Методическая разработка" Деятельностный подход в формировании патриотизма и гражданственности у школьников"
методическая разработка по теме
Данная методическая разработка представляет обобщение опыта работы ШМО МБОУ СОШ №4 г. Муром по теме " Деятельностный подход в формировании патриотизма и гражданственности у школьников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnostnyy_podkhod_v_formirovanii_patriotizma_i_grazhdanstennosti.docx | 21.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное муниципальное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла»
Методическая разработка
«Деятельностный подход в формировании патриотизма и гражданственности у школьников»
Автор: учитель математики МБОУ СОШ №4, руководитель ШМО классных руководителей
Данилова Наталья Сергеевна
о.Муром 2011год
Деятельностный подход в формировании патриотизма и гражданственности у школьников
Главная функция школы – воспитательная. Целенаправленное воспитание школой понимается как педагогически рациональное управление процессом развития растущего человека как личности и индивидуальности. Усилия воспитателей в школе должны быть направлены на возрождение нравственного и духовного потенциала личности, на умения строить благоприятные межличностные отношения и бережное отношение к окружающему миру, на выявление склонностей и интересов и развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.
В основе системы воспитания школы лежат следующие идеи:
личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;
природосообразность воспитания, которая предполагает обязательный учет возрастных особенностей учащихся;
культуросообразность воспитания, опора в воспитании на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки;
гуманизация межличностных отношений: авторитарность, грубость. Насилие над ребенком губят воспитательный процесс и ребенка как личность;
деятельностный подход в воспитании, организация жизнедеятельности учащихся как основа воспитательного процесса: в школе нужна интересная, отвечающая общечеловеческим потребностям, возрастным и половым особенностям учащихся реальная жизнь, наполненная реальными делами;
средовый подход в воспитании, который включает в себя различные варианты взаимодействия школы со средой (семьей, внеучебными объединениями разнообразной направленностью);
забота всего социума о физическом развитии детей, о формировании здорового образа жизни.
Воспитание – процесс «питания души и сердца» - невозможно отделить от обучения. Для повышения воспитывающего характера обучения целесообразно усилить гуманитарную направленность всех учебных дисциплин: в традиционные предметы включить человековедческий материал, помогающий детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь.
В провинциальной среде школа является местом, где ребенок проводит практически все свое время. Значит, она должна сделать все от нее зависящее для создания условий , обеспечивающих возможность самореализации и самовыражения личности ребенка. Особо важное значение имеет уклад школьной жизни, школьная атмосфера и культура, что определяется совокупностью многих ценностей, доминирующую роль среди которых играет стиль взаимоотношений взрослых и детей. Лучшее воспитание – это воспитание добрыми отношениями друг к другу, к окружающему миру, к самим себе.
Воспитание учащихся в духе свободы, личного достоинства и демократии требует, чтобы школа строилась как подлинно демократическая община, способная к самоуправлению и саморегуляции. В ее избранных управленческих органах(конференция, собрание, совет, комитет) учащиеся принимают непосредственное и активное участие.
Весь дух школы, все содержание образования должны быть направлены на формирование у школьников патриотического сознания и чувства патриотизма, на формирование каждого как активного гражданина, владеющего политической культурой, критическим мышлением, что позволит ему осознанно и самостоятельно сделать собственный политический выбор.
Школа должна активизировать пропаганду среди подрастающего поколения санитарно-гигиенических знаний по профилактике СПИДа и наркомании. Противонаркотическая пропаганда должна быть наступательной и плановой, уровень разъяснительной работы – высоким.Управление воспитательным процессом школы осуществляется через массовые, коллективные, групповые и индивидуальные формы его организации. Важнейшим условием его эффективности является оптимальное их сочетание.
Пути решения воспитательных задач разнообразны. Для нашей школы это прежде всего:
школьная культура, атмосфера, стиль взаимоотношений;
словесные методы;
создание педагогических ситуаций, требующих от детей соответствующего поведения;
урочная и организованная специальным образом познавательная и воспитательная внеурочная деятельность;
творческая деятельность.
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования, как в системе образования, так и в системе воспитания подрастающего поколения. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, его социализация в обществе и адаптация к существующим условиям общества являются важнейшими задачами учебно-воспитательного процесса. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, семьи рассматривается как одно из основных направлений государственной образовательной политики.
Гражданственность, являясь интегративным качеством, включает в себя целый ряд качеств, присущих человеку-гражданину: гражданская ответственность, умение сочетать и подчинять личные интересы общественным, умение осознанно и самостоятельно делать свой выбор, гуманизм, этническая толерантность, патриотизм и т. д.
Цель гражданского воспитания обусловлена социальным заказом современности. Ориентиром при целеполагании служит определение требований развитого гражданского общества. Конечный результат формирования гражданственности – личность, которой присуща высокая социальная активность.
Фундамент гражданского поведения личности закладывается в младшем школьном возрасте, так как именно этот возраст является наиболее сензитивным периодом для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма.
В. И. Даль в своём словаре даёт следующее определение: «Патриот – любитель Отечества, ревнитель о благе его, отечественник, отчизнолюб».
В Философском словаре «патриотизм» определяется как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.
Цель патриотического воспитания – способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций (воспитание интереса к истории родного края и Отечества, расширение представлений детей о родном городе, о героях Великой Отечественной войны, воспитание чуткости, доброты и милосердия)
Формирование чувства патриотизма в системе воспитательной работы нашей школы осуществляется посредством реализации деятельностного подхода.
Развитие личности человека – это развитие системы «человек – мир». В этом процессе человек выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит себя сам. Взаимодействуя в мире, происходит саморазвитие и самоактулизация его личности. Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой.
