конкурс-игра "Математическое казино"
методическая разработка (8 класс) на тему

Григорьева Светлана Николаевна

Данную математическую игру можно проводить как конкурс между командами во время проведения школной математической недели или декады, или внутри класса в конце учебного года на одном из последних уроков математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs-igra_matematicheskoe_kazino.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс – игра по математике «Математическое казино»

Цели мероприятия:

        Образовательные: проверить сформированность вычислительных навыков учащихся, их умение применять свои знания при решении нестандартных задач;

        Развивающие: развивать аналитическое мышление; произвольное внимание, память через постоянное обращение заданий к имеющимся знаниям учащихся;

        Воспитательные: воспитывать у учащихся сознательную дисциплину, умение работать в группе, умение выражать свою мысль в форме, доступной пониманию товарищей; воспитывать чувство сопереживания и формировать у учащихся «здоровое» соперничество; показать учащимся прикладной аспект математики и формировать интерес к этой науке.

Оборудование: фишки, экран, компьютер, проектор, таблицы для команд (все задания оформлены в виде презентации)

        I Вводная часть предполагает разъяснение учащимся правил игры.

        1. Вопросы задаются одновременно двум командам. Первой отвечает та команда, которая быстрее остальных подняла руку. Отвечать можно только после поднятия руки. Поднимать руку может любой член команды, но при этом нужно помнить, что отвечать на вопрос команда может только один раз. Поэтому, прежде чем поднять руку, еще раз обдумайте свой ответ, чтобы не подвести товарищей.

        2. Начинается игра без прецедентной акции казино – акции «щедрости», которая позволит вам увеличить ваш первоначальный капитал за минимальное время и без особых усилий. Вам будут предложены  вопросы, за ответ на каждый из которых казино выдает по одной фишке.

        3.Игра. Прежде чем будет задан очередной вопрос, каждая команда должна сделать на него ставку. Ставка делается с помощью фишек по собственному усмотрению команды. Таким образом, на кону собирается определенное количество фишек, которое и получит команда, верно ответившая на вопрос. В том случае, если ни одна из команд не дает правильного ответа, фишки переходят в собственность владельцев казино. В тех ситуациях, когда команда поставила на кон число фишек большее, чем вторая команда, и сама верно ответила на вопрос, казино увеличивает ее выигрыш, добавляя часть своих фишек.

        4. Каждый вопрос зачитывается только один раз.

        5. Победу в игре одерживает команда, набравшая большее количество очков.

        6. при несоблюдении правил с команды взимается штраф в размере 5 фишек.

   Разминка

  1. Некий человек нанял работника на год, обещал ему 12 рублей и кафтан. Но тот, проработав семь месяцев, захотел уйти и просил достойной платы с кафтаном. Хозяин дал ему по достоинству 5 рублей и кафтан. Сколько стоит кафтан? (4 рубля 80 копеек)

  1. Сколько горошин может войти в пустой стакан? (Горошины не ходят)

  1. Дробь (В*А*Р*Е*Н*Ь*Е) / (К*А*Р*Л*С*О*Н) равна целому числу. Разные буквы обозначают разные цифры, а между ними стоят знаки умножения. Чему равна дробь? Ответ обоснуйте. (В записи выражения использованы 10 букв, что соответствует 10 цифрам. Нуль может быть только в числителе, то есть дробь равна нулю)

  1. Как двум пиратам разделить добычу, чтобы оба остались довольны? (Один делит добычу на две части, а второй выбирает ту часть, которая ему больше нравится)

  1. Почему в поездах стоп-краны красные, а в самолетах – голубые? (В самолетах нет стоп-кранов)

  1. У одного старика спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему 100 лет и несколько месяцев, но дней рожденья он справил всего 25 раз. Как могло это случиться? (Этот человек родился 29 февраля и день рождения у него бывает один раз в четыре года)

  1. Ребята пилят бревна на метровые куски. Отпиливание одного такого куска занимает одну минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной 5 метров? (за 4 минуты)

  1. Два путешественника одновременно подошли к реке. У берега привязана лодка, в которой может переправиться только один человек. Путешественники не умели плавать, но каждому из них удалось переправиться через реку. Как могло это случиться? (Они подошли к реке с разных сторон)

  1. Назовите древний геометрический инструмент, который, согласно римскому поэту Овидию (I в.), был изобретен в Древней Греции. (циркуль)

  1. Вы участвуете в соревнованиях и обогнали бегуна, занимающего вторую позицию. Какую позицию вы теперь занимаете? (вторую)

