Интеллектуальная игра по математике « Проще простого»
методическая разработка (8 класс) по теме
Интеллектуальная игра "Проще простого" для учащихся 8 класса направлена на обобщение знаний по математике за первое полугодие. Данное внеклассное мероприятие способствует повысить интерес учащихся к нестандартным задачам по темам, изучаемым в курсе алгебры и геометрии восьмого класса, а именно: "Площади плоских фигур", "Теорема Пифагора", "Квадратные уравнения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellektualnaya_igra_proshche_prostogo.doc | 147.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуальная игра
« Проще простого»
8 класс
Обобщение знаний по математике
за первое полугодие
Цели: 1) проверить применение знаний восьмиклассников по темам алгебры и геометрии, изученным в 1 полугодии: « Площади фигур», «Признаки подобия треугольников», «Теорема Пифагора», «Арифметический квадратный корень и его свойства», Квадратные уравнения».
2) развивать интуицию, догадку, эрудицию и владение методами математики;
3) Научить обобщать знания, осмысливать материал, делать выводы;
4) Содействовать рациональной организации труда; введением игровой ситуации снять нервно-психологическое напряжение; развивать познавательные процессы, память, воображение, мышление, внимание, сообразительность;
5) повысить интерес учащихся к нестандартным задачам, сформировать у них положительный мотив учения.
Содержание темы. Данные темы по программе 8 класса базового учебника по геометрии Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова и др. и по алгебре Ю.Н.Макарычева, Н.Г. Миндюк и др.
Тип. Внеклассное мероприятие в форме дидактической игры « Крестики-нолики».
Организационные формы общения. Групповая, индивидуальная.
Структура мероприятия:
- Мотивационная беседа с последующей постановкой цели ( игровой замысел).
- Сообщение правил игры.
- Входной контроль – игровые действия, в процессе которых происходит актуализация опорных знаний.
- Игровые действия, в процессе которых раскрывается познавательное содержание; происходит воспроизведение и коррекция учебных знаний; проводится диагностика усвоения системы знаний и умений и ее применение для выполнения практических заданий стандарта с переходом на более высокий уровень.
- Итог игры, подведение итогов.
- Рефлексия.
Ход проведения
- Мотивационная беседа с учащимися.
- Сообщение правил игры.
Правила игры: класс разбит на 2 команды, которые решают задачи. С помощью жребия выбирается код команды – «крестик» или «нолик». Выигрывает та команда, которая набирает большее количество своих знаков. Команда, которая с очередным заданием справилась быстрее, имеет право выбора следующего конкурса.
Если команда, верно решила задачу, то в таблице вместо номера задачи ставится код команды - «крестик» или «нолик», так участники могут следить за ходом игры.
«Разминка» | «Реши задачу» | «Эрудит» |
«Письмо из прошлого» | «!» | «SOS» |
«Т» | «Кроссворд» | «Гимнастика ума» |
- Актуализация опорных знаний.
Входной контроль.
Вопросы первой команде:
- Что отличает один поезд от другого с точки зрения математики? (номер поезда).
- Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? ( без дроби).
- Какая геометрическая фигура дружит с солнцем? (луч).
- Многогранник из Египта. ( Пирамида).
- Математик, именем которого названа теорема, выражающая связь между коэффициентами квадратного уравнения. ( Виет).
- Площадь квадрата равна 49 см2. Чему равен периметр этого квадрата?. (28).
- Что является графиком квадратичной функции? ( парабола).
- Параллелограмм, у которого все стороны равны. ( ромб).
- Эмблемой какого автомобиля являются четыре кольца? ( ауди).
- На какой угол поворачивается солдат по команде «кругом»? (180°)
Вопросы второй команде:
- Какая геометрическая фигура используется для наказания детей? (угол).
- Четырехугольник, у которого только две стороны параллельны. (трапеция).
- Вычислите площадь квадрата, если его периметр 40 см. (100 см2).
- Что есть у каждого слова, растения и уравнения? ( корень).
- На какой фигуре основана форма любой снежинки? (шестиугольник).
- Что определяет положение точки на плоскости? (координата).
- Сотая часть числа. (процент).
- Географический конус. (вулкан).
- Треугольник со сторонами 3,4,5. (египетский).
- Чему равно отношение площадей подобных треугольников? (квадрату коэффициента подобия?)
- Игровые действия:
- Конкурс «Письмо из прошлого»
Старинная индийская задача.
Над озером тихим с полфута над водой
Высился лотоса цвет.
Он рос одиноко, и ветер волной
Нагнул его в сторону, - и уж нет
Цветка над водой.
Его нашла рыбака рука
В двух футах от места, где рос.
