Героико-патриотическое нравственное воспитание в обучении истории
статья (9 класс) по теме
Современная школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.
На современном этапе развития России образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. Потенциал образования и воспитательного процесса должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства.
Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности. "Обновленное образование, патриотическое и нравственное воспитание должны сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества – общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой". [1]
Для формирования нового человека, который проживает в стране, находящейся на переходном периоде, когда теряются нравственные ориентиры, когда принижают роль Россиян в решении тех или иных глобальных задач, перечеркивают достижения народа в различных сферах жизнедеятельности, возрастает роль героико-патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения.
Изучение истории развивает у учащихся любовь к Отечеству. Морально-нравственная любовь к Отечеству включает нормы, переданные с молоком матери и привитые человеку, которые позволяют ему любить сограждан, делать им добро.
Патриотизм (политическая любовь к Отечеству) – главная жизненная позиция гражданина.
Что, значит, быть патриотом России сегодня? Это – служить Отечеству, стремиться к его благу, способствовать его славе, жертвовать при необходимости личным богатством, благополучием, любовью, а в экстремальных условиях и жизнью.
"Нет выше идеи, как пожертвовать собственною жизнию, - … отстаивая интересы своего отечества" - отмечал Ф.М. Достоевский.[2]
Обязанности граждан перед отечеством в разные времена истолковывались и понимались российскими гражданами и правящей элитой не одинаково.
При Борисе Годунове, к примеру, произошел такой случай. За границу на учение было отправлено 18 молодых людей. Ни один из них не вернулся на родину.
Две сотни лет назад сын Отечества призывался к повиновению и уплате податей по требованию государства, должен "привязан быть к государству, образу правления, к начальству и к законам", ничего не делать дурного против правительства.
П.Я. Чаадаев противопоставлял любовь к отечеству любви к истине. "Прекрасная вещь – любовь к отечеству, - писал он, - но есть еще нечто более прекрасное – это любовь к истине. Любовь к отечеству рождает героев, любовь к истине создает мудрецов, благодетелей человечества. Любовь к родине разделяет народы, питает национальную ненависть и подчас одевает землю в траур; любовь к истине распространяет свет знания". [3]
Формирование на истории любви к отечеству не допускает примеси нездорового национализма, шовинизма, превознесения одной национальности над другой, ибо, опять же по Достоевскому, "иною любовью можно и утопить отечество".[4] Можно, если искусственно завышать достижения России (будто их настоящих недостаточно), сделать естественным для человека очковтирательство (будто от этого что-то прибавится), "не выносить сор из избы" (зарастет ведь изба мусором!) и т.д.
Воспитание любви к Отечеству в современных условиях является делом не простым. Пессимизм, поразивший значительную часть взрослого населения по причине трудностей переживаемого момента, передается детям и подросткам. В таких условиях тем более важно вселять оптимизм в души учащихся.
"Пусть озлобленные маловеры ругаются над Россией как страной без будущего, без чести и самосознания, - отмечал Г.П. Федотов. – Мы знаем, мы помним. Она была Великая Россия. И она будет!" [5]
[1] Филиппов В.М. Обновление школы. М., 2002, с. 50.
[2] Цитата по: Гавриликов В.А. Мудрость веков – молодым. Краснодар, 1987. с. 18.
[3] Цитата по: Миронов Г.Е. История Государства Российского. М., 2003., с. 16.
[4] Там же – с. 47.
[5] Федотов Г.П. Судьба и грехи России. М., 2000.-Т 1 – с. 45.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rygalov_v.a.doc | 160 КБ |
Предварительный просмотр:
«Героико – патриотическое и нравственное воспитание
в обучении истории».
Автор:
Рыгалов Василий Алексеевич
учитель истории
МКОУ СОШ №21
с. Обильного
Адрес: 357812
Ставропольский край
Георгиевский район
с. Обильное
ул. Фрунзе, 2
Т. 43 – 1 – 67
2013 год
1. Введение
Современная школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.
На современном этапе развития России образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. Потенциал образования и воспитательного процесса должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства.
Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности. "Обновленное образование, патриотическое и нравственное воспитание должны сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества – общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой". [1]
Для формирования нового человека, который проживает в стране, находящейся на переходном периоде, когда теряются нравственные ориентиры, когда принижают роль Россиян в решении тех или иных глобальных задач, перечеркивают достижения народа в различных сферах жизнедеятельности, возрастает роль героико-патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения.
Изучение истории развивает у учащихся любовь к Отечеству. Морально-нравственная любовь к Отечеству включает нормы, переданные с молоком матери и привитые человеку, которые позволяют ему любить сограждан, делать им добро.
Патриотизм (политическая любовь к Отечеству) – главная жизненная позиция гражданина.
Что, значит, быть патриотом России сегодня? Это – служить Отечеству, стремиться к его благу, способствовать его славе, жертвовать при необходимости личным богатством, благополучием, любовью, а в экстремальных условиях и жизнью.
"Нет выше идеи, как пожертвовать собственною жизнию, - … отстаивая интересы своего отечества" - отмечал Ф.М. Достоевский.[2]
Обязанности граждан перед отечеством в разные времена истолковывались и понимались российскими гражданами и правящей элитой не одинаково.
При Борисе Годунове, к примеру, произошел такой случай. За границу на учение было отправлено 18 молодых людей. Ни один из них не вернулся на родину.
Две сотни лет назад сын Отечества призывался к повиновению и уплате податей по требованию государства, должен "привязан быть к государству, образу правления, к начальству и к законам", ничего не делать дурного против правительства.
П.Я. Чаадаев противопоставлял любовь к отечеству любви к истине. "Прекрасная вещь – любовь к отечеству, - писал он, - но есть еще нечто более прекрасное – это любовь к истине. Любовь к отечеству рождает героев, любовь к истине создает мудрецов, благодетелей человечества. Любовь к родине разделяет народы, питает национальную ненависть и подчас одевает землю в траур; любовь к истине распространяет свет знания". [3]
Формирование на истории любви к отечеству не допускает примеси нездорового национализма, шовинизма, превознесения одной национальности над другой, ибо, опять же по Достоевскому, "иною любовью можно и утопить отечество".[4] Можно, если искусственно завышать достижения России (будто их настоящих недостаточно), сделать естественным для человека очковтирательство (будто от этого что-то прибавится), "не выносить сор из избы" (зарастет ведь изба мусором!) и т.д.
