Работа с одарёнными детьми как один из главных факторов подготовки конкурентоспособного выпускника
методическая разработка по истории на тему

Цапина Ирина Викторовна

Работа с одарёнными детьми как один из главных факторов подготовки конкурентоспособного выпускника

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Цапина И.В.

Работа с одарёнными детьми как один из главных факторов подготовки конкурентоспособного выпускника

        Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Целенаправленная и систематическая работа с одаренными детьми позволит более эффективно управлять формированием наиболее комплексных синтетических характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность и темы познавательной деятельности учащихся, рост все более богатого, глубокого и умелого усвоения знаний.

 Проблема работы с одаренными детьми  чрезвычайно актуальна для современной школы.  К школе сегодня предъявляются высокие требования в данном направлении.  Поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования в школе. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра. 

          Недостатком  традиционной  системы обучения является стандартизация многих моментов  обучения в школе. Единое  для всех времен овладение программой, единая  для всех длительность урока, единые темы ведения урока, обусловленные индивидуальностью учителя, но не учащихся.

   Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Сегодня школа сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.   Поэтому, говоря о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть, что ее необходимо начинать с начальной ступени обучения на основе  наблюдения, изучения психологических особенностей ребенка.

   Работа с одаренными в разных областях и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
  Условно мы выделяем 
три категории одаренных детей:

- Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

- Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).

- Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

 

Опираясь на понятия «одаренность» и «одаренный ребенок», изложенные в рабочей концепции одаренности федеральной целевой программы «Одаренные дети» утверждённой распоряжением Министра образования Российской Федерации.

     Одаренность –

1.   которая проявляется в высоком уровне общего умственного развития, творческих проявлений и восприимчивости к учению во многих областях знаний.

2.  качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.

   Одаренные дети –

1.  дети с более высоким (в сравнении со сверстниками) уровнем общего умственного развития, включающего интеллектуальные и творческие способности, чьи особые потребности в учении связаны с их повышенной любознательностью, исследовательской активностью и стремлением к самостоятельному учению;

2.  дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т.д.).

Познавательные  возможности учащихся:

-     Гениальность - индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью

-     Талант - выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

-      Способности - индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

 Формы работы с одаренными учащимися:

-     факультативы;

-     конкурсы;

-     участие в олимпиадах;

-   объединения дополнительного образования;

-   работа по индивидуальным планам.

 

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

-        принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

-      принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

-        принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

-        принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

 

Образовательные цели:

  - создавать  благоприятные условий для выявления, развития и поддержки

  одаренных  детей в школе.

- уделять особое внимание психолого–педагогической поддержке одарённых (мотивированных) детей, ранней диагностики интеллектуальной одарённости;

- усилить научно – методическое сопровождения по данному направлению.

 Воспитательные цели:

 - воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.

- расширение единого образовательного пространства школы для социально значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.

Развивающие цели:

 - развитие способностей одаренных детей к включению в любую духовно- практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности.

    Задачи:

1.     Обеспечить нормативно- правовое сопровождение работы с одаренными детьми.

2.     Создать  максимально благоприятную образовательную среду в школе для развития способных и одаренных детей.

3. Совершенствовать систему работы с одаренными детьми на основе преемственности в обучении и осуществления здоровьесберегающих подходов с 1 по 9 классы.

4.Развивать массовые, групповые и индивидуальные формы внеурочной деятельности.

5.     Стимулировать деятельность одаренных детей.

6. Укреплять механизм  взаимодействия школы, родителей, учреждений дополнительного образования,  общественных организаций и партнеров образовательной сети в работе по созданию творческой, проблемно-ориентированной образовательной среды лицея.

План работы с одаренными детьми

на 2014-2015 учебный год.

№ п/п

Основные мероприятия

Сроки   проведения

Ответственные

1

Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности: интеллектуальной, творческой, и т.д. Формирование списка одаренных детей.

Сентябрь

Цапина И.В.

Черникова И.Н.

2

Организация и проведения  I тура (школьного) предметной олимпиады школьников.

октябрь

Цапина И.В.

Черникова И.Н.

3

Участие школьников в районных предметных олимпиадах.

Ноябрь

Цапина И.В.

Черникова И.Н.

4

Анализ итогов олимпиады школьников.

Декабрь

Цапина И.В.

Черникова И.Н.

5

Семинарское  занятие «Требования к оформлению исследовательских работ, презентаций»

Начало оформления творческих работ

Ноябрь

Цапина И.В.

Черникова И.Н.

6

Индивидуальные консультации и завершение работы по оформлению исследований и методике защиты исследовательских работ

Ноябрь

Цапина И.В.

Черникова И.Н.

7

Библиотечные уроки. Как работать с научной литературой.

В течение года

Цапина И.В.

Черникова И.Н.

8

Участие в конкурсах, проектах различных направлений и уровней

В течение года

Цапина И.В.

Черникова И.Н.

9

Работа  факультативов, элективных курсов.

В течение года

Цапина И.В.

Черникова И.Н.

10

Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей

В течение года

Цапина И.В.

Черникова И.Н.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход в процессе физического воспитания учащихся как один из главных факторов организации личностно-ориентированного воспитательного процесса.

Материал может быть полезен молодым учителям, а также при подготовке выступления по соответствующей тематике на заседании МО или педагогическом совете....

«Развитие исследовательской компетентности обучающихся ГБОУ НПО РО ПУ73 как один из основных факторов подготовки успешной, конкурентоспособной личности».

     Как показывает педагогический опыт, усложнение и увеличение объёма учебного материала, что сегодня и предлагается способным обучающимся, можно осуществлять до определё...

Доклад на тему: «Особенности работы с одарёнными детьми. Проблемы и перспективы развития детской одарённости. Подготовка к олимпиадам по английскому языку.»

Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответст...

Работа с одарёнными детьми как один из механизмов повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС

Материал был подготовлен к педсовету на тему: "Совершенствование качества образования в условиях реализации  ФГОС НОО и введения ФГОС ООО"...

Уклад жизни семьи, как один из главных факторов воспитания по А. С. Макаренко. Опыт использования наследия А.С. Макаренко в работе с семьей.

Данная статья основана на опыте  использования идей и работ величайшего педагога Антона Семеновича Макаренко в работе с родителями....

Формулирование проблемы текста (задание 27 ЕГЭ по русскому языку) на уроках литературы в 9 классе как один из способов работы с одарёнными детьми

В 11 классе при подготовке к выполнению задания 27 (сочинение) учащиеся часто испытывают трудности при формулировании проблемы.  Часто они видят её, чувствуют, а слов для выражения мысли не хвата...