Математический КВН ( 5-6 классы).
методическая разработка (5 класс) на тему

Мартынова Светлана Вячеславовна

Цель :  заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в самостоятельную работу; способствовать расширению кругозора учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvn_5-6_kl.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Ставровская СОШ

Собинского района Владимирской области

5-6 класс.

Математический   КВН.

Внеклассное мероприятие.

                                            Выполнила: учитель математики

                                                                      Мартынова С.В.

                  2013-2014 уч.год.

                             

  МАТЕМАТИЧЕСКИЙ  КВН  

(5-6 кл.)

                              Учиться можно только весело…

Чтобы переваривать знания ,

    надо поглощать их с аппетитом.      

   ( А.Франс)

Цели: заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в самостоятельную работу; способствовать расширению кругозора учащихся.

 Состав участников.

1. Две команды по 10 учеников ( по пять от каждого класса). В  каждой команде выбираются капитаны.

2. Остальные учащиеся разбиваются  на группы поддержки команд участников.

Подготовительный этап.

1. Выбрать название команды, девиз, эмблему.

2. Подготовить вопросы  соперникам.

3. Подготовить оборудование : плакаты с надписью « КВН»,

« Жизнь – не шутка. Но от  шутки откажись и безжизненной тотчас станет жизнь» ;  названия команд.

             Ход игры.

  Друзья! На КВН веселый

Мы снова в гости к вам пришли.

Мы очень ждали этой встречи

И постарались, как могли.

Привет друзья, сегодня в школе

Большой и интересный день

Мы приготовили веселый

Наш школьный КВН.

КВН- соревнование в остроумии и знании.

Чтобы этот  вечер КВН  вам по душе пришёлся всем,

Нужно знания иметь прочные, быть веселым и находчивым!

И соревнуясь вместе с вами мы останемся друзьями.

Итак, пусть борьба кипит сильней и наша дружба крепнет с ней.

Конкурс 1.

Представление команд. ( название, девиз). ( Максимум 2 балла).

Конкурс 2.

 За две минуты составить как можно больше слов, в которых есть  буквы   д,в,а.     ( вдова, давка, девица, диван, подвал, адвокат, девочка, диковина, доставка, двигатель, деревяшка, диверсант, одуванчик, деревенька, девятиклассник, деревообработка)

Конкурс 3.

- - -    буквы  с,т, о  ( стог, сток, стол, стон, столб, столп, строй, стояк, тесто, стадион, столица, сторона, стрелок, стройка, пистолет, столовая, стрекоза, староста, столетие, строение, стоимость, столетний, страховка, толстосум, строительство. Пространство и др.)

Конкурс 4. ( Разминка). Кто быстее даст правильный ответ.

1)  Петя, ложась спать в 10 часов вечера, завёл часы на 12 часов следующего дня. Сколько он спал?       ( 2 часа)

2)  Который сейчас час, если оставшаяся  часть суток вдвое больше прошедшей?     ( 8 часов)

3)  Какой цифрой оканчивается произведение чисел : 1,2,5,6,7,8,9 ?           (0)

4)  В колесе 10 спиц. Сколько промежутков между спицами?    (10)

  1. Девочка заменила в своём имени все буквы их номерами в русском алфавите и получила число 181014141. Как её звали?     ( Римма)

Конкурс 5.

Представление  математической газеты.

Конкурс 6.  Конкурс капитанов. ( Максимальная оценка за это задание- 2 балла).

