ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
статья

Варичева Марина Александровна

В последние годы в условиях непрерывной модернизации образования важнейшей задачей школы становится не столько обеспечение учащихся системой готовых знаний, сколько развитие и становление личностного потенциала каждого ребёнка на основе освоения универсальных способов деятельности. Такая смена ценностных ориентиров возникла после выхода в свет закона «Об образовании в Российской Федерации» [1], национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» [2], Национальной доктрины Российской Федерации [3] и Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) [4].

В связи с этим целью данной статьи является изучение формирования учебно-исследовательской компетентности, и описание результативности педагогической компетенции через внеурочную деятельность естественнонаучной направленности обучающихся.

В своей работе использую свои авторские педагогические разработки, такие как: факультативные курсы: «Флора и фауна Иркутской области» для 8-9 классов. Данный факультативный курс используют в работе многие образовательные организации г. Ангарска – МБОУ «СОШ № 9, 40, 29,14,12,  гимназия № 8, 10,19» и др.; «Молекулярная биология и генетика в задачах» для 10 - 11 классов. Данный факультативный курс используют в работе многие образовательные организации г. Ангарска – МБОУ «СОШ № 19, 6, 36, 37» и др.; «Химия в задачах и уравнениях» предназначена для обучающихся  8-11 классов. Программы внеурочной деятельности: «Познавательная экология» для 5-6 классов (ФГОС); «Технология учебно-исследовательской и проектной деятельности» 7 – 8 класс; «Учебно-исследовательская деятельность и проектная деятельность (биологический эксперимент)» 7 – 11 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_varicheva_m.a.docx30.87 КБ

Предварительный просмотр:

УЧЕБНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРЕДМЕТ БИОЛОГИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

Варичева Марина Александровна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4», г. Ангарск Иркутская область

В последние годы в условиях непрерывного процесса образования важнейшей задачей школы становится не столько обеспечение учащихся системой готовых знаний, сколько развитие и становление личностного потенциала каждого ребёнка на основе освоения универсальных способов деятельности. Такая смена ценностных ориентиров возникла после выхода в свет: Закона Российской Федерации «Об образовании» [1], национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» [2], Национальной доктрины Российской Федерации [3] и Федерального государственного стандарта основного общего образования второго поколения (ФГОС) [4].

В связи с этим целью данной статьи является изучение аспектов понятий «учебно-исследовательская компетентность», и описание результативности педагогической компетенции через внеурочную деятельность с обучающимися, исходя из сущности учебно-исследовательской компетентности.

В своей работе использую свои авторские педагогические разработки, такие как: факультативные курсы: «Флора и фауна Иркутской области» для 8-9 классов.  Данный факультативный курс используют в работе многие образовательные организации г. Ангарска – МБОУ «СОШ № 9, 40, 29,14,12,  гимназия № 8, 10,19» и др.; «Молекулярная биология и генетика в задачах» для 10 - 11 классов. Данный факультативный курс используют в работе многие образовательные организации г. Ангарска – МБОУ «СОШ № 19, 6, 36, 37» и др.; «Химия в задачах и уравнениях» предназначена для обучающихся  8-11 классов. Программы внеурочной деятельности: «Познавательная экология» для 5-6 классов (ФГОС); «Технология учебно – исследовательской и проектной деятельности» 7 – 8 класс; «Учебно – исследовательская деятельность и проектная деятельность (биологический эксперимент)» 7 – 11 класс.

В Ангарском городском округе 45% учителей естественнонаучного цикла используют в своей работе перечисленные выше факультативные курсы и программы внеурочной деятельности.  И конечно учителя заключают соглашения об использовании авторских педагогических разработок, пишут отзывы и имеют хорошие результаты. Благодаря, данным авторским педагогическим разработкам с 2011года по 2019 год обучающиеся написали множество исследовательских работ. Некоторые из них перечислены: «Красная книга Иркутской области», «Голубая кровь: Миф или реальность», «Клонирование», «Внимание подростков как один из факторов сдачи ЕГЭ», «Животные в русских народных сказках «образы и прототипы»,«Белый тигр», «Обман мозга», «Место и значение образов животных в рекламе», «Исследование характера и способностей человека по папиллярному узору», «Формирование креативности подростков средствами арт-терапии».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

          Научно-исследовательская деятельность учащихся является одним из приоритетных направлений образования. Я стремлюсь к тому, чтобы научно-исследовательская деятельность была продолжением и углублением учебной программы.

