Теоретический материал по теме: "Нравственное воспитание учащихся в обучении истории"
презентация к уроку по истории (7 класс) на тему

Коробкова Татьяна Евгеньевна
Освещение  проблемы нравственного воспитания в методической литературе.
 
 
Структура нравственных знаний.
 
 
Методика формирования нравственных знаний о труде.
 
 
Методические разработки познавательных задач по формированию нравственных знаний о труде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_trud.pptx38.97 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нравственное воспитание учащихся в обучении истории формирование нравственны знаний о труде Учитель истории ГБОУ Гимназия 1748 «Вертикаль» г. Москва Коробкова Т. Е.

Слайд 2

План Освещение проблемы нравственного воспитания в методической литературе. Структура нравственных знаний. Методика формирования нравственных знаний о труде. Методические разработки познавательных задач по формированию нравственных знаний о труде.

Слайд 3

Освещение проблемы нравственного воспитания в методической литературе. В 20-30 ые гг. - советская теория нравственного воспитания. Принципы коммунистической нравственности: борьба за построение коммунизма, коллективизм, уважение к социалистической собственности, воспитание активного бойца ради будущего. В 40-50 ые гг. главный лозунг воспитания- борьба за дело пролетариата. Главные понятия : дисциплина, товарищество, патриотизм, долг, честь. Особое внимание уделялось формированию нравственных убеждений. Убеждение- это такое знание, суждение, мнение, которое связано с глубоким признанием и переживанием. Это то, что глубоко прочувственно, пережито. В 60-80-ые гг. главная цель- воспитание всесторонне развитой личности. Рассматривается проблема с учетом возраста. Проблема выработки оценочных суждений. В 90-ые гг. делается упор на общечеловеческие моральные ценности. Главные нравственные понятия: традиции, патриотизм, гуманизм, долг, совесть, гражданственность. На современном этапе главные нравственные понятия: гуманистические, демократические , традиционные ценности многонационального российского общества, патриотизм, долг перед Родиной, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку .

Слайд 4

Структура нравственных знаний Нравственные знания: - нравственные представления ( информативно- фиксирующая функция); - нравственные понятия ( обобщающая, систематизирующая, оценивающая функция); - нравственные оценочные суждения ( нравственно- регулирующая, корректирующая, побуждающая функция)

Слайд 5

Методика формирования нравственных знаний о труде Труд- это нравственная категория. Раскрытие нравственных категорий: 1) трудовые традиции ( производственные и нравственные); 2) трудолюбие ( желание человека трудиться для общества, стремление к новым результатам в труде); 3) отношение к людям труда .

Слайд 6

Методические приемы для формирования нравственных знаний о труде. 1. Нравственное просвещение. 2. Использование межпредметных связей. 3. Использование художественной литературы. 4. Использование познавательных задач.

Слайд 7

Методические разработки познавательных задач по формированию нравственных знаний о труде Задачи различаются по содержанию: 1) отработка понятия трудолюбие; 2) на формирование оценки трудовой деятельности; 3) на формирование понятия трудовые традиции

Слайд 8

Примеры задач: Киевский мастер заканчивал чеканку серебряной чаши для Десятинной церкви. Он был весь поглощен своей работой, и его лицо, разогретое внутренним волнением, показалось сыну, который следил за его работой , особенно привлекательным. Любовно оглаживая свою работу, отец сказал: « Надо бы надпись вырезать. Пиите из нея вси - Сможешь?» У сына радостно вспыхнули глаза: не впервой отец доверял ему такие надписи; гордясь, ставил он их на различных изделиях. О каком ремесле идет речь? Сделайте вывод об отношении ремесленников к своему труду, докажите свое мнение. С какой целью, по вашему мнению, отец привлекает сына к своей работе?

Слайд 9

Примеры задач Мастер заходит в свою мастерскую ( 17 в). На высоком топчане лежали топоры, серпы, лопаты, замки, наконечники для стрел, носовые кольца для быков. По стенам уже насаженные косы, в углу грудились железные шины для колес, а рядом уже готовые для продажи, стояли ухваты и сковородники. Всю душу вкладывал он в свой труд. Особенно приятно было слышать ему, что почитают его даже в соседнем монастыре не за молитвы, не за богатые дары, а за его дело- витое кружево церковных ворот , изготовленных им для монастыря. О каком ремесле идет речь? Охарактеризуйте отношение мастера к своему труду?