1. Один человек купил трёх коз и заплатил 3 рубля. Спрашивается : по чему  каждая коза пошла?   ( по земле)

2. Как можно одним мешком пшеницы, смоловши её, наполнить 2 мешка, которые столь же велики, как и мешок, в котором находится пшеница?    ( вставить один мешок в другой и насыпать пшеницу)

  1. Летят утки: одна впереди и две позади , одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько всего летело уток?  (3, одна за другой)
  2. Ребята пилят брёвна на метровые куски. Отпиливание одного такого куска занимает одну минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной 5 метров?  ( за 4 мин.)
  3. Два землекопа выкапывают 2м канавы за 2 часа. Сколько землекопов за 5 часов выкопают 5м канавы? ( 2 землекопа)
  4. Мельник пришёл на мельницу. В каждом из четырёх углов он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по 3 кошки, а каждая кошка имела при себе троих котят. Спрашивается, много ли ног было на мельнице?  ( 2 , ибо у кошки и котят  лапы)

 Конкурс  7.  ( кто быстрее найдет числа от 1 до 20)

 Конкурс  8.  

                 Это  Забавно   и    Интересно   !!!

 

   

 

 Ответы

 

1.Тысячелистник, столетник, золототысячник.

2. Восьмёрки.

3.Октановое число.

4. Без дроби.

5.Знак бесконечности. Чтобы убедиться, сходите в зоопарк.

6.Корень.

7.Автогонки « Формула-1».

8.Метро.

9. Век-  челоВЕК.

10.  « Ауди».

11. Лучи.

12.Угол.

13.На 180 градусов.

14. Овальный кабинет.

15. Треугольник,  Южный треугольник,  Циркуль.

                 Это  Забавно   и    Интересно   !!!

 

 

  Ответы  на математические забавы 2.

1.  Ромб. Значок в виде ромба.

2. Атолл- коралловое сооружение, имеющее форму сплошного или разорванного кольца, окружающего мелководную лагуну.

3. Блокада.

4. Курская дуга.

5. При всем разнообразии узоров,  форма у всех снежинок одна и та же : любая снежинка- это шестиугольник, или гексагон.

6. Форму правильного шестиугольника.

7. Францию.

8. Цилиндр.

9. Пирамида.

10. Форму параллелепипеда, а вовсе не куба.

Конкурс 8. ( домашнее задание)

1 команда . Выступление по теме « Из истории числа 0».


Кто придумал ноль? Ноль придумали индийские математики. Так говорит официальная история математики. Но для тех кто более любопытен скажу-ноль изобретали не только индийские математики. Просто это был немного другой ноль.
Кстати, как правильно говорить "ноль" или "нуль" принципиального значения не имеет. Но в математических трудах цифру ноль принято писать — "нуль" ("равно нулю", "ниже нуля"), а в свободном употреблении чаще встречается "ноль".

Древние греки понятия о нуле не имели. Дело в том, что греки оперировали числами в основном в прикладных целях геометрии. А длинна отрезка равная нулю не имеет практической ценности. В астрономических счислениях применялась буква "омикрон".

Римляне о нуле не знали. Если записать число 388 римскими цифрами получится CCCLXXXVIII. Никакого понятия о разрядах.

У так популярных сейчас индейцев Майа тоже был свой ноль в их двадцатеричной системе счисления, на тысячу лет раньше индийцев. Но ноль у майа означал не ноль в нашем понимании слова, а "начало". Счет дней в календаре майя начинался с нулевого дня и назывался Ахау.

Соседи Инки использовали узелковое письмо, где цифры от 1 до 9 обозначались разными узелками, а ноль — пустым местом.

Что же собственность изобрели индийские математики? Они записали ноль по началу точной, обозначая отсутствующее число, потом и кружочком. Но главное, что они определили ноль не как понятие отсутствия числа, а как число.

Индийские математики Брахмагупта, Махавира и Бхаскара писали, что если из одного числа вычесть его же, то получится ноль. Это и есть знакомое нам определения числа ноль. Теперь ноль — это число. Ноль используется в расчетах и даже записывается как маленький кружочек. Всего  10 цифрами можно записать любое даже самое большое число. Это была революция в математике.

2 команда .  Выступление по теме « Из истории головоломок».