Воспитание любви к Отечеству в современных условиях является делом не простым. Пессимизм, поразивший значительную часть взрослого населения по причине трудностей переживаемого момента, передается детям и подросткам. В таких условиях тем более важно вселять оптимизм в души учащихся.
"Пусть озлобленные маловеры ругаются над Россией как страной без будущего, без чести и самосознания, - отмечал Г.П. Федотов. – Мы знаем, мы помним. Она была Великая Россия. И она будет!" [5]
2. Героико-патриотическое и нравственное воспитание
учащихся в обучении истории
2.а. Героико-патриотическое воспитание на материале истории.
Учителя истории понимают под героико-патриотическим воспитанием процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов отечества, любви к Гербу, Флагу, Гимну страны, непримиримости к врагам России.
Патриотизм (от греческого patris – родина) – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу; любовь к родине.[6]
Раскрывая цели исторического образования в школе, отдельные авторы, отрицая воспитание патриотизма как одну из его целей, ссылаются на Запад – там де давно отошли от этого.
Во-первых, не употребить в сформулированных целях изучения истории слово патриотизм – не значит не воспитывать его на практике обучения.
Во-вторых, ценности Запада всегда отличались и отличаются от российских, сколько мы бы ни говорили, что надо жить только по общечеловеческим критериям.
В-третьих, в России с древнейших времен патриотизм являлся одним из главнейших приоритетов. Чтобы убедится в этом, достаточно вспомнить русские былины, песни, сказания и т.д. В "Повести временных лет", например, имеет место описание того, как князь Святослав в трудную минуту обратился к воинам с такими словами: "Да не посрамим земли Русской, но ляжем костьми тут, мертвый бо срама не имам". [7] Какой же смысл отходить от пропитавших нашу российскую ментальность традиций патриотизма, не раз в самые опасные годины испытаний спасавшего наше отечество? Патриотическое воспитание осуществляется на глубоком изучении нашего исторического прошлого.
Сегодняшние достижения обновляющейся России не так еще велики, чтобы вызвать у части учащихся высокий дух патриотизма. Прошлое же, несмотря на известные издержки, не может не вызывать гордости за жизнь своих далеких и близких предков. В этой связи необходимо перестать быть "детьми без родителей", ярко показывать все достижения Руси – России – СССР – Российской Федерации, независимо от того, каким было государство – княжеским, царским, буржуазным или советским. И не смогут тогда учащиеся не почувствовать гордость за свою Родину, ведь ее достижения действительно заслуживают огромное уважение.
Патриотическое воспитание осуществляется на примерах героической борьбы, подвигов, талантов россиян – прекрасных иллюстрациях для подражания.
Раскрывая подвиги героев, важно, чтобы учащиеся подводились к осознанию, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Не хотели же умирать Сусанин и Багратион, Нестеров и Космодемьянская, сотни и тысячи тех, кто бросался грудью на штыки или амбразуры, таранил вражеские самолеты, не выдавая под страшными пытками военной и государственной тайны! Не хотели, тем не менее, на смерть шли. В.А. Сухомлинский по этому поводу писал сыну: "Знай, что настоящего патриота нашей Родины можно убить, сжечь, закопать живьем в землю, как делали это изверги фашисты, но покорить нельзя".[8]
Ни один урок не должен проходить без изучения достойных личностей. Особенно ярко должны представляться борцы, созидатели, мужественные и благородные люди, радевшие за землю Русскую. На их примерах воспитываются идеалы служения отечеству.
Патриотическое воспитание осуществляется на воспитании непримиримости к недоброжелателям и врагам отечества. Какие силы относятся к враждебным для России? В условиях, когда нет открытых военных действий между государствами или группами стран, таковыми могут считаться те, кто всячески и всесторонне (экономически, политически, экологически, идеологически и т.п.) подрывают устои России, наносят ей часто непоправимый вред.
Нельзя снимать со счетов международный терроризм, который в активнейшей форме проявил себя в чеченских, дагестанских, бесланских событиях. Учитель истории, хорошо зная концепцию государственной безопасности, внешнеполитическую и военную доктрины, другие регламентирующие внешние отношения России документы, реалии международной жизни, заостряет нужные проблемы до уровня их осознанного восприятия учащимся, на конкретных примерах показывает учащимся "кто есть кто" и "с кем дружить, а с кем служить".
2.б. Нравственное воспитание в обучении истории.
Патриотическое воспитание осуществляется на основе формирования нравственных качеств учащихся.
Нравственность – это совокупность норм поведения человека в обществе. [9]
Менее всего внутри проблемы воспитания патриотизма изучен и используется нравственный аспект.
Л.Н. Толстой различал три вида нравственности:
нравственность дикости (нравственно то, что служит моему "я");
нравственность варварства (нравственно то, что служит на пользу тому кругу, который есть мой);
нравственность общечеловеческая (нравственно то, что служит всему человечеству).
В учебниках истории чаще не просматривается нравственная сторона поступка, поведения, события, факта и т.д. И если даже учащиеся хорошо знают заслуги перед Отечеством Петра I, М. Сперанского, Александра II, Л. Толстого, С. Витте, П. Столыпина, С. Королева и других достойнейших сынов Отечества, они далеко не всегда представляют нравственные устои и мотивы их деятельности.
Историк С.М. Соловьев, писатель Ф.М. Достоевский, лидер большевиков В.И. Ульянов (Ленин) – все желали поражения России в войне – Соловьев и Достоевский – в Крымской 1853 - 1856 г.г., Ленин – в Первой мировой войне 1914 – 1918 г.г. Патриоты ли они? Нравственно ли поступали?
Просветитель конца XVIII – начала XIX в. Н.И. Новиков в 1812 г. "выкупал у крестьян французов, захваченных ими в плен, платя за них по рублю, лечил их, кормил, а по выходе неприятеля из Москвы – сдавал их французскому начальству, не требуя, конечно, вознаграждения". [10] Насколько нравственен был поступок Новикова?
При разборе этих и подобных им примеров у учащихся складывается более достоверное представление о личностях, иногда даже происходит переоценка ценностей, но всегда остается соответствующий отпечаток в душе.
