Рабочая программа "Вокруг света"
рабочая программа по географии (7 класс)
Богатое содержание курса географии предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и внеурочное время. Внеклассная работа способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию учащихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда. У ребят формируется потребность применять знания в повседневной жизни.
Цель программы: развитие творческой личности, способной к успешной самореализации в современном мире, через целенаправленное приобщение к географической культуре.
Задачи:
Создание условий для освоения учащимися навыков самостоятельной творческой деятельности при выполнении заданий повышенного уровня сложности.
Формирование умения работы с источниками географической информации у обучающихся;
Формирование навыка исследовательской деятельности при решении проблемных вопросов географии;
Воспитание географической культуры школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vokrug_sveta.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Факультатив по географии
«Вокруг света»
8 класс
Программу составила
учитель географии и биологии
Ботулева Елена Владимировна
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Богатое содержание курса географии предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и внеурочное время. Внеклассная работа способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию учащихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда. У ребят формируется потребность применять знания в повседневной жизни.
Цель программы: развитие творческой личности, способной к успешной самореализации в современном мире, через целенаправленное приобщение к географической культуре.
Задачи:
- Создание условий для освоения учащимися навыков самостоятельной творческой деятельности при выполнении заданий повышенного уровня сложности.
- Формирование умения работы с источниками географической информации у обучающихся;
- Формирование навыка исследовательской деятельности при решении проблемных вопросов географии;
- Воспитание географической культуры школьников.
Программа «Вокруг света» рассчитана на 34 часа, из расчета - 1 час в неделю. Программа факультатива рассчитана на учащихся 8-го класса.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых метапредметных компетенций. В этом направлении приоритетами для программы факультатива являются:
- учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства, владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Сюда входят умения выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым явлениям; работать со справочной литературой,; оформить результаты своей деятельности (построение диаграмм, графиков, таблиц, создание презентаций);
- коммуникативные компетенции - это владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; делать выводы по ходу обсуждения и подводить итоги обсуждения;
- информационные компетенции формируют умения подбирать, обрабатывать, обобщать информацию из разных источников и делать выводы; осуществлять классификацию анализируемой информации; представлять информацию в обобщенной форме в виде графиков, таблиц и диаграмм в письменных отчетах и электронных презентациях;
- проблемные компетенции формируют умения определять проблемную ситуацию и способы её решения; анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы через наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование.
- компетенции личностного самосовершенствования направлены на соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Содержание программы факультатива способствует развитию деятельности:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественно – научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением выдвигать возможные результаты своих действий;
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства.
В процессе занятий обучающиеся должны:
Знать:
- Вклад Великих учёных в развитие науки;
- Основные особенности формы, размеров, характера вращений Земли и их географических последствий;
- Природные рекорды на материках и океанах;
- Особенности стран мира и народонаселения;
- Приёмы работы с источниками географической информации;
- Географическая терминология.
Уметь:
- Проводить измерения, с использованием различных приёмов и приборов;
- Проводить исследование на основе накопленных фактов;
- Читать и анализировать различные источники географической информации, в том числе географическую карту – как величайшее творение человечества;
- Решать географические задачи.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Ориентирования в потоке географической информации;
- Умения решать географические задачи
- Повышения собственной географической культуры.
Основной формой организации факультативных занятий является классно – урочная. В программе запланированы внеаудиторные занятия (библиотечные занятия). В ходе работы по реализации программы факультатива запланированы индивидуальные консультации с учащимися.
Для реализации задач программы факультатива «Вокруг света», используются технологии личностно-ориентированного и проблемного обучения. Основными методами являются частично – поисковый, исследовательский, репродуктивный.
Тематический план
№ п.п. | Перечень тем и разделов | Количество часов | Виды и формы деятельности |
1 | Введение. | 1 ч. | Беседа |
2 | Источники географической информации. Карта – величайшее творение человечества. | 5 ч. | Лекция Практикум |
3 | Путешествие по материкам и океанам. Рекорды планеты. | 5 ч. | Лекция + практическое занятие |
4 | Природа Земли | 14 ч. | Семинар - практикум |
5 | Страны мира | 8 ч. | Практикум |
6 | Заключение | 1 ч. | Итоговое обобщение |
Всего – 34 часа
Список использованной литературы.
- В.А. Низовцев «География. Школьные олимпиады», Москва, Айрис – Пресс, 2006 год
- Наумов А.С. «По материалам олимпиад NationalGeographicи Всероссийской олимпиады», Москва, Аст – Астрель, 2007 год
- Селищев Е.Н «География для любознательных или о чем ты не узнаешь на уроках географии», Ярославль, Академия Развития, 2006 год
- Андреев А. А. Знания или компетенции // Высшее образование в России. — 2005. — № 2. — С. 3-11.
- Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. — 2003. — № 10. — С. 8-4.
- Методический сборник «Развитие исследовательской деятельности учащихся», Москва, «Народное образование», 2001 год.
