Перспективы развития органов самоуправления в школе-интернате
учебно-методический материал по теме

Самоуправление является современной формой работы с детским коллективом, позволяющей им развивать свои способности, решать непростые задачи, овладевать навыками делового общения.

В связи со спецификой нашего образовательного учреждения необходимо развивать работу по самоуправлению учащихся в нашей школе. Оно однозначно помогает в воспитании человека, выходящего в жизнь с осознанием собственной ответственности за совершаемые им поступки. Другими словами, эта работа способствует социализации и интеграции воспитанников нашей школы, что поможет им справиться с психологическими трудностями при устройстве в дальнейшей  жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МСКОУ «Специальная школа-интернат VII – VIII вида»

Сообщение на педагогическом совете на тему:

«Перспективы развития органов самоуправления в

школе-интернате на 2013 -2014 учебный год»

Педагог-организатор:

Дмитриев Д.В.

г.о. Электросталь

2013 год

(слайд 1) 

Самоуправление является современной формой работы с детским коллективом, позволяющей им развивать свои способности, решать непростые задачи, овладевать навыками делового общения.

В связи со спецификой нашего образовательного учреждения необходимо развивать работу по самоуправлению учащихся в нашей школе. Оно однозначно помогает в воспитании человека, выходящего в жизнь с осознанием собственной ответственности за совершаемые им поступки. Другими словами, эта работа способствует социализации и интеграции воспитанников нашей школы, что поможет им справиться с психологическими трудностями при устройстве в дальнейшей  жизни.

Эта работа предполагает решение следующих задач :(слайд 2)

  • Формирование культуры межличностных отношений и совместной деятельности;
  • Предоставление условий для самовыражения и развития творческого потенциала каждого учащегося, повышение его общественного и личного статуса;
  • Воспитание  чувства честного партнёрства: умение рассуждать, вести грамотный диалог со своими сверстниками, принимать необходимые решения;
  • Формирование умения вести здоровый образ жизни;
  • Приобщение к основным духовным ценностям своего Отечества.

(расскажу о самоуправлении  как оно проходит на данный момент. И постепенно перейду на тот порядок, который должен выполняться, чтобы у нас был результат)    

Организация воспитательной работы в нашей школе строится в соответствии с технологией КТД.  Каждый  месяц  имеет свой девиз, с которым связано само КТД (на линейке мы раздаём задания….)

На опыте сталкиваемся, что дети не знают о  поручениях,  а  бывает, что не могут назвать командира своего класса, часто слышишь такие слова: а нам не говорили, мы не знаем, ничего не решали и т.д.)

Прежде всего, педагогам  необходимо осознать значимость этой деятельности  и направить все усилия на реализацию и поддержку учащихся в общем деле.  В связи с психо-физическими особенностями  наших детей самоуправление в чистом виде у нас быть не может. Поэтому здесь требуется  помощь классного руководителя, воспитателя,  который будет  тьютером. ( сопровождающим помощником )

 (слайд 3)

Тьютор (позиционно) — это тот, кто сопровождает учащихся на стадии подготовки, сбора и анализа информации, создавая условия для самовыражения и развития личности, творческого потенциала, индивидуальной траектории  и главное  поддержке учащегося.

В этом подходе учитель— различными способами оказывает физическую и моральную поддержку,  помогает учащемуся сформировать способность успешного решения в различных ситуациях.

Со следующего учебного года  - работа должна быть чётко распределена и прописана в классах. На сборе класса создаётся её Актив с выборами: открытым или закрытым голосованием, старосты группы.  

Вместе с детьми, например, можно планировать работу в классе по таким направлениям деятельности, как: обеспечение правопорядка в классе, индивидуальная работа с прогульщиками и курильщиками, трудовое воспитание, организация досуга, и т.д. Между остальными воспитанниками распределяются поручения в зависимости от их интересов.  Параллельно ведётся  работа и в группах.(слайд 4)

Возможные поручения в классах и группах:

  • Командир класса, группы  -  помощник учителя(воспитателя), готовит и проводит сборы актива класса(группы), помогает организовать деятельность класса(группы)
  • Организатор по культуре – помогает в подготовке и проведении культурных мероприятий: походов, экскурсий, праздников, концертов и т.д.
  • Представитель пресс-центра – участвует в выпуске печатного органа  о жизни класса(группы);
  • Физорг -  организует и проводит утреннюю зарядку, Дни здоровья, спортивные мероприятия.
  • Организатор дисциплины и порядка – организует работу по соблюдению учащимися(воспитанниками) Правил внутреннего распорядка и правил проживания в школе-интернате, следит за соблюдением норм по охране жизни и здоровья.
  • Организатор трудовых дел – организует общественно полезные дела, работу по самообслуживанию.
  • Председатель Совета Дела – руководит Советом Дела, организует и контролирует работу Совета Дела.

Для начала необходимо педагогам  прочувствовать механизм этой работы, самим побуждать детей к выполнению поручений, регулярно следить за вынесением решений, заниматься обсуждением в классе.  