Раскрывая нравственные качества соотечественников, учитель истории стремится соотнести положительные из них с аналогичными качествами самих учащихся. Но в "лоб" эти качества не воспитаешь. Если попытаться взывать к разуму и душам учащихся фразами "а вот Петр I в твои годы…", "а вот Толстой в твоем возрасте…", "а вот Королев, когда ему было пятнадцать…", большинство учащихся либо не отреагирует на них вообще, либо подумает: "Я не Петр, не Толстой, не Королев. Я – Ваня Иванов, императором или генеральным конструктором космических кораблей не стану, следовательно, и думать о качествах, присущих тем знаменитостям, нет смысла".
Если же учитель истории подходит к решению проблемы с несколько другой стороны, успех может быть обеспечен.
У Вани он отмечает огромную жизненную энергию, свойственную Петру I, Суворову, Кутузову; у Димы – изобретательность Кулибина, Королева; у Васи – аналитический склад ума Толстого, Менделеева и т.д. Пусть не у всех, но у кого-то из учащихся положительный нравственный след в душе все же останется: еще бы, ведь у них подмечены качества, свойственные столь выдающимся личностям Отечества. А это, в свою очередь, может привести учащихся к потребности более глубоко изучить этих личностей. Как показал опрос, отдельные из юношей даже решили усилить выработку отмеченных в них на такой основе качеств.
Высокая нравственность гражданина предполагает высокую отдачу в служении Отечеству, делу, человеку, то есть является одной из главных составных патриотизма.
Патриотическое воспитание не допускает проявлений превосходства своей нации над другими, шовинизма, шапкозакидательства и т.п.
В XVIII – XIX в.в. в учебниках и исторических работах наблюдалось заметное приукрашивание исторического прошлого. Это видели и не скрывали многие современники. Характеризуя военно-исторические работы середины XIX в., в одном из журналов писалось: "Все войны наши описывались на один лад, по данной мерке: восхвалялись доблести русских победоносных войск, дарования и мудрость их предводителей; говорилось, что для наших войск нет и быть не может ничего невозможного, что враги чуть не везде обращались перед нами вспять; о неудачах же своих и ошибках мы или умалчивали, или упоминали мимоходом, как о случайностях неважных, в которых при том мы и виноваты не были; словом, в те времена писали мы похвальные слова сами себе, а не историю". [11]
В критические годы, связанные с Русско-Турецкой войной 1853 – 1856 г.г., отдельными историками и издателями "святое чувство любви к отечеству было низведено на степень чисто животного инстинкта, в котором исчезло всякое понятие о правде и добре, и оставался один народный эгоизм, презирающий все, кроме себя", [12] - отмечал Б.Н. Чичерин.
Многие историки считают, что Первая мировая война явилась результатом именно такого "патриотизма". "Преподаватели истории должны были взять на себя часть ответственности за развязывание Первой мировой войны. И действительно, война в значительной мере явилась результатом чрезмерного националистического и патриотического пыла всех противоборствующих сторон – результатом "отравления историей". [13]
В конце XX в. появились доселе неведомые для России формы проявления патриотизма. Как только, после некоторого спада, стал ощущаться рост чувства уважения к собственной истории, полки лотков и магазинов (увы, не книжных) наполнились бутылками, коробками, пакетами с этикетками исторического содержания. Именно на таких этикетках учащиеся знакомятся с портретами Петра I, Николая II, Е. Пугачева. На игральных картах неплохо изображены: Екатерина I, Екатерина II, Анна Иоанновна, А. Меньшиков. Герои отечества красуются на шоколадных обертках; и даже к стыду нашему на этикетках ликероводочной продукции. Конечно, все это составляет историко-продовольственно-патриотическую безвкусицу, но историки опаздывают заполнить пустоты в массовом историческом сознании российского народа, а, следовательно, своевременно корректировать работу учителей в патриотическом воспитании учащихся.
Патриотизм обретает полную силу в том обществе, где отношение к его пониманию и восприятию одинаково для всех граждан, независимо от занимаемого в нем месте.
Каждый соотносит свои действия с пользой родной земле. Каждый – президент, подписывающий очередной указ, руководитель правительства, утверждающий очередное постановление, депутат Государственной думы, голосующий за новый закон, предприниматель производящий или закупающий продукцию для соотечественников, фермер, возделывающий землю, учащийся и студент, познающие науки, думают не только о сегодняшнем дне, о сегодняшней выгоде, но обязательно о будущем. Осознающие, что сегодняшние их деяния не выльются в бедствие завтра, - патриоты настоящие.
В процессе изучения героического прошлого и боевых традиций народов нашей страны в борьбе против иноземных захватчиков, военных событий отечественной истории перед учителем открываются широкие возможности для формирования исторического сознания, чувства гордости за свою Отчизну, нравственного воспитания учащихся.
В суровые годы Великой Отечественной войны писатель Л. Леонов в статье "Слава России", обращаясь к советским воинам, писал: "С вершины истории смотрят на тебя песенный наш Ермак, и Мудрый Минин, и русский лев Суворов, и славный, Пушкиным воспетый, мастеровой Петр Первый, и Пересвет с Ослябей, что первыми пали в Куликовском бою. В трудную минуту спроси у них, этих строгих русских людей, что по крохам собирали нашу Родину, и они подскажут тебе, как поступить". [14]
В целях героико-патриотического и нравственного воспитания учащихся на материалах из истории борьбы народов нашей страны против иноземных захватчиков и развития русского военного искусства важное значение имеет последовательное и убедительное раскрытие следующих положений:
- в борьбе против иноземных захватчиков основную роль играли народные массы;
- народ проявлял высокую преданность своей Родине, храбрость и героизм;
- в борьбе с иноземными захватчиками, в ходе военных действий выдвигались выдающиеся полководцы и флотоводцы, развивалось военное искусство.
На уроке "Восточные славяне в древности" рассказываю учащимся о том, что славянам постоянно угрожала опасность вторжения внешних врагов, что на них нападали гунны, авары. Славянам приходилось всегда быть готовыми к отражению внезапного нападения врагов. Храбро сражались они за родную землю, за свою семью. Военное искусство высоко развилось у славян. Восточные славяне успешно отражали натиск кочевых племен и отстаивали свою независимость.
