Статья: "Формирование патриотизма и гражданственности на третьей ступени обучения при переходе на ФГОС"
статья (11 класс) по теме

Бережная Ольга Николаевна

В статье содержаться основные приемы и методы формирования патриотизма и гражданственности у обучающихся старших классов, а также  некоторые результаты данной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование патриотизма и гражданственности на третьей ступени обучения при переходе на ФГОС.

Бережная Ольга Николаевна,

учитель истории и обществознания

высшей категории

БОУ г. Омска «СОШ № 135»

Условия развития современного российского общества ставят перед системой школьного образования новые задачи, воплощенные в Федеральном государственном стандарте. И важнейшей  задачей в контексте  ФГОС является воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к истории России и гордости за героические свершения предков в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества. Понятно, что человек, не уважающий свою страну, ее историю, пассивно воспринимающий проблемы своего общества, не способен к уважению других народов и их культур. Отсюда особая роль отводится предметам гуманитарного цикла и, прежде всего, истории.

Воспитание патриотизма и гражданственности  в нашей школе начинается непосредственно с оформления кабинетов истории, где представлена не только символика современной России, но и все оформление подчинено одной общей идее: погрузить учеников в атмосферу исторического прошлого не только нашей Родины, но и своего родного края; с первых шагов вызвать у них интерес к своей стране; дать возможность ощутить себя частью своей великой Родины и ее истории.

Уже непосредственно во время уроков огромное внимание уделяется именно эмоциональному восприятию изучаемого материала, ведь в истории нет «сухих» тем. Каждая  поднимаемая проблема должна вызвать отклик в душе каждого ученика, присутствующего на уроке. Этому способствует использование большого количества иллюстративного  материала, видеоматериалов и, конечно же, яркий, живой, эмоциональный рассказ учителя. Кроме того, например, на уроках по изучению Великой Отечественной войны ребята представляют материалы из домашних архивов о своих прабабушках и прадедушках – ветеранах войны. Используются документы и письма. Все это в совокупности с практическими заданиями вызывает неподдельный интерес у обучающихся, делает историю «живой», а самих ребят как бы ее участниками.  Один из таких уроков по теме: Государство и общество в СССР в 30-е гг.» был представлен на региональный конкурс «Мой открытый урок», проводимом Институтом развития образования, и стал победителем.

Одним из показателей эффективности уроков истории является ежегодное большое количество участников  и лауреатов  предметных олимпиад разного уровня: от школьного до всероссийского. Кроме того многие ребята проявляют желание заниматься научно-исследовательской работой именно по истории России и своего родного края. Все это говорит о желании обучающихся глубже изучать родную историю, что в свою очередь способствует воспитанию чувства патриотизма и гражданственности у обучающихся, т.к. на третьей ступени обучения подростки значительно более осмысленно и серьезно подходят к волнующим их темам и предметам.

Как граждане своей страны ученики должны не только знать свои права, уметь активно ими пользоваться, но и  иметь свою четкую гражданскую позицию. Еще в 2010 году мы начали активно участвовать в проектах и конкурсах как героико-патриотической направленности, так и связанных с правовыми аспектами. Так более 30 учеников 11-го класса приняли участи в городском проекте «Имею право», посвященном 20-ти летию принятия Декларации прав ребенка. В рамках проекта школьники изучали текст Декларации,  участвовали в викторине, работали над плакатом и видеофильмом,    разработали буклет, где в стихотворной форме разъясняли положения Декларации. Работа настолько захватила ребят, что к ним начали присоединяться обучающиеся 10-9-х классов.

В прошлом году нами был  разработан проект «России гражданин», посвященный 1150-летию российской государственности.  В работу по реализации проекта     включились все ученики 9-10-х классов.  Был разработан буклет  для изучения Избирательного закона.  На его основе старшеклассники готовили классные часы для обучающихся 5-6 классов. Огромный интерес у школьников вызвала политическая дискуссия «Политические выборы сегодня: за и против». Ребята активно включились в обсуждение проблем, вынесенных на дискуссию: стоит ли ходить на выборы;  можно ли назвать современные выборы в России демократическими и др. Особый интерес вызвал процесс создания школьных партий,  разработка программ кандидатов в школьное «Законодательное собрание», а также политические дебаты кандидатов. Проект завершился настоящими выборами. И важно отметить, что победила партия коммунистического направления. Этим ребята как бы подтвердили важность исторических ценностей  своей страны,  активно и открыто проявили     свою гражданскую   позицию. Не менее важен и тот факт, что в работу  активно включились   и ученики 11-х классов. Проект получил высокую оценку  Общероссийского Общественного движения «РОССИЯ». Все участники и организаторы получили благодарности и подарки от Лидера движения, Депутата Государственной думы РФ Г.Н. Селезнева. На всероссийском конкурсе «Моя проектная деятельность», проводимом СМИ ЗАВУЧ.ИНФО проект стал победителем. Такая высокая оценка и внимание к деятельности школьников со стороны Общероссийского общественного движения еще более усилили значимость подобной работы для старшеклассников.

Ну и конечно же ребята с удовольствием участвуют во всероссийских конкурсах таких как «История моего города», «Великая Победа  великой страны», «Память о Холокосте – путь к толерантности» и других, проводимых различными образовательными сайтами и порталами, а также в региональных и городских: «Память о прошлом – путь к будущему», «Я-патриот» и других, где систематически занимают призовые места.  

Систематическая и целенаправленная патриотическая   работа как на уроках, так и вне их способствует не только формированию стойкого интереса к предмету, но и воспитывает чувство любви и уважения к своей стране, к своему великому народу, к истории и культуре других народов; пробуждает чувство сопричастности к судьбе своей страны, а тем самым вырабатывает активную гражданскую позицию у обучающихся. И такая работа, безусловно, будет продолжаться нами и в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование. Индивидуальный образовательный маршрут при изучении физики на третьей ступени обучения

Тематическое планирование при изучении физики на третьей ступени обучения с использованием дистанционных технологий. Индивидуальный образовательный маршрут....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Ступень обучения - 5- 9 класс ФГОС основного общего образования Количество часов 510 ч (3 урока в неделю) базовый (базовый, профильный)

1. Пояснительная записка.  Рабочая программа по  физической культуре  для 5 - 9 классов разработана на основе:- Примерной программы по физической культуре 5-9 классы. В.И. Ляз, А.А, Зда...

Рабочая программа по географии на ступень обучения 5-9 классы(ФГОС)

В программе реализуются идеи формирования географической культуры, обучения школьников географическому языку и использованию различных источников географической информации-системы спутниковой информац...

Основные требования, предъявляемые к курсам дистанционного обучения при переходе к ФГОС нового поколения

Качество дистанционного обучения во многом зависит от создания дидактически совершенных учебных материалов. Этот аспект требует очень внимательного и ответственного отношения к разработке курса. В ста...

Индивидуальный образовательный маршрут учащегося на третьей ступени обучения по физике. Тематическое планирование.

Индивидуальный образовательный маршрут учащегося на третьей ступени обучения по физике. Тематическое планирование....

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА И ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ" Приложение к журналу СПО/ №2/23

Статья отражает актуальную сегодня необходимость возрождения в молодом поколении чувства патриотизма и предлагает инструменты для его формирования...