Час общения.ЗОЖ.Формула здоровья.Жизнь без курения.
методическая разработка (5 класс) на тему
Разработка внеклассного мероприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chas_obshcheniya.zozh_.f-la_zdorovya.versiya_v_pechati.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Час общения на тему: «ЗОЖ: здоровый образ жизни ».
Девиз: Я имею право быть здоровым. Я имею право не курить.
Цели: пропаганда здорового образа жизни, развитие мотивации по сохранению и укреплению здоровья, формирование личной ответственности за состояние своего здоровья и негативного отношения к курению.
Задачи: раскрыть сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни»,
дать информацию о пагубном влиянии курения на организм человека, подвести учащихся к пониманию причин и последствий этого явления, возможных способов решения антиникотиновой проблемы, развивать у школьников потребность в здоровом образе жизни и коммуникативном общении.
Эпиграф: Человек! Глаза свои открой!
Смотри и повторяй:
Курение долой! Курить не начинай!
Природе верность сохраняй.
Ребенок! Жизнь свою спасай!
Структура занятия
1)Введение. Вступительное слово учителя, постановка проблемы. Анализ диаграммы распространения курения.
2)Изучение проблемы. Работа с основными понятиями и информацией по теме (методика «мозгового штурма»).
3)Театрализованное представление «История курения».
4)Организация конкурсов «Знатоки здоровья», «Правда о курении», «Фраза о курении».
5)Сказка « Организм и Никотин».
6)Итоговая дискуссия, осмысление последствий курения.
7)Заключение. Определение собственного выбора поведения в ситуации: курить или не курить?
8)Утверждение здорового образа жизни, исполнение под фонограмму песни «Нет - ядам сигаретным» на музыку «Кота Леопольда»
9)Анкетирование.
Вступительное слово учителя.
Генрих Гейне «Единственная красота, которую я знаю,- это здоровье».
Артур Шопенгауэр «9/10 нашего счастья основано на здоровье».
О.Бальзак «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации».
Учитель знакомит учащихся с высказываниями о здоровье и обращает внимание, что час общения будет посвящён здоровому образу жизни,
Проблема курения всегда актуальна, ведь в мире так много курящих людей. Приобщение к курению начинается в 10-11 лет у мальчиков, в 13-14 лет у девочек. Это ваш возраст. Я предлагаю вам выразить своё отношение к этому явлению и сделать собственный выбор: курить или не курить.
Анализ диаграммы распространения курения среди взрослых.
Указан процент курильщиков от численности населения старше 15 лет.
А-страны с низким доходом.
Б- страны со средним доходом.
В-страны с высоким доходом.
Г-Россия.
Обсуждаемые вопросы: Что такое здоровье? Что его разрушает? Что вредит здоровью человека? Как сохранить и приумножить здоровье? Почему люди курят? Чем вредно курение? Легко ли отказаться от курения? В чём причины низкой активности населения по предупреждению курения? Чем опасно курение для беременных? Перед кем несёт ответственность человек за своё здоровье?
Основные понятия: здоровье, вредные привычки, здоровый образ жизни,
пути сохранения здоровья.
Здоровье-это состояние полного физического, духовного и социального благополучия(определение Всемирной Организации Здравоохранения).
Враги здоровья: Составляющие формулы здоровья:
табак, отказ от вредных привычек:
алкоголь, алкоголя, никотина, наркотиков;
наркотики, охрана окружающей среды,
загрязнение окружающей среды рациональное питание, личная гигиена и неправильное питание, закаливание, положительные эмоции.
гиподинамия,
стрессовые состояния.
Словарь: Психоактивные вещества – это природные и синтетические вещества, которые изменяют психическое и физиологическое состояние человека: табак, алкоголь, наркотики, лекарственные препараты.
Последствия - результат каких-то действий.
Иммунитет – способность организма защищать себя от болезнетворных организмов и чужеродных веществ.
Нефрон – структурно-функциональная единица почек.
Гомеостазис - постоянство внутренней среды.
Никотин – вредное вещество табачного дыма.
Ментол – душистое вещество с запахом мяты и холодящее вкус.
Канцерогены– вещества, вызывающие необратимые изменения в живых клетках и приводящие к опасным онкологическим заболеваниям.
Гиподинамия – недостаток подвижности.
Стрессовые состояния – мрачное, надломленное настроение, страх, обида, зависть.
Информация о курении.
1)Табак – многолетнее травянистое растение семейства пасленовых, класса двудольных. Привез в Испанию в 1496 году Колумб как заморскую диковинку. Родина табака – тропическая Америка. Ближайшие родственники по семейству: картофель, баклажан, перец, ядовитые – белена, дурман, белладонна. В Париже табак быстро вошел в моду после того, как Жак Нико – посол Португалии преподнес королеве Екатерине Медичи табак как средство от головной боли, поэтому ядовитое вещество табачного дыма называется никотин. В России Царь Михаил Романов издал указ о запрете на табак, который был отменен Петром 1. С тех пор курение сильно распространилось в России.
2)Табачный дым содержит более 50 вредных веществ: никотин, синильная кислота, радиоактивный полоний, бензопирен, угарный газ, и т.д.
