«Развитие исследовательской компетентности обучающихся ГБОУ НПО РО ПУ73 как один из основных факторов подготовки успешной, конкурентоспособной личности».
статья (11 класс) по теме
Как показывает педагогический опыт, усложнение и увеличение объёма учебного материала, что сегодня и предлагается способным обучающимся, можно осуществлять до определённого предела. А вот дальнейшее развитие возможностей обучающегося может проходить в рамках включения его в исследовательскую работу по выбранному им направлению. Участие в исследовательской проектной деятельности обучающихся способствует их самореализации в профессиональном и творческом плане, оказывает помощь в выстраивании профессиональной карьеры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 26.22 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие исследовательской компетентности обучающихся ГБОУ НПО РО ПУ73 как один из основных факторов подготовки успешной, конкурентоспособной личности».
Авторы педагогического опыта:
Голобородова И.Н.., замдиректора поУПР ГБОУ НПО РО ПУ-73;
Старовойтенко А.А., преподаватель русского языка и литературы ГБОУ НПО РО ПУ73.
В стратегии модернизации российского образования – важнейшее место занимает обновление его целей и содержания в соответствии с требованиями рыночной экономики, общества к качеству образовательных услуг.
Общество, находящееся в условиях формационного сдвига, предъявляет к образовательной сфере новые требования, связанные с изменением государственного и социального заказа на образовательные услуги. Это определяется изменением структуры спроса на профессиональную подготовку кадров, изменением взглядов на понятие «образованный человек».
В этой связи, главным результатом деятельности учреждения начального профессионального образования должна стать подготовка специалиста, обладающего не только системой знаний, умений и навыков в рамках освоенной профессии, но и способностью адаптироваться в социуме, профессионально реализоваться.
Поэтому ключевой идеей начального профессионального образования становится развитие компетенций и компетентностей обучаемого и специалиста, что требует от педагогов внедрения в традиционные технологии обучения инновационные.
Одной из ведущих задач обучения и воспитания обучающихся в условиях профессионального училища №73 является создание условий для развития личности, способной адаптироваться к быстро меняющемуся социуму, особое внимание к внутреннему миру подростков, их интересам и потребностям, развитие их способностей.
В педагогике в последнее время довольно часто встречается термин «способные дети». Можно определить данное понятие так: каждый подросток имеет свой набор врождённых задатков, которые при благоприятных условиях развиваются в способности. Нет ни к чему не способных детей. Под способностями мы понимаем индивидуальные особенности личности, проявляющиеся и развивающиеся в деятельности положительной, успешной, вызывающей благоприятный эмоциональный настрой. Как показывает практика, способности могут быть развиты, но могут и преждевременно угаснуть или деформироваться.
Важно, чтобы, пройдя все этапы обучения, выпускник училища приобрёл новый подход к пониманию окружающего мира, создающий особенный тип мышления – исследовательский и творческий. Любое самостоятельное исследование руководимо: педагог помогает определить его исправление, корректирует цели и задачи, определяет совместно с обучающимися индивидуальный «маршрут» и выступает консультантом.
Осознавая это, педагогический коллектив училища активизировал свою деятельность по работе с подростками, имеющими определённые способности.
Приоритетным направлением работы педагогического коллектива становится создание психолого-педагогических условий, способствующих развитию способностей обучающихся.
Для реализации данного направления необходимо решать актуальные задачи: каким должно быть образовательное пространство, не сводимое только к классно-урочной системе и дающее возможность развития и реализации способностей обучающихся, и как это пространство в условиях училища реализовать.
Как показывает педагогический опыт, усложнение и увеличение объёма учебного материала, что сегодня и предлагается способным обучающимся, можно осуществлять до определённого предела. А вот дальнейшее развитие возможностей обучающегося может проходить в рамках включения его в исследовательскую работу по выбранному им направлению.
Исследовательская работа обучающихся является важным фактором при подготовке молодых рабочих. Кроме этого, проблема организации данной деятельности обучающихся в период их профессиональной подготовки обусловлена социально-экономическими и научно-техническими преобразованиями в современном обществе.
Базовой образовательной технологией, поддерживающей исследовательскую компетентность в образовании, является метод проектов. Перспективными идеями применяемого метода, в первую очередь, являются развитие воли, упорства, самодисциплины обучающихся, характера партнерства в совместной деятельности, творческого взаимодействия обучающихся и педагогов, способности к самоанализу и критике.
Полученные знания и умения в области проектной деятельности помогают обучающимся прививать им навыки исследовательского мышления на основе приобретенных ими теоретических знаний и практических умений в области информационных технологий, формировать ИКТ компетентности, адаптироваться в современной жизни и стать конкурентоспособными специалистами.
Также участие в исследовательской проектной деятельности обучающихся способствует их самореализации в профессиональном и творческом плане, оказывает помощь в выстраивании профессиональной карьеры. Именно поэтому первым шагом в реализации инновационной деятельности в ПУ-73 является организация исследовательской деятельности обучающихся и как итог этой работы – научно-практическая конференция.
Цель конференции – заинтересовать обучающихся ПУ73 в углубленном изучении предметов общеобразовательного и профессионального циклов, способствовать развитию у учащихся навыков исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать свои знания на практике.
На конференции рассматриваются исследовательские и поисково – творческие работы, в которых чётко обозначаются достижения и область применения результатов. Проблемы, затрагиваемые обучающимися в работах, в большинстве своём актуальны и значимы. На конференции молодые исследователи получают возможность выступить, защитить свою работу перед широкой аудиторией. Во время конференции каждый выступающий может сравнить, как его работа выглядит на общем уровне и сделать соответствующие выводы. По завершению конференции экспертная комиссия подводит итоги, с которыми ознакомит авторов работ на внутриучилищной линейке, а руководителей - на заседании педагогического Совета. Здесь же проходит награждение.