Мысль о том, что населению Древней Руси не раз приходилось отражать нападения воинственных соседей, проводится и в теме "Раннефеодальное государство – Киевская Русь". Здесь речь идет о борьбе против вторжений варягов, хазар, печенегов, половцев. При этом подчеркивается, что русские люди, отражая набеги степных кочевников, заслоняли собой от их опустошительного нашествия Центральную и Западную Европу. [15]
Так в сознание учащихся закладывается мысль о важном международном значении борьбы русского народа против иноземных захватчиков. Богатый материал о борьбе народов нашей страны против иноземных захватчиков содержится теме "Феодальная раздробленность на территории нашей страны". На уроках привожу яркий материал о героическом сопротивлении русских городов, рассказываю о подвиге рязанцев под предводительством Евпатия Коловрата. На уроке обращаю внимание учащихся на то, что население разоренных, обескровленных русских княжеств почти два десятилетия продолжало вооруженную борьбу против захватчиков. Обязательно разъясняю историческое значение борьбы русского народа с татаро – монголами. Это поможет воспитанию у них чувства гордости за своих далеких предков. На уроке "Куликовская битва" раскрываю величие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовском поле могучее ордынское войско и положившего начало освобождению Руси от иноземного ига. Материал о героизме народа в Куликовской битве 1380 г., призван воспитывать учащихся в духе боевых патриотических традиций самоотверженной защиты Родины.
На уроках о "Северной войне" знакомлю учащихся с многолетней героической борьбой России за выход к Балтийскому морю. Изучение темы дает богатый материал и для решения задач нравственного воспитания. На уроках показывается подвиг солдат, матросов, офицеров, героизм которых обеспечил победу в Полтавской битве, и в морских сражениях при Гангуте и Гренгаме и в конечном итоге определил общий исход многолетней изнурительной войны. Эмоциональному восприятию темы помогает отрывок из поэмы А.С. Пушкина "Полтава": от слов: "… И грянул бой, Полтавский бой" – до слов: "… Гром пушек, топот, ржанье, стон, и смерть и ад со всех сторон… " [16]
Неиссякаемый источник нравственного воспитания молодежи – изучение истории Великой Отечественной войны. В процессе изучения темы раскрывается всемирно-историческое значение победы над фашисткой Германией и решающий вклад в ее разгром Советского Союза и его Вооруженных Сил. Необходимо ярко и убедительно показать учащимся героизм советских людей на фронте и в тылу. В целях нравственного воспитания даю на уроках живые образы героев Великой Отечественной войны, раскрываю идейные и нравственные мотивы их героизма.
Надо, чтобы учащиеся знали правду о войне, о тех суровых испытаниях, которые выпали на долю советских людей в ее лихую годину. На отдельных уроках использую записи на грампластинке песни Великой Отечественной войны, "Реквием" Д.Б. Кабалевского на стихи Р. Рождественского. При изучении темы используется поисковая деятельность учащихся, их устные сообщения, рефераты, материалы о выпускниках школы – участниках войны, о своем селе, районе в годы войны.
Главное, чтобы каждый урок волновал школьников, оставляя в их сознании глубокий след.
Сегодня, когда происходит перестройка всей системы преподавания истории в школе, актуально звучат следующие слова: "Родная страна становится еще более близкой и родной, когда знаешь ее историю, когда учитель заставил школьников пережить прошлое народа, когда он зажег в их глазах огонь гордости славными победами наших войск и талантами наших полководцев". [17]
Великие русские педагоги, писатели, общественные деятели всегда боролись за подлинную русскую школу, за воспитание высокого национального достоинства благородного и честного человека Отечества.
Актуально звучат и ныне слова, написанные Ушинским в 1867 г. в доказательстве необходимости того, чтобы знание своей Родины, ее языка, истории составляло основу содержания школьного образования: "Самое резкое, наиболее бросающееся в глаза отличие западного воспитания от нашего состоит в том, что человек западный, не только образованный, но даже полуобразованный всегда, всего более и всего ближе знаком со своим Отечеством: с родным, ему языком, литературой, историей, географией, политическими отношениями, финансовым положением и т.д., а русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего к нему ближе: со своей родиной и всем, что к ней относится". [18]
Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникают у людей сами по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой родился и рос.
Несколько лет я веду в школе курс "История Георгиевского района и с. Обильного".
Рассчитан курс на 34 ч., по 1 ч. в неделю. Основные формы занятий – чтение художественных и научно-познавательных текстов, рассказы учителя, встречи с интересными людьми, экскурсии, практические работы.
ПРОГРАММА КУРСА
1. Введение – 1 ч.
Задача: Знакомство с особенностями курса, формами
занятий, требованиями к учащимся.
2. Территория и географическое положение Георгиевского района – 1 ч.
Задачи: Знакомство с картой Ставропольского края,
составом территории, границами, историей
образования.
3. История названий некоторых географических объектов Георгиевского района – 2 ч.
Задача: Знакомство с историей названий города, улиц,
сел, рек и озер района.
4. Природа Георгиевского района – 3 ч.
Растительный и животный мир – 1 ч.
Внутренние воды Георгиевского района (реки, озера, пруды, подземные воды) – 1 ч.
Охранять природу – значит охранять Родину – 1 ч.
5. Что дает наш район стране – 2 ч.
Задача: Знакомство с промышленностью района, занятиями жителей села, с учебными заведениями.
6. Георгиевский район в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г.г. – 9 ч.
Задача: Знакомство с героями и участниками войны.
7. Село в прошлом и настоящем – 9 ч.
Задача: Знакомство с историей села XVIII – XXI в.в.
8. Георгиевская земля богата талантами – 5 ч.
Задача: Знакомство с народными умельцами,
местными поэтами и писателями, устным
народным творчеством.
9. Праздники, обряды, ритуалы земли Георгиевской – 2 ч.
Задача: Познакомить с историей возникновения и
развития праздничных ритуалов Георгиевского
района.
Вывод: Занятия кружка способствуют расширению, углублению и систематизации знаний детей о родном крае, осуществляется героико-патриотическое и нравственное воспитание.
Итогом работы стало создание школьного музея, рассказывающего об истории нашего села. В музее оформлены экспозиции по темам:
- Основание села.
- Земляки – участники гражданской войны.
- Село в годы Отечественной войны.