3)Курение и здоровье
Наука стала заниматься изучением проблем, связанных с курением, сравнительно недавно, наиболее интенсивно – в последние десятилетия. Выяснилось:
- Нет такой системы органов в теле человека, которые бы не страдали от курения.
- Степень вреда зависит от возраста, в котором человек впервые приобщается к курению, а так же от количества выкуриваемых сигарет.
4)Причины курения подростков:
1.Стремление походить на взрослых, подражать курящим родителям.
2.Из-за запрета родителей (сделать им назло).
3.Создание имиджа (особенно у девушек).
4.Попытка самоутвердиться.
5.Стремление похудеть.
6.Давление товарищей.
7.Реклама табачных изделий.
8.Принятие алкоголя (где пьют, там и курят).
9.Причины непонятны (курю, да и курю).
Конкурс «Знатоков здоровья». Вопросы к конкурсу.
От каждой команды приглашаются знатоки здоровья (их выстраивают в ряд). Учитель зачитывает вопрос. Если согласны с утверждением и нужно сказать «да» - шаг вперёд, если не согласны,- шаг назад.
- Согласны ли вы, что зарядка - источник радости и здоровья?
- Верно ли, что употребление большого количества мучного и сладкого полезно?
- Правда ли, что бананы поднимают настроение?
- Верно ли, что от курения ежегодно погибают более 10 тысяч человек?
- Правда ли, что есть безвредные сигареты?
- Отказаться от курения легко?
- Вы согласны с тем, что летом можно запастись витаминами на целый год?
- Правда ли, что недостаток солнца вызывает депрессию?
- Вы согласны с утверждением Фауста, героя произведения Гёте: «Курение – забава для дураков».
В ходе данных вопросов – ответов учитель комментирует высказывания, исправляет ошибки.
Театрализованное представление «История курения».
Англичанин: Джентльмены! А знаете ли вы, сколь противоречивы мнения о табаке? Так у нас в Англии был издан указ, в котором говорилось: «Уличенных в курении водить по улицам с петлей на шее , а наиболее злостных курильщиков казнить.
Француз: О, ужас! Казнить! И из-за чего! Из-за табака. Мне совсем недавно из Швейцарии мой друг, кстати сказать, прекрасный лекарь, прислал фунт великолепного табака, присовокупив к нему такой рецепт: «Это зелье очищает голову, рассеивает боль и усталость, успокаивает зубные страдания, оберегает людей от чумы, лечит застарелые раны и нарывы».
Итальянец: А у нас в Италии даже лица духовного звания пристрастились к этому зелью.
Француз: В Париже табак быстро вошел в моду. С тех пор, как посол Португалии Жак Нико преподнес табак нашей королеве Екатерине Медичи. Кстати, одно из ядовитых веществ табачного дыма называется никотин, в честь Жака Нико.
Англичанин: Ну, а что скажет наш гость из России?
Русский: У нас считали, что это богомерзкое зелье, служит развращению нравов и губительно для здоровья.
Итальянец: Извините, синьор, я слышал, что известный пожар в Москве в 1634 году произошел по вине курильщиков?
Русский: Вы совершенно правы, синьор. После этого прискорбного случая царь Михаил Романов издал указ: «на Москве и, в городах о табаке заказ учинить крепкий и под смертной казнью. Чтобы нигде у себя табак не держали и табаком не торговали. И за то тем людям чинить большое наказание».
Англичанин: Видимо, даже такой указ не слишком испугал россиян. Ведь у вас сейчас курят не меньше чем в Европе.
Русский: Господа, господа! Вы забыли, что Петр 1 пристрастился к курению именно в Европе и отменил запрет на курение в России.
Итальянец: Синьоры! Не будем спорить! Так или не так, но табак Европу завоевал!
Русский: А откуда родом это растение?
Француз: А как оно попало в Европу?
Англичанин: А так ли уж вреден табак?
Итальянец: Спросим об этом у ребят!
Конкурс: « Правда о курении». Вопросы к конкурсу:
1) Что вы знаете о табаке? Дайте историко-ботаническую справку.
2) Что содержится в табачном дыме? В чем опасность данных веществ.
3) Какое влияние на организм человека оказывает курение?
4) Влияние никотина на системы органов.
5) Почему подростки начинают курить?
Конкурс: «Фраза о курении».
Команда получает конверт с буквами. Используя цветовую гамму (каждое слово из букв одного цвета), дети складывают из букв фразу, которую озвучивают и выражают своё отношение к этому высказыванию.
Курение – малая наркомания.
Курить – здоровью вредить.
Курение и спорт не совместимы.
Курение – дорогая привычка.
Дети – невинные жертвы курения.
Сказка «Организм и Никотин» :
В некотором царстве, в юном государстве жил-был детский организм –
жил не курил, жил – процветал, да здоровье наживал.
Был звеном не слабым, - укреплял, закалял, иммунитет приобретал.
В нем охраняли внутренний покой – мозг, сердце, легкие, желудок,
кишечник, мочевой пузырь и много-много капилляров,
несущих жизнь, живительную кровь.