  1. У отца Мэри пять дочерей: Чача, Чече, Чичи и Чочо. Как зовут пятую дочь? (Мэри)

  1. На потолке сидели три мухи. Вдруг они все одновременно полетели. Какова вероятность того, что в какой-то момент времени мухи снова окажутся в одной плоскости? (всегда)

  1. Сколько столбов понадобится на забор длиной 300 метров, если длина каждого пролета 10 метров? (31)

  1. Ничего не пишите. Возьмите 1000. Прибавьте 40. прибавьте еще 1000. Прибавьте 30. Еще 1000. Плюс 20. Плюс 1000. И плюс 10. Сколько получилось? (4100)

Задания для основной игры

  1. Назовите наименьшее пятизначное число, кратное 9 и имеющее первой цифру 7. (70 002)
  2. Сколько корней имеет уравнение cos x = 2x (бесконечно много)
  3. Римский император Август родился в 63 году до н.э., а умер в 14 году н.э.. Сколько полных лет прожил Август, если в год смерти он успел справить свой день рождения? (76 лет)
  4. Найдите сумму всех чисел от 1 до 99 (4950)
  5. Сколько раз в числах от 1 до 100 встречается цифра 4? (19)

Поле математических чудес

Команды по очереди называют букву  ( за верно названную букву, команда получает очко), в случае неправильного ответа, право переходит команде-сопернице, в случае неправильно названного слова – очки сгорают)

       

  1. Задание. Этот человек в 1941 году говорил учащимся средних школ Ленинского района Москвы: «Какую бы вы науку ни изучали, в какой бы вуз не поступали, если вы хотите «Оставить какой-нибудь след», то для этого везде необходимо знание математики. И поэтому если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой. В дальнейшем она окажет вам огромную помощь в вашей работе». Назовите фамилию этого человека (Калинин)

  1. Как нет на свете без ножек столов,

      Как нет на свете без рожек козлов,

      Котов без усов и без панцирей раков,

     Так нет в математике действий без знаков.

Необходимость выполнять арифметические действия (вычислять) так же, как и считать, диктуется практикой, самой жизнью. Вычислительные навыки приобретались людьми постепенно. Представьте себе: с давних времен земледельцы собирали с разных участков определенное количество зерна и засыпали в одно хранилище. Им надо было знать, сколько всего у них зерна и на сколько его хватит.

           Задание. Для обозначения арифметических действий сначала использовали слова, затем – буквы. Знаки «+», «-« и точка, как знак умножения, впервые употреблены в учебниках по арифметике в XV в., но окончательно все эти знаки утвердились в работах  выдающегося немецкого ученого в XVII в. Назовите фамилию этого ученого.  (Лейбниц)

     

       

 

              3.   Задание.  Труды этого математика долгое время были почти единственным руководством по одному из разделов математики. Однажды царь обратился к нему с вопросом, нет ли более краткого пути для познания науки математики, чем изучение его трудов. На это ученый ответил, что в «математике нет царской дороги». В истории западного мира его многотомный труд после Библии, вероятно, издавали наибольше количество раз. Кто этот математик? (Евклид)

     

 

               4.    Задание. С конца XVI в. Он служил единицей веса драгоценных металлов и камней. Так же называют устройство, служащее для автоматического управления потоком пара (жидкости, газа) в тепловых машинах. Назовите эту старинную русскую меру веса. (Золотник)

   Конкурс    6 X 6

т

ь

я

а

к

с

е

н

р

е

м

к

а

        Перед вами квадрат, в котором зашифрованы различные слова, имеющие отношение к математике: названия геометрических фигур, чисел, имена великих математиков. При этом запись осуществлена вопреки всем правилам: и справа налево, и сверху вниз, и снизу вверх, но не по диагонали. Многие буквы в этих клетках являются общими для нескольких слов. Например, в этой маленькой табличке зашифрованы слова «крестьянка» и «семерка».

        Команды получают таблицы. Очки начисляются за каждое слово.  

