Адаптация десятиклассников
статья (10 класс) на тему

Макарова Любовь Николаевна

                      Адаптация десятиклассников

     Человек бывает разный: средний, маленький, большой,
     и не так-то просто сразу разобраться, кто – какой.
    Это – брови, это – уши,  это – рот и две ноздри.
    Очень важно, что снаружи, но важнее – что внутри.
    Не любой прямоходящий  человеком может быть.
    Ведь и древний звероящер мог на двух ногах ходить!
    Так что дело не в обличье,  суть совсем не так проста.
     Наши главные отличья – сердце, разум, доброта

     Острый взгляд для сердца нужен, по внимательней смотри –
     очень важно, что снаружи, но важнее – что внутри!
                                       (Н. М.Голь-переводчик,поэт,детский писатель)

 

Переход  в 10-ый класс сопровождается формированием нового школьного коллектива, адаптацией к новым учителям, предметам, к увеличению учебной нагрузки. В юности особенно возрастает необходимость в признании защищенности,  потребность в общении и, одновременно, в обособлении, самоопределении, построении жизненных перспектив.

            В связи с этим в работе с десятиклассниками важными становятся следующие  задачи:

  •  принятие позиции ученик-старшеклассник;
  •  принятие новичков в коллектив;
  •  поиск личностного смысла и мотивации учения;
  •  узнавание специфики мира юноши и мира девушки;
  •  организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.

Адаптированный учащийся – это учащийся, приспособленный к школьной среде, готовый к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов.

Обеспечение плавного и мягкого перехода учащихся в старшее звено школы- главная задача адаптационного периода десятиклассников.

Цель адаптационного периода – помочь ребятам познакомиться с новыми ситуациями.

Наблюдения за десятиклассниками показывают, что они плавно входят в учебный процесс (экзамены сданы, а следующие еще не скоро), новички вливаются в коллектив,  привыкают к новым требованиям и учителям, выстраивают отношения на новом уровне. Но десятиклассникам ещё трудно представить, что в школе они – старшие, и от них во многом зависит, насколько интересной будет жизнь в школе.

 В этом учебном году в 10А классе обучается 17 человек. 9 юношей и 8 девушек. Основной состав класса остался, 4 пришли из параллельного класса.

 Для изучения  ситуации с адаптацией в  классе были проведены необходимые наблюдения, личные беседы, а также  анкетирование по изучению чувств к школе, мотивов учебной деятельности, познавательных интересов учащихся десятого класса, удовлетворенности школьной жизнью. А также уровня адаптации к учебе, учителям. Результат таков:

 

№ п/п

Список учащихся

Уровень

самостоятельности

Уровень

успеха

Уровень

адаптации к   учебе

Чувства к школе

1

Азаренков Д.

средний

низкий

низкий

низкий

2

Анисимова А.

высокий

высокий

высокий

высокий

3

АфонасоваЕ.

высокий

средний

средний

высокий

4

Баринов Н.

высокий

средний

средний

средний

5

Голубцова П.

высокий

средний

средний

высокий

6

Иванкович И.

высокий

средний

средний

высокий

7

Иванов В.

высокий

средний

средний

средний

8

Исаева А.

высокий

высокий

высокий

высокий

9

Калинина Д.

высокий

высокий

высокий

высокий

10

Лебедев В.

высокий

высокий

высокий

средний

11

Мурашкина В.

высокий

высокий

высокий

средний

12

Никитин Н.

высокий

высокий

высокий

высокий

13

Пырикова А.

высокий

высокий

высокий

высокий

14

Соловьев О.

средний

средний

средний

средний

15

Тарасова С.

высокий

высокий

средний

высокий

16

Федоров М.

средний

средний

средний

средний

17

Фролов К.

высокий

средний

средний

средний

 

Анкетирование на предмет выявления познавательных интересов школьников выявило, что перед нами подростки, для которых наиболее интересны предметы: история, ОБЖ и химия. Самыми нужными предметами ребята считают русский язык и математика. А хотят знать иностранный язык, биологию, обществознание и информатику. Эти предметы им будут нужны в будущей жизни. Сейчас они работают на собственное развитие, отмечая, что полученные знания станут залогом их успешного будущего. И это является большим плюсом.

