Вечер "Математика и поэзия"
методическая разработка на тему
Вечер «Математика и поэзия» разработан и подготовлен совместно c учащимися – старшеклассниками.
Содержание вечера информирует слушателей о том, что среди творческих людей: поэтов, художников не было равнодушных к самой точной и интегрированной науке математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Вечер | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Математика и поэзия
(Вечер проходит на сцене Дома культуры)
Цель: «Широко распростерла математики руки свои в дела человеческие»;
- развитие познавательного интереса;
- формирование положительной мотивации к предмету.
Сцена украшена плакатами с изображением математических символов, тел, формул.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ведущий 1 Ведущий 2 Участник 1 Ведущий 1 Ведущий 2 Участник 2 Ведущий 1. Участник 2 Ведущий 2 Участник 3 Ведущий 1 Участник 4 Ведущий 2 Ведущий 1 Участник 5 Ведущий 2 Двое участников соревнуются в афоризмах Ведущий 1 Участники 6-7 Ведущий 1, 2 | Могущество и красота математической мысли – в предельной четкости ее логики, изяществе ее конструкций, искусном построении абстракций. Математические высказывания – определения, теоремы, формулы – сопоставимы с поэзией по силе воздействия на воображение, по целенаправленной логике языка. Посредством гармонии ритма точных слов, образов и рифмы стихотворения обретают эмоциональность, звучность красоту. А ритмы и гармония, и даже стиль произведения подвластны математике. (Ведущие уходят) Если б я родился музыкантом, Я бы стремился перебороть шумы мира С помощью стройных звуков. Если б я родился архитектором, Я бы строил людям не квартиры, а домашние очаги. Я одарил бы их светом, цветом и тишиной, Но поскольку я поэт, я хотел бы также четко и ясно Говорить на языке слов, Как математики говорят на языке чисел. Я предлагаю начать доказательную базу того, что в поэзии есть место математике. Мы называем математические термины, понятия, а все желающие (подготовлены заранее) читают нам стихи о них. Например, «стройная» линия. Я более скажу: и нет На свете ничего важней, Чем линия, - любой предмет Предметом делается с ней … Беру перо: вмиг создана Корова росчерком одним. Я славлю линию! Она Живое делает живым… (Е. Винокуров) Синусоида – график физических колебаний. Позвольте, господа, не только рассказать о ней, но дать возможность всем увидеть синусоиды гармонию. (Слайд «Синусоида») Научись встречать беду не плача: Горький миг – не зрелище для всех. Знай: душа растет при неудачах И слабеет, если скор успех. Мудрость обретают в трудном споре. Предначертан путь нелегкий твой Синусойдой радости и горя, А не вверх взмывающей кривой. (Е. Долматовский) Осенний лес! Прекрасное виденье. А вот поляна. Два кустика соединили кружева. Пень дуба мхом оброс вокруг, а над ним природой начерчены две проекции пня: его срез и паутина – повторение среза. Проекция! Что слышали о ней (Слайд. Изображение паутины, предметы и их проекции, тени) Над пнем склонилась паутина, В хрустальном зеркале храня Тончайшим срезом волосинным Все годовые кольца пня. (А. Вознесенский) (Слайд с примерами симметрии) Что общего у этих репродукций, фотографий? Кто догадался? Симметрия! Прекрасное создание! Посмотрите на предметы старины, прекрасные архитектурные сооружения. А этот маленький листочек! Вот зеркало – в нем я еще один! На зеркальной поверхности Сидит мотылек. От познания истины Бесконечно далек. Потому что, наверное, И не ведает он, Что в поверхности зеркала Сам отражен. (Л. Мартынов) Кто скажет, с чего начинается математика? У нас в гостях сегодня малыши (На сцену выходят учащиеся первого класса и садятся на стулья). Вы помните свой первый урок математики? С чего учитель начал его? ( ведущий задает вопросы до тех пор, пока не получит ответ: «число».) Правильно. Давайте поиграем. Каждому из вас присваивается определенная цифра. Зрители будут задавать вам примеры, а вы должны правильно расположиться и дать верный ответ (играет музыка, старшеклассники помогают первоклашкам). Спасибо, дети! Вы справились со своей задачей, повеселили нас, разогрели. Продолжим прославлять математику в стихах. Есть в математике число, на которое распространяется запрещающее действие. Догадались? А кто нам перечислит все свойства этого числа? (Слайды с