Интеллектуальная игра "Литературное казино"
занимательные факты по литературе (9 класс) по теме

Игра предназначена для учащихся 8-9 классов. Выявляет уровень начитанности детей, знание литературных героев, авторов афоризмов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_kazino.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНОЕ КАЗИНО

Правила игры:

  1. Игрок бросает кубик, берет карточку выпавшего цвета и отвечает после краткого обсуждения с другими игроками команды.
  2. При быстром правильном ответе цена карточки заносится в банк команды и фиксируется на табло знаком «+».
  3. Если вопрос разыгран, но ответ не получен, стоимость билета фиксируется на табло со знаком «–».
  4. В середине игры команды имеют право произвести замену игроков.
  5. Если к концу игры банк карточек определенного цвета исчерпан, крупье зачеркивает на кубике грань с этим цветом, команда имеет право три раза подряд бросить кубик.

«БЕЛЫЕ» карточки

  1. Кто из литературных героев сказал: «Что такое хорошо и что такое плохо?» (крошка сын. В.В. Маяковский).
  2. Кто из литературных героев сказал: «Я ль на свете всех милее Всех румяней и белее?» (Царица «Сказка о мертвой царевне»).
  3. Кто из литературных героев сказал: «Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!» (Муравей).
  4. Кто из литературных героев сказал: «Не хочу учиться, а хочу жениться!» (Митрофан).
  5. Кто из литературных героев сказал: «А еще меня уверяли, что вы будто бы умеете превращаться в самых мелких животных. Ну, например, сделаться крысой или мышкой» (Кот в сапогах. Шарль Перро).
  6. Кто из литературных героев сказал: «Спокойствие, только спокойствие» (Карлсон).
  7. Найди рифму: «шел из школы ученик, всем известный…. (озорник).
  8. Найди рифму: «И жених сыскался ей, Королевич…. (Елисей).

  1. Найди рифму: «Имя тому

Подходящее найдено,

Даже не имя,

А прозвище….! (Жадина)

10. Кто из литературных героев сочинил такие стихотворные строчки:

По амбару метен,

По сусечкам скребен,

На сметане мешен,

В печку сажен…» (Колобок)

11. Гениальное открытие сделал И. Гуттенберг. Он изобрел ручной словолитный прибор – аппарат для отливки букв и особый станок. Как он называется? (Печатный станок).

12. Как называлась древнейшая письменность, созданная Кириллом и Мефодием? (Глаголица и кириллица).

13. Какие буквы отменены в России после 1917 года? (фита, ижица,  «и» с точкой, ять).

14. Вставь слово, пропущенное в названии сказки: «…. из топора»,  «…. кольцо», «…. Кожемяка» (Каша, волшебное, Никита).

15. Угадайте, на каких литературных персонажей они похожи: мечтатель – фантазер, как … (Дон Кихот, барон Мюнхаузен), ревнивый как … (Отелло).

«ЖЕЛТЫЕ» карточки

  1. Назовите автора этих афоризмов:

     – Болтун подобен маятнику: и того, и другого надо остановить.

     – Нельзя объять необъятное (Козьма Прутков).

  1. «Сказка о царе Салтане…» Назовите полное название этой сказки (Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебедь).
  2. Вспомните и назовите место, широко известное в творческой биографии А.С. Пушкина, где написаны многие его сказки, «Повести Белкина», др. произведения (Болдино).
  3. «Береги платье снову, а честь – с молоду». Назовите автора и произведение, откуда взяты эти строки (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»).
  4. Сколько у Пушкина песен о Стеньке Разине (Три).
  5. Откуда эти строки: «Здесь будет город заложен назло надменному соседу» (А.С. Пушкин «Медный всадник»).
  6. Вы, конечно, знаете, что такое омонимы. Поэтому вам легко будет ответить на вопрос: Какой бор никогда не имеет листвы? (Химический элемент).
  7. «Очертя голову…»  

Откуда в наш язык пришло это выражение? (из древности, воины очерчивали головы мечем).

  1. Как вы понимаете выражение: «Лесть на рожон».Откуда оно пришло? (Охотники выставляли перед собой колья, когда ходили на медведя, который, напаровшись, погибал).
  2. Подберите определения к литературному герою. Митрофанушка… (Ленивый, невежественный, грубый, неразвитый).
  3. Назовите пять слов, оканчивающихся на – сть (Нежность, кость, доблесть, благодарность и т.д.).
  4. Замените описательные обороты одним словом.

– Собирание засушенных растений (Гербарий);

– Помещение, где хранятся и выдаются для чтения книги (Библиотека).

  1. Сколько всего насчитывается знаков препинания? Назовите их (Свыше десяти).
  2. Вот предложение, в котором можно расставить запятые шестью способами: назовите несколько.

Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели. Попробуйте расставить запятые, чтобы сохранить смысл (Предложение).

  1. Подберите синонимы с удвоенными согласными:

больничный лист (Бюллетень);

специальность (Профессия);

обучение животных (Дрессировка);

скорый поезд (Экспресс);

помещение в школе (Класс).