Так как характерными признаками успешной адаптации считают:

1. Удовлетворённость подростка социальными контактами и межличностным общением внутри школьного коллектива.

2.  Положительное отношение учащегося к процессу освоения программы.

3. Достаточный уровень самостоятельности при подготовке домашнего задания.

4. Уверенность в успехе, то результаты  показывают, что в целом учащиеся успешно адаптировались на новой ступени школьного образования, хотя  и существуют некоторые проблемы. Обеспокоенность, тревога за будущее составляют высокий процент. Сказывается усталость, неопределённость. Большинство учащихся отметили, что им комфортно в школе. Уровень удовлетворённости школой в среднем составил 80%,основное пожелание: оснастить классы современным оборудованием.

 

Рекомендации учителям – предметникам

  • Безусловное принятие подростка, которое проявляется в понимании и позитивном отношении.
  • Обращаясь к подростку, следует использовать вежливые просьбы, избегая приказов и прямых инструкций
  • Относиться к подростку нужно как к взрослому, советоваться с ним, прислушиваться к мнению.
  • Поддерживать успехи учащихся.
  • Согласованность требований педагогов.
  • С целью предупреждения перегрузок строго регламентировать подачу нового учебного материала, соблюдать нормы домашних заданий, дифференцировать задания на всех этапах урока.
  • Здоровья, крепких нервов и терпения.

 

 

 

 2018 год.                           Классный руководитель 10А класса  Макарова Л.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

   

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Приложение

 АНКЕТА для уч-ся 10 классов: «Определение уровня адаптации»

1.С каким настроением ты чаще всего идёшь в школу? Почему?

 

2.Нравится ли тебе твой класс? Какой он?


3. Бывает ли у вас желание перейти в другой класс?


4.Как, по вашему мнению, относится к вам классный руководитель?


5.В какой форме обращаются к вам чаще преподаватели?


6. Устраивает ли тебя расписание уроков?
7.Считаешь ли ты учебную нагрузку:
а) чрезмерной_______ б) адекватной________ в) недостаточной__________

 8.Что для тебя стало сложнее  в 10 классе?

  •    Сложнее программа –
  • Большой объём Д/З –
  • Объёмные письменные работы –
  • Всё –
  • Множество устных ответов –
  • Нагрузка –

 9..Какие предметы вызывают у тебя больший интерес? Почему?

 

 10.Кто или что тебе помогает учится?

11. Какие учебные предметы тебе даются труднее? Почему? 

 

12. Что тебе мешает учится?


13. .Справляешься ли ты с объёмом домашних заданий? 
       По каким предметам не справляешься?

 

14. Какова по-твоему основная цель твоей учебы?

 

15.Оцените психологический климат в классном коллективе

  • С уважением относятся к мнению друг друга
  • В коллективе существуют справедливое отношение ко всем членам
  • Преобладает добрый жизнерадостный тон настроения
  • Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии
  • Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание
  • Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной  
  • деятельности.
  • Другое ………………………………………………..


    16.Что необходимо изменить в школе?

 

    17. Пожелания учителям и администрации:

 
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация десятиклассников

Родительское собрание...

Адаптация десятиклассников

Десятый класс открывает последний этап обучения в старшей профильной школе. В этот период у старшеклассников могут возникать определённые сложности в учёбе, в отношениях со сверстниками, родителями. П...

Адаптация десятиклассников

1. Помочь принять позиции «ученик-старшеклассник».2. Помочь найти личностный смысл и мотивацию учения для каждого десятиклассника.3. Познакомить с миром юноши и миром девушки.4. Организация самопознан...

Буклет. Адаптация десятиклассников

Рекомендации по адаптации десятиклассников....

Адаптация десятиклассников

Статья содержит рекомендации для родителей...

Трудности адаптации десятиклассников к школе.

Родительское собрание по вопросу адаптации обучающихся 10 класса в школе....