, практико-ориентированные задания по всем вопросам студенты выполняют самостоятельно. Выполнение практических заданий по организации и проведению разных форм работы по образовательной области «Физическая культура» проходит в спортивном зале, в котором имеется необходимое спортивное оборудование. Студенты выполняют роли детей, экзаменующейся выступает в роли воспитателя. При подготовке к ответу студенты могут пользоваться предложенной на столах литературой. По результатам выполнения задания можно определить сформированность ОК, таких как: ОК1, ОК2, ОК3 ,ОК4 ОК5 , ОК6, ОК7. ОК 9.,ОК11.ОК10. Анализ результатов экзамена показал, что наиболее трудными для освоения студентами 1 курса оказались: коммуникативная компетентность ОК 6. Работать в коллективе и команде, ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях, ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. Экзамен по педагогике проходил в форме защиты портфолио. К экзамену разработаны методические рекомендации, определены показатели, критерии оценки, такие как: - владение знаниями, умениями по педагогике в соответствии с ФГОС;
- сформированность общих, профессиональных компетенций;
- полнота выполнения заданий;
- логичность, содержательность выступления;
- акцентирование в содержании выступления на основные результаты самостоятельной работы;
- владение навыками публичного выступления (логика рассуждения, культура речи, умение обоснованно отвечать на вопросы преподавателя.);
- наличие рефлексивных пояснений к представленным материалам;
- структурированность представленных материалов, их целостность, тематическая завершенность;
- аккуратность и эстетичность оформления материалов портфолио;
- соответствие содержания презентации содержанию портфолио;
- проявление творчества.
Для повышения качества подготовки к экзамену были проведены консультации, проверено содержание материалов портфолио, оказана помощь в подготовке защитного слова. Студенты имели право выбора защиты портфолио на основе подготовленной презентации или без нее. Не смотря на то, что только несколько студентов владели навыками подготовки презентации, все ее подготовили. Анализ, самоанализ подготовки к экзамену, его результаты показали, что все студенты высоко оценили форму сдачи экзамена, отметили преимущества, эффективность по сравнению с традиционной – сдача экзамена по билетам. Все отметили сложность подготовки защитного слова и презентации. Наиболее высокие результаты показали студенты по освоению общих компетенций: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. Возвращаясь к началу выступления можно с уверенностью сказать о том, что студенты заочного дошкольного отделения активно овладевают общими компетенциями, являющимися фундаментом формирования других ОК и профессиональных компетенций. Таким образом, использование в качестве средств оценки кейс-метода, портфолио, практико-ориентированных, имитационных заданий типа «ситуация»+ «роль» позволяет объективно определить сформированность ОК и ПК, но это возможно при обоснованном определении показателей сформированности ОК И ПК, а это очень сложно и ответственно. Для разработки показателей сформированности ОК и форм контроля в нашем колледже была создана творческая группа. С результатами работы ознакомлены преподаватели колледжа. Например, основные показатели оценки результата, формы и методы контроля и оценки по определению сформированности ОК 2 могут выглядеть следующим образом [Таблица 1]. Таблица 1 Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки | ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | -владение навыками организации учебно-познавательной деятельности; - своевременность и качество выполнения учебных заданий; -рациональность планирования и организации деятельности по изучению учебной дисциплины (МДК); - соответствие выбора методов обучения, воспитания дошкольников, поставленным целям, особенностям индивидуального развития ребенка - обоснованность постановки цели, выбора и применения способа решения профессиональной задачи из известных в соответствии с реальными и заданными условиями и имеющимися ресурсами; - рациональное распределение времени на все этапы работы; -самостоятельность обнаружения допущенных ошибок ,своевременность коррекции деятельности на основе результатов самооценки продукта ( дидактические материалы); -аргументированность оценки эффективности и качества решения профессиональных задач. | - оценка преподавателем выполнения заданий самостоятельной работы (изучение, конспектирование, реферирование,аннотирование,ДКР); - оценка преподавателем дидактических материалов ,конспектов; -анализ и оценка преподавателем документов на производственной практике студентов -наблюдение, оценка преподавателем решения профессиональных задач; - наблюдение ,оценка преподавателем выполнения практического задания ; - оценка преподавателем обоснования собственной деятельности, разработки дидактических материалов; -анализ и оценка преподавателем рефлексии, самооценки педагогической деятельности студентов; |
Таким образом, третье условие – разработка оценочных средств (КОС/КИМ), обоснованное определение сформированности показателей ОК. Следующее условие – организация самостоятельной работы обучающихся. Обратимся к таблице 2, в которой представлены чаще используемые виды самостоятельной работы и общие компетенции, развиваемые в процессе ее выполнения. Таблица 2 № Вид самостоятельной работы | Развиваемые компетенции | 1.Составление библиографического списка по теме, разделу | ОК 2, 4, 5, 8. | 2.Составление глоссария | ОК 1,2,4,5,8. | 3.Подготовка конспекта | ОК 1,2,4,7,9,10,11. | 4.Подготовка наглядного пособия | ОК 1,5,7,10. | 5.Изучение, конспектирование | ОК 1,4,8,11. | 6.Создание портфолио | ОК 1,2,4,5,7,8,9. | 7.Подготовка презентации | ОК 4,5,7,9. | 8.Подготовка и защита ВКР | ОК1-5,7,8,9,11. | 9.Написание эссе | ОК1,2,8. | 10.Подготовка реферата | ОК1,2,4,6,7,8,11. | 11. Разработка проекта | ОК 1,2,4,5,6, 7.8,9,11. |
Таким образом, мы определили условия формирования общих компетенции обучающихся. Постараемся их создать и реализовать в педагогическом процессе. |