Вечер "Математика и поэзия"
методическая разработка на тему

Сергеева  Валентина  Петровна

 Вечер «Математика и поэзия» разработан и подготовлен совместно c учащимися – старшеклассниками.

Содержание вечера информирует слушателей о том, что среди творческих людей: поэтов, художников не было равнодушных к самой точной и интегрированной науке математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Вечер58 КБ

Предварительный просмотр:

Математика и поэзия

(Вечер проходит на сцене Дома культуры)

Цель: «Широко распростерла математики руки свои в дела человеческие»;

- развитие познавательного интереса;

- формирование положительной мотивации к предмету.

Сцена украшена плакатами с изображением математических символов, тел, формул.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ведущий 1

Ведущий 2

Участник 1

Ведущий 1

Ведущий 2

Участник 2

Ведущий 1.

Участник 2

Ведущий 2

Участник 3

Ведущий 1

Участник 4

Ведущий 2

Ведущий 1

Участник 5

Ведущий 2

Двое участников соревнуются в афоризмах

Ведущий 1

Участники 6-7

Ведущий 1, 2

Могущество и красота математической мысли – в предельной четкости ее логики, изяществе ее конструкций, искусном построении абстракций.

Математические высказывания – определения, теоремы, формулы – сопоставимы с поэзией по силе воздействия на воображение, по целенаправленной логике языка.

Посредством гармонии ритма точных слов, образов и рифмы стихотворения обретают эмоциональность, звучность красоту. А ритмы и гармония, и даже стиль произведения подвластны математике.

 (Ведущие уходят)

Если б я родился музыкантом,

Я бы стремился перебороть шумы мира

С помощью стройных звуков.

Если б я родился архитектором,

Я бы строил людям не квартиры, а домашние очаги.

Я одарил бы их светом, цветом и тишиной,

Но поскольку я поэт, я хотел бы также четко и ясно

Говорить на языке слов,

Как математики говорят на языке чисел.

Я предлагаю начать доказательную базу того, что в поэзии есть место математике.

Мы называем математические термины, понятия, а все желающие (подготовлены заранее) читают нам стихи о них.

Например, «стройная» линия.

Я более скажу: и нет

На свете ничего важней,

Чем линия, - любой предмет

Предметом делается с ней …

Беру перо: вмиг создана

Корова росчерком одним.

Я славлю линию! Она

Живое делает живым…

                                           (Е. Винокуров)  

Синусоида – график физических колебаний. Позвольте, господа, не только рассказать о ней, но дать возможность всем увидеть синусоиды гармонию.

(Слайд «Синусоида»)

Научись встречать беду не плача:

Горький миг – не зрелище для всех.

Знай: душа растет при неудачах

И слабеет, если скор успех.

Мудрость обретают в трудном споре.

Предначертан путь нелегкий твой

Синусойдой радости и горя,

А не вверх взмывающей кривой.

                                                (Е. Долматовский)

Осенний лес! Прекрасное виденье. А вот поляна. Два кустика соединили  кружева. Пень дуба мхом оброс вокруг, а над ним природой начерчены две проекции пня: его срез и паутина – повторение среза. Проекция! Что слышали о ней

(Слайд. Изображение паутины, предметы и их проекции, тени)

Над пнем склонилась паутина,

В хрустальном зеркале храня

Тончайшим срезом волосинным

Все годовые кольца пня.

                                                (А. Вознесенский)

(Слайд с примерами симметрии)

Что общего у этих репродукций, фотографий?

Кто догадался?

Симметрия!

Прекрасное создание!

Посмотрите на предметы старины, прекрасные архитектурные сооружения. А этот маленький листочек! Вот зеркало – в нем я еще один!

На зеркальной поверхности

Сидит мотылек.

От познания истины

Бесконечно далек.

Потому что, наверное,

И не ведает он,

Что в поверхности зеркала

Сам отражен.

                                               (Л. Мартынов)

Кто скажет, с чего начинается математика?

У нас в гостях сегодня малыши (На сцену выходят учащиеся первого класса и садятся на стулья).

Вы помните свой первый урок математики?

С чего  учитель начал его? ( ведущий  задает вопросы до тех

пор, пока не получит ответ: «число».)

Правильно.

Давайте поиграем.

Каждому из вас присваивается определенная цифра. Зрители будут задавать вам  примеры, а вы должны правильно расположиться и дать верный ответ (играет музыка, старшеклассники помогают первоклашкам).

Спасибо, дети! Вы справились со своей задачей, повеселили нас, разогрели. Продолжим прославлять математику в стихах.

Есть в математике число, на которое распространяется запрещающее действие. Догадались?

А кто нам перечислит все свойства этого числа?