Слайд 10

Примеры задач По преданию мастера Виричевы ( 17 в. отец, сын, внук) создавали часы на Фроловской башне Кремля по повелению царя. Как- то раз, увлеченные своей работой, они забыли помолиться утром в соседней церкви, радуясь, что работа спорится. Мастера за это выпороли, т.к. был праздничный день, в который не полагалось работать. Какой вывод можно сделать из этого факта? Один из любимых былинных героев Руси Микуля Селянинович говорил: « Я знаю всю правду- истину. Не в забаву игру трачу силу свою: Я хлеб ращу, я народ кормлю, Людям счастья несу…» Что понимает Микуля под правдой – истиной? Как выражено в его словах отношение к труду, к людям труда?

Слайд 11

Примеры задач С любопытством присматривался Алеша к работе учителя- мастера Николая, который славился во Владимире. Сейчас мастер изготавливал медные боевые гири. Видя, с каким вниманием присматривается ученик к его работе. Николай охотно рассказывал, что нужно делать. Алешке не терпелось. Однажды, оставшись один, он взял два куска воска и начал лепить модель гири. Получился уродливый комочек. Подняв голову, увидел учителя. « Ничего, Алеша, выучишься,- услышал он. Скоро только сказки сказываются, а для работы нужно ученье, смотри…» В несколько приемов Николай сделал восковую модель. После этого случая понял Алеша, что…» О каком ремесле идет речь? Как вы думаете, что понял Алеша? Как относится мастер к своему ученику? В чем он видел условие овладения ремеслом?

Слайд 12

Примеры задач « Зодчие, возводя собор в Москве, целый день проводили на лесах, обмеряя кокошники, зубчики, впадины и прочие многочисленные архитектурные детали. Трудная работа началась, когда дело дошло до сооружения глав. Барма и Постник нашли различные приемы их отделки. Форма у всех одинаковая- луковичная. Но много фантазии и изобретательности вложили гениальные зодчие. Одна главка напоминает кедровую шишку из русского бора, по другой извивались причудливые зигзаги, третью покрывала чешуя чудовищной рыбы, четвертая разделялась на дольки вертикальными надрезами, а на следующей надрезы шли спиралями». О строительстве какого собора идет речь? Когда и в честь какого события он был построен? Как история создания собора показывает, что такое творчество в труде? Почему без творчества труд в тягость

Слайд 13

Примеры задач В мастерскую Ивана Федорова пришел боярин Басманов. Первопечатник только выхватил из горна большую металлическую ложку с расплавленной смесью свинца и сурьмы: - Посторонитесь, боярин! Обжечь ненароком могу. Разлил жидкий металл по формочкам, вытер пот со лба и только тогда подошел к Басманову: - Прости, боярин. Литье- дело срочное, промедления не терпит. - Ловко работаешь, Федоров. Тебе бы не буковки, а пушки лить. - Может, и такое время придет, боярин. Только то, что буковки по миру разнесут, того ни пушками, ни саблями не убьешь…». Охарактеризуйте на основании этого эпизода Ивана Федорова.

Слайд 14

Примеры задач Предание рассказывает, что кузнеца Ждана Виричева, починившего сложные часы иностранной работы, царь повелевает доставить в Москву, чтобы сделал он часы на Фроловской башне Кремля. Кузнеца привели в башню. Мозг его заработал лихорадочно, энергично: « Он с надеждой глянул на мешок с инструментами, и , как всегда в подобных случаях, ощутил в них первых помощников. Для него было что- то магическое в молотах, клещах, зубилах, пилах, мелких наковальнях, кои не поленился он забрать с собой. С ними ему стало не страшно- они часть его самого. Их прочность передается ему, его умение , его мозг приходят, казалось, к этому железу, и вместе они составляли несокрушимую силу. А, если к этому на помощь сын, а ему на помощь внук…» В чем видит мастер залог своего успешного труда?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая тема: « Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках литературы».

Методическая тема:« Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках литературы»....

аттестационный материал по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к народному творчеству».

В работе отражена теоретическая и практическая сторона вопроса о нравственно-патриотическом воспитании дошкольников через приобщение к народному творчеству. Не секрет, что современная Россия прео...

презентация на тему "нравственно патриотическое воспитание"

Презентация расскрывает вопрос нравственно-патриотического воспитания и помогает воспитателям понять главные аспекты этого вопроса...

Презентация на тему: "Нравственно - патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста посредством художественной литературы."

Нравственно - патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста посредством художественной литературы....