Рабочая программа "Вокруг света"
рабочая программа по географии (7 класс)

Ботулева Елена Владимировна

Богатое содержание курса географии предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и внеурочное время. Внеклассная работа способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию учащихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда. У ребят формируется потребность применять знания в повседневной жизни.

Цель программы:  развитие творческой личности, способной к успешной самореализации в современном мире, через целенаправленное приобщение к географической культуре.

Задачи:

  1. Создание условий для освоения учащимися навыков самостоятельной творческой деятельности при выполнении заданий повышенного уровня сложности.

  2. Формирование умения работы с источниками географической информации у обучающихся;

  3. Формирование навыка исследовательской деятельности при решении проблемных вопросов географии;

  4. Воспитание географической культуры школьников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vokrug_sveta.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Факультатив по географии

«Вокруг света»

8 класс

Программу составила

учитель географии и биологии  

Ботулева Елена Владимировна

2017                

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Богатое содержание курса географии предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и внеурочное время. Внеклассная работа способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию учащихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда. У ребят формируется потребность применять знания в повседневной жизни.

Цель программы:  развитие творческой личности, способной к успешной самореализации в современном мире, через целенаправленное приобщение к географической культуре.

Задачи:

  1. Создание условий для освоения учащимися навыков самостоятельной творческой деятельности при выполнении заданий повышенного уровня сложности.
  2. Формирование умения работы с источниками географической информации у обучающихся;
  3. Формирование навыка исследовательской деятельности при решении проблемных вопросов географии;
  4. Воспитание географической культуры школьников.

Программа «Вокруг света» рассчитана на 34 часа, из расчета - 1 час в неделю. Программа факультатива рассчитана на учащихся  8-го класса.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых метапредметных компетенций. В этом направлении приоритетами для программы факультатива являются:

  • учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства, владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Сюда входят умения выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым явлениям; работать со справочной литературой,; оформить результаты своей деятельности (построение диаграмм, графиков,  таблиц, создание презентаций);
  • коммуникативные компетенции  - это владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника  и признавать право на иное мнение;  делать выводы по ходу обсуждения и подводить итоги обсуждения;
  • информационные компетенции формируют  умения  подбирать, обрабатывать, обобщать  информацию  из разных источников и делать выводы; осуществлять классификацию анализируемой информации; представлять  информацию в обобщенной форме в  виде графиков, таблиц и диаграмм в письменных отчетах и  электронных  презентациях;
  • проблемные компетенции  формируют  умения определять проблемную ситуацию и способы её решения; анализировать, сравнивать, обобщать  и делать выводы  через наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование.
  • компетенции личностного самосовершенствования направлены на соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Содержание программы факультатива способствует развитию деятельности:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественно – научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника  и признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных  источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением выдвигать возможные результаты своих действий;
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства.

В процессе занятий обучающиеся должны:

Знать:

  1. Вклад Великих учёных в развитие науки;
  2. Основные особенности формы, размеров, характера вращений Земли и их географических последствий;
  3. Природные рекорды на материках и океанах;
  4. Особенности стран мира и народонаселения;
  5. Приёмы работы с источниками географической информации;
  6. Географическая терминология.

Уметь:

  1. Проводить измерения, с использованием различных приёмов и приборов;
  2. Проводить исследование на основе накопленных фактов;
  3. Читать и анализировать различные источники географической информации, в том числе географическую карту – как величайшее творение человечества;
  4. Решать географические задачи.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. Ориентирования в потоке географической информации;
  2. Умения решать географические задачи
  3. Повышения собственной географической культуры.

Основной формой организации факультативных занятий является классно – урочная.  В программе запланированы внеаудиторные занятия (библиотечные занятия). В ходе работы по реализации программы факультатива запланированы индивидуальные консультации с учащимися.

Для реализации задач программы факультатива «Вокруг света», используются технологии личностно-ориентированного и проблемного обучения. Основными методами являются частично – поисковый, исследовательский, репродуктивный.

 Тематический план

п.п.

Перечень тем и

разделов

Количество часов

Виды и формы

деятельности

1

Введение.

1 ч.

Беседа

2

Источники географической информации. Карта – величайшее творение человечества.

5 ч.

Лекция Практикум

3

Путешествие по материкам и океанам. Рекорды планеты.

5 ч.

Лекция + практическое занятие

4

Природа Земли

14 ч.

Семинар - практикум

5

Страны мира

8 ч.

Практикум

6

Заключение

1 ч.

Итоговое обобщение

  Всего – 34 часа        

Список использованной литературы.