И по утрам, он, делая зарядку, сигналы организма изучал:
- Алло! Сердечко! Вы в порядке? Стучите, держите свой ритм?
- А легкие – вы дышите? Чудесно! Работают нефроны – красота!
И мозг решает разные задачки! Прекрасно вы устроены, друзья!
- Эритроциты! Проведите поскорей
уборку влажную в системе кровеносного снабжения.
Детский организм в своей Отчизне воспевал здоровый образ жизни.
Оберегая органы от грязи, заботясь о душевной чистоте,
Поддерживал он свой гомеостазис, болезни отвергая все.
И пел он песню по утрам, так весело, задорно
Здоровье есть – прекрасна жизнь!
«Я организм из сказки
И в форме я прекрасной
Здоровье на все сто-о-о-о!
С болезнями не знаюсь, и спортом занимаюсь
И пью лишь молоко».
Однажды гость незваный появился и преподнёс в подарок никотин.
И сообщил, что вещество приятно, не опасно, что от него хороший аппетит,
как душу радует, и лёгкие ласкает, как остальные органы бодрит.
И молодой здоровый организм колечки дымные вдохнул в себя охотно, мечтая наслажденье получить и быть в вопросе том весьма осведомлённым.
И задохнулся,- кашель обуял…От этого ему не стало лучше.
И вот уже кружится голова, сосуды сужены, дыхание замирает,
и першит в горле, и еда не та, и зубы, десны, кожа, - всё страдает!
Хрипенье в горле, кашель и простуда, и рези в животе,
и впереди маячит страшный рак…
Вас не пугают, тут не до испуга: канцероген он есть канцероген.
- Тьфу! Ужас! Каюсь, каюсь, каюсь! Кричал в испуге детский организм.
За что народ!? Спасите мою душу иль тягостный исход не у ворот!
Спасите, помогите, разбудите уснувшие рефлексы организма.
Пусть нервная система даст команду:
« Курение прочь из жизни! Навсегда!»
Я призываю всех к здоровью и кефиру,
а вредной сигаретной пачке,
предпочитаю труд на дачке!
И организм, избавившись от яда, подумав, и к народу обратясь, сказал: «Бросать курение никогда не поздно, а главное его не начинать»
Сказка ложь, да в ней намек, и ребятам всем урок.
Определение собственного выбора. Дети прикрепляют зелёный листочек на одну из половин доски, на которых записано:
Сделаем свой выбор!
Я «против» курения. Я «за» курение.
Я выбираю здоровье и жизнь. Я выбираю смерть и болезни.
Слова песни:
В небесах высоко ярко солнце светит.
До чего ж хорошо жить на белом свете!
Голова не болит, дышится свободно.
Ведь здоровьем модно нынче дорожить.
Вокруг нас чудеса, в космосе ракеты.
Для чего ж нам нужны, эти сигареты?
Дружно "НЕТ" пропоем ядам сигаретным.
Мы без дряни этой лучше проживем!
Литература:
1.Сигареты – опасность подтверждена//Студенческий меридиан.-1997№4
2.Закон РФ об образовании (статья 51)
3.Почему это опасно . Л.Л.Генкова, Н.Б.Славков. -М.,Просвещение - 1989
4.Школьнику о вреде никотина и алкоголя. В.Н.Ягодинский-М., Просвещение,1986
5.Здоровый образ жизни. Г.М.Соловьёв.-Ставрополь,СГУ,2001.
6.Здоровье человека и окружающая среда. С.В.Мансурова.-Москва , ООО «Виктория плюс»2007
7.Модульный курс профилактики курения.А.Н.Сизанов,В.А.Хриптович.Москва, «ВАКО»-2006
8.Мой выбор. Ахметова И.Ф. Москва,ООО фирма «Вариант»,2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ – ОСНОВА ЗДОРОВОЙ ЖИЗНИ»
Классный час«ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ – ОСНОВА ЗДОРОВОЙ ЖИЗНИ» в 7а классе коррекционной школы VIII вида...
Классный час "Здоровое питание-основа здоровой жизни"
Классный час предназначен для учащихся 5-9 классов, посвящен ознакомлению учащихся с принцпами здорового питания....
Пресс-конференция "Вода. Здоровье. Жизнь."
С 1993 года во многих странах мира по инициативе Международной ассоциации водоснабжения и ЮНЕСКО 22 марта отмечается Всемирный День Воды. На территории Российской Федерации он проводится с 1995 года п...
"Один день из здоровой жизни школьника"
Социальный проект, направленный на охрану и сбереженье здоровья школьника...
Урок здоровья. Жизнь или здоровье.
Цель урока: Знакомить учащихся с последствиями воздействия на мозг наркотических средств, с нарушениями, возникающими вследствие приема наркотиков. Учить правильно реагировать на предложен...
КВН "Мы за здоровую жизнь!"
Сценарий внеурочного мероприятия на тему КВН "Мы за здоровую жизнь!"...
Разработка внеклассного мероприятия "От здоровых привычек - к здоровой жизни"
Быть здоровым сейчас модно. Не болеть - престижно!...