Сценарий конференции "125 лет со дня рождения А.С.Макаренко"
материал по теме

Шаронова Елена Владимировна

Сценарий может использоваться для проведения как конфернции, так и классного часа. В материале сделан акцент на личности выдающегося педагога А.С.Макаренко.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon makarenko_konferentsiya1.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий научно-теоретической конференции

 «125 лет со дня рождения А.С.Макаренко»

Оборудование: презентация, мультимедийная установка; фрагменты программ «Гении и злодейство. Антон Макаренко» 2006г., документального фильма «Семейная тайна Макаренко», 2005 г., художественного фильма «Педагогическая поэма», 1955 г.

Приветственное слово преподавателя: Здравствуйте, уважаемые коллеги, гости и студенты! Сегодня мы встретились для того, чтобы отдать дань памяти гениальному советскому педагогу А.С.Макаренко, перевернуть известные и неизвестные страницы его жизни. Чтобы спустя 125 лет со дня рождения выдающегося педагога он предстал перед нами таким, каким был на самом деле – человеком с непростой судьбой, но с горячим сердцем, невероятной эрудицией и безграничной верой в человека. Каким же был Антон Семенович Макаренко – педагог, по мнению ЮНЕСКО, определивший наравне  с Марией Монтессори, Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером педагогическое мышление ХХ века?

Ведущий 1: Антон Семёнович Макаренко родился 13 марта 1888 года в городе Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье рабочего-маляра вагонных железнодорожных мастерских. Такую скупую информацию о своем происхождении распространял и сам Макаренко в официальной автобиографии. Тогда, каким образом его родной брат Виталий много лет спустя, находясь в эмиграции, сумел зарабатывать себе на жизнь игрой на скрипке? Неужели этому способствовало рабочее происхождение? И откуда у Антона в юные годы появилась тяга и возможность одеваться у лучшего портного? Давайте разбираться вместе.

Ведущий 2: Действительно, Антон Семенович родился 13 марта 1888года на Украине, в городе Белополье. На следующий день «страха ради смертного” был крещён. Дело в том, что мать несла вёдра на коромысле, поскользнулась, упала навзничь… Вот и родился он недоношенным и был “болезненным ребёнком”. Но выжил и наречён Антонием. Антон долго болел, ходить стал лишь в полтора года. Лет восемь был очень болезненным и слабым.

         Отец Антония Семён Григорьевич родился в Харькове.   Там говорили на русском языке, и он говорил так же. Формально не получивший никакого образования (рано осиротев, он уже мальчиком вынужден был работать маляром в каретной мастерской) выучился читать, свободно писал. Умел рисовать. Позже выписывал журнал “Нива”, читал Достоевского. Ко времени рождения долгожданного сына (до этого родилось две дочери) стал хорошим «цеховым» в железнодорожных мастерских города Белополье, а позже, переехав в Крюков (пригород Кременчуга), стал бригадиром, мастером железнодорожных мастерских и уважаемым в городе человеком. Был он к тому же и церковным старостой.

 Ведущий 1: И все же в жилах Антона Семеновича текла  дворянская кровь. Мать Антона Татьяна Михайловна,  в девичестве Дергачёва, по линии матери происходила  из обедневшего дворянского рода. Отец же её служил мелким чиновником в Крюковском интендантстве, имел большой дом, пятерых детей.    Мать Антона  была талантливой женщиной, до глубокой старости сохранила блестящую память, обладала прекрасным даром рассказчицы и тонким юмором.

По воскресным дням Татьяна Михайловна держала на дворе обеденный стол для бедных, сама готовила пищу, накрывала и угощала нищих и голодных со всей ближайшей округи Крюкова. В такой обстановке рос Антон.