примерами на действия с нулем) Когда-то многие считали, Что нуль не значит ничего, И, как ни странно, полагали, Что он совсем не есть число. Но на оси средь прочих чисел Он все же место получил И все действительные числа на два разряда поделил. Нуль ни в один из них не входит (он сам составил чисел класс), Все ж об его особых свойствах Мы поведем теперь рассказ. Коль нуль к числу ты прибавляешь Иль отнимаешь от него, В ответе тотчас получаешь Опять то самое число. Попав как множитель средь чисел, Он мигом сводит все на нет, И потому в произведенье Один за всех несет ответ. А относительно деленья Нам твердо помнить нужно то, Что уж давно в научном мире На нуль делить запрещено. Причина всем здесь очевидна, И состоит она лишь в том, Что смысла нет в таком деленье, Противоречье в нем самом. И впрямь, какое из известных Число за частное нам взять. Когда с нулем в произведенье Все числа нуль лишь могут дать. а в нулевой есть единица, Так все условились считать, И глубоко бы тот ошибся, Кто б это вздумал доказать. Но правил нет без исключенья, Уместно здесь оговорить: Значенье нуль для основанья Необходимо исключить. Нуль – ничто и ничего. В счете он не нужен, но без него не обойдется никакое исчисление. Его не считают своим ни множество натуральных чисел, ни множество целых отрицательных чисел. Он – «Фигаро – здесь, Фигаро – там». Он, как киплингова «Кошка, которая гуляла сама по себе». У Киплинга дикая Кошка вступает в противоборство с созидательным началом – Женщиной, хранительницей порядка. Своенравие и самобытность нуля делают его весьма достойным быть «героем» стихов, прозы, афоризмов. Итак, афоризмы… Но дружбы нет и той меж нами, Все предрассудки истребя, Мы почитаем всех нулями А единицами себя. Напрасно думают, что ноль Играет маленькую роль. Мы любим все – и жар холодных чисел, И дар божественных видений. Могущественная геометрия: в соединении с искусством – неодолима. Посредством уравнений, теорем Я уйму всяких разрешил проблем. И т.д. Квадрат, ромб, треугольник. Давайте почитаем о них стихи вместе. (На экране стихи о геометрических фигурах) Викторина, подготовленная учащимися 10 класса для зрителей с шуточными математическими вопросами, с использованием убранства сцены. Мы не смогли в рамках нашей сегодняшней встречи охватить все, о чем писали поэты, прославляя математику. Наш разговор продолжим в рамках недели математики. Спасибо за внимание! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая мастерская "Китайская поэзия - поэзия мысли"
В процессе работы творческой мастерской "Китайская поэзия - поэзия мысли" школьники знакомятся с китайской классической поэзией, занятие организуется таким образом, что дети ставятся в сит...
Урок словесности "Поэзия мира и мир в поэзии"
Урок словесности из цикла уроков, посвященных работе с поэтическими текстами....
« Есть у поэзии начало, нет у поэзии конца».
Саратовскому поэту, бывшему учителю школы № 89, кандидату филологических наук, доценту кафедры общего литературоведения и журналистики СГУ - Книгину Игорю Анатольевичу, посвящается…...
Литературно-музыкальная композиция «Диалог эпох – рубеж веков (XIX – XX) – начало XXI века: поэзия века серебряного – современная рок-поэзия»
В уроке сплелось желание сделать поэзию серебряного века ближе и понятнее современным школьникам, показав близость тем и проблем с современной рок-поэзией...
«Мифологема дерева в русской и современной мордовской поэзии: к опыту сравнительно-сопоставительного изучения (на материале поэзии С. А. Есенина и В. А. Ващалкина)»
Стихи о родной природе составляют сокровищницу русской литературы. Именно в них, одухотворенно описывая красоты родного и милого сердцу автора края, поэты создают удивительно проникновенные обра...
Оттепель - период расцвета поэзии в литературе. Бронзовый век. Поэзия 60-х годов.
В предложенной презентации даются краткие биографические справки, предлагаются для работы с текстом наиболее яркие стихотворения поэтов-шестидесятников: Е. Евтушенко, Б. Ахмадулиной, Р. Рождественског...
Урок литературы по поэзии Серебряного века (поэзия А. Ахматовой и Н. Гумилева)
Урок содержит материал для выступления учащихся ( небольшая композиция из стихотворений А. Ахматовой и Н. Гумилева, выстроенная таким образом, что читающие стихи учащиеся должны обращаться друг к друг...