Сколь озера здесь вода глубока? –
Тебе предложу я вопрос…
Решение:
2 ф Пусть х футов – глубина озера.
По теореме Пифагора:
Х+0,5 х ( х+0,5)2 = х2 + 22;
Х = 3,75.
Ответ: 3,75 фута – глубина озера.
- Конкурс «!»
Решите уравнение:
3х2 + - 4 =0.
Решение:
- Если х0, то 3 -х – 4 +0; Д = 49;
Х1 = -1, х2 = 1.
- Если х ≥ 0, то 3 + х – 4 = 0;
Д = 49; х1 = -1; х2 = 1.
Ответ: -1; -1; 1; 1.
- Конкурс « Реши задачу»
К На рисунке АВСД –
прямоугольник, точка М – середина
В м С стороны ВС. Периметр
прямоугольника АВСД = 48 см, а
сторона АД в два раза больше
стороны АВ. Найдите площади
А Д прямоугольника АВСД и
треугольника АДК.
Ответ: 128 см2.
- Конкурс «Эрудит»
Задача:
Для измерения высоты дерева можно использовать способ, описанный в книге Я.И.Перельмана «Занимательная геометрия». Он основан на равенстве угла падения и угла отражения света. Для этого на некотором расстоянии от измеряемого дерева, на ровной земле в точке С кладут горизонтально зеркальце и отходят от него назад в такую точку Д, стоя в которой наблюдатель видит в зеркале верхушку А дерева.
Задание: Определите высоту дерева, изображенного на рисунке, если рост человека составляет 1,64 м, а в результате измерений получено: ВС = 6 м, СД = 1,2 м.
Решение:
Δ АВС ~ Δ ЕДС по двум углам
Т.к. Δ АВС ~ Δ ЕДС то, = . АВ = ; АВ = = 8,2 м.
Ответ: 8,2 метра.
- Конкурс « Гимнастика ума»
Задание: Из 12 палочек сделан ключ. Переложить в нем 4 палочки
так, чтобы получилось три равновеликих квадрата.
Ответ:
- Конкурс: «SOS»
Задача: На вопрос о возрасте одна дама ответила, что ее возраст таков, если его возвести в квадрат или умножить на 53 и из результата вычесть 696, то получится одно и тоже число. Определите возраст дамы.
Решение:
Пусть х лет – возраст дамы, тогда
х2 = 53х -696;
х2 -53х + 696 = 0;
Д = 2809 – 2784 = 25;
х1 = 24; х2 =29.
Ответ: 24 года или 29 лет.
- Конкурс « Т »
Ответь на вопросы:
- Определение квадратного уравнения.
- Формула дискриминанта квадратного уравнения.
- Сколько корней может иметь квадратное уравнение?
- Формулировка теоремы Виета.
- Итог урока.
Подводится итог урока, определяется команда победителей.
- Рефлексия.
В конце мероприятия провести беседу с учащимися, в которой выяснить понравилась ли им игра, что необходимо изменить, чтобы было еще интереснее.
Конкурс « Кроссворд» По горизонтали:
- Четырехугольник, у которого противолежащие
стороны параллельны.
2. Четырехугольник, у которого только две противо-
лежащие стороны параллельны.
- Параллелограмм, у которого все углы прямые.
- Точки, из которых выходят стороны четырехугольников.
По вертикали:
- Сумма длин всех сторон.
- Отрезок, соединяющий противолежащие вершины четырехугольника.
- Прямоугольник, у которого все стороны равны.
- Параллелограмм, у которого все стороны равны.
- Отрезок, соединяющий соседние вершины четырехугольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная игра по математике
Интеллектуальная игра по математике для учащихся 5 -6 классов....
Интеллектуальная игра по математике: «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» для учащихся 8-9 классов
Интеллектуальная игра:«ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»Для учащихся 8-9 классов.Цель: развитие интереса к предмету; развитие творческой активности. Развивать логическое мышление. Воспитывать умение работать в команд...
Интеллектуальная игра по математике «Своя игра» для учащихся 7 классов
Цели математического мероприятия: 1. Повышение познавательного интереса к предмету математики. 2. Способствовать воспитанию "чувства локтя" и дружбы среди учащихс...
Интеллектуальная игра по математике: «Своя игра» для учащихся 8 классов
Цели математического мероприятия:Повышение познавательного интереса к предмету математики.Способствовать воспитанию "чувства локтя" и дружбы среди учащихся.Способствовать побуждению каждого учащегося ...
Математическая игра крестики-нолики "Проще простого", 7 класс
Математическая игра крестики-нолики "Проще простого", 7 класс...
Интеллектуальная игра по математике "Знатоки математики"
Интеллектуальная игра представлена в ви де "Своя игра"...