Благодаря налаженной системы работы классного коллектива – формируется кабинет министров. Выбирается самые ответственные поручители от класса в состав кабинета министров.

Каждый министр должен представить свою программу по своему направлению. Перед очередными выборами на сборе Актива   проводится анализ работы каждого министра в форме его отчёта о проделанной работе.  Эти министры могут совмещать вместе с этим и поручения в классе. На сборе кабинета министров проходит обсуждение и предварительная подготовка к выборам Президента школьной страны. Проводится предвыборная агитационная работа, где каждый класс вместе с тьютором (классным руководителем) выдвигают на пост президента своего представителя при этом планируется его агитационные действия*(предвыборная агитация) в виде: рекламной акции, круглого стола, акции «встреча с избирателями», выпуск афиш, листовок и т.д. Чётко прописываются действия и обещания каждого из претендентов. Один раз в пол года проводится отчёт Президента школьной страны перед кабинетом министров и избирателями.

Выборы президента проводятся 1 раз в учебном году. В случае не выполнения своих обязанностей – назначают временно исполняющего обязанности, а президента перевыбирают (принимает обязанности следующий  претендент, набравший наибольшее кол-во голосов)

(слайд 5) Критерии выбора  президента -  отношение к поручениям и к делу:

  • ответственно,
  •  добросовестно,
  • с интересом,
  • самостоятельно, или с помощью кого-либо,
  • творчески,
  • организовал работу или был исполнителем,
  • заботился об успехе своём и других,
  • помогал друзьям;

Все выборы и распределение поручений проводятся 1 раз в четверть.

Заседания Совета Дела проводятся в соответствии с методикой Коллективно-творческих дел.

Функцией  Актива Министров школы является организация и контроль над проведением работы по направлениям:

  • Информационное;
  • Культурное;
  • Физическое;
  • Правоохранительное (дисциплинарное);
  • Трудовое;
  • Шефская помощь;

Деятельность кабинета Министров школы-интерната отражена в таблице: (слайд 6)

Направление деятельности:

Наименование направления

Решаемые задачи:

Культурное

Организация вечеров, дискотек, праздников;

Физическое

Помощь в проведении Дней здоровья, спортивных мероприятий;

Дисциплинарное

Наведение порядка по соблюдению правил внутреннего распорядка, Устава школы, кодекса Чести учащегося;

Трудовое

Организация трудовых десантов, работа по самообслуживанию;

Информационное

Выпуск печатного материала о работе кабинета Министров, обеспечение информацией;

Шефская деятельность

Оказание различной  помощи начальной школе;

В помощь учащимся при назначении поручения выдаётся памятка:(слайд 7)

«Если у вас поручение»

  1. Получили задание – разберитесь в нём (цель задания, что должно получиться, выделите главное), убедитесь, что все поняли и согласны с необходимостью его выполнения.
  2. Определите, что вам может помочь и что понадобится в работе (какие материалы, чья помощь).
  3. Приступайте к делу сразу же, не откладывайте на завтра. Если надо, прикажите себе.
  4. Выполняйте поручение в срок.
  5. Старайтесь выполнять поручение творчески.
  6. Выполнив работу, проверьте, всё ли сделали, дайте мысленно себе оценку.
  7. Будет лучше, если поручение и все трудности, успехи, пути достижения цели, связанные с ним, вы отметите в записной книжке или своём дневнике.
  8. Помните: каждое дело важное, относитесь к нему со всей серьёзностью.

Ваше отношение к поручению характеризует вас как товарища в нашем коллективе!  

Заседание кабинета Министров проводится 2 раза в месяц. План работы каждого из министерств составляется заранее на 2 четверти. Одним из важных этапов работы кабинета Министров школьной страны является дискуссия на тему «Кому приносит пользу моя работа в Активе?», в ходе которой воспитанники анализируют свою деятельность, помогают товарищам разобраться в ошибках и решить проблемы как психологические, так и практические.

В декабре и мае на итоговом заседании кабинета Министров школы отмечаются наиболее активные воспитанники, а по итогам учебного года эти активисты принесут своим классам дополнительно - 3 звёзды и будут награждены.

Ученическое самоуправление не только позволяет включить всех учащихся в  коллективную деятельность, оно даёт возможность каждому ребёнку занять позицию организатора и одновременно участвовать в разнообразной школьной работе, организуемой его одноклассниками. Классный руководитель (тьютор) должен обратить внимание на те проблемы, которые могут возникнуть на первых этапах работы детского самоуправления в классе. Он должен быть готов помочь ребятам разобраться в трудных поручениях, но ни в коем случае не навязывать свою точку зрения. В противном случае дети скоро откажутся от активного участия в общих делах, замкнуться,  перестанут чувствовать себя нужным. А это одна из главных задач организации  самоуправления наряду с развитием творческого потенциала каждого, чувства ответственности за общее дело.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ЗАДАЧИ: Формирование культуры межличностных отношений и совместной деятельности; Предоставление условий для самовыражения и развития творческого потенциала каждого учащегося, повышение его общественного и личного статуса; Воспитание чувства честного партнёрства: умение рассуждать, вести грамотный диалог со своими сверстниками, принимать необходимые решения; Формирование умения вести здоровый образ жизни; Приобщение к основным духовным ценностям своего Отечества.