- Историко-краеведческие книги о крае, районе и селе.
- Летчик В.А. Фесенко.
- Летопись родной школы.
- История комсомольской организации села.
- И.С. Давыдов – герой войны, герой труда.
- Бюст Ленина.
10.Памятники села.
11.Символы села. Герб и флаг.
Материалы школьного музея используются студентами Ставропольского государственного университета, учебных заведений г. Георгиевска, учащимися и учителями школы.
Для уроков и внеклассных мероприятий отбираются такие факты, которые эмоционально насыщены, способны воздействовать на чувства учащихся, пробуждает у них интерес к истории, укрепляет чувство любви к родной земле и облегчает усвоение курса истории Отечества. Краеведческая работа позволяет приблизить историю страны к сегодняшним мальчишкам и девчонкам, иллюстрировать ее вполне конкретными примерами.
К 220-летию нашего села, учащиеся провели внеклассное мероприятие "Наше село в истории края".
- Цель: показать прошлое и настоящее время села, героические и трудовые будни. Познакомить с культурными ценностями. Воспитывать любовь к Отечеству и нравственные качества у учащихся.
- Оборудование: фотоальбомы, картины, радиола, магнитофон, народные костюмы.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя истории.
2.После выступления, звучит песня о нашем селе. Исполняют учащиеся.
3. Выступление учащихся:
1 чтец: Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
2 чтец: Гой ты, Русь моя родная,
Хаты – в ризах образа
Не видать конца и края –
Только синь сосет глаза
Как захожий богомолец
Я смотрю твои поля
А у низеньких околиц
Звонко чахнут тополя.
Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою"
3 чтец: Село, значит, наше – Обильное,
Дворов, почитай, два ста
Тому, кто его оглядывал,
Приятственны наши места
Богаты мы лесом и водою,
Есть пастбище, есть поля.
И по всему угодью
Рассажены тополя.
4 чтец: Обильное – село в Георгиевском районе, на р. Куме. Основано в 1784 г. В первый год, когда переселенцы из Воронежской, Тамбовской, Рязанской, Черниговской и Орловской губерний приступили к освоению нового места и строительству жилья, лето было дождливое и р.Кума вышла из берегов, смыв первые, на скорую руку сколоченные избы. Обилие воды в год основания села дало ему название Обильного.
5 чтец: Вопреки своему названию, до революции Обильное было небогатым. Земля давала скудные урожаи из-за продолжительных засух и отсталой технологии обработки почвы. Историк А.А. Твачрелидзе отмечает, что "почти половина населения пашет землю тяжелыми, неуклюжими, домашнего изготовления деревянными плугами".
6 чтец: Жили поселенцы в маленьких бревенчатых избах с крошечными окошками. Усадьбы были огорожены высоким плетнем. Причиной такого устройства жилищ явились частые набеги горцев. Но постоянно теснимые все увеличивающимся количеством поселенцев из русских, горские племена оставили места по р. Куме.
7 чтец: Основным занятием жителей села было земледелие и виноградарство. Через пять лет после основания в селе насчитывалось более двух тысяч жителей, а к 1910 г., как сообщает справочник "Россия", число жителей достигло 6000 человек. В нем было 3 училища, 25 лавок, 5 маслобоен, 7 кузнец, 4 мельницы, почтовая станция, 772 крестьянских двора.
8 чтец: В начале XX в. под влиянием большевистской агитации начинается пробуждение среди бедных слоев населения. Из среды обильненцев появляются жители, которых в селе называли "ораторами". Они выступали перед жителями с речами, в которых призывали за передел земли, за улучшение жизни народа. По данным старожилов, такими ораторами были Миронов Федор и Долгов Николай.
9 чтец: В 1918 г. возникает в селе первый Совет. Первым председателем Совета стал Жуков Георгий Иванович. В селе были образованы земельные отделы, торговые товарищества. Была поделена земля. Мирное строительство было прервано гражданской войной.
Звучит песня: Слушай, рабочий,
Война началася,
Бросай свое дело,
В поход собирайся.
Смело, мы в бой пойдем
За власть Советов.
И как один умрем
В борьбе за это.
Рвутся снаряды
Трещат пулеметы,
Но не боятся их
Красные роты.
Вот показались белые цепи
С ними мы будем биться до смерти.
Вечная память павшим героям,
Вечная слава, тем, кто живет.
10 чтец: В середине января 1919 г. белые прорвали фронт XI Красной Армии. 21 января с. Обильное, г. Георгиевск были заняты деникинцами. Многие активисты Советской власти погибли в застенках контрразведки, были повешены, зарыты живыми в землю, зверски замучены. В конце 1919 г. – начале 1920 г. началось освобождение Северного Кавказа Красной Армией. К концу марта он стал Советским.
11 чтец: Строить новую жизнь мешали не только разруха и голод, но и действовавшие в окрестностях банды белогвардейцев. В книге М. Усова "Судьбы", на стр. 50 есть такие строки: (читает отрывок из книги)
В честь погибших в боях гражданской войны и от рук бандитов в с. Обильном был поставлен обелиск (демонстрируется фото)
12 чтец: В 1927 г. в селе было организовано три колхоза. В 1931 г. было образовано 12 колхозов. В 1932 г. быта создана МТС, которая помогала колхозам техникой. (Зачитывает письмо Снегирева А.М. и демонстрирует фото первых членов колхоза. Материал хранится в музее).
13 чтец: Мирный труд советских людей был прерван нападением фашисткой Германии на нашу страну.
Звучит песня "Священная война".
22 июня 1941 г. в селе состоялся митинг. Спешно разносились повестки военкомата, началась мобилизация в армию. Из села ушел добровольцем на фронт председатель колхоза Высоцкий. Он погиб под Москвой. В числе добровольцев были также бывшие красные партизаны Василий Пощенко, Федор Прокудин. Всего было 25 добровольцев и в их числе, кавалерист – буденовец Кирилл Горлов. В то время ему шел 70 год.
14 чтец: Летом 1942 г. враг предпринял наступление на юге страны, пытаясь захватить Кавказ. Вспоминает бывший директор совхоза "Обильненский", Герой Социалистического труда И.С. Давыдов (материал в музее школы).