«КРАСНЫЕ» карточки

  1. Представители какой национальности могут называть себя потомками Омара Хайяма, писавшего рубаи? (Узбеки)
  2. Какое отношение к медицине имел главный герой романа Д. Свифта «Путешествие Гулливера»? (Гулливер был корабельным лекарем).
  3. Кто из французских писателей, летчик по профессии, падал на горы, терялся в пустыне, тонул в море? (де Сент Экзюпери, горы Гватемалы, пустыня Ливии, Средиземное море).
  4. Назовите автора картины «Тайная вечеря» (Леонардо да Винчи).
  5. Портрет какого писателя юноша Лев Толстой носит на груди вместо нательного креста? (Жан Жак Руссо)
  6. Самый популярный из греческих героев, соверший ряд подвигов, подобно героям русских былин? (Геракл).
  7. Кто так жил?

Бродил безмолвен, одинок,

Смотрел, вздыхая, на восток,

Томим неясною тоской

По стороне своей родной (Мцыри).

  1. Во многих произведениях встречается выражение «Ходить козырем…» Объясните его (Высокий воротник назывался козырь из дорогих тканей расшитый золотом. Дорого!).
  2. Один из зарубежных писателей, волнуясь за судьбу своего романа, написал издателю: «?» Ответ был столь же короток «!» Назовите имя автора самого короткого письма, а также роман, о котором велась переписка (Гюго – о книге роман «Отверженные»).
  3.  Музыкальный вопрос. Прослушайте запись и назовите автора слов песни (Пугачева сонет из к/ф «Любовь за любовь» В. Шекспир).

«ЗЕЛЕНЫЕ» карточки  (конкурс капитанов)

  1. Назовите имя персонажа комедии, который, являясь полицейским «для порядка всем ставит фонари под глазами, и правому и виноватому» Кто это в комедии Н. Гоголя «Ревизор» (Держиморда).
  2. Назовите имя анекдотических рассказов о фантастических путешествиях, и о невероятных приключениях на войне, на охоте, чье имя стало синонимом беззастенчивого лгуна и хвастуна (Мюнхаузен).
  3. Расставьте знаки препинания:

«Язык, которым говорит человек, – это ключ к его характеру»,

Оптимист вовсе не тот, кто никогда не страдал, а тот, кто пережил отчаяние и победил его» (Расст. Знаки препинания).

  1. Довольно часто встречается выражение: «Мальчик для битья».      Откуда оно пошло и что означает? (У М. Твена в повести «Принц и нищий»  в 14 главе был ребенок для битья вместо принца).
  2. При каких обстоятельствах и где написана Тургеневым повесть «Муму»? (1852 г. – при аресте, сидел на «съезжей»).
  3. Назовите произведение, его автора и героя, которому принадлежат эти высказывания:

        – А подать сюда Ляпкина–Тяпкина!

        – А подать сюда Землянику!

        – Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?

        (Городничий Н.В. Гоголь «Ревизор»)

  1. «Кануть в Лету». Что означает и откуда пошло это выражение?    (Лета – река времени в Аиде, подземном царстве).
  2. Назовите произведение, его автора и героя, которому принадлежат эти слова:

        – Есть еще порох в пороховницах» (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»).

  1. Назовите произведение В. Гюго и имя одного из действующих лиц, ставшее синонимом физического и нравственного уродства («Собор Парижской богоматери», Квазимодо).
  2. Как звали крылатого коня Зевса являющегося символом поэтического вдохновения? (Пегас).
  3. Назовите автора произведений, в которых герои говорили:

                – Коня! Коня! Полцарства за коня!

                – Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам (Шекспир).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальное казино

Внеклассное мероприятие для учащихся 8 - 9 классов...

Математическая игра "Интеллектуальное казино"

Одним из  наиболее важных факторов успеха при изучении математики является интерес к предмету. Мощным оружием в формировании нового отношения к познанию является проведение предметных нед...

"Интеллектуальное казино", методическая разработка нестандартного урока по геометрии в 8 классе по теме "Площади плоских фигур".

"Интеллектуальное казино" - это разработка нестандартного урока по геометрии в 8 классе по теме "Площади плоских фигур". В ходе соревнования, в непринуждённой игровой  форме  ребята оттачива...

Игра "Интеллектуальное казино"

ПРАВИЛА ИГРЫ.Учитель сообщает стоимость всего «Банка знаний»: 190 химонов. Учитель задает вопрос и объявляет стоимость вопроса. Учащиеся обсуждают вопрос 30 секунд, отвечает команда, успевшая пе...

Интеллектуальное казино для учащихся 5-6 классов.

Данная игра может быть проведена в конце учебного года в качестве интегрированного, повторительно-обобщающего урока или в качестве завершающего классного часа. Задания различного уровня сложности позв...

Проект внеклассного мероприятия по математике в 5 классе"Интеллектуальное казино"

Существенным условием повышения эффективности обучения математике является заинтересованное отношение учащихся к предмету. В целях развития у учащихся интереса к изучению математики и повышения ...

Интеллектуальное казино

Презентация содержит задания из различных разделов школьного курса:математики,географии,физики,химии,биологии,информатики. Может быть использована на внеклассом  мероприятии. Предназначена для об...