Адаптация десятиклассников
материал (10 класс) на тему
1. Помочь принять позиции «ученик-старшеклассник».
2. Помочь найти личностный смысл и мотивацию учения для каждого десятиклассника.
3. Познакомить с миром юноши и миром девушки.
4. Организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_adaptatsii.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Куликовский филиал МБОУ СОШ с. Октябрьское
Классный руководитель: Вострикова В.И.
2011 год
Адаптация – это приспособление человека к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму труда и отдыха.
Адаптированный учащийся – это учащийся, приспособленный к школьной среде, готовый к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов.
Адаптация – это процесс, присущий каждому человеку. На протяжении своей жизни человек переживает его несколько раз.
С проблемой адаптации сталкиваются почти все педагогические работники. В стенах школы это, в первую очередь, адаптационный период для первоклассников, а затем для выпускников начальной школы в 5 классе и, конечно, период адаптации в момент переходы учащихся в 10 класс.
Необходимость адаптации ребенка на этапе перехода из среднего звена в старшее обусловлена изменением социального окружения десятиклассников (ведь состав класса изменился, произведена перестановка учителей-предметников, пришли новые учителя, не работающие в этом классе) и системы деятельности (новая учебная ситуация, новые педагогические технологии, формы и методы обучения). Учебные нагрузки интенсифицируются. Подросток переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения. Состояние внутренней напряженности, настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации. Старшеклассник может стать недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстать в учебе, быстро утомляться и просто не иметь желания идти в школу.
Цель адаптационного периода – помочь ребятам познакомиться с новыми ситуациями.
Обеспечение плавного и мягкого перехода учащихся в старшее звено школы главная задача адаптационного периода десятиклассников.
Основные задачи.
1. Помочь принять позиции «ученик-старшеклассник».
2. Помочь найти личностный смысл и мотивацию учения для каждого десятиклассника.
3. Познакомить с миром юноши и миром девушки.
4. Организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.
Какова специфика адаптационного периода десятиклассников?
В юности особенно возрастает необходимость в признании и защищенности, становятся как никогда актуальными потребности в общении и одновременно в обособлении.
Общаясь с другими, юноши и девушки ощущают необходимость найти свое «Я», понять свои жизненные перспективы. Поэтому через все содержание адаптационного периода проходит идея самопознания и самоопределения в жизненных ценностях и смыслах, в представлении образа «Я» как собственными глазами, так и глазами других.
Трудности адаптационного периода для десятиклассников.
1. Адаптация к классному коллективу в новом составе.
2. Актуализация учебной мотивации, необходимость взять ответственность за успешность своего образования на себя, самоопределение.
3. Адаптация к качественному и количественному росту «трудности» обучения.
4. Рост интереса к противоположному полу, персонификация своей половой роли.
Какие же особенности взрослых школьников надо учитывать?
5. а) некоторая часть школьников уже определилась со своими профессиональными предпочтениями. Необходимо внимательно отнестись к возникшему интересу в какой-то области, помочь учащемуся углубить свои знания к ней, приобщить родителей, чтобы они помогли ребенку ответить на вопрос: «Не ошибся ли я с выбором?» Лучше своевременно переориентировать человека, чем позже расплачиваться за мимолетное увлечение.
б) у старших школьников наблюдается возврат интереса к учебной деятельности, что не может не радовать учителей и родителей. Как правило, в это время дети и взрослые становятся единомышленниками, активно обмениваются взглядами на выбор профессионального пути. Большинство родителей хотят, чтобы дети пошли учиться дальше, получили высшее образование, но не многие задумываются о том, насколько у старшеклассников присутствуют общеучебные навыки, хочет ли он учиться?
6. Однако существуют и некоторые сложности во взаимодействии взрослых и детей. Это касается личной жизни подростков, куда вход учителям, а зачастую и родителям, запрещен. При умелом дозировании общения, уважении права ребенка на личное пространство этот этап проходит достаточно безболезненно.
Обратите внимание, что мнение сверстников в данный возрастной период представляется детям гораздо более ценным и авторитетным, чем мнение взрослых, но только взрослые могут продемонстрировать подросткам оптимальные модели поведения, показать им на собственном примере, как надо строить отношения с миром.
Поэтому в классе было проведено родительское собрание совместно с учениками с целью оказания поддержки и помощи десятиклассникам.
В докладе классного руководителя и выступлениях учителей-предметников прозвучало, что необходимо сейчас:
- способствовать формированию чувства ответственности, уровня субъективного контроля;
- оказывать поддержку при формировании качественного изменения самосознания: системы ценностей, самооценки;
- способствовать формированию потребности в учении, в поисковой активности;
- сохранять чувство юмора и оптимизма при общении.
Работа детей сейчас осуществляется в группах несколько иного состава. С целью интенсификации процесса сближения ребят, класс в полном составе принял участие в подготовке общешкольного мероприятия. И в ходе подготовки четко можно было видеть отношения детей друг к другу.
В рамках класса было проведено анкетирование по изучению чувств к школе, мотивов учебной деятельности, познавательных интересов учащихся десятого класса, удовлетворенности школьной жизнью.
Отношение к школьным предметам.
