Рабочая программа по доп образованию. Научно-исследовательская лаборатория "Трудные случаи орфографии и пунктуации".
методическая разработка (7 класс) по теме
Рабочая программа составлена в помощь ученикам 7, 9 классов в изучении тем русского языка, не вошедших в традициооную программу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nov_dop.docx | 32.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская лаборатория (дополнительное образование) по русскому языку для 7, 9 классов
«Трудные случаи орфографии и пунктуации»
(102 часа)
Пояснительная записка
Базовое количество часов в 7,9 классах для систематического и глубокого изучения русского языка недостаточно, поэтому кружок позволяет восполнить недостаток урочного времени для тез учащихся, которые проявляют интерес к предмету, стремятся в полной мере овладеть необходимыми для современного грамотного человека знаниями.
Прежде всего представляет интерес систематизация материала, пройденного в 5-7 классах, на основе выявления внутренних связей, существующих в языке между его единицами в слове, в предложении, в тексте. На этом фоне происходит воспроизведение и закрепление знаний и умений, полученных учащимися на уроках, углубляются представления школьников о функциях единиц языка, об их специфическом использовании в речи, повышается орфографическая и пунктуационная грамотность.
В старших классах особенно необходима систематизация пройденного по орфографии и пунктуации, основу которой составляют обобщающие орфографические и пунктуационные понятия.
Помимо систематизации изученного данный вид дополнительного образования позволяет ориентироваться учащимся в письменной речи, когда они сталкиваются с особыми трудностями в области пунктуации, где пишущему предоставлена широкая возможность выбора знаков препинания. Русская пунктуационная система обладает большой гибкостью: наряду с обязательными правилами она содержит указания, не имеющие строгого нормативного характера и допускающие пунктуационные варианты, необходимые для выражения смысловых оттенков. Общих правил недостаточно, и на помощь должны прийти справочники, включающие разнообразный материал, иллюстрирующий стилистические функции пунктуации.
Программа кружка охватывает всю систему орфографии и пунктуации, но преимущественно внимание уделяется так называемым трудным случаям. В области орфографии это - правописание сложных слов, наречий, частицы не, одного или двух н в суффиксах прилагательных и причастий, употребление прописных букв. В области пунктуации более детально излагаются правила постановки знаков препинания при вводных словах и словосочетаниях, в конструкции с союзом как, в бессоюзных сложных предложениях, при прямой речи. Для развития интеграции основного и дополнительного образования. Посещение кружка рекомендуется учащимся 7, 9 кл. разного уровня подготовки по русскому языку
Цель:
повысить уровень практической грамотности учащихся, развитие лингвистической компетенции обучающихся.
Срок: 1 год.
Задачи:
1 .Познакомить учащихся с трудными случаями орфографии, которые не рассматриваются в базовом курсе русского языка.
2.Познакомить учащихся с трудными случаями пунктуации, которые не рассматриваются в базовом курсе русского языка или вызывают трудности при изучении.
3.Изучение материалов за рамками учебных программ по русскому языку.
4, Обучение и создание проектных технологий.
5. Ведение интернет-сайта и сотрудничество с другими школами.
6. Повышение грамотности учащихся.
7.Повышение мотивации к изучению предметов.
Ожидаемые результаты:
1.Повышение грамотности обучающихся;
2.повышение мотивации к изучению предметов;
3.овладение проектой технологией;
4. расширение коммуникационной сферы обучающихся.
Предметные: изучать дополнительные материалы по русскому языку.
Межпредметные: освоить программу Power Point$ , создать мини сайт.
Личностные: участвовать в обсуждении проектов, повышение коммуникативных умений.
Педагогические действия: обеспечить дополнительными материалами, давать консультации.
Форма: творческая лаборатория.
Инструменты контроля: тестирование, ученический проект.
На выходе обеспечивается повышение уровня практической грамотности учащихся.
№ | Тема занятия. | Кол-во часов |
I | Правописание гласных. | 5 |
1 | Чередующиеся гласные. | 2 |
2 | Гласные после шипящих. | 2 |
3 | Гласные после Ц, | 1 |
И | Правописание согласных. | 3 |
1 | Звонкие и глухие согласные. | 1 |
2 | Непроизносимые согласные. | 1 |
3 | Двойные согласные в корне и на стыке морфем. | 1 |
III | Употребление прописных слов. | 5 |
1 | Прописная буква в именах собственных | 1 |
2 | Прописная буква в географических названиях. | 1 |
3 | Прописная буква в исторических наименованиях. | 1 |
4 | Прописная буква в официально-деловых документах. | 1 |
5 | Прописная буква в литературных произведениях и названиях средств массовой информации. | 1 |
IV | Разделительные Ъи Ь. | 1 |
1 | Трудные («особые») случаи употребления разделительных знаков. | 1 |
V | Правописание приставок. | 7 |
1 | Приставки II группы. | 2 |
2 | Приставки при-пре. | 3 |
3 | Правописание заимствованных приставок. | 2 |
VI | Г ласные после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях. | 3 |
VII | Правописание имен существительных. | 3 |
1 | Трудные окончания существительных. | 1 |
2 | Трудные суффиксы существительных. | 2 |
VIII | Правописание имен прилагательных. | 4 |
1 | Трудные окончания прилагательных. | 1 |
2 | Трудные суффиксы прилагательных. | 3 |
IX | Правописание сложных слов. | 3 |
1 | Правописание сложных существительных. | 1 |
2 | Правописание сложных прилагательных. | 2 |
X | Правописание имен числительных. | 3 |
1 | Склонение числительных. