Адаптация десятиклассников
методическая разработка (10 класс) по теме

крамаренко елена александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptaciya_desyatiklassnikov.docx43.87 КБ

Предварительный просмотр:

СПРАВКА

27.01.2009

Об адаптации десятиклассников

Переход  в 10-ый класс сопровождается формирование нового школьного коллектива, адаптацией к новым учителям, предметам, к увеличению учебной нагрузки. В юности особенно возрастает необходимость в признании и защищенности,  потребность в общении и, одновременно, в обособлении, самоопределении, построении жизненных перспектив.

            В связи с вышеописанным в работе психолога с десятиклассниками важными становятся следующие  задачи:

  1.  принятие позиции ученик-старшеклассник;
  2.  принятие новичков в коллектив;
  3.  поиск личностного смысла и мотивации учения;
  4.  узнавание специфики мира юноши и мира девушки;
  5.  организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.

            Психологический инструментарий представлен следующими методиками:

  1. Изучение общей самооценки (Г.Н. Казанцева),
  2. Диагностика социально-психологической адаптации (К.Роджерс, Р.Даймонд),
  3. Диагностика структуры учебной мотивации школьника,
  4. Индекса групповой сплоченности Сишора,

  5. Анкетирование

С целью изучения степени и особенностей приспособления учащихся к третьей ступени обучения проводилась психологическая диагностика десятиклассников. На этом этапе обследовались сплоченность коллектива (в октябре и январе), уровень адаптированности учащихся, самооценки, самопринятия, принятия других, эмоционального комфорта, интернальности,  структура мотивации.

Исследование проводилось в группе  из 24 учащихся 10 класса.

Результаты всех использованных методик по каждому ученику представлены в таблице 1.

 Общий результат диагностики адаптации десятиклассников представлен на рисунке 1.

Уровень адаптации 10 класса

                                                                                    Рис. 1

Ниже среднего эмоциональный комфорт у 8% учеников.

Уровень принятия других ниже среднего у 8% учеников.

Все учащиеся принимают себя.

Ниже среднего уровень внутреннего контроля у 8% учащихся.

У Ивановой Инны высокий уровень эскапизма, т.е. стремления в ситуациях кризиса, бессилия, отчуждения уйти от действительности в мир иллюзий или фантазии.

У 58% средняя (адекватная) самооценка, у 42% имеется некоторая тенденция к завышению.

 49% учащихся имеет средний уровень мотивации к обучению,  51 – высокий.

          Для 54% учащихся важна позицию школьника, т. е. они осознают и принимают свои школьные обязанности.

42% учеников нацелены на достижения, 12% значительным считают познавательные мотивы обучения, 25% - мотивы саморазвития.

У 17% учащихся основными мотивами обучения являются внешние и коммуникативные, поэтому,  им следует помочь пересмотреть структуру мотивов обучения.

Индекс групповой сплоченности коллектива диагностировался  в два этапа: в октябре и январе.

 Результаты представлены в таблице 1.

                             Таблица 1.

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

высокая сплоченность  - 42%

средняя – 50%

низкая – 8%

высокая сплоченность –52%

средняя – 48%

низкая – 0%

      Таким образом, два ученика не принимали группу, не чувствовали себя ее членами на момент первичной диагностики. Вторичная диагностика показала положительную динамику сплоченности в группе.

Сравнительный анализ данных анкеты, проведенной в первой четверти, и результатов диагностики социально-психологической адаптации (К.Роджерс, Р.Даймонд), полученных в конце второй и начале третьей четверти, показывает положительную динамику в адаптации учащихся.

Таким образом, адаптационный период учащимися 10 класса проходит, в целом, удовлетворительно. Однако необходимо помочь 8% учащихся  преодолеть возникшие трудности.

Рекомендации

  1. Классному руководителю:

1.1. Донести информацию до родителей  и учителей.

1.2. Способствовать повышению уровня эмоционального комфорта у обучающихся: провести беседы, привлечь к групповым творческим заданиям, исследовательской деятельностью.

1.3. Обратить внимание на структуру мотивов обучения учащихся.

1.4. Способствовать формированию у старшеклассников потребности в поисковой активности,  самоопределении и построении жизненных перспектив.

1.5. Оказывать поддержку при формировании у старшеклассников качественного изменения самосознания: системы ценностей, самооценки отдельных качеств личности, из которых складывается оценка своего целостного образа.

1.6. Способствовать формированию чувства ответственности, уровня субъективного контроля, рефлексии.

1.7. Способствовать принятию позиции ученик-старшеклассник, принятию требований учителей-предметников.

  1. Родителям:

2.1. Относитесь к детям соответственно их возрасту (учитывать уязвимость и противоречивость формирующегося образа «Я»,  стремление к самостоятельности, чувство взрослости, перестройку мотивационной сферы).

2.2. Способствуйте формированию у старшеклассников  потребности в поисковой активности, самоопределении и построении жизненных целей.

2.3. Оказывайте поддержку при формировании у старшеклассников качественного изменения самосознания: системы ценностей, самооценки отдельных качеств личности, из которых складывается оценка своего целостного образа.

2.3. Способствуйте формированию чувства ответственности, уровня субъективного контроля, рефлексии.

2.4. Учитывайте возросшую потребность юношеского возраста к дружескому и интимному общению (терпимо и безревностно относитесь к встречам ребенка с друзьями, особенно противоположного пола. Помните – вы тоже были молодыми).

2.5. Не следует умалять важность чувств старших подростков на данном возрастном этапе, им свойственно переоценивать значимость внутренних психологических проблем.  Попробуйте помочь, но не используйте фразы типа: «Толи еще будет», «Разве это проблема», «В жизни и не такое бывает».

2.6. Сохраняйте чувство юмора и оптимизма при общении со старшим подростком.  

2.7. Не требуйте полной откровенности ребенка, он имеет право на свои секреты.

2.8. При сложности в живом  общении желании узнать, чем живет ребенок попробуйте пообщаться с ним через ICQ, www.vkontacte.ru, смс-ки т.д. Не используйте полученную информацию и  секреты ребенка ему во вред, особенно во время конфликтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация десятиклассников

Родительское собрание...

Адаптация десятиклассников

Десятый класс открывает последний этап обучения в старшей профильной школе. В этот период у старшеклассников могут возникать определённые сложности в учёбе, в отношениях со сверстниками, родителями. П...

Адаптация десятиклассников

1. Помочь принять позиции «ученик-старшеклассник».2. Помочь найти личностный смысл и мотивацию учения для каждого десятиклассника.3. Познакомить с миром юноши и миром девушки.4. Организация самопознан...

Буклет. Адаптация десятиклассников

Рекомендации по адаптации десятиклассников....

Адаптация десятиклассников

Статья содержит рекомендации для родителей...

Трудности адаптации десятиклассников к школе.

Родительское собрание по вопросу адаптации обучающихся 10 класса в школе....

Адаптация десятиклассников

                    Адаптация десятиклассников     Человек бывает разный: средний, маленький, большой,...