Русс. яз. | Литер. | Матем. | Информ. | Нем. яз. | История | Общест. | Географ. | Физика | Химия | Биолог. | ОБЖ | Эколог. | Ф-ра | Технол. | |
Востриков М. | ˅● ▬☻ | ☻ | ● ▬☻ | ▲ ☻ | ˅● ▬▐ | ● ▐ | ☻ ■ | ||||||||
Журавлев В. | ▲■ | ▲ | ˅●▐ | ˅●▐ | ˅▲ | ˅● | ˅ | ▲ | ▲ | ˅ ● | ˅ | ˅ ▐ | ▐ | ||
много задают, заставляет себя заниматься | |||||||||||||||
Леонов А. | ▲■ ▐ | ▲ ☻ | ˅▐ ☻ | ˅▐ | ˅■ ☻ | ▲ | ▲ | ▲ | ▲ ▐ | ▲ ☻ | ˅ | ▲ | ˅ | ˅ | |
Мельник А. | ▬ | ● | ▲ | ˅ | ▲ | ˅ | ˅ | ▬ | ▬ | ■ | ● | ˅ | ˅ | ˅ | |
Назарова О. | ˅▐ | ˅▐ | ☻ | ● | ● | ˅▐ | ˅ | ●■ | ˅ | ˅ | |||||
Тишевских И. | ▬ | ▬ | ☻ | ▬ | ˅ | ▬ | ▐ | ▲ | ˅ | ● | ▲ | ▬ | ▬ | ▬ | |
Фролов А. | ●▬ ▐ | ▬ | ●˅ ▐☻ | ●˅▐ | ▲▬ | ● | ● | ●˅ | ●˅▐ | ●▲ ▬■ | ˅ | ● | |||
Фролова Е. | ●˅ ☻ | ▲▐■ | ●˅ | ▲▐ ■ | ●˅ |
˅ - люблю предмет
● – хочу знать предмет
▬ - заставляю себя заниматься
▲ – не люблю предмет
■ – самый трудный для меня предмет
▌- самый нужный для меня предмет
☻ - очень много задают домашней работы
Кроме этого я провела исследование «Живая анкета». Ребятам были предложены вопросы.
1. Мое настроение сегодня похоже на: 5 человек – на ситуацию, когда отменили последний урок.
2. Больше всего мне нравится проводить свободное время: у телевизора или в тишине.
3. Я считаю, что учеба в школе мне нужна для того, чтобы: получить базу знаний.
4. В других людях мне нравится: доброжелательность, способность постоять за себя, желание рисковать.
На классном часе с учетом возросшей потребности юношеского возраста к дружескому и интимному общению состоялась полоролевая дискуссия, в ходе которой группы девушек и юношей сели напротив друг друга и ответили на следующие вопросы классного руководителя:
- что больше всего вы цените в девушке/юноше?
- что труднее всего в общении с девушкой/юношей?
- что проще всего в общении с девушкой/юношей?
А также путем анкетирования я определила уровень адаптации к учебе, учителям, родителям... Результат таков:
Востриков Максим | Журавлев Виктор | Леонов Андрей | Мельник Настя | Назарова Оля | Тишевских Ирина | Фролов Артем | Фролова Лена | |
В | В | Н | Н | Н | С | В | С | к одноклассникам |
В | ЗС | С | С | ЗС | В | В | В | к себе |
ЗС | ЗС | Д | Н | С | С | ЗС | С | к родителям |
В | В | Н | С | В | Н | В | В | к учителям |
ЗС | ЗС | С | С | С | В | В | Н | вне школы |
С | В | Н | С | С | С | В | С | к учебе |
В | В | С | Н | В | Н | С | С | к труду |
ЗС | В | С | В | В | С | ЗС | В | к общественной работе |
В | В | С | С | С | С | В | В | воспитанность |
Д - дезадаптация
Н - низкая
С - средняя
В – высокая
ЗС – завышенная самооценка
Результаты изучения адаптации показывают, что в целом учащиеся успешно адаптировались на новой ступени школьного образования, хотя не являются исключением и некоторые проблемы. Обеспокоенность, тревога за будущее составляют высокий процент в анкетировании. Сказывается усталость, большинство учащихся отметили, что им комфортно в школе.
Среди доминирующих мотивов учебной деятельности выступают мотивы самосовершенствования. По опросам ребятам чужды мотивы престижности и мотивы собственного благополучия. Сейчас они работают на собственное развитие, отмечая, что полученные знания станут залогом их успешного будущего. И это является большим плюсом.
Анкетирование на предмет выявления познавательных интересов школьников выявило, что перед нами дети, для которых наиболее интересны предметы: информатика, обществознание, математика и физика. Эти предметы им будут нужны в будущей жизни.
Так что пожелаем успехов десятиклассникам и напомним, что учеба – самый тяжелый труд.
А учителям напомним о том, что оказание помощи это:
- безусловное принятие подростка, которое проявляется в понимании и позитивном отношении. Подросток должен быть уверен, что его любят независимо от успехов и неудач и не сравнивают с другими;
- отношения должны быть естественными, чувства неподдельными;
- обращаясь к подростку, следует использовать вежливые просьбы, избегая приказов;
- относиться к подростку нужно как к взрослому, советоваться с ним, прислушиваться к мнению. Если случается неприятность, необходимо разбираться совместно, внимательно выслушав подростка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация десятиклассников
Родительское собрание...
Адаптация десятиклассников
Десятый класс открывает последний этап обучения в старшей профильной школе. В этот период у старшеклассников могут возникать определённые сложности в учёбе, в отношениях со сверстниками, родителями. П...
Буклет. Адаптация десятиклассников
Рекомендации по адаптации десятиклассников....
Адаптация десятиклассников
Статья содержит рекомендации для родителей...
Трудности адаптации десятиклассников к школе.
Родительское собрание по вопросу адаптации обучающихся 10 класса в школе....
Адаптация десятиклассников
Адаптация десятиклассников Человек бывает разный: средний, маленький, большой,...