Адаптация десятиклассников
статья (10 класс) на тему
Адаптация десятиклассников
Человек бывает разный: средний, маленький, большой,
и не так-то просто сразу разобраться, кто – какой.
Это – брови, это – уши, это – рот и две ноздри.
Очень важно, что снаружи, но важнее – что внутри.
Не любой прямоходящий человеком может быть.
Ведь и древний звероящер мог на двух ногах ходить!
Так что дело не в обличье, суть совсем не так проста.
Наши главные отличья – сердце, разум, доброта
Острый взгляд для сердца нужен, по внимательней смотри –
очень важно, что снаружи, но важнее – что внутри!
(Н. М.Голь-переводчик,поэт,детский писатель)
Переход в 10-ый класс сопровождается формированием нового школьного коллектива, адаптацией к новым учителям, предметам, к увеличению учебной нагрузки. В юности особенно возрастает необходимость в признании защищенности, потребность в общении и, одновременно, в обособлении, самоопределении, построении жизненных перспектив.
В связи с этим в работе с десятиклассниками важными становятся следующие задачи:
- принятие позиции ученик-старшеклассник;
- принятие новичков в коллектив;
- поиск личностного смысла и мотивации учения;
- узнавание специфики мира юноши и мира девушки;
- организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.
Адаптированный учащийся – это учащийся, приспособленный к школьной среде, готовый к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов.
Обеспечение плавного и мягкого перехода учащихся в старшее звено школы- главная задача адаптационного периода десятиклассников.
Цель адаптационного периода – помочь ребятам познакомиться с новыми ситуациями.
Наблюдения за десятиклассниками показывают, что они плавно входят в учебный процесс (экзамены сданы, а следующие еще не скоро), новички вливаются в коллектив, привыкают к новым требованиям и учителям, выстраивают отношения на новом уровне. Но десятиклассникам ещё трудно представить, что в школе они – старшие, и от них во многом зависит, насколько интересной будет жизнь в школе.
В этом учебном году в 10А классе обучается 17 человек. 9 юношей и 8 девушек. Основной состав класса остался, 4 пришли из параллельного класса.
Для изучения ситуации с адаптацией в классе были проведены необходимые наблюдения, личные беседы, а также анкетирование по изучению чувств к школе, мотивов учебной деятельности, познавательных интересов учащихся десятого класса, удовлетворенности школьной жизнью. А также уровня адаптации к учебе, учителям. Результат таков:
№ п/п | Список учащихся | Уровень самостоятельности | Уровень успеха | Уровень адаптации к учебе | Чувства к школе |
1 | Азаренков Д. | средний | низкий | низкий | низкий |
2 | Анисимова А. | высокий | высокий | высокий | высокий |
3 | АфонасоваЕ. | высокий | средний | средний | высокий |
4 | Баринов Н. | высокий | средний | средний | средний |
5 | Голубцова П. | высокий | средний | средний | высокий |
6 | Иванкович И. | высокий | средний | средний | высокий |
7 | Иванов В. | высокий | средний | средний | средний |
8 | Исаева А. | высокий | высокий | высокий | высокий |
9 | Калинина Д. | высокий | высокий | высокий | высокий |
10 | Лебедев В. | высокий | высокий | высокий | средний |
11 | Мурашкина В. | высокий | высокий | высокий | средний |
12 | Никитин Н. | высокий | высокий | высокий | высокий |
13 | Пырикова А. | высокий | высокий | высокий | высокий |
14 | Соловьев О. | средний | средний | средний | средний |
15 | Тарасова С. | высокий | высокий | средний | высокий |
16 | Федоров М. | средний | средний | средний | средний |
17 | Фролов К. | высокий | средний | средний | средний |
Анкетирование на предмет выявления познавательных интересов школьников выявило, что перед нами подростки, для которых наиболее интересны предметы: история, ОБЖ и химия. Самыми нужными предметами ребята считают русский язык и математика. А хотят знать иностранный язык, биологию, обществознание и информатику. Эти предметы им будут нужны в будущей жизни. Сейчас они работают на собственное развитие, отмечая, что полученные знания станут залогом их успешного будущего. И это является большим плюсом.
