Перспективы развития органов самоуправления в школе-интернате
учебно-методический материал по теме
Самоуправление является современной формой работы с детским коллективом, позволяющей им развивать свои способности, решать непростые задачи, овладевать навыками делового общения.
В связи со спецификой нашего образовательного учреждения необходимо развивать работу по самоуправлению учащихся в нашей школе. Оно однозначно помогает в воспитании человека, выходящего в жизнь с осознанием собственной ответственности за совершаемые им поступки. Другими словами, эта работа способствует социализации и интеграции воспитанников нашей школы, что поможет им справиться с психологическими трудностями при устройстве в дальнейшей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
struktura_organov_samoupravleniya_v_shkole-internate.docx | 26.51 КБ |
struktura_organov_samoupravleniya_2014.pptx | 970.9 КБ |
Предварительный просмотр:
МСКОУ «Специальная школа-интернат VII – VIII вида»
Сообщение на педагогическом совете на тему:
«Перспективы развития органов самоуправления в
школе-интернате на 2013 -2014 учебный год»
Педагог-организатор:
Дмитриев Д.В.
г.о. Электросталь
2013 год
(слайд 1)
Самоуправление является современной формой работы с детским коллективом, позволяющей им развивать свои способности, решать непростые задачи, овладевать навыками делового общения.
В связи со спецификой нашего образовательного учреждения необходимо развивать работу по самоуправлению учащихся в нашей школе. Оно однозначно помогает в воспитании человека, выходящего в жизнь с осознанием собственной ответственности за совершаемые им поступки. Другими словами, эта работа способствует социализации и интеграции воспитанников нашей школы, что поможет им справиться с психологическими трудностями при устройстве в дальнейшей жизни.
Эта работа предполагает решение следующих задач :(слайд 2)
- Формирование культуры межличностных отношений и совместной деятельности;
- Предоставление условий для самовыражения и развития творческого потенциала каждого учащегося, повышение его общественного и личного статуса;
- Воспитание чувства честного партнёрства: умение рассуждать, вести грамотный диалог со своими сверстниками, принимать необходимые решения;
- Формирование умения вести здоровый образ жизни;
- Приобщение к основным духовным ценностям своего Отечества.
(расскажу о самоуправлении как оно проходит на данный момент. И постепенно перейду на тот порядок, который должен выполняться, чтобы у нас был результат)
Организация воспитательной работы в нашей школе строится в соответствии с технологией КТД. Каждый месяц имеет свой девиз, с которым связано само КТД (на линейке мы раздаём задания….)
На опыте сталкиваемся, что дети не знают о поручениях, а бывает, что не могут назвать командира своего класса, часто слышишь такие слова: а нам не говорили, мы не знаем, ничего не решали и т.д.)
Прежде всего, педагогам необходимо осознать значимость этой деятельности и направить все усилия на реализацию и поддержку учащихся в общем деле. В связи с психо-физическими особенностями наших детей самоуправление в чистом виде у нас быть не может. Поэтому здесь требуется помощь классного руководителя, воспитателя, который будет тьютером. ( сопровождающим помощником )
(слайд 3)
Тьютор (позиционно) — это тот, кто сопровождает учащихся на стадии подготовки, сбора и анализа информации, создавая условия для самовыражения и развития личности, творческого потенциала, индивидуальной траектории и главное поддержке учащегося.
В этом подходе учитель— различными способами оказывает физическую и моральную поддержку, помогает учащемуся сформировать способность успешного решения в различных ситуациях.
Со следующего учебного года - работа должна быть чётко распределена и прописана в классах. На сборе класса создаётся её Актив с выборами: открытым или закрытым голосованием, старосты группы.
Вместе с детьми, например, можно планировать работу в классе по таким направлениям деятельности, как: обеспечение правопорядка в классе, индивидуальная работа с прогульщиками и курильщиками, трудовое воспитание, организация досуга, и т.д. Между остальными воспитанниками распределяются поручения в зависимости от их интересов. Параллельно ведётся работа и в группах.(слайд 4)
Возможные поручения в классах и группах:
- Командир класса, группы - помощник учителя(воспитателя), готовит и проводит сборы актива класса(группы), помогает организовать деятельность класса(группы)
- Организатор по культуре – помогает в подготовке и проведении культурных мероприятий: походов, экскурсий, праздников, концертов и т.д.
- Представитель пресс-центра – участвует в выпуске печатного органа о жизни класса(группы);
- Физорг - организует и проводит утреннюю зарядку, Дни здоровья, спортивные мероприятия.
- Организатор дисциплины и порядка – организует работу по соблюдению учащимися(воспитанниками) Правил внутреннего распорядка и правил проживания в школе-интернате, следит за соблюдением норм по охране жизни и здоровья.
- Организатор трудовых дел – организует общественно полезные дела, работу по самообслуживанию.
- Председатель Совета Дела – руководит Советом Дела, организует и контролирует работу Совета Дела.