Календарно-тематическое планирование
№ | Название темы | Кол-во часов | Дата | Содержание темы |
1 | Введение. | 1 | Организация занятий по теме факультатива. Требования по работе. Определение требований к учебной организации учащихся в ходе реализации программы факультатива Демонстрации: программа факультатива «Занимательная география» | |
2-6 | Карта – величайшее творение человечества. | 5 | Основные источники географической информации: глобус, справочники, географические сайты. Типы географических карт. Географическая карта в профессиях. Великие учёные древности и современности, внёсших вклад в развитие науки география. Демонстрации: атлас, географические карты, портреты учёных – географов | |
2 | Источники географической информации. | 1 | . | |
3 | История географической карты, глобуса. | 1 | ||
4 | Типы географических карт. | 1 | ||
5 | Географическая карта в профессиях. | 1 | ||
6 | Изображение рельефа на карте. | 1 | ||
7-11 | Путешествие по материкам и океанам. | 5 | Занимательный материал по материкам (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия). Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитных карточек материков. Построение профиля каждого материка. Океаны Земли: особенности рельефа и природы. Демонстрации: презентации «Материки и океаны Земли», видеоматериал «Эта удивительная планета», энциклопедии | |
7 | Африка – материк коротких теней. | 1 | ||
8 | Южная Америка – материк чудес. | 1 | ||
9 | Северная Америка – знакомый незнакомец. | 1 | ||
10 | Евразия – музей природы планеты Земля. | 1 | ||
11 | Австралия – маленький великан. Антарктида – холодное сердце. | 1 | ||
12-25 | Природа Земли | 14 | Удивительное разнообразие природы Земли. Научное объяснение разнообразия климатов Земли. Геологическое прошлое планеты. Проблемы изменения климата и как следствие природы планеты. Разнообразие природных зон и комплексов Земли. Евразия, как пример полной картины природы Земли. Значение Антарктиды и океанов в климате Земли. Демонстрации:видеоматериал «Природные зоны Земли», «История развития жизни на планете Земля», энциклопедии, справочники, хрестоматии. | |
12 | Шельфовые моря России. | 1 | ||
13 | Байкал - жемчужина Сибири. | 1 | ||
14 | Каменный пояс земли Руссой. | 1 | ||
15 | Ленские столбы. | 1 | ||
16 | Анабарское плато, плато Путорана. | 1 | ||
17 | Долина гейзеров Камчатки. | 1 | ||
18 | Кунгурская ледяная пещера. | 1 | ||
19 | Валдайская возвышенность - исток реки Волги. | 1 | ||
20 | Древнерусские города «Золотого кольца России». | 1 | ||
21 | Москва златоглавая. | 1 | ||
22 | Кавказ - молодое горное сооружение. Минеральные источники Кавказа. | 1 | ||
23 | Оймякон - полюс холода северного полушария. | 1 | ||
24 | Малые народы северной земли. | 1 | ||
25 | Города Нижегородской области. | 1 | ||
26-33 | Страны мира | 8 | Разнообразие стран мира. Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности. Изменения на карте мира. Спорные территории. Рекорды стран «Самая, самое, самый». Россия – как самое большое государство мира: проблемы и перспективы развития страны. Демонстрация: политическая карта мира, Справочник «Страны мира», Энциклопедия. | |
26 | История формирования политической карты мира. | 1 | ||
27 | Страны малютки. Ватикан. Андорра. Лихтенштейн. | 1 | ||
28 | Нефтедобывающие страны. Саудовская Аравия. Страны Ближнего Востока. Сирия. Ливан. | 1 | ||
29 | Страны Европы. Швейцария. | 1 | ||
30 | Россия – многонациональная страна | 1 | ||
31 | Глобальная проблема: «Мирное существование стран». | 1 | ||
32-33 | Регионы мира и международные организации | 2 | ||
34 | Заключение | 1 | Обобщение и контроль усвоения материала по программе факультатива. Итоговое тестирование учащихся. Самоанализы учащихся по работе факультатива. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Источники света. Распространение света" в 8 классе
План-конспект урока с применением ЭОР....
Презентация к уроку по физике для обучающихся 9 класса "Свет. Прямолинейное распространение света".
Презентацию к уроку физике по теме "Свет. Прямолинейное распространение света" можно использовать при изучении главы "Оптические явления" в основной школе (9 класс). ...
Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс
На уроке учащиеся знакомятся с естественными и искусственными источниками света, законом прямолинейного распространения света, с природой солнечных и лунных затмений, закрепяют умение построения...
презентация к уроку по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс
Интерактивная презентация к уроку "Источники света. Распространение света" 8 класс , содержит небольшой тест....
Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс
Разработка урока на котором учащиеся знакомятся с естественными и искусственными источниками света, законом прямолинейного распространения света, рассмотривают природу солнечных и лунных з...
Источники света.Распространение света
Урок на тему "Источники света.Распространение света " Глава "Световые явления" 8 класс...
Методическая разработка. Проверочная работа по теме: "Свет. Источники света. Прямолинейное распространение света".
Проверочная работа на 15-20 минут, 8 класс, раздел "Световые явления"....