Так как характерными признаками успешной адаптации считают:
1. Удовлетворённость подростка социальными контактами и межличностным общением внутри школьного коллектива.
2. Положительное отношение учащегося к процессу освоения программы.
3. Достаточный уровень самостоятельности при подготовке домашнего задания.
4. Уверенность в успехе, то результаты показывают, что в целом учащиеся успешно адаптировались на новой ступени школьного образования, хотя и существуют некоторые проблемы. Обеспокоенность, тревога за будущее составляют высокий процент. Сказывается усталость, неопределённость. Большинство учащихся отметили, что им комфортно в школе. Уровень удовлетворённости школой в среднем составил 80%,основное пожелание: оснастить классы современным оборудованием.
Рекомендации учителям – предметникам
- Безусловное принятие подростка, которое проявляется в понимании и позитивном отношении.
- Обращаясь к подростку, следует использовать вежливые просьбы, избегая приказов и прямых инструкций
- Относиться к подростку нужно как к взрослому, советоваться с ним, прислушиваться к мнению.
- Поддерживать успехи учащихся.
- Согласованность требований педагогов.
- С целью предупреждения перегрузок строго регламентировать подачу нового учебного материала, соблюдать нормы домашних заданий, дифференцировать задания на всех этапах урока.
- Здоровья, крепких нервов и терпения.
2018 год. Классный руководитель 10А класса Макарова Л.Н.
Приложение
АНКЕТА для уч-ся 10 классов: «Определение уровня адаптации»
1.С каким настроением ты чаще всего идёшь в школу? Почему?
2.Нравится ли тебе твой класс? Какой он?
3. Бывает ли у вас желание перейти в другой класс?
4.Как, по вашему мнению, относится к вам классный руководитель?
5.В какой форме обращаются к вам чаще преподаватели?
6. Устраивает ли тебя расписание уроков?
7.Считаешь ли ты учебную нагрузку:
а) чрезмерной_______ б) адекватной________ в) недостаточной__________
8.Что для тебя стало сложнее в 10 классе?
- Сложнее программа –
- Большой объём Д/З –
- Объёмные письменные работы –
- Всё –
- Множество устных ответов –
- Нагрузка –
9..Какие предметы вызывают у тебя больший интерес? Почему?
10.Кто или что тебе помогает учится?
11. Какие учебные предметы тебе даются труднее? Почему?
12. Что тебе мешает учится?
13. .Справляешься ли ты с объёмом домашних заданий?
По каким предметам не справляешься?
14. Какова по-твоему основная цель твоей учебы?
15.Оцените психологический климат в классном коллективе
- С уважением относятся к мнению друг друга
- В коллективе существуют справедливое отношение ко всем членам
- Преобладает добрый жизнерадостный тон настроения
- Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии
- Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание
- Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной
- деятельности.
- Другое ………………………………………………..
16.Что необходимо изменить в школе?
17. Пожелания учителям и администрации:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация десятиклассников
Родительское собрание...
Адаптация десятиклассников
Десятый класс открывает последний этап обучения в старшей профильной школе. В этот период у старшеклассников могут возникать определённые сложности в учёбе, в отношениях со сверстниками, родителями. П...
Адаптация десятиклассников
1. Помочь принять позиции «ученик-старшеклассник».2. Помочь найти личностный смысл и мотивацию учения для каждого десятиклассника.3. Познакомить с миром юноши и миром девушки.4. Организация самопознан...
Буклет. Адаптация десятиклассников
Рекомендации по адаптации десятиклассников....
Адаптация десятиклассников
Статья содержит рекомендации для родителей...
Трудности адаптации десятиклассников к школе.
Родительское собрание по вопросу адаптации обучающихся 10 класса в школе....