Для начала необходимо педагогам прочувствовать механизм этой работы, самим побуждать детей к выполнению поручений, регулярно следить за вынесением решений, заниматься обсуждением в классе.
Благодаря налаженной системы работы классного коллектива – формируется кабинет министров. Выбирается самые ответственные поручители от класса в состав кабинета министров.
Каждый министр должен представить свою программу по своему направлению. Перед очередными выборами на сборе Актива проводится анализ работы каждого министра в форме его отчёта о проделанной работе. Эти министры могут совмещать вместе с этим и поручения в классе. На сборе кабинета министров проходит обсуждение и предварительная подготовка к выборам Президента школьной страны. Проводится предвыборная агитационная работа, где каждый класс вместе с тьютором (классным руководителем) выдвигают на пост президента своего представителя при этом планируется его агитационные действия*(предвыборная агитация) в виде: рекламной акции, круглого стола, акции «встреча с избирателями», выпуск афиш, листовок и т.д. Чётко прописываются действия и обещания каждого из претендентов. Один раз в пол года проводится отчёт Президента школьной страны перед кабинетом министров и избирателями.
Выборы президента проводятся 1 раз в учебном году. В случае не выполнения своих обязанностей – назначают временно исполняющего обязанности, а президента перевыбирают (принимает обязанности следующий претендент, набравший наибольшее кол-во голосов)
(слайд 5) Критерии выбора президента - отношение к поручениям и к делу:
- ответственно,
- добросовестно,
- с интересом,
- самостоятельно, или с помощью кого-либо,
- творчески,
- организовал работу или был исполнителем,
- заботился об успехе своём и других,
- помогал друзьям;
Все выборы и распределение поручений проводятся 1 раз в четверть.
Заседания Совета Дела проводятся в соответствии с методикой Коллективно-творческих дел.
Функцией Актива Министров школы является организация и контроль над проведением работы по направлениям:
- Информационное;
- Культурное;
- Физическое;
- Правоохранительное (дисциплинарное);
- Трудовое;
- Шефская помощь;
Деятельность кабинета Министров школы-интерната отражена в таблице: (слайд 6)
Направление деятельности:
Наименование направления | Решаемые задачи: |
Культурное | Организация вечеров, дискотек, праздников; |
Физическое | Помощь в проведении Дней здоровья, спортивных мероприятий; |
Дисциплинарное | Наведение порядка по соблюдению правил внутреннего распорядка, Устава школы, кодекса Чести учащегося; |
Трудовое | Организация трудовых десантов, работа по самообслуживанию; |
Информационное | Выпуск печатного материала о работе кабинета Министров, обеспечение информацией; |
Шефская деятельность | Оказание различной помощи начальной школе; |
В помощь учащимся при назначении поручения выдаётся памятка:(слайд 7)
«Если у вас поручение»
- Получили задание – разберитесь в нём (цель задания, что должно получиться, выделите главное), убедитесь, что все поняли и согласны с необходимостью его выполнения.
- Определите, что вам может помочь и что понадобится в работе (какие материалы, чья помощь).
- Приступайте к делу сразу же, не откладывайте на завтра. Если надо, прикажите себе.
- Выполняйте поручение в срок.
- Старайтесь выполнять поручение творчески.
- Выполнив работу, проверьте, всё ли сделали, дайте мысленно себе оценку.
- Будет лучше, если поручение и все трудности, успехи, пути достижения цели, связанные с ним, вы отметите в записной книжке или своём дневнике.
- Помните: каждое дело важное, относитесь к нему со всей серьёзностью.
Ваше отношение к поручению характеризует вас как товарища в нашем коллективе!
Заседание кабинета Министров проводится 2 раза в месяц. План работы каждого из министерств составляется заранее на 2 четверти. Одним из важных этапов работы кабинета Министров школьной страны является дискуссия на тему «Кому приносит пользу моя работа в Активе?», в ходе которой воспитанники анализируют свою деятельность, помогают товарищам разобраться в ошибках и решить проблемы как психологические, так и практические.
В декабре и мае на итоговом заседании кабинета Министров школы отмечаются наиболее активные воспитанники, а по итогам учебного года эти активисты принесут своим классам дополнительно - 3 звёзды и будут награждены.
Ученическое самоуправление не только позволяет включить всех учащихся в коллективную деятельность, оно даёт возможность каждому ребёнку занять позицию организатора и одновременно участвовать в разнообразной школьной работе, организуемой его одноклассниками. Классный руководитель (тьютор) должен обратить внимание на те проблемы, которые могут возникнуть на первых этапах работы детского самоуправления в классе. Он должен быть готов помочь ребятам разобраться в трудных поручениях, но ни в коем случае не навязывать свою точку зрения. В противном случае дети скоро откажутся от активного участия в общих делах, замкнуться, перестанут чувствовать себя нужным. А это одна из главных задач организации самоуправления наряду с развитием творческого потенциала каждого, чувства ответственности за общее дело.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЗАДАЧИ: Формирование культуры межличностных отношений и совместной деятельности; Предоставление условий для самовыражения и развития творческого потенциала каждого учащегося, повышение его общественного и личного статуса; Воспитание чувства честного партнёрства: умение рассуждать, вести грамотный диалог со своими сверстниками, принимать необходимые решения; Формирование умения вести здоровый образ жизни; Приобщение к основным духовным ценностям своего Отечества.