Слайд 3

Тьютор (позиционно) — это тот, кто сопровождает учащихся на стадии подготовки, сбора и анализа информации, создавая условия для самовыражения и развития личности, творческого потенциала, индивидуальной траектории учащегося.

Слайд 4

Возможные поручения в классах и группах: Командир класса, группы - помощник учителя(воспитателя), готовит и проводит сборы актива класса(группы), помогает организовать деятельность класса(группы) Организатор по культуре – помогает в подготовке и проведении культурных мероприятий: походов, экскурсий, праздников, концертов и т.д. Представитель пресс-центра – участвует в выпуске печатного органа о жизни класса(группы); Физорг - организует и проводит утреннюю зарядку, Дни здоровья, спортивные мероприятия. Организатор дисциплины и порядка – организует работу по соблюдению учащимися(воспитанниками) правил внутреннего распорядка и правил проживания в школе-интернате, следит за соблюдением норм по охране жизни и здоровья. Организатор трудовых дел – организует общественно полезные дела, работу по самообслуживанию. Председатель Совета Дела – руководит Советом Дела, организует и контролирует работу Совета Дела.

Слайд 5

Критерии выбора президента; отношение к поручениям и к делу: ответственно, добросовестно, с интересом, самостоятельно, или с помощью кого-либо, творчески относился к делу; заботился об успехе своём и других, помогал друзьям;

Слайд 6

Наименование направления Решаемые задачи: Культурное Организация вечеров, дискотек, праздников; Физическое Помощь в проведении Дней здоровья, спортивных мероприятий; Дисциплинарное Наведение порядка по соблюдению правил внутреннего распорядка, Устава школы, кодекса Чести учащегося; Трудовое Организация трудовых десантов, работа по самообслуживанию; Информационное Выпуск печатного материала о работе кабинета Министров, обеспечение информацией; Шефская деятельность Оказание различной помощи начальной школе; Деятельность кабинета министров:

Слайд 7

«Если у вас поручение» Получили задание – разберитесь в нём (цель задания, что должно получиться, выделите главное), убедитесь, что все поняли и согласны с необходимостью его выполнения. Определите, что вам может помочь и что понадобится в работе (какие материалы, чья помощь). Приступайте к делу сразу же, не откладывайте на завтра. Если надо, прикажите себе. Выполняйте поручение в срок. Старайтесь выполнять поручение творчески. Выполнив работу, проверьте, всё ли сделали, дайте мысленно себе оценку. Будет лучше , если поручение и все трудности, успехи, пути достижения цели, связанные с ним, вы отметите в записной книжке или своём дневнике. Помните: каждое дело важное, относитесь к нему со всей серьёзностью. Ваше отношение к поручению характеризует вас как товарища в нашем коллективе! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

духовно-нравственное воспитание и развитие школьников в условиях школы-интерната

1.Актуальность темы2.цели и задачи3.воспитание духовности,используя"Основы православной культуры"4.приоритетные деятельностные направления...

Авторизованная программа по декоративно - прикладному творчеству «Цветы как средство развития творческих способностей воспитанников школы - интерната»

Программ "цветы как средство развития творческих спрсобностей воспитанников школы - интерната" ставит своей целью развитие личностного и творческого потенциала по средствам декоративно - прикладной и ...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Создание художественной композиции из цветов как средство развития творческих способностей воспитанников школы - интерната»

Программа по декоративно-прикладному и изобразительному искусство переработанная и оформленная в соответствии с ФГОС (для интернатов и детских домов)...

Публикация для участия в Международной научно-практической конференции «Этнокультурное образование: опыт и перспективы развития» ГОУ Республики Марий ЭЛ «Косолаповская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».

Одним  из направлений  духовно-нравственной работы с обучающимися коррекционных школ является опора на национальную культуру, народные промыслы. Обучающиеся  коррекционных школ- и...

ПОЛОЖЕНИЕ об органе ученического самоуправления Панаевской школы-интерната

С целью  формирования у школьников основ управленческой культуры, развития организаторских способностей, умений анализировать обстановку, вычленять проблемы, ставить задачи, планировать и организ...

Развитие творческого потенциала учителей школы-интерната для детей с ограниченными физическими возможностями.

Развитие творческого потенциала учителей школы-интерната для детей с ограниченными физическими возможностями. Авторы составители: Борисова О.А., Лакосникова О.В.(школа-интернат № 28, г. Ростов-на...

Развитие воспитательной системы коррекционной школы -интерната

В этой публикации я делюсь опытом работы в коррекционной школе 8 вида.Я предоставляю коллегам концепцию своей воспитательной работы....