ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
статья
В последние годы в условиях непрерывной модернизации образования важнейшей задачей школы становится не столько обеспечение учащихся системой готовых знаний, сколько развитие и становление личностного потенциала каждого ребёнка на основе освоения универсальных способов деятельности. Такая смена ценностных ориентиров возникла после выхода в свет закона «Об образовании в Российской Федерации» [1], национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» [2], Национальной доктрины Российской Федерации [3] и Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) [4].
В связи с этим целью данной статьи является изучение формирования учебно-исследовательской компетентности, и описание результативности педагогической компетенции через внеурочную деятельность естественнонаучной направленности обучающихся.
В своей работе использую свои авторские педагогические разработки, такие как: факультативные курсы: «Флора и фауна Иркутской области» для 8-9 классов. Данный факультативный курс используют в работе многие образовательные организации г. Ангарска – МБОУ «СОШ № 9, 40, 29,14,12, гимназия № 8, 10,19» и др.; «Молекулярная биология и генетика в задачах» для 10 - 11 классов. Данный факультативный курс используют в работе многие образовательные организации г. Ангарска – МБОУ «СОШ № 19, 6, 36, 37» и др.; «Химия в задачах и уравнениях» предназначена для обучающихся 8-11 классов. Программы внеурочной деятельности: «Познавательная экология» для 5-6 классов (ФГОС); «Технология учебно-исследовательской и проектной деятельности» 7 – 8 класс; «Учебно-исследовательская деятельность и проектная деятельность (биологический эксперимент)» 7 – 11 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_varicheva_m.a.docx | 30.87 КБ |
Предварительный просмотр:
УЧЕБНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРЕДМЕТ БИОЛОГИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
Варичева Марина Александровна
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4», г. Ангарск Иркутская область
В последние годы в условиях непрерывного процесса образования важнейшей задачей школы становится не столько обеспечение учащихся системой готовых знаний, сколько развитие и становление личностного потенциала каждого ребёнка на основе освоения универсальных способов деятельности. Такая смена ценностных ориентиров возникла после выхода в свет: Закона Российской Федерации «Об образовании» [1], национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» [2], Национальной доктрины Российской Федерации [3] и Федерального государственного стандарта основного общего образования второго поколения (ФГОС) [4].
В связи с этим целью данной статьи является изучение аспектов понятий «учебно-исследовательская компетентность», и описание результативности педагогической компетенции через внеурочную деятельность с обучающимися, исходя из сущности учебно-исследовательской компетентности.
В своей работе использую свои авторские педагогические разработки, такие как: факультативные курсы: «Флора и фауна Иркутской области» для 8-9 классов. Данный факультативный курс используют в работе многие образовательные организации г. Ангарска – МБОУ «СОШ № 9, 40, 29,14,12, гимназия № 8, 10,19» и др.; «Молекулярная биология и генетика в задачах» для 10 - 11 классов. Данный факультативный курс используют в работе многие образовательные организации г. Ангарска – МБОУ «СОШ № 19, 6, 36, 37» и др.; «Химия в задачах и уравнениях» предназначена для обучающихся 8-11 классов. Программы внеурочной деятельности: «Познавательная экология» для 5-6 классов (ФГОС); «Технология учебно – исследовательской и проектной деятельности» 7 – 8 класс; «Учебно – исследовательская деятельность и проектная деятельность (биологический эксперимент)» 7 – 11 класс.
В Ангарском городском округе 45% учителей естественнонаучного цикла используют в своей работе перечисленные выше факультативные курсы и программы внеурочной деятельности. И конечно учителя заключают соглашения об использовании авторских педагогических разработок, пишут отзывы и имеют хорошие результаты. Благодаря, данным авторским педагогическим разработкам с 2011года по 2019 год обучающиеся написали множество исследовательских работ. Некоторые из них перечислены: «Красная книга Иркутской области», «Голубая кровь: Миф или реальность», «Клонирование», «Внимание подростков как один из факторов сдачи ЕГЭ», «Животные в русских народных сказках «образы и прототипы»,«Белый тигр», «Обман мозга», «Место и значение образов животных в рекламе», «Исследование характера и способностей человека по папиллярному узору», «Формирование креативности подростков средствами арт-терапии».
Научно-исследовательская деятельность учащихся является одним из приоритетных направлений образования. Я стремлюсь к тому, чтобы научно-исследовательская деятельность была продолжением и углублением учебной программы.
