Развитие творческого потенциала учителей школы-интерната для детей с ограниченными физическими возможностями.
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме
Развитие творческого потенциала учителей школы-интерната для детей с ограниченными физическими возможностями.
Авторы составители: Борисова О.А., Лакосникова О.В.(школа-интернат № 28, г. Ростов-на-Дону)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Авторы статьи: Борисова О.А., Лакосникова О.В. | 176.88 КБ |
Предварительный просмотр:
- Развитие творческого потенциала учителей школы-интерната № 28
Как театр начинается с вешалки, так и школа начинается с учителя. Учитель - является ключевой фигурой в любой школе. В наибольшей степени от учителя зависит уровень подготовки школьников.
Перед педагогом в современной школе остро стоит задача повышения эффективности процесса обучения. Ученики могут знать одни предметы лучше, другие – хуже. И зависит это не от способности ребёнка, а от заинтересованности и ответственности учителя.
Наибольшее значение, в связи с этим, приобретает развитие профессионального мастерства учителя, его творческих способностей. Без использования которых не получится увлечь детей новыми знаниями, сделать урок еще более интересным и содержательным.
Учителю постоянно необходимо пополнять собственные знания, совершенствовать личностные качества, повышать профессиональный уровень.
В работе любого учителя творчество является особым видом деятельности, который направлен на создание нового продукта. Творчество присутствует в работе любого учителя, вне зависимости от его стажа или образования.
Однако, просто накапливать знания для учителя не достаточно. Необходимо саморазвитие. Открытые уроки, выступления на заседаниях школьных и районных методических объединений, участие в профессиональных конкурсах. Только так можно добиться уверенности в собственных силах.
Участие в конкурсах профессионального мастерства позволяет ознакомиться с передовым педагогическим опытом, подготовиться к к реализации индивидуального подхода к каждому ученику. Творчество зависит от личности педагога. Только всесторонне эрудированный учитель может найти новые пути и способы решения проблем путем творческого воображения.
Надо заметить, что просто знакомства с опытом работы других педагогов, не изменят творческий потенциал учителя. Он должен обязательно применять полученные знания в собственной педагогической деятельности.
Творческие способности нужно развивать, творчеству можно научить. Для этого нужны специальные условия, чтобы обучение переходило в самообучение, воспитание в самовоспитание, а личность из состояния развития в фазу творческого саморазвития.
Творческому саморазвитию будущего учителя необходимо учить ещё на этапе подготовки в вузе. Развитие профессионального самосознания происходит:
- в самопознании себя как личности;
- в процессе осмысления уровня подготовленности к педагогической деятельности;
- в самопознании себя как профессионала;
- в процессе самоанализа своей деятельности и результатов;
- в процессе профессиональной самооценки.
От глубины самостоятельного анализа приведенных выше критериев зависит профессиональный рост учителя и развитие его творческого потенциала.
Всё это имеет прямое отношение к учебно-познавательной и профессионально-педагогической деятельности студентов в институте. Обучение происходит более успешно, если у будущих педагогов есть познавательный интерес, положительное отношение к педагогической деятельности, потребность в получении новых знаний и умений, стремление к реализации себя в качестве учителя и развитию собственного творческого потенциала.
Творческий потенциал учителя — это совокупность психических характеристик и свойств личности, реализующихся в процессе педагогического творчества. С творческим педагогом интересно всегда. И ученикам, и коллегам.
Творческий потенциал, согласно определению в словаре, это интегральное качество человека, ядро его сущностных сил, выражающих меру активности индивида в процессе его самореализации. Творческий потенциал педагога всегда является открытой системой для всех инноваций в области педагогики. Многое зависит и от личности учителя: от его культурного, профессионального и общеобразовательного уровня, потребностей и интересов, мотивации педагогической деятельности. Замкнутость, недостаток современной информации, отсутствие заинтересованности в получении новых знаний, умений и навыков пагубны для творческого потенциала и ведут к его затуханию.