          Учащиеся выступают на научно-практических конференциях и достигают достаточно высоких результатов (с 2011 года и по настоящее время) на разных уровнях от муниципального и регионального до федерального.

Учебный год

Название и уровень мероприятия

Фамилия, имя, класс

Уровень результата

2016-2017

Муниципальная НПК «Диалог культур»

Казанова Анастасия 8 кл

Диплом 1 степени

Муниципальная олимпиада по байкаловедению «за лучший экологический проект»

Сабаев Тимур 7 кл, Хайрзаманова Ассоль 7 кл

Грамота 2 место

Муниципальная НПК «XVI Ломоносовские чтения, Юниор»

Казанова Анастасия 8 кл

Диплом 1 степени

Региональная НПК «Диалог культур»

Казанова Анастасия 8 кл

Диплом 1 степени

Всероссийский конкурс «Новые горизонты» номинация «Исследовательские работы и проекты»

Бабушкина Оксана 8 кл

Диплом победителя 1 степени

Всероссийский конкурс «Новые горизонты» номинация «Исследовательские работы и проекты»

Казанова Анастасия 8 кл

Диплом победителя 1 степени

Всероссийский конкурс «Новые горизонты» номинация «Исследовательские работы и проекты»

Загузина Анна 8 кл

Диплом победителя 1 степени

2017-2018

Муниципальная НПК «XVII Ломоносовские чтения, Юниор»

Щепина Софья, 8 кл

Диплом победителя 1 степени

IV Всероссийский конкурс, проходящий в формате ФМВДК «Таланты России»

Щепина Софья, 8 кл        

Диплом победителя 1 степени

IV Всероссийский конкурс, проходящий в формате ФМВДК «Таланты России»

Кобелева Дарья, 8 кл

Диплом победителя 1 степени

2018-2019

Всероссийский конкурс исследовательских работ (с международным участием) «Свет познания -2018»

Кобелева Дарья, 8 кл

Диплом победителя 2 степени

Всероссийский конкурс исследовательских работ (с международным участием) «Свет познания -2018»

Щепина Софья, 8 кл        

Диплом победителя 1 степени

Муниципальная НПК «Ломоносовские чтения»

Кобелева Дарья, 9 кл

Диплом победителя 3 степени

Муниципальная НПК «Ломоносовские чтения»

Щепина Софья, 9 кл        

Диплом победителя 1 степени

Межмуниципальный полимодальный научно – методический форум естественнонаучных дисциплин в пленэре «Естествоиспытатели нашего времени»

Щепина Софья, 9 кл        

Варичева М.А.

Диплом победителя 3 степени

Таким образом, используя авторские педагогические разработки мы имеем высокий результат у обучающихся по учебно – исследовательской компетентности во внеурочной  деятельности через предмет биология в соответствии с ФГОС.

Список литературы

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» [Электронный ресурс] -ttp://минобрнауки.рф/документы/2974

2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс] - http://минобрнауки.рф/документы/1450

          3. Национальная доктрина Российской Федерации [Электронный ресурс] -

http://www.zakonprost.ru/content/base/39758

          4. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (Стандарты второго поколения) / М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся через проектную деятельность на уроках информатики и ИКТ и во внеурочное время в сельской школе"

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ...

Формирование и развитие УУД обучающихся во внеурочной деятельности: организация работы с одарёнными детьми

В работе рассказывается об организации работы по формированию и развитию универсальных учебных действий во внеурчное время....

«Формирование учебно – познавательной компетентности обучающихся во внеурочной деятельности по робототехнике»

Статья: «Формирование учебно - познавательной компетенции обучающихся во внеурочной деятельности»В статье рассматриваются возможности организации исследовательской работы с применением робототехническ...

«Формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся через проектную деятельность на уроках информатики и ИКТ и во внеурочное время в сельской школе»

Образование – одно из приоритетных направлений в государстве, которое эффективно модернизируется в настоящее время, вводится новый Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколени...

«Учебно – исследовательская компетентность обучающихся во внеурочной деятельности через предмет биология в соответствии с ФГОС»

В последние годы в условиях непрерывного процесса образования важнейшей задачей школы становится не столько обеспечение учащихся системой готовых знаний, сколько развитие и становление личностного пот...

Программа курса внеурочной деятельности естественнонаучной направленности «Мир вокруг нас»

Программа курса внеурочной деятельности естественнонаучной  направленности «Мир вокруг нас»...