(Слайды с примерами на действия с нулем)

Когда-то многие считали,

Что нуль не значит ничего,

И, как ни странно, полагали,

Что он совсем не есть число.

Но на оси средь прочих чисел

Он все же место получил

И все действительные числа

на два разряда поделил.

Нуль ни в один из них не входит

(он сам составил чисел класс),

Все ж об его особых свойствах

Мы поведем теперь рассказ.

Коль нуль к числу  ты прибавляешь

Иль отнимаешь от него,

В ответе тотчас получаешь

Опять то самое число.

Попав как множитель средь чисел,

Он мигом сводит все на нет,

И потому в произведенье

Один за всех несет ответ.

А относительно деленья

Нам твердо помнить нужно то,

Что уж давно в научном мире

На нуль делить запрещено.

Причина всем здесь очевидна,

И состоит она лишь в том,

Что смысла нет в таком деленье,

Противоречье в нем самом.

И впрямь, какое из известных

Число за частное нам взять.

Когда с нулем в произведенье

Все числа нуль лишь могут дать.

а в нулевой есть единица,

Так все условились считать,

И глубоко бы тот ошибся,

Кто б это вздумал доказать.

Но правил нет без исключенья,

Уместно здесь оговорить:

Значенье нуль для основанья

Необходимо исключить.

Нуль – ничто и ничего. В счете он не нужен, но без него не обойдется никакое исчисление. Его не считают своим ни множество натуральных чисел, ни множество целых отрицательных чисел. Он – «Фигаро – здесь, Фигаро – там».

Он, как киплингова «Кошка, которая гуляла сама по себе». У Киплинга  дикая Кошка вступает в противоборство с созидательным началом – Женщиной, хранительницей порядка.

Своенравие и самобытность нуля делают его весьма достойным быть «героем» стихов, прозы, афоризмов.

Итак, афоризмы…

Но дружбы нет и той меж нами,

Все предрассудки истребя,

Мы почитаем всех нулями

А единицами себя.

Напрасно думают, что ноль

Играет маленькую роль.

Мы любим все – и жар холодных чисел,

И дар божественных видений.

Могущественная геометрия: в соединении с искусством – неодолима.

Посредством уравнений, теорем

Я уйму всяких разрешил проблем.

И т.д.

Квадрат, ромб, треугольник.

Давайте почитаем о них стихи вместе.

(На экране стихи о геометрических фигурах)

Викторина,  подготовленная учащимися 10 класса для зрителей с шуточными математическими вопросами, с использованием убранства сцены.

Мы не смогли в рамках нашей сегодняшней встречи охватить все, о чем писали поэты, прославляя математику.

Наш разговор  продолжим в рамках недели математики.

Спасибо за внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская "Китайская поэзия - поэзия мысли"

В процессе  работы творческой мастерской  "Китайская поэзия - поэзия мысли" школьники знакомятся с китайской классической поэзией, занятие организуется таким образом, что дети ставятся в сит...

Урок словесности "Поэзия мира и мир в поэзии"

Урок словесности из цикла уроков, посвященных работе с поэтическими текстами....

« Есть у поэзии начало, нет у поэзии конца».

Саратовскому поэту, бывшему учителю школы № 89, кандидату филологических наук, доценту кафедры общего литературоведения и журналистики СГУ  - Книгину Игорю Анатольевичу, посвящается…...

Литературно-музыкальная композиция «Диалог эпох – рубеж веков (XIX – XX) – начало XXI века: поэзия века серебряного – современная рок-поэзия»

В уроке сплелось желание сделать поэзию серебряного века ближе и понятнее современным школьникам, показав близость тем и проблем с современной рок-поэзией...

«Мифологема дерева в русской и современной мордовской поэзии: к опыту сравнительно-сопоставительного изучения (на материале поэзии С. А. Есенина и В. А. Ващалкина)»

Стихи о родной природе составляют сокровищницу русской литературы. Именно в них, одухотворенно описывая красоты родного и милого сердцу автора края, поэты создают удивительно проникновенные обра...

Оттепель - период расцвета поэзии в литературе. Бронзовый век. Поэзия 60-х годов.

В предложенной презентации даются краткие биографические справки, предлагаются для работы с текстом наиболее яркие стихотворения поэтов-шестидесятников: Е. Евтушенко, Б. Ахмадулиной, Р. Рождественског...

Урок литературы по поэзии Серебряного века (поэзия А. Ахматовой и Н. Гумилева)

Урок содержит материал для выступления учащихся ( небольшая композиция из стихотворений А. Ахматовой и Н. Гумилева, выстроенная таким образом, что читающие стихи учащиеся должны обращаться друг к друг...