С ростом педагогического творчества и педагогического мастерства происходит увеличение темпов развития, изменения и перехода на новый уровень. Чем выше уровень творческого потенциала педагога, тем легче и быстрее он развивается. Важно иметь в виду, что неиспользованные резервы развития творческого потенциала учителя таятся в нём самом. Только личное желание и стремление к росту позволит найти оптимальные пути их использования.
Творческий потенциал учителя является многофакторным явлением, представляющий собой совокупность знаний и умений, личностных и профессиональных качеств учителя.
Развитие творческого потенциала учителей школы-интерната № 28, работающих с детьми-инвалидами, имеет очень важное значение. Для этого каждый год проводятся школьные конференции, мастер-классы, круглые столы. Эти мероприятия позволяют учителям, в условиях дистанционного режима обучения, встречаться, общаться, обмениваться опытом, обсуждать новинки методической литературы.
Внутри предметных методических объединений создаются группы творческих учителей, которые совместно работают над различными образовательными проектами. Использование современных средств интернет-общения позволяет принимать активное участие в профессиональных форумах, открытых площадках, знакомиться с интересными находками коллег из других городов и стран. После обсуждения со школьными коллегами многие методики, при условии адаптации для детей-инвалидов, находят применение на уроках.
Учителя нашей школы разрабатывают и успешно внедряют инновационные программы и технологии. Для всех учителей термин «ИКТ» не просто набор звуков, а вполне определенные информационные и коммуникационные технологии. Учителя информатики, которые в силу преподавания своего предмета быстрее вникают в новинки техники и технологи, проводят обучающие семинары, консультации, совместные межпредметные проекты.
Педагоги нашей школы постоянно обсуждают различные ситуации, которые возникают в процессе обучения. Делятся находками, которые используют в своей работе. В современном образовании учителю приходится создавать собственные индивидуальные программы. А это стимулирует его на творчество.
Когда учитель владеет обширным компьютерным инструментарием, он легко воплощает свои идеи в жизнь, не боясь работать с видео и фото материалами, музыкой и анимацией. Создавая качественные учебные мультимедиа разработки, учитель имеет возможность максимально широко рассказать ребятам об изучаемом явлении. А работать с мультимедиа проектами в нашей школе приходится не «время от времени», а постоянно, ежедневно. Действовать привычными способами «по старинке» уже не получается. Профессионализм, творчество и любовь к своим ученикам позволяют учителям решать непростые задачи при обучении детей-инвалидов.
Ребенок, который никогда не сможет держать ручку в руках, легко научился печатать на клавиатуре и записывает рассказы собственного сочинения. Другой мальчик, в силу заболевания никогда не ходивший в обычную школу, создает видеофильмы и выкладывает их в социальной сети. И это позволяет нашим ученикам находить друзей, общаться и развиваться.
Заинтересовать предметом ребят из обычных школ не всегда бывает просто, а детей с ограниченными возможностями здоровья, еще сложнее. Без творчества, без фантазии, без искры в душе сделать это совершенно невозможно! Основная задача учителя школы-интерната № 28 - помочь ребенку поверить в свои силы, забыть обо всех ограничениях здоровья, раскрыть свои потенциалы.
Быть учителем высокого уровня, имея лишь знания в конкретной предметной области, в современном мире невозможно. Необходим также широкий кругозор, логическое мышление, способность воспринимать огромный поток информации. Умение управлять собственными эмоциями также необходимо для успешной творческой деятельности учителя.
Для успешного развития педагогического потенциала необходимо выполнение следующих условий:
- Сопровождение развитие учительского потенциала должно происходить на основе компетентстного подхода.
- Процесс развития учительского потенциала должен быть непрерывен.
- Процесс развития педагогического потенциала происходит за счёт его участия в инновационной деятельности и специальных образовательных мероприятиях.
Поэтому, в школах основные ресурсы должны быт направлены на профессиональное развитие учителей. Если в школе нет хороших учителей, то всё потеряно, несмотря на великолепное методическое оснащение, самую лучшую учебную программу и самые правильные принципы управления.