Головоломка - непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня.
Головоломки развивают пространственное воображение и логическое мышление. Они требуют смекалки, сообразительности и находчивости. Каждая шарада, каждая предложенная загадка, каждая новая задача, которую приходится решать в этих головоломках, порождают у отгадывающего человека целый каскад всевозможных решений и вопросов. Мозг человека начинает усиленно работать. Пользователь получает удовольствие от этого процесса. В голове возникают мысли: в правильном ли направлению он движется. Все представленные на интернет-сайте головоломки, загадки, задачи могут применяться, как игра без партнера или как соревнование двух или нескольких человек. При разгадывании загадок необходимо перебирать множество комбинаций, прежде чем будет найден правильный ответ. Многообразие различных шарад делает головоломки самой любимой развивающей игрой школьников всех возрастов. Детские загадки привлекают детей. А логические головоломки так привлекательны для многих взрослых людей.

Наиболее знаменитыми создателями головоломок являются Генри Эрнест Дьюдени, Сэм Лойд, Мартин Гарднер, Эрнё Рубик.
Известен множеством головоломок на бумаге и как автор заданий чемпионатов мира по пазлспорту профессор математики из США Эрих Фридман.
В России и странах бывшего СССР известны Сергей Грабарчук старший, Анатолий Калинин, Владимир Красноухов, Леонид Мочалов, как создатели механических головоломок, а также Андрей Богданов, Борис Кордемский, Ольга Леонтьева, Яков Перельман, Владимир Португалов, Риад Ханмагомедов, Михаил Хотинер, как авторы головоломок на бумаге. Валерий Руденко как автор пластмассовых головоломок.

Виды головоломок: Проволочная головоломка (компоненты соединены),Проволочная головоломка (компоненты разъединены),Устные головоломки -- задачи, полное условие которых может быть сообщено в устной форме, не требующие для решения привлечения никаких дополнительных предметов, Загадки, Шарады,Данетки,Логические парадоксы,Головоломки с предметами -- логические задачи с обычными бытовыми предметами, Головоломки со спичками, Головоломки с монетами, Карточные головоломки, Механические головоломки -- предметы, специально изготовленные как головоломки (проволочные, шнуровые, складушки, узлы, шкатулки и т. п.),Кубик Рубика, Змейка Рубика,Пятнашки,Танграм,Складные картинки (пазлы),Проволочные, Печатные головоломки -- напечатанные или нарисованные «картинки», в которых надо нарисовать какие-то символы по определенным правилам.,Кроссворд,Ребус,Судоку,Мосты,Какуро,Японский кроссворд,Забор

Другой вариант классификации головоломок:
по материалу изготовления:
1. Деревянные,2. Пластмассовые,3. Тканевые,4. Металлические.
по принципам сборки:
1. Паркетные (на основе паркетной доски),2. Укладки (в коробку необходимо сложить все детали),3. Узлы (собрать, разобрать сцепку),4. Проволочные (собрать, разобрать сцепку, снять что-либо),5. Веревочные (собрать, разобрать сцепку, снять что-либо,6. Динамичные (собрать или разобрать головоломку возможно только путем вращения, трясения, кидания),7. Плоскостные (решаются на плоскости).

Из истории магических квадратов.

В древнекитайской рукописи Же-Ким (XII - ХШ в.в. до н.э.) рассказано предание о том, как император Ию, живший примерно 4000 лет назад, увидел на берегу реки священную черепаху. На панцире черепахи был изображен рисунок из белых и черных кружков: В этом рисунке была найдена удивительная закономерность. Открытие ее произвело столь неизгладимое впечатление, что символ стали считать священным и употреблять при заклинаниях. Назвали его "ло - шу".

В старейшем в мире магическом квадрате китайцев черными кружками изображены четные (женственные) числа, белыми — нечетные (мужественные) числа. В обычной записи он не так эффектен. И все же какой это великолепный образец кросс-сумм, т.е. пересекающихся групп чисел с одинаковыми суммами! Девять порядковых  чисел размещены в девяти клетках квадрата так, что суммы чисел вдоль каждой строки, каждого столбца, и каждой из двух диагоналей одинаковы (основное свойство магического квадрата).

