Адаптация десятиклассников
статья (10 класс) по теме
Десятый класс открывает последний этап обучения в старшей профильной школе. В этот период у старшеклассников могут возникать определённые сложности в учёбе, в отношениях со сверстниками, родителями. Первые месяцы обучения в старшей школе становятся периодом адаптации к новым условиям обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_desyatiklassnikov.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация десятиклассников. (учитель Логинова Л.И.)
Десятый класс открывает последний этап обучения в старшей профильной школе. В этот период у старшеклассников могут возникать определённые сложности в учёбе, в отношениях со сверстниками, родителями. Первые месяцы обучения в старшей школе становятся периодом адаптации к новым условиям обучения. Термин адаптации, обозначающий приспособление, используется при описании довольно разных процессов: адаптация физиологическая, адаптация зрительная и слуховая, адаптация социальная и др. В данном случае речь идёт о физиологической и социальной адаптации, обеспечивающей полноценное интеллектуальное развитие учащихся, на фоне хорошей школьной мотивации, адекватной работоспособности, низком уровне тревожности при сохранение здоровья и оптимального самочувствия. Родители должны быть готовы к тому, чтобы вместе с ребёнком проанализировать те замечания, которые делают педагоги в учебном процессе, чтобы как можно раньше заметить и помочь справиться с трудностями в учёбе. Для этого, прежде всего надо выяснить, с какими именно затруднениями ребёнок столкнулся, какие предметы сложнее всего даются. Ребёнок должен понять, что требования к нему возросли и педагоги оценивают его по новым критериям. Низкая успеваемость может привести не только к понижению самооценки, но и к изменениям в поведении ребёнка: подавленность, замкнутость или наоборот злобность, агрессивность. Особую роль здесь может сыграть обучение навыкам распределения времени и планирования собственной деятельности.
Нередко встречающаяся в десятом классе проблема – ярко выраженное желание отдохнуть после напряжённого девятого класса и перед выпускным одиннадцатым классом. Старшеклассник чувствует себя уставшим от серьёзных экзаменов и важных решений о своём будущем. Безусловно, старшекласснику необходима передышка. Но есть и большая опасность ребёнок может основательно «расслабиться» и потерять не только рабочий тонус, но и драгоценное время для подготовки к выпускным экзаменам. Важно помочь ребёнку научиться грамотно, распределять своё время и планировать день так, чтобы оставалось время для отдыха, по возможности дневной сон. В этот период требования педагогов увеличиваются, изучаемый материал усложняется. С точки зрения возрастной психологии, старшеклассники вступают на особую ступень возрастного развития – период ранней юности. Юношеский возраст – это переходный период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью.
Главное психологическое приобретение данного возраста – это открытие своего внутреннего мира. Самосознание переходит на качественно новый уровень. Это проявляется в повышении значимости собственных ценностей, в перерастании частных самооценок отдельных черт личности в общее, целостное отношение к себе. Важнейшая особенность юношеского самосознания – формирование временной перспективы, обращённость в будущее.
Большинство десятиклассников сталкиваются с резким увеличением учебной нагрузки, важно помочь ребёнку научиться грамотно, распределять своё время и планировать день так, чтобы оставалось время для отдыха, по возможности дневной сон.
Профессиональное самоопределение – важнейшая задача данного возраста.
В связи с тем, что учащиеся 10 класса «А» находятся в новых условиях (новые коллективы, новая система занятий, новые формы работы, изменившиеся объемы работы и характер мыслительных действий и др.) необходимо исследование их адаптации. Социальная адаптация как приспособление человека к условиям социальной среды предполагает:
1) адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;
2) адекватную систему отношений и общения с окружающими;
3) способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;
4)способность к самообслуживанию и самоорганизации, к взаимообслуживанию в коллективе;
5) изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
Специфика адаптации 10-классников определяется особенностями возраста и спецификой профильного обучения. Важной социальной потребностью данного возраста является потребность в поисковой активности, в самоопределении, в простраивании жизненных перспектив. Практика показывает, что если выбранное направление в обучении соответствует психофизиологическим и личностным особенностям, интересам и склонностям учащегося, то, несмотря на повышенные требования и увеличение учебной нагрузки, утомление и связанные с ним невротические явления наблюдаются гораздо реже, а эффективность обучения повышается.
Профильное обучение - это вид дифференцированного обучения учащихся в старших классах, оно предполагает углубленное изучение учащимися одного или нескольких предметов, специальных курсов, соответствующих выбранному профилю и обеспечивающих допрофессиональную подготовку с целью выбора будущей сферы деятельности. Исследования подтверждают, что профильное обучение в общеобразовательной школе делает процесс профессионального самоопределения более интенсивным, во-первых, благодаря углубленному изучению учебных предметов, составляющих ядро интересующей или выбранной профессиональной сферы деятельности; во-вторых, благодаря возможностям Базисного учебного плана для реализации учащимся активной пробы сил. Осуществляемая профильная дифференциация позволяет избежать, с одной стороны, узкой специализации, с другой, создает условия для допрофессиональной подготовки и социально-психологической адаптации. Профильное обучение способствует тому, чтобы школьник осознал себя действительно субъектом профессионального выбора. Необходимым этапом в разработке рекомендаций по прогнозированию успешности обучения, профессионального становления и оптимизации функционального состояния является изучение процесса адаптации к определенной деятельности.
В связи с задачей исследования была проведена диагностика среди 29 учащихся 10 класса «А» (гуманитарного профиля) общеобразовательной школы № 4. Социальные и социально-психологические факторы, связанные с адаптацией к профильному обучению, изучались с помощью специально разработанной анкеты. На основе ответов оценивались такие характеристики, как:
1) удовлетворенность деятельностью; (100%)
2) факторы, препятствующие удовлетворенности;
3) легко ли учиться (да- 47%, нет-53%)
4) связь будущей профессии с профилем обучения (68%)
5) самочувствие после уроков (хорошее)
6) трудности при обучении (52%)
7) отношение к выбору профиля (положительное)
8) труднее ли учиться по сравнению с 9 кл. (да-84%, нет-16%)
9) ожидания от деятельности (реализация планов поступления в высшие учебные заведения)
Адаптация в 10 классе «А» проходит с определёнными проблемами, т.к. по окончании 9 класса решили продолжить обучение учащиеся с низким уровнем мотивации , поменялись учителя по русскому языку и математике, уровень учебной мотивации ниже среднего, качественная успеваемость за 1 полугодие по русскому языку составляет %, а по литературе - %. Особую тревогу вызывают следующие учащиеся: Магазенков Илья, Дворцов Роман, Пресняков Дмитрий, Мулинов Дмитрий, Бакнин Сергей, Чунаева Татьяна, Тополюк Александра,Трелина Анастасия…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация десятиклассников
Родительское собрание...
Адаптация десятиклассников
1. Помочь принять позиции «ученик-старшеклассник».2. Помочь найти личностный смысл и мотивацию учения для каждого десятиклассника.3. Познакомить с миром юноши и миром девушки.4. Организация самопознан...
Буклет. Адаптация десятиклассников
Рекомендации по адаптации десятиклассников....
Адаптация десятиклассников
Статья содержит рекомендации для родителей...
Трудности адаптации десятиклассников к школе.
Родительское собрание по вопросу адаптации обучающихся 10 класса в школе....
Адаптация десятиклассников
Адаптация десятиклассников Человек бывает разный: средний, маленький, большой,...