  1. В.А. Низовцев «География. Школьные олимпиады», Москва, Айрис – Пресс, 2006 год

  1. Наумов А.С. «По материалам олимпиад NationalGeographicи Всероссийской олимпиады», Москва, Аст – Астрель, 2007 год

  1. Селищев Е.Н «География для любознательных или о чем ты не узнаешь на уроках географии», Ярославль, Академия Развития, 2006 год

  1. Андреев А. А. Знания или компетенции // Высшее образование в России. — 2005. — № 2. — С. 3-11.

  1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. — 2003. — № 10. — С. 8-4.

  1. Методический сборник «Развитие исследовательской деятельности учащихся», Москва, «Народное образование», 2001 год.

Календарно-тематическое планирование

Название темы

Кол-во часов

Дата

Содержание темы

1

Введение.

1

Организация занятий по теме факультатива. Требования по работе. Определение требований к учебной организации учащихся в ходе реализации программы факультатива

Демонстрации: программа факультатива «Занимательная география»

2-6

Карта – величайшее творение человечества.

5

Основные источники географической информации: глобус, справочники, географические сайты. Типы географических карт. Географическая карта в профессиях. Великие учёные древности и современности, внёсших вклад в развитие науки география.

Демонстрации: атлас, географические карты, портреты учёных – географов

2

Источники географической информации.

1

.

3

История географической карты, глобуса.

1

4

Типы географических карт.

1

5

Географическая карта в профессиях.

1

6

Изображение рельефа на карте.

1

7-11

Путешествие по материкам и океанам.

5

Занимательный материал по материкам (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия). Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитных карточек материков. Построение профиля каждого материка. Океаны Земли: особенности рельефа и природы.

Демонстрации: презентации «Материки и океаны Земли», видеоматериал «Эта удивительная планета», энциклопедии

7

Африка – материк коротких теней.

1

8

Южная Америка – материк чудес.

1

9

Северная Америка – знакомый незнакомец.

1

10

Евразия – музей природы планеты Земля.

1

11

Австралия – маленький великан. Антарктида – холодное сердце.

1

12-25

Природа Земли

14

Удивительное разнообразие природы Земли. Научное объяснение разнообразия климатов Земли. Геологическое прошлое планеты. Проблемы изменения климата и как следствие природы планеты. Разнообразие природных зон и комплексов Земли. Евразия, как пример полной картины природы Земли. Значение Антарктиды и океанов в климате Земли. Демонстрации:видеоматериал «Природные зоны Земли», «История развития жизни на планете Земля», энциклопедии, справочники, хрестоматии.

12

Шельфовые моря России.

1

13

Байкал - жемчужина Сибири.

1

14

Каменный пояс земли Руссой.

1

15

Ленские столбы.

1

16

Анабарское плато, плато Путорана.

1

17

Долина гейзеров Камчатки.

1

18

Кунгурская ледяная пещера.

1

19

Валдайская возвышенность - исток реки Волги.

1

20

Древнерусские города «Золотого кольца России».

1

21

Москва златоглавая.

1

22

Кавказ - молодое горное сооружение.

Минеральные источники Кавказа.

1

23

Оймякон - полюс холода северного полушария.

1

24

Малые народы северной земли.

1

25

Города Нижегородской области.

1

26-33

Страны мира

8

Разнообразие стран мира. Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности. Изменения на карте мира. Спорные территории. Рекорды стран «Самая, самое, самый». Россия – как самое большое государство мира: проблемы и перспективы развития страны.

Демонстрация: политическая карта мира, Справочник «Страны мира», Энциклопедия.

26

История формирования политической карты мира.

1

27

Страны малютки. Ватикан. Андорра. Лихтенштейн.

1

28

Нефтедобывающие страны. Саудовская Аравия.

Страны Ближнего Востока. Сирия. Ливан.

1

29

Страны Европы. Швейцария.

1

30

Россия – многонациональная страна

1

31

Глобальная проблема: «Мирное существование стран».

1

32-33

Регионы мира и международные организации

2

34

Заключение

1

Обобщение и контроль усвоения материала по программе факультатива. Итоговое тестирование учащихся. Самоанализы учащихся по работе факультатива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по физике для обучающихся 9 класса "Свет. Прямолинейное распространение света".

Презентацию к уроку физике по теме "Свет. Прямолинейное распространение света" можно использовать при изучении главы "Оптические явления" в основной школе (9 класс). ...

Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс

На уроке учащиеся знакомятся  с естественными и искусственными источниками света, законом прямолинейного распространения света, с природой солнечных и лунных затмений, закрепяют умение построения...

презентация к уроку по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс

Интерактивная презентация к уроку "Источники света. Распространение света" 8 класс , содержит небольшой тест....

Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс

Разработка урока на котором  учащиеся знакомятся с естественными и искусственными источниками света,  законом прямолинейного распространения света, рассмотривают природу солнечных и лунных з...

Источники света.Распространение света

Урок на тему "Источники света.Распространение света " Глава  "Световые явления"  8 класс...