Учащиеся выступают на научно-практических конференциях и достигают достаточно высоких результатов (с 2011 года и по настоящее время) на разных уровнях от муниципального и регионального до федерального.
Учебный год | Название и уровень мероприятия | Фамилия, имя, класс | Уровень результата |
2016-2017 | Муниципальная НПК «Диалог культур» | Казанова Анастасия 8 кл | Диплом 1 степени |
Муниципальная олимпиада по байкаловедению «за лучший экологический проект» | Сабаев Тимур 7 кл, Хайрзаманова Ассоль 7 кл | Грамота 2 место | |
Муниципальная НПК «XVI Ломоносовские чтения, Юниор» | Казанова Анастасия 8 кл | Диплом 1 степени | |
Региональная НПК «Диалог культур» | Казанова Анастасия 8 кл | Диплом 1 степени | |
Всероссийский конкурс «Новые горизонты» номинация «Исследовательские работы и проекты» | Бабушкина Оксана 8 кл | Диплом победителя 1 степени | |
Всероссийский конкурс «Новые горизонты» номинация «Исследовательские работы и проекты» | Казанова Анастасия 8 кл | Диплом победителя 1 степени | |
Всероссийский конкурс «Новые горизонты» номинация «Исследовательские работы и проекты» | Загузина Анна 8 кл | Диплом победителя 1 степени | |
2017-2018 | Муниципальная НПК «XVII Ломоносовские чтения, Юниор» | Щепина Софья, 8 кл | Диплом победителя 1 степени |
IV Всероссийский конкурс, проходящий в формате ФМВДК «Таланты России» | Щепина Софья, 8 кл | Диплом победителя 1 степени | |
IV Всероссийский конкурс, проходящий в формате ФМВДК «Таланты России» | Кобелева Дарья, 8 кл | Диплом победителя 1 степени | |
2018-2019 | Всероссийский конкурс исследовательских работ (с международным участием) «Свет познания -2018» | Кобелева Дарья, 8 кл | Диплом победителя 2 степени |
Всероссийский конкурс исследовательских работ (с международным участием) «Свет познания -2018» | Щепина Софья, 8 кл | Диплом победителя 1 степени | |
Муниципальная НПК «Ломоносовские чтения» | Кобелева Дарья, 9 кл | Диплом победителя 3 степени | |
Муниципальная НПК «Ломоносовские чтения» | Щепина Софья, 9 кл | Диплом победителя 1 степени | |
Межмуниципальный полимодальный научно – методический форум естественнонаучных дисциплин в пленэре «Естествоиспытатели нашего времени» | Щепина Софья, 9 кл Варичева М.А. | Диплом победителя 3 степени |
Таким образом, используя авторские педагогические разработки мы имеем высокий результат у обучающихся по учебно – исследовательской компетентности во внеурочной деятельности через предмет биология в соответствии с ФГОС.
Список литературы
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» [Электронный ресурс] -ttp://минобрнауки.рф/документы/2974
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс] - http://минобрнауки.рф/документы/1450
3. Национальная доктрина Российской Федерации [Электронный ресурс] -
http://www.zakonprost.ru/content/base/39758
4. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (Стандарты второго поколения) / М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся через проектную деятельность на уроках информатики и ИКТ и во внеурочное время в сельской школе"
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ...
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
Методический материал для учителя информатики...
Формирование и развитие УУД обучающихся во внеурочной деятельности: организация работы с одарёнными детьми
В работе рассказывается об организации работы по формированию и развитию универсальных учебных действий во внеурчное время....
«Формирование учебно – познавательной компетентности обучающихся во внеурочной деятельности по робототехнике»
Статья: «Формирование учебно - познавательной компетенции обучающихся во внеурочной деятельности»В статье рассматриваются возможности организации исследовательской работы с применением робототехническ...
«Формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся через проектную деятельность на уроках информатики и ИКТ и во внеурочное время в сельской школе»
Образование – одно из приоритетных направлений в государстве, которое эффективно модернизируется в настоящее время, вводится новый Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколени...
«Учебно – исследовательская компетентность обучающихся во внеурочной деятельности через предмет биология в соответствии с ФГОС»
В последние годы в условиях непрерывного процесса образования важнейшей задачей школы становится не столько обеспечение учащихся системой готовых знаний, сколько развитие и становление личностного пот...
Программа курса внеурочной деятельности естественнонаучной направленности «Мир вокруг нас»
Программа курса внеурочной деятельности естественнонаучной направленности «Мир вокруг нас»...