Для организации и совершенствования исследовательской деятельности учащихся в учреждении разработана и реализуется комплексная программа «Развитие исследовательской компетентности обучающихся как один из основных факторов подготовки успешной, конкурентоспособной личности».
Реализация данной Программы помогает подготовить рабочего, умеющего ставить творческие задачи, создавать объективно и субъективно новые способы деятельности и положительно реализовывать их.
Основные этапы реализации Программы
№ | Содержание | Сроки выполнения | Ответственные |
Создание банка данных о творческих способностях на основе индивидуальных собеседований и непосредственной практической деятельности.
| Ежегодно, Сентябрь | Классные руководители, руководители методических комиссий (МК) | |
Создание правовой (Положения, регламентирующие организацию исследовательской деятельности обучающихся), методической и материально-технической базы для организации исследовательской деятельности обучающихся. | Ежегодно, август, сентябрь | Зам. директора по учебно-методической работе (УМР) | |
Организация консультирования руководителей исследовательских работ через заседания «Школы педагогического мастерства» | В течение года | Зам. директора по УМР, руководители методических комиссий (МК) | |
Разработка руководителями исследовательских работ индивидуального плана работы с обучающимися. | Ежегодно, сентябрь-октябрь | Руководители исследовательских работ | |
Согласование и утверждение плана деятельности с заместителем директора по УМР | Ежегодно, октябрь | Руководители исследовательских работ | |
Проведение индивидуальных консультаций с авторами работ | 2 раз в месяц | Руководители исследовательских работ | |
Итог исследовательской работы – ежегодная научно-практическая конференция в училище | Ежегодно, апрель-май | ||
Анализ работы руководителей исследовательских работ обучающихся, «Школы педагогического мастерства» с заслушиванием на педагогическом совете. | Ежегодно, июнь | Зам. директора по УМР |
Положение
о научно-практической конференции
Настоящее Положение определяет статус, цели и задачи, порядок проведения ежегодной внутриучилищной научно-практической конференции обучающихся ГБОУ НПО ПУ-73.
1. Общие положения.
Основная цель конференции: повышение мотивации обучающихся, практическая реализация их творческого и профессионального потенциала через участие в проектной деятельности.
Основные секции охватывают:
• Общественно-гуманитарные науки;
• Естественно-технические науки;
2. Участники конференции.
В конференции принимают участие обучающиеся ПУ-73.
3. Проведение конференции.
За две недели создаётся организационный Совет конференции.
Конференция проводится в апреле каждого года в виде устных сообщений авторов в течение 7-10 минут.
4. Руководство конференцией.
Общее руководство подготовкой и проведением конференции осуществляется замдиректора по УМР.
Все участники являются дипломантами проведённой конференции.
1. Агеева А.И., В.И. Новоселова Метод проектов как средство развития творческих способностей школьников: Метод, рекомендации. /Кемер. обл. институт усовершенствования учителей, Информ.-метод. центр упр. образования администрации г. Полысаево.- Кемерово : Изд-во облИУУ, 2001.-63 с.
2. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. – 2002. №2. – С. 85-103.
3. Алексеев Н.Г. Рефлексия и формирование способа решения задач. – М.: Колледж предпринимательства и социально-трудового проектирования, 2002. – 137 с.
4. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – С. 64-68.
5. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2002. №1. – С. 24-33.
6. Алексеева Л.Н., Копылов Г.Г., Марача В.Г. Исследовательская деятельность учащихся: формирование норм и развитие способностей // Исследовательская работа школьников. – 2003. №4. – С. 25-28.
7. Голанцева Т.П. Создание среды для развития способных и одарённых детей // Исследовательская работа школьников. – 2004. №2. – С. 171-173.
8. Головизнина Н.Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности // Дополнительное образование. – 2002. №8. – C. 6-10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование и развитие исследовательской компетентности обучающихся.
Среди ключевых компетенций на современном этапе образования выделяется исследовательская. Студент овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний из реальности, влад...
Работа с одарёнными детьми как один из главных факторов подготовки конкурентоспособного выпускника
Работа с одарёнными детьми как один из главных факторов подготовки конкурентоспособного выпускника...
Опыт работы «Школьное лесничество, как средство формирования экологической культуры и активизации исследовательской компетентности обучающихся по изучению природы родного края»
Опыт возник и развивался на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа». Школа расположена в центре села, в благоприя...
Памятка для родителей старшеклассников при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность вашего ребенка в сдаче Единого государственного экзамена.
Автор: Педагог-психолог Кирилина Т.И....
«Учебно – исследовательская компетентность обучающихся во внеурочной деятельности через предмет биология в соответствии с ФГОС»
В последние годы в условиях непрерывного процесса образования важнейшей задачей школы становится не столько обеспечение учащихся системой готовых знаний, сколько развитие и становление личностного пот...
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
В последние годы в условиях непрерывной модернизации образования важнейшей задачей школы становится не столько обеспечение учащихся системой готовых знаний, сколько развитие и становление личностного ...
Выступление по теме "Готовность педагогов как один из основных факторов успешности в работе с детьми с особыми образовательными потребностями."
Инклюзия охватывает глубокие социальные аспекты жизни школы: создается моральная, материальная, педагогическая среда, адаптированная к образовательным потребностям любого ребенка, которую возможно обе...