Ребёнку нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, познавательная, трудовая, творческая и досуговая. Ведь только в деятельности укрепляются и изменяются отношения между детьми. Но деятельность учащегося нужно организовать таким образом, чтобы ребёнок раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества.
При данном подходе к обучению и воспитанию основным элементом работы учащихся будет решение задач, т.е., освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: проектно-исследовательской, поисково-конструкторской, творческой, и др.
Итак, проектно-исследовательская деятельность.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Важнейшие черты детского поведения – это стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. И это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение.
В нашей школе в проектно-исследовательскую деятельность активно включены дети, начиная с первого класса.
Подготовка к любому проекту начинается задолго до его выполнения.Так 2007 год был юбилейным для нашей школы. Мы отмечали её 30-летие. На уроках русского языка дети писали сочинения о школе, пробовали писать стихи. Некоторые из них были опубликованы в школьной газете.
Все участвовали в конкурсах рисунков и поделок, посвященных юбилейной дате. Собирали материал о выпускниках. Участвовали в подготовке праздничного концерта.
На страницах устного журнала «Школа, время, мы» родители-выпускники (а таких оказалось немало) поделились воспоминаниями, какой была школа, дети рассказали, в какой школе они учатся сейчас.
Прошла презентация, подготовленного учащимися, фотоальбома «Как много в этом слове – школа!».
Итогом всей проделанной работы была защита проектов «Школа будущего», в которой участвовали как ребята, так и их родители.
Если проект – это желание как-то оформить накопленные знания и опыт, то исследовательская работа появляется в результате поиска новых знаний, неизвестного.
В 2007-2008 годах в нашей стране проходили выборы (сначала выборы в Государственную думу, а в марте 2008 г. – выборы президента). Эти события широко обсуждались в СМИ. На уроках окружающего мира в этот период изучались темы из раздела «Человек – член общества».
Чтобы было всем детям понятно, как проходят выборы, что происходит в это время в нашей стране, учащиеся приняли решение провести выборы в своих детских объединениях «Союз отважных путешественников»- 1-4 классы, «Наш дом» 5-7 классы, « Храм искусств» 8-11 классы.
Итогом данной работы стало понимание, почему необходимо иметь активную жизненную позицию, и что от голоса каждого человека зависит, какой будет наша жизнь.
Огромная исследовательская деятельность ведется детьми в музее « Боевой и воинской славы им. В.Левушкина под руководством В.И.Музыкевич.
Школьный музей боевой и воинской славы им. В. Левушкина является центром патриотического воспитания. Основная цель работы музея- патриотическое воспитание учащихся посредством музейной работы, формирование у подрастающего поколения чувства сопричастности к сохранению исторической памяти о защитниках Отечества.
На базе музея постоянно проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и труда. Традицией стало ежегодное проведение Дня памяти В. Левушкина, который включает проведение Митинга Памяти, торжественную линейку Памяти Героям, проведение классных часов на базе музея и уроков мужества. Надолго запомнятся ребятам встречи с военным комиссаром о. Муром Фазлеевым Э.С. с ветеранами Афганистана.
В 2007-2008 учебном году активистами музея разработан проект «Чтобы помнили» по сбору материалов об участниках локальных войн и созданию на базе школы «Линейки Памяти».
Цель проекта: военно-патриотическое воспитание молодежи, воспитание гражданственности и любви к Родине.
Задачи проекта: научить молодое поколение уважительному отношению к интернациональному долгу, службе в армии, создать условия для реализации молодежного патриотического военно-прикладного интереса.
В рамках данного проекта ребята заключили договора о сотрудничестве с Советом ветеранов о. Муром, Муромской городской общественной организацией ветеранов Афганистана, КОС №10, учащиеся составили списки ветеранов, собрали фотоматериалы об истории воинской части № 11361, организовали встречи с ветеранами части, поздравление семей военнослужащих. Воины-афганцы и представители военной части № 11361были приглашены на концерт, организованный учащимися школы.
В октябре 2009 года учащиеся нашей школы приняли участие в школьной конференции «Дорогой героев – дорогой отцов». Ребята провели большую поисковую работу, собрали материал о ветеранах микрорайона Южный
В программу развития школы до 2011 года включен проект «Гражданско-патриотическое воспитание детей и подростков»,результатом внедрения которого должно стать формирование у подрастающего поколения системы ценностей гражданского общества.
Итак, чтобы обеспечить формирование патриотизма и гражданственности школьников, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности и постепенно расширяющихся отношений – от отношений в классе и до включения в общественно-политическую жизнь взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания. Выступление на МО учителей истории и обществознания.
Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентирова...
Урок истории в формировании патриотизма и гражданственности
Представлен опыт учителя, перечень уроков и внеклассных занятий Одним из важнейших направлений возрождения патриотизма, на мой взгляд, является воспитание историей, на основе героического п...
РОЛЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ
РОЛЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИУчитель истории и обществознания: Худолей Л.Л. Музей 1-й Краснознамённой Ленинградской Ордена Суворова II степени от...
Статья: "Формирование патриотизма и гражданственности на третьей ступени обучения при переходе на ФГОС"
В статье содержаться основные приемы и методы формирования патриотизма и гражданственности у обучающихся старших классов, а также некоторые результаты данной работы....
Формирование патриотизма и гражданственности в условиях семьи
Формирование патриотизма и гражданственности в условиях семьи...
Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания.
Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания....
Технология социальных проектов, как способ формирования патриотизма и гражданственности школьников.
статья Социальные проекты, как способ формирования патриотизма и гражданственности школьников....