Ведущий 2: Семья мечтала построить собственный дом, экономили даже на керосине. Антону, которого отец научил читать в пять лет, приходилось часто читать… при лучине! И это в конце 19-го века… Тогда-то он и испортил своё зрение. Но благотворительные обеды для нищих семья устраивала. А свой дом удалось построить лишь в 1905 году, когда Антон уже стал учителем…

         Антон в 1895году поступил учиться сначала в Белопольскую школу, а затем, в 1901 в Кременчугское четырёхклассное училище. И в Белополье, и в Кременчуге Антон учился отлично, заметно выделяясь среди соучеников глубиной знаний, широтой кругозора.

       Но сверстники во дворе над ним жестоко издевались, часто избивали. Отличников и слабеньких не любили. Случалось, что за Антона заступалась соседская девочка…

Ведущий 1: Не удивительно, что Антона заинтересовали судьба и книги великого полководца А.В.Суворова, который в детстве тоже был слабым, которого отец даже не хотел приобщать к военной службе, и которому позже принадлежали слова: «Плох тот солдат, который не хочет стать генералом». Макаренко не станет известным генералом, но его слава будет не меньшей и в педагогических сражениях за души малолетних преступников и беспризорников этот детоводец (а в словаре есть и такое слово) не будет иметь себе равных …

В третьем классе Антон хорошо пел в школьном хоре.  Учитель посоветовал купить скрипку. Отец купил, и Антон выучился  играть,  любовь к скрипке он пронёс через всю жизнь. 

Ведущий 2: Вопрос о будущей профессии для Антона был трудным.  По здоровью он не мог заниматься физическим трудом. Но, к счастью, открылись одногодичные педагогические курсы. Проучившись ещё год, в августе 1905года Макаренко получил свидетельство «…на звание учителя начальных училищ, с правом преподавания в сельских двухклассных училищах Министерства народного просвещения и обучения церковному пению». 

         Новый учитель — Антон Семёнович Макаренко стал работать в сентябре 1905 года в двухклассном железнодорожном училище небольшого посада Крюков.

Ведущий 1: Однако, успешно проработав 6 лет в Крюковском железнодорожном училище, ему пришлось искать другое место работы и приступить к работе учителя в железнодорожном училище на станции Долинская. Перевод этот не был случайностью для Макаренко. Молодой учитель… «воевал» с заведующим Крюковской школой. Он объявил на педсовете нового директора взяточником, но доказать, что тот брал взятки у родителей отстающих учеников, Антон не смог, и ему грозило судебное разбирательство по обвинению в клевете. Вот и пришлось молодому учителю отправиться в добровольно-принудительную ссылку на долгие для него три года на станцию Долинская Южной железной дороги, в маленькую степную станицу. По свидетельству брата, навещавшего там Антона, он попал в “дыру …среди голой степи».

 Ведущий 2: Молодой воспитатель увлёк школьников идеей создания театра, духового оркестра, организацией интересных вечеров самодеятельности.

Вот, например, столетний юбилей Бородинского сражения Макаренко с воспитанниками отметил… Бородинским сражением. Все мальчишки степной станицы стали на один день участниками войны 1812 года. И, к удивлению коллег по школе (а их было человек восемь) и всех станичников юные герои взяли в плен… Наполеона! А кто всё затеял? «Тоська-горчичник» – так его называли друзья-учителя. А кто-то называл «Тосик-долгоносик», «Антоша Чихайте». Степанченко (коллега из соседней школы) придумал Антону кличку «Ростик» (за его малый рост), а тот — в отместку назвал его «Скифом». Степанченко пишет, что в компании учителей-друзей их «никто иначе почти не называл».

 Ведущий 1: Так вот, ещё больше чем «Бородинское сражение» Скифа поразил случай с Ростиком, то есть Антоном Семеновичем, о котором он потом вспоминал всю жизнь.

Студент: О том, как Антон учился «сдвигать горы».

    «Сидим мы с ним на скамейке. Подходит оборванец.

    - Баре, подайте на кусочек хлеба.