15 чтец: В августе 1942 г. фашисты захватили село. В центре села находился памятник В.И. Ленину. Немцы зверски его обстреляли, сделав из него мишень, потом сбросили в овраг. Неизвестные патриоты нашли его и спрятали на чердаке бывшего здания сельского совета. Поисковая группа нашей школы разыскали бюст. Теперь он находится в музее. (Демонстрируется бюст, фото)
16 чтец: На перекрестке дорог из Подгорной на Обильное и Краснокумское можно увидеть неприметный холм с геодезической вышкой на вершине. На этом месте располагался военно-полевой аэродром. Много раз люди проезжали мимо и не знали, что похоронен здесь отважный летчик-истребитель Фесенко Владимир Андреевич (зачитывается материал "Рыцарь жаркого неба", демонстрируется фото).
17 чтец: Мы привыкли к стремительным переменам в окружающей жизни. То, что вчера казалось пределом возможностей, сегодня – пройденный этап. Давно ли Обильное выглядело невзрачной деревенькой, насчитывавшей немного домов, несколько лавок.
Нынешнее село – одно из крупных сел Ставрополья, производящее с/х продукцию (данные о селе на сегодняшний день).
18 чтец: На главной площади села в 1981 г.сооружен величественный мемориал Славы. На граните памятника высечены имена 430 обильненцев, не вернувшихся с полей Великой Отечественной войны (ТСО грамзапись "Никто не забыт, ничто не забыто!").
19 чтец: Наши жители не только работают, но и умеют отдыхать (учащиеся исполняют песни, танцы).
Заключение: Учитель подводит итоги внеклассного мероприятия.
Значительную роль в патриотическом и нравственном воспитании выполняют уроки в 5 классах по истории древнего мира. Привожу пример открытого нестандартного урока, урока КВН "Древняя Греция".
- Цель урока: обобщить знания учащихся по теме "Древняя Греция"
- Оборудование урока: книги, плакаты, картины, карта, ТСО.
Плакаты: "История – свидетельница веков, факел истины,
душа памяти, наставница жизни"
Цицерон.
"Знать историю в строгом смысле слова – это
значит, знать все"
С.И. Танеев
ХОД УРОКА
Учащиеся: Клио, богиня, наскучив с богами
сидеть на высоком Олимпе
На землю решила спуститься
Премудрая Клио!
И КВН здесь, в кабинете истории,
Устроить для Вас!
Входит богиня Клио и приветствует гостей:
- Вам, пришедшим сюда, к состязанию готовым,
Слово привета свое я обращаю
Вам пожелаю я, о сыновья Геродота:
Честно сражайтесь под сводами храма науки
И благородством блистайте не меньше,
Чем жаждою схватки!
Пусть же дарует Великая Ника
Победу тем, кто достойнее будет
И знанья покажет искусней.
Муза истории – Клио
Вас приглашает на КВН.
1 ведущий: Мы с вами собрались сегодня, чтобы поиграть, поиграть дружно, задорно, весело. КВН – клуб веселых и находчивых. Наш с вами клуб сегодня будет посвящен истории Древней Греции.
2 ведущий: КВН – веселый клуб,
Любит он находчивых
Думай, если ты не глуп,
Отвечай доходчиво.
1 ведущий: Пусть веселая игра
Знать тебе поможет
Почему? Зачем? Когда?
Все узнать, что сможешь!
2 ведущий: Проигравших здесь не будет,
Победит лишь знание,
Не беда, что выигрыш труден,
Прочь отбрось страдания.
1 ведущий: Для начала представляем наше жюри
(учащиеся старших классов)
2 ведущий: Предоставляем слово жюри.
Выступает председатель жюри (условия игры, пожелания)
1 ведущий: Соревнование проходит между двумя командами 5 "а" класса. Просим команды на сцену.
Команды выходят поочередно к доске.
2 ведущий: Команда 5 "а" – "Посейдон" – капитан …
1 ведущий: Команда 5 "а" – "Зевс" – капитан …
1 ведущий: А теперь начинам разминку.
2 ведущий: Каждая команда задает пять вопросов команде-сопернице. Время на обдумывание ответа – 30 секунд. Команда "Посейдон" задает вопросы команде "Зевс".
- По карте "Древняя Греция", покажите, на какие части делилась Греция?
- Какие мифы Древней Греции вы знаете?
- На какие группы делилось свободное население Афин (Аттики)?
- Каких богов Древней Греции вы знаете?
- Кто такой Солон, и какие реформы он провел в Афинах?
1 ведущий: Теперь очередь команды "Зевс". Пожалуйста.
- Покажите на карте Лаконику и Мессению.
- Какие известные поэмы Древней Греции рассказывают о Троянской войне? Кто их создал?
- Каким занятиям благоприятствовали природные условия Аттики?
- Чем состав населения в Спарте отличался от состава населения в Аттике?
- Кратко изложите миф о Прометее.
2 ведущий: Жюри просим подвести итоги. Жюри подводит итоги разминки.
1 ведущий: Следующий конкурс – конкурс художников. Задача художников: изобразить капитанов в шутку в боевых доспехах.
2 ведущий: Пока художники будут рисовать, командам предлагается следующий конкурс. Капитаны команд должны разгадать один и тот же кроссворд. Кто быстро и правильно это сделает?
Кроссворд
6.О | |||||||||||
1.А | Д | ||||||||||
Т | 3.С | 4.П | 5.А | И | |||||||
Т | 2.Д | П | Е | Г | С | ||||||
И | А | А | Р | О | С | ||||||
К | Р | Р | И | Р | Е | ||||||
1.А | Р | И | С | Т | О | К | Р | А | Т | И | Я |
Й | А | Л |
По горизонтали:
1. Название правления в Афинах.
По вертикали:
1. Название полуострова на юго-востоке Средней Греции.
2. Персидский царь.
3. Столица Лаконии.
4. Стратег, который правил Афинами, в течении 15 лет.
5. Рыночная площадь в Афинах.
6. Название поэмы Гомера.
1 ведущий: А чтобы не скучали наши болельщики, мы для них предлагаем викторину.
1. Когда войну выиграла всего одна лошадь?
2. Можно ли высечь море? Если да, то кто это сделал?
3. От какого события ведет историю Марафонский бег?
4. Назовите предводителя персов, сына Дария.
5. Назовите источники рабства в Греции.
6. Какую речь мы называем лаконичной?