п

и

ф

а

л

у

л

о

г

е

с

ч

к

р

у

д

г

о

а

с

а

р

т

Игра со зрителями

а) Викторина

  1. Какое натуральное число равно числу букв в его наименовании? (три)

  1. Какой знак надо поставить между числами 0 и 1, чтобы получить число больше 0, но меньше 1? (запятую)

  1. Какие три числа, если их сложить или перемножить, дадут один и тот же результат? (один, два, три)

  1. Какие часы показывают верное время только два раза в сутки? (которые стоят)

  1. Если в 11 ч ночи идет дождь, то возможна ли солнечная погода через 48 ч? (нет, т.к. через двое суток снова будет ночь)

  1. В корзине три яблока. Как поделить их между тремя мальчиками, чтобы одно яблоко осталось в корзине? (одному мальчику отдать яблоко вместе с корзиной)

  1. У мальчика столько же сестер, сколько и братьев, а у его сестры вдвое меньше сестер, чем братьев. Сколько в семье братьев и сестер? (4 брата и 3 сестры)

б) Назови пару

  1. параллельные
  2. острый
  3. теорема
  4. равнобедренный
  5. вертикальные
  6. показатель
  7. биссектриса
  8. длина
  9. градусная
  10. подобные
  11. тупой

  1. равносторонний
  2. иррациональные
  3. линейная
  4. числитель
  5. разность
  6. координатный
  7. смежные
  8. независимая
  9. равные
  10. квадратный
  11. квадратное

     Конкурс капитанов

         Нужно угадать по подсказке математическое утверждение. Наибольшее количество слов для подсказки – 5. Если отвечающий дает неверный ответ, то балл достается сопернику. О количестве слов подсказки и праве ответа капитаны могут «торговаться» так: «Мы угадаем теорему с пяти слов и т.д.»

  1. Теорема о трех тропинках, ведущих в одну сторону. В равнобедренном треугольнике медиана, проведенная к основанию, является биссектрисой и высотой.

  1. Теорема о единстве противоположностей. У параллелограмма противолежащие стороны равны, противолежащие углы равны.

  1. Теорема об определении родственных отношений. Любой из признаков равенства треугольников.

  1. Терема, не дающая  возможности поторговаться. Сумма углов треугольника равна 1800

  1. Теорема о несправедливом делении: одному – все, а другому – половину. Катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в 300, равен половине гипотенузы.

Знаете ли вы…

  1. Что русский математик Лев Семенович Понтрягин ослеп, когда ему было всего лишь 13 лет, и все свои выдающиеся труды по математике он создал, будучи слепым?
  2. Что выдающаяся представительница математической науки XIX века, первая женщина член-корреспондент Петербургской Академии наук и профессор Стокгольмского университета Софья Васильевна Ковалевская был не только выдающимся математиком своего века, но и писателем?

  1. Что великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов был большим любителем математики и при переездах всегда брал с собой учебник математики?

  1. Что Эварист Галуа - гениальный французский математик, отдавший в возрасте 22-х лет жизнь за республику Франции, написал в ночь накануне своей гибели 60 страниц алгебраических уравнений, сделавших его одним из величайших математиков всех времен?

  1. Что гениальный русский математик Николай Иванович Лобачевский – создатель неевклидовой геометрии. А геометрия, которую мы изучаем, называется евклидовой геометрией?

  1. Что первый замечательный русский учебник по арифметике создал русский математик Леонтий Филиппович Магницкий?

Подведение итогов.

По просьбе ведущего команды считают количество набранных фишек и громко сообщают их число. Ведущий называет команду -  победителя.


п

и

ф

а

л

у

л

о

г

е

с

ч

к

р

у

д

г

о

а

с

а

р

т

п

и

ф

а

л

у

л

о

г

е

с

ч

к

р

у

д

г

о

а

с

а

р

т


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальное казино

Внеклассное мероприятие для учащихся 8 - 9 классов...

Математическая игра "Интеллектуальное казино"

Одним из  наиболее важных факторов успеха при изучении математики является интерес к предмету. Мощным оружием в формировании нового отношения к познанию является проведение предметных нед...

"Интеллектуальное казино", методическая разработка нестандартного урока по геометрии в 8 классе по теме "Площади плоских фигур".

"Интеллектуальное казино" - это разработка нестандартного урока по геометрии в 8 классе по теме "Площади плоских фигур". В ходе соревнования, в непринуждённой игровой  форме  ребята оттачива...

Игра "Интеллектуальное казино"

ПРАВИЛА ИГРЫ.Учитель сообщает стоимость всего «Банка знаний»: 190 химонов. Учитель задает вопрос и объявляет стоимость вопроса. Учащиеся обсуждают вопрос 30 секунд, отвечает команда, успевшая пе...

Внеклассное мероприятие по информатике "Информационное казино"

Внеклассное мероприятие по информатике для 7 класса, позволяет проверить и обобщить знания учащихся по предмету за 7 класс....

Интеллектуальная игра "Литературное казино"

Игра предназначена для учащихся 8-9 классов. Выявляет уровень начитанности детей, знание литературных героев, авторов афоризмов....

Казино " NAVIGATOR"

мероприятие  по информатике в виде интеллектуального казино...