Эффективность образовательного процесса зависит от потенциала учителя, от его личной заинтересованности. Педагогический коллектив нашей школы вовлечён в одно дело, имеет общие, понятные и единые цели и задачи для всех.
Профессия учителя является одним из наиболее творческих видов деятельности. Предмет творчества педагога – воспитание и образование цельной и гармоничной личности ученика. Следовательно, и сам учитель должен быть личностью творческой. «Только личность может воспитать личность» (К.Д. Ушинский). Хороший учитель учится всегда. Учится всегда сам. Учится, когда делится полученными знаниями с другими.
Учитель всегда творит в соавторстве с учениками. Педагогическое мастерство – это деятельность педагога на уровне эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках. В отличие от мастерства педагогическое творчество – это всегда поиск и нахождение нового: для себя, для себя и других. Каждый педагог продолжает дело своих предшественников. Педагог-творец видит шире и значительно дальше. Каждый педагог преобразует педагогическую действительность, но только педагог-творец активно борется за преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.
Творчески работающий учитель – это педагог, результат деятельности которого отличается качеством, новизной, оригинальностью, уникальностью. Учитель умеет предвидеть и прогнозировать развитие педагогического процесса.
Учителя нельзя заставить быть творческим педагогом. Он должен сам хотеть этого. Задача руководителя, методиста – предрасположить педагога к творческой деятельнности, создать ситуацию успешности его работы. Когда появляется удовлетворенность профессией, то педагогическая деятельность становится потребностью. Именно такая ситуация успешности и удовлетворенности создается в нашей школе.
Дети сейчас рано развиваются, сменились ценности и эти факторы надо учитывать. Но ценность жизни не изменилась. Ценнее жизни ничего на свете не бывает. Всем учителям надо осознать мировую потребность духовности и помочь ребятам найти свою дорожку в жизни.
Современному обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Нельзя сделать прекрасней нашу жизнь, не сделав прекрасным человека. Известно, что новое рождается в недрах старого. Маленькие победы формируют почву для творчества, повышают общую и профессиональную культуру. Добиться высоких результатов может каждый. Главное - творчество и совершенствование своей работы.
Список литературы:
- Петрова Н.П., Корчинский А.А. Тенденции развития современного высшего профессионального образования.// Образование, наука, инновации. №5(37), 2014 г. Ростов-на-Дону. ЮФУ.С. 36.
- Конаржевский, Ю.А.Формирование педагогического коллектива единомышленников / Ю.А Конаржевский, – Псков, 1994 – 38 с.
- Творческий потенциал педагога в системе непрерывного педагогического образования: монография. – Павлодар: ПГУ им.С.Торайгырова, 2006. – 308 с.
- Развитие творческого потенциала как основа взаимодействия уровней педагогического образования // Поиск. – 2007. – № 1. – С.15-22.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования детей «Создание художественной композиции из цветов как средство развития творческих способностей воспитанников школы - интерната»
Программа по декоративно-прикладному и изобразительному искусство переработанная и оформленная в соответствии с ФГОС (для интернатов и детских домов)...
Развитие творческого потенциала в процессе продуктивной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья
Обобщение передового опыта...
Развитие творческого потенциала учителя информатики в современной образовательной среде.
Цель работы: научное осмысление сущности творческого потенциала учителя информатики, разработка его модели и пути становления.Гипотеза работы состоит в предполжении, что творческий потенциал учителя и...
Развитие творческого потенциала учителя и ученика
Развитие творческого потенциала учителя и ученика...
Формирование и развитие творческого потенциала учителей географии в условиях реализации ФГОС
Формирование и развитие творческого потенциала учителей географии в условиях реализации ФГОС...
«Развитие творческого потенциала учителя и потенциала учащихся, необходимых для дальнейшего самообучения, саморазвития и самореализации в условиях модернизации современной школы».
Главная цель развития творческих способностей - воспитание подлинно творческой свободной личности. Для решения этой цели я определила следующие задачи:-формировать у детей способности самостоятельно м...