Тьютор (позиционно) — это тот, кто сопровождает учащихся на стадии подготовки, сбора и анализа информации, создавая условия для самовыражения и развития личности, творческого потенциала, индивидуальной траектории учащегося.
Возможные поручения в классах и группах: Командир класса, группы - помощник учителя(воспитателя), готовит и проводит сборы актива класса(группы), помогает организовать деятельность класса(группы) Организатор по культуре – помогает в подготовке и проведении культурных мероприятий: походов, экскурсий, праздников, концертов и т.д. Представитель пресс-центра – участвует в выпуске печатного органа о жизни класса(группы); Физорг - организует и проводит утреннюю зарядку, Дни здоровья, спортивные мероприятия. Организатор дисциплины и порядка – организует работу по соблюдению учащимися(воспитанниками) правил внутреннего распорядка и правил проживания в школе-интернате, следит за соблюдением норм по охране жизни и здоровья. Организатор трудовых дел – организует общественно полезные дела, работу по самообслуживанию. Председатель Совета Дела – руководит Советом Дела, организует и контролирует работу Совета Дела.
Критерии выбора президента; отношение к поручениям и к делу: ответственно, добросовестно, с интересом, самостоятельно, или с помощью кого-либо, творчески относился к делу; заботился об успехе своём и других, помогал друзьям;
Наименование направления Решаемые задачи: Культурное Организация вечеров, дискотек, праздников; Физическое Помощь в проведении Дней здоровья, спортивных мероприятий; Дисциплинарное Наведение порядка по соблюдению правил внутреннего распорядка, Устава школы, кодекса Чести учащегося; Трудовое Организация трудовых десантов, работа по самообслуживанию; Информационное Выпуск печатного материала о работе кабинета Министров, обеспечение информацией; Шефская деятельность Оказание различной помощи начальной школе; Деятельность кабинета министров:
«Если у вас поручение» Получили задание – разберитесь в нём (цель задания, что должно получиться, выделите главное), убедитесь, что все поняли и согласны с необходимостью его выполнения. Определите, что вам может помочь и что понадобится в работе (какие материалы, чья помощь). Приступайте к делу сразу же, не откладывайте на завтра. Если надо, прикажите себе. Выполняйте поручение в срок. Старайтесь выполнять поручение творчески. Выполнив работу, проверьте, всё ли сделали, дайте мысленно себе оценку. Будет лучше , если поручение и все трудности, успехи, пути достижения цели, связанные с ним, вы отметите в записной книжке или своём дневнике. Помните: каждое дело важное, относитесь к нему со всей серьёзностью. Ваше отношение к поручению характеризует вас как товарища в нашем коллективе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
духовно-нравственное воспитание и развитие школьников в условиях школы-интерната
1.Актуальность темы2.цели и задачи3.воспитание духовности,используя"Основы православной культуры"4.приоритетные деятельностные направления...
Авторизованная программа по декоративно - прикладному творчеству «Цветы как средство развития творческих способностей воспитанников школы - интерната»
Программ "цветы как средство развития творческих спрсобностей воспитанников школы - интерната" ставит своей целью развитие личностного и творческого потенциала по средствам декоративно - прикладной и ...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Создание художественной композиции из цветов как средство развития творческих способностей воспитанников школы - интерната»
Программа по декоративно-прикладному и изобразительному искусство переработанная и оформленная в соответствии с ФГОС (для интернатов и детских домов)...
Публикация для участия в Международной научно-практической конференции «Этнокультурное образование: опыт и перспективы развития» ГОУ Республики Марий ЭЛ «Косолаповская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».
Одним из направлений духовно-нравственной работы с обучающимися коррекционных школ является опора на национальную культуру, народные промыслы. Обучающиеся коррекционных школ- и...
ПОЛОЖЕНИЕ об органе ученического самоуправления Панаевской школы-интерната
С целью формирования у школьников основ управленческой культуры, развития организаторских способностей, умений анализировать обстановку, вычленять проблемы, ставить задачи, планировать и организ...
Развитие творческого потенциала учителей школы-интерната для детей с ограниченными физическими возможностями.
Развитие творческого потенциала учителей школы-интерната для детей с ограниченными физическими возможностями. Авторы составители: Борисова О.А., Лакосникова О.В.(школа-интернат № 28, г. Ростов-на...
Развитие воспитательной системы коррекционной школы -интерната
В этой публикации я делюсь опытом работы в коррекционной школе 8 вида.Я предоставляю коллегам концепцию своей воспитательной работы....