В Европу магические квадраты проникли лишь в начале XV века. А в начале XVI века один из них был увековечен выдающимся немецким художником, гравером и немного математиком А. Дюрером в его лучшей гравюре «Меланхолия» (1514 г.).

  1. Требуется, положим, «смонтировать» хотя бы по одному магическому квадрату всевозможных нечетных порядков. Это можно сделать по единой схеме, а схем придумано много. Вот и воспользуемся одной из них для составления, например, квадрата пятого порядка, после чего эту схему без труда можно применить к квадратам третьего, седьмого и других нечетных порядков.
  2. Строим квадрат ABCD (см. рисунок а на следующей странице) с 25 клетками и временно дополняем его до симметричной ступенчатой фигуры (изображенной на том же рисунке) со ступеньками в одну клетку. В полученной фигуре располагаем по порядку косыми рядами сверху — вниз — направо 25 целых чисел от 1 до 25. А теперь каждое число, оказавшееся вне квадрата ABCD, следует перенести вдоль того же ряда или столбца ровно на столько клеток от той клетки, которую оно занимает, каков порядок квадрата, в вашем примере — на пять. Так, в соответствии с этим правилом, число 6 надо поместить в клетку под числом 18, а число 24 — выше числа 12, далее, 1 — ниже 13, а 25 — выше 13; 16 — правее 8, а 4 — левее 12 и т. д.
  3. Получится магический квадрат, изображенный на рисунке б на следующей странице.

Нетрудно убедиться в том, что в получившемся квадрате выполняются основные свойства, магического квадpaтa, тех есть сумма чисел вдоль каждой диагонали, вдоль каждой горизонтали и вертикали одна и та же и равна 65. Это число называется константой квадрата пятого порядка. Но у получившегося квадрата обнаруживается и дополнительное свойство: все пары чисел, расположенные симметрично относительно центральной клетки,   дают одинаковые суммы. Магические квадраты, обладающие таким свойством, называются симметрическими. Например,1+25=19+7=18+8=23+3=6+20=2+24=4+22 и т. д.

Конкурс 9. ( задачи противникам).

  Подведение итогов.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математический марафон 5-7 классы.Методическая разработка.

Занимательные вопросы по математики для учащихся 5-7 классов....

Математическая велогонка для 5 класса ( внеклассное мероприятие по математике в 5 классе)

Данное мероприятие содержит пояснительную записку,включающую в себя ход игры, приложения, ответы на вопросы для жюри, а также презентацию по теме....

Программы. Математика 5-6 классы. Алгебра 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы.

Программы. Математика 5-6 классы. Алгебра 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы. И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович....

Математическое соревнование для 7 класса "Математическая регата"

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов. Форма проведения - соревнование команд, "гонки". Кроме сценария представлены материалы, готовые к распечатке, которые необходимы для орг...

Рабочая программа 11 класс Базовый уровень.1. Алгебра и начала математического анализа, 10 11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений /Ш.А. Алимов [и др.], - М.: Просвещение

Пояснительная записка. Основное содержание.Учебно-тематический план.Календарно-тематическое планирование.Требования к математической подготовке обучающихся.Контроль уровня обученности обучающихся.Учеб...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Алгебра» 10 класс(Изучение алгебры и начал анализа проводится по учебникам «Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы», базовый уровень, Алимов А.Ш, Колягин Ю.М. и др.: Просвещение, 2017)

Данная рабочая  программа учебного курса 10 класса разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по математике в соответствии с федеральным компонентом государст...

Календарно-тематическое планирование. Математика. УМК «Лаборатория А. Г. Мордковича». Алгебра и начала математического анализа. 10–11 классы. 10 класс

Календарно-тематическое планирование. Математика. УМК «Лаборатория А. Г. Мордковича». Алгебра и начала математического анализа. 10–11 классы. 10 класс...