    - Да ведь не на хлеб, а на водку тебе нужно, — говорит ему Антон.

    - А ведь правда, барин! Как же ты моё нутро увидел? – удивился попрошайка.

    - Вот тебе трёшка: купи, сколько требуется, а сдачу принеси, — последовал ответ.

Взял человек трёшку, как-то внимательно, будто впервые видя, осмотрел её, потом посмотрел на удивительного “барина” и пошёл. Не поспешил от нас, как-то тяжело поплёлся, не пряча деньги, а всё время держа их навесу. Человек скрылся, а я напустился на “барина”, назвал его сумасшедшим. Улыбаясь, барин сказал мне, что в Священном Писании есть замечательная мысль: Если с верой сказать горе, чтоб она сдвинулась с места, она сдвинется. Вот я, мол, и хочу научиться “сдвигать горы”. …

    Словом, сидим мы, беседуем на эту тему и видим: человек, получивший деньги, поспешно идёт к нам.

    - Барин, возьми, пожалуйста, свои деньги, — с какой-то болезненной гримасой произнёс вернувшийся человек, протягивая бумажку.

    - Почему же ты не выпил?

    - Выпил!.. “Напоил” ты меня, барин: все мозги жгёт. Спасибо! Всю жизнь помнить буду! Возьми, пожалуйста! – настаивал он.

    Я посмотрел на Антона Семеновича – он сиял!..

    - Денег я не возьму: они же Вам, (уже Вам!) очень нужны, а у меня это не последние.

    - Да, деньги…мне…нужны, — понурив голову, с паузой после каждого слова сказал человек и, помолчав, добавил, — на вокзале…у меня…ребёнок…

    Мгновенно достав кошелёк, Антон дал ему ещё одну троячку. Дал что-то и я.

    Человек настолько был обескуражен, что даже не сказал “спасибо”, а поочерёдно посмотрел на нас, молча поклонился, и медленно ушёл в сторону вокзала.

    - Видал? – волнуясь, спросил меня “чудотворец”.

    - Видал.

    - Понял?

    - Не совсем, признался я – следовало бы проверить.

    - Не смей! А, впрочем, дети во всём должны убеждаться экспериментально,- смеясь, сказал он.

    Я не обиделся за сравнение, но не удержался от проверки: интересно ведь как!

    У здания вокзала сидел наш знакомый, с ним женщина и двух-трехлетний ребёнок. Взрослые жадно ели хлеб, запивая горячей водой, у ребёнка в одной руке была колбаса, в другой – длинная конфета в полосатой обёртке.

    Вот тебе и Тоська-горчичник! Вот тебе и Ростик! Вон как горы двигает!

Ведущий 2: В Долинской Макаренко продолжает мечтать о профессиональной литературной деятельности. Макаренко и прежде пробовал писать стихи, прозу. В 1914 году он решился послать на суд Алексею Максимовичу Горькому свой рассказ «Глупый день». …Ответ Горького огорчил Макаренко. Отметив некоторые достоинства рассказа, Горький в то же время указывал на целый ряд серьёзных недостатков.

В 1914 году в Полтаве открылся учительский институт, поступить в него в то время было почти немыслимо. Был огромный конкурс, но девятилетний педагогический стаж давал Макаренко безусловные преимущества.

Никто из студентов не знал столько, сколько знал Макаренко. Он часто выступал с докладами. При этом Антон Семёнович никогда не кичился своей эрудицией, не выставлял свои знания напоказ.

Поражали не только изумительная память (он цитировал наизусть целые страницы …), но и его желание всё знать, всё прочитать, всё увидеть.

Педагога Макаренко интересовало многое. Особое внимание он уделял роли игры для личностного развития ребенка.

Выступление студента о роли игры в жизни ребенка.