7. Назовите богиню любви и красоты.
8. Что означает слово "аристократ"?
9. Что такое "триера"?
10. Какой знаменитый порт находился в шести километрах от Афин?
2 ведущий: Теперь все внимание нашим капитанам и художникам. Жюри, покажите, пожалуйста, рисунки и объявите результаты. Жюри подводит итоги.
1 ведущий: Сейчас проводим конкурс "Реклама". Команда рекламирует историческую книгу по Древней Греции, которую они прочитали и которую хотят посоветовать прочитать.
Команда "Зевс", пожалуйста. После выступления этой команды, команда "Посейдон".
2 ведущий: Следующий конкурс на "Выставке картин в музее". Команде необходимо рассказать содержание картины.
2 ведущий: Жюри, объявите, пожалуйста, результаты.
Слово жюри.
1 ведущий: Итак, домашнее задание, каждая команда представляет сценку из истории Древней Греции. Команда "Посейдон", пожалуйста.
2 ведущий: А теперь последний конкурс. Конкурс на лучшее стихотворение, песню о Древней Греции.
Команды, пожалуйста.
Жюри подводит итоги.
Победителю вручается грамота:
ГРАМОТА
"Сия подтверждает, что команда ………… класса 5 "а" участие в КВН приняла, обретя в сердце своем знания великие, и в зело трудной борьбе заняла I место.
Радуйтесь, отроки, ибо как солнце щедро дарит тепло и свет, так и история дарит тайны своим добрым людям, пытливым натурам.
А дана сия грамота в лето ……., месяца…………., дня……"
В 2003 году в школе проводился семинар завучей района. Учителя представили открытые уроки. Из них был урок истории в 10 классе по теме: "Великие Русские полководцы".
Эпиграф: "Гордиться славою своих предков
не только можно, но и должно,
не уважать оной есть постыдное
малодушие".
А.С. Пушкин
Цель и задачи урока:
- Показать роль полководцев в российской истории, их заслуги перед Отечеством.
- Развивать умение давать характеристику историческим личностям, работать с исторической картой.
- Воспитание нравственных качеств и патриотических чувств.
Оборудование: учебник, карта, художественная литература, магнитофон, портреты полководцев, сборник текстов, гитара.
ХОД УРОКА
I. Проверка знаний.
1. Развернутые ответы учащихся:
1) Императрица Елизавета Петровна
2) Император Петр III Федорович
3) Императрица Екатерина II
2. Работа по карточкам
II. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя: Название темы, план урока, актуальность темы, цели урока.
Учащиеся записывают в тетрадь тему и план урока:
- П.А. Румянцев
- Г.А. Потемкин
- А.В. Суворов
Далее учитель дает краткую характеристику художественным книгам, посвященным русским полководцам (выставка книг).
Свою жизнь полководцы посвятили служению России, своему Отечеству.
Учащиеся:
РОССИЯ
Враждующих скорбный гений
Братским вяжет узлом
И зло в тесноте сражений
Побеждается горшим злом.
Взвивается стяг победный
Что в том, Россия, тебе?
Пребудь смиренной и бедной
Верной своей судьбе.
Сильна, ты нездешней мерой,
Нездешней страстью чиста
Неутоленною верой
Твои запеклись уста.
Дай слов за тебя молиться
Понять твое бытие
Твоей тоске причаститься
Сгореть во имя твое!
Далее учитель раскрывает 1 и 2 вопросы, используя при объяснении карту, портреты, музыкальные вставки, привлекает краеведческий материал о создании Азово-Моздокской оборонительной линии, основании г. Георгиевска.
Третий вопрос темы учащиеся раскрываю самостоятельно.
Ученик: А.В. Суворов
Как странно видеть эти письмена,
Что прямо на полу, на серых плитах:
При полных титулах и званьях имена князей,
Княгинь и прочих именитых
"Под камнем сим…" – но дальше не прочесть,
Лишь по обрывкам слов, ногами стертых
Понять нетрудно, за какую честь
Спесивых закопали здесь и гордых.
Но есть плита – простая, как солдат;
К ней подойди безмолвно и сурово –
На ней ни титулов, ни званий, ни наград,
А просто подпись:
"Здесь лежит Суворов".
Пройдя полсвета, он обрел покой,
Оставя навсегда солдат бывалых
Почти у всех границ земли родной
И на альпийских горных перевалах.
Когда б ему привстать мы помогли
И клич его услышали просторы –
К нему полки пришли б из-под земли!
Но… Тяжела плита
И спит Суворов.
Далее выступают учащиеся:
- Неизвестные страницы биографии А.В. Суворова
- Взятие Измаила, Итальянский и Швейцарский походы.
- Вклад А.В. Суворова в российское военное искусство.
После выступлений учащихся, слово предоставляется учителю, который проводит параллель с современностью.
Не посрамили русское оружие и следующие поколения офицеров: в годы Великой Отечественной войны, в боях в Афганистане, Чечне.
Всем российским офицерам посвящается песня.
Звучит песня, в исполнении учащихся, "Господа офицеры
В заключении урока подводят итоги урока и его закрепление.
- Какую роль сыграли полководцы в истории России?
- В чем проявился их патриотизм?
- Работа с картой
- Проведение тестирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уроки истории - уроки жизни.
Дело учителя – это выражение его личности, его гражданской и педагогической позиции, отношения к своему труду. Жизнь настоящего учителя не делится на "урочную" и "послеурочную", профессиональную и личную. Это не часы, уроки, занятия, а постоянное высокое напряжение души, непрекращающаяся дума, забота и тревога о детях, их человеческом росте, самоотдача им лучшего в себе. И делается это не по приказу свыше, а по велению собственного сердца, потому что учитель – это человек, которому "больше всех надо" и который отвечает за все.
Жизнь учителя – это непрекращающееся восхождение к высотам человеческой культуры, стремление "быть с веком наравне", непрерывное самовоспитание и учение. Все доброе, плодоносящее, прогрессивное впитывается им, становится личным достоянием и, в конце концов, отдается делу. Счастье учителя – в воспитании человека высокой нравственности, подлинной культуры и интеллигентности, обостренной совести и долга, человека, которому можно доверить оружие солдата, права и обязанности гражданина.