Ведущий 1: В 1916 году Антона Семёновича призвали в армию. Около полугода был он на действительной военной службе (в ополчении). Там он встретил то, что называют теперь «дедовщиной». Написал домой, что если его не заберут из армии, то он повесится. Но, как говорится в народе, «материнская молитва со дна моря достаёт». В марте 1917 года Макаренко сняли с военного учёта по близорукости. В этом не обошлось без вмешательства брата-офицера. Антон вернулся в институт и окончил его блестяще.

Макаренко приступил к работе в Крюковском училище в должности директора. Того самого, которое вынужден был покинуть некогда с незаслуженным позором. «И вот уже жители Крюкова видят, как ежедневно строй ребят с развёрнутым знаменем, с песней идёт на работу, а через несколько часов так же торжественно возвращается. Что касается «армейского строя», маршей учащихся со знаменем, оркестром и песней (в военной форме!), то есть «военизации», за которую Антона «клевали» недруги и тогда, и потом, и сейчас «клюют», то её привнёс брат Виталий, вернувшийся с фронта и ставший в школе Макаренко учителем физкультуры.

Ведущий 2: Антон Семенович был одним из основоположников такой научной области как «педагогическое мастерство».

Выступление студента о педагогическом мастерстве как интегративной научной области.

Ведущий 2: В августе 1919 года Макаренко переезжает в Полтаву. Зачем? По каким причинам? А причины эти трагичны. Виталия – брата Антона призвали на службу красные командиры. Но Виталий вернулся с фронта весь израненный (его солдаты вынесли чуть живым на руках с поля боя), он не хотел воевать, он хотел быть учителем. Однако альтернативой «красному командирству» была лишь пуля в лоб. Виталий сбежал. На вокзале он был с женой, которая была беременна. Сам он сумел влезть в переполненный вагон поезда на юг, но жена так и осталась на перроне — к его ужасу, она не смогла попасть в вагон…

         И брат Макаренко больше никогда не увидит ни свою жену, ни будущую дочь Олимпиаду. Заботу о них возьмет на себя Антон Семенович. Жизнь забросит Виталия в эмиграцию. При этом следует отметить, что Антон  никогда не отречется от своего брата, чем будет навлекать на свою голову множество бед.

         Вот почему «укрывателю дезертира» «старорежимному учителю» Антону Макаренко пришлось спешно уезжать в Полтаву.

    Вскоре Макаренко получает новое назначение.

(Фрагмент передачи « Гении и злодеи. Антон Макаренко».)

 Ведущий 1: Возглавить колонию преступников человеку с таким слабым здоровьем и зрением означало не только расстаться с привычкой ходить в смокинге, сшитом у самого лучшего портного города, и в модных штиблетах. Не только надеть косоворотку, сапоги, шинель… На избранной им узкой и тернистой дороге можно было очень даже запросто расстаться с… жизнью.

Макаренко сам напросился стать начальником Полтавской колонии.  Он, сугубо городской житель, уехал по раздолбленной грязной просёлочной дороге в Трибы, что в 18 километрах от Полтавы. Он добровольно отказался от городского комфорта, от театров, которые любил, от ресторанов, которыми  не брезговал, от шумного светского общества, в котором блистал игрой на скрипке, стихами и юмором.

Ведущий 2: Воспитанники не хотели работать, не желали убирать за собой постели, носить воду для кухни, придерживаться какого бы -то ни было режима, а воспитателей просто не замечали. Обжившись на новом месте, они стали грабить на дорогах, ведущих к Полтаве, а в колонию ходили, чтобы делить добычу, есть и спасаться от зимних холодов.

«… В колонии не было дров, надо было идти в лес рубить дрова. Воспитанники категорически и очень грубо отказывались выполнить приказание заведующего колонией...»

(Фрагмент художественного фильма «Педагогическая поэма» 1955 г.)