Открытость учителя, всей его жизни, искренне внимание к внутреннему миру учеников, понимание их состояния рождает у детей ответное доверие к педагогу, желание идти за ним. При этом опора на лучшее в каждом воспитание, поддержка и развитие этого лучшего становятся плавным средством духовного и душевного возвышения детей.
Самое главное и самое сложное сейчас – преодоление стереотипов мышления, изменение педагогического сознания, освобождение от ошибочных представлений, поиск новых, отвечающих требованиям современности подходов к обучению и воспитанию подрастающих поколений.
История – форма и средство познания действительности. Но эта действительность не однозначна. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить великие свершения прежних времен, использовать все положительное, что было в прошлом. Ведь извечно желание здорового общества: так воспитывать детей, чтобы они наследовали и приумножали материальные и духовные ценности, созданные человечеством.
История – это проявление души народа, его золотой запас. А.С. Пушкин справедливо утверждал: "Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости".
Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека.
В истории нашего народа – уникальный духовный опыт, богатейшие интеллектуальные и нравственно-эстетические силы, неисчерпаемые душевные россыпи и энергия творческого ума. Лучшие черты народного характера – это безграничная любовь к Отчизне, чувство гражданского долга перед ней; самоотверженность в труде; обостренная совесть.
Изучение истории призвано помочь нам преодолеть то, что было отрицательного в прошлом.
Продукт общеобразовательной школы не рабочий, не крестьянин, не служащий, а личность.
Стать личностью – значит осознать себя человеком человечества, впитать в себя непреходящие ценности духовной культуры, созданной многовековым народным опытом, и вовлечь эти ценности как созидательную силу в трудовую социально значимую деятельность, в общественную жизнь, в человеческие отношения, в повседневный быт.
Личность – это гражданин, активно и сознательно участвовавший в свершениях своего народа.
Урок истории состоится лишь тогда, когда на основе исторических знаний, суждений, обобщений возникает душевное волнение, а в иных случаях – и потрясение. Подлинный урок интеллектуален и эмоционален одновременно. Он должен стать первоисточником развития интеллекта ученика, его эмоциональной культуры, воображения, памяти. А историческая память – фундамент подлинного патриотизма, уважительного, более того – любовного отношения к прошлому своего великого народа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вяземский В.В., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М., 2005.
2. Гавриликов В.А. Мудрость веков – молодым. Краснодар, 1987.
3. Донской Г.М. Нравственное воспитание в обучении истории. М., 1986.
4. Кравченко А.И. Обществознание. М., «Русское слово», 2007.
5. Миронов Г.Е. История Государства Российского. М., 2003.
6. Нарочницкая Н.А. Россия и русские в мировой истории. М., 2006.
7. Печень Н.Н. Воспитание воинов русской армии отечественной историей. М., 1999.
8. Пушкин А.С. Сочинение в трех томах. М., 1987.
9.Поляков Л.В. Глобальный мир в XXI веке. М., «Просвещение», 2008.
10. Сахаров А.Н., В.И. Буганов. История России. М., 2006.
11. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. М., 2000.
12. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. М., 1999.
13. Филиппов В.М. Обновление школы. М., 2002.
14. Филиппов А.В. История России 1945-2008г.г. М., 2008.
15. Федотов Г.П. Судьба и грехи России. М., 2000.
16. Чичерин Б.Н. Русское общество 40-50-х г.г.
[1] Филиппов В.М. Обновление школы. М., 2002, с. 50.
[2] Цитата по: Гавриликов В.А. Мудрость веков – молодым. Краснодар, 1987. с. 18.
[3] Цитата по: Миронов Г.Е. История Государства Российского. М., 2003., с. 16.
[4] Там же – с. 47.
[5] Федотов Г.П. Судьба и грехи России. М., 2000.-Т 1 – с. 45.
[6] Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. М., 2000., с. 178.
[7] Сахаров А.Н., В.И. Буганов История России. М., 2000, с. 52.
[8] Сухомлинский В.А. Письма к сыну. М., 1989., с. 35.
[9] Кравченко А.И. Обществознание. М., "Русское слово", 2000, с. 338.
[10] Современники. Жизнь и деятельность Е.Р. Доликовой и Н.И. Новикова. - М., 1991. – с. 176.
[11] Печень Н.Н.: Воспитание воинов русской армии отечественной историей. М., 1999.- с.46-47.
[12] Чичерин Б.Н.: Русское общество 40-50-х г.г. XIX в. М., 2001.- с.124.
[13] Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю.: Методика преподавания истории в школе. М., 1999, - с. 17.
[14] Преподавание истории в школе. М., 1989 – с. 23.
[15] Лейбенгруб П.С. Идейно-нравственное воспитание в обучении истории. М., 1989, с. 73.
[16] Пушкин А.С. Сочинение в трех томах. М., 1987, Т. 2, с. 88
[17] Донской Г.М. Нравственное воспитание в обучении истории. Н., 1986, с. 93
[18] Цитата по книге Мудрость воспитания. М., 1988, с. 263
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Многообразие форм воспитания и обучения на уроках истории.
Материал содержит рекомендации по проведению игр на уроках истории....
Теоретический материал по теме: "Нравственное воспитание учащихся в обучении истории"
Освещение проблемы нравственного воспитания в методической литературе. Структура нравственных знаний. Методика формирования нравственных знаний о труде. Методиче...
Концепция "Нравственное воспитание в обучении истории"
Нравственное воспитание в обучении истории...
Статья "История воспитания и обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в России".
Статья посвящена проблеме изучения, воспитания и обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в различные исторические периоды в России.Ключевые понятия: обучающиеся с умственной отстал...
Наглядность как принцип в обучении и воспитании детей в истории педагогики
Принцип наглядности является одним из наиболее популярным и интуитивно понятным. Этот принцип используется еще с древних времен. Россия и ее школы на протяжении трех столетий проявляли и проявляют жив...
Доклад « Современные технологии обучения и воспитания на уроках истории и обществознания в школе поликультурного типа»
Городское методическое объединение учителей истории и обществознания19.11.14время доклада: 25 минутДоклад« Современные технологии обучения и воспитания на уроках истории и обществознания в школе...
Презентация к докладу « Современные технологии обучения и воспитания на уроках истории и обществознания в школе поликультурного типа»
Городское методическое объединение учителей истории и обществознания19.11.14...