Тот, кого Макаренко ударил, а это был Семён Калабалин, известный читателям «Педагогической поэмы» как Семён Карабанов, стал позже его коллегой, многие годы и до самой смерти был замечательным директором детских домов. Семен в своей автобиографической книге  назвал этот трагический эпизод «живительной оплеухой». А Макаренко переживал – «впервые в жизни ударил человека». 

Ведущий 1: Именно после того «взрыва» (зимой 1920-1921 гг.) начался коренной перелом к лучшему в этой колонии. Антон Семенович откровенно признавался, что в начале колонии им.Горького было много «педагогических преступлений» и, понимая, что без них в тех условиях не было бы ни расцвета колонии, ни (еще позже) появления Коммуны, он, тем не менее, не возводит в принцип и метод применение физического насилия.

    Более того, он утверждает, что вообще нет таких методов, которые во всех случаях были бы полезными или вредными.  

    Такие взгляды Макаренко очень не нравились, да и теперь не нравятся педагогам «урокодателям» и чиновникам от образования. Тем не менее, его ученики безоговорочно доверяли Антону Семеновичу и продолжали его дело.

Выступление об учениках-последователях.

Гений Макаренко был неоспорим. Дважды он поднимал колонии с нуля, сначала это была колония имени Алексея Максимовича Горького, затем колония имени Феликса Эдмундовича Дзерджинского. И оба раза его детища у него отнимали. Такой педагог не мог не раздражать, ему завидовали, на него клеветали.

(Фрагмент передачи «Гении и злодеи. Антон Макаренко» 12мин.50с. -14мин.44 с.)

Ведущий 2: Знаменательно, что, не найдя в педагогической  науке нужного ответа на вопрос о том, каким путём лучше воспитывать человека, Макаренко часто опирается на свою духовную интуицию, веру в духовные возможности человека.

Не смотря на то, что Антон Семенович работал с детьми обездоленными, он прекрасно понимал, что яркая, гармоничная, счастливая личность может вырасти только в полноценной семье. Так он создал труд, еще более прославивший его - «Книгу для родителей».

Выступление студента о работе с родителями.

 (Фрагмент фильма  «Семейная тайна Макаренко», 2005 г.  0 – 1мин.28с.)

Ведущий 1: История всех рассудит. До сих пор в России спорят о методах Макаренко, а за рубежом постоянно переиздают его книги  и ориентируются в своей работе с трудными подростками на опыт Антона Семеновича. В знак международного признания замечательного советского педагога, одного из страстных пропагандистов идеи гармоничного воспитания 1988 год был объявлен по решению ЮНЕСКО Международным годом Антона Семеновича Макаренко.

Методические рекомендации: данный материал может быть использован как сценарий конференции или классного часа. В последнем случае, не стоит дополнять текст другими выступлениями.

Темы выступлений могут изменяться в зависимости от того, какие логические акценты в мероприятии Вы намерены сделать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "День чудесный-день рождения"

Сценарий классного часа- праздника " День чудесный-день рождения"...

Сценарий концерта -презентации "С днём рождения, Югра"

Сценарий подготовлен для мероприятия, посвящённого 82 годовщине образования ХМАО - Югры....

Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню рождения числа ПИ » (3.14 в 1.59 о полудни в 2014г.) «Это загадочное число Пи»

Цели мероприятия:−        развитие и укрепление интереса к математике, расширение кругозора учащихся, повышение уровня их математической культуры;−...

Сценарий зимнего праздника "Зимние дни рождения"

Сценарий праздника "зимние дни рождения"...

Сценарий открытого воспитательского часа «День рождения классного коллектива»

  Цель: способствовать сплочению детского коллектива.         Задачи: создание условий для формирования умений работать...

Сценарий общешкольного мероприятия ко дню рождения К.С. Симонова

Сценарий общешкольного мероприятия ко дню рождения К.С. Симонова...

Диплом за участие во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогических работников к 130-летию рождения А.С. Макаренко

Диплом за участие во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогических работников к 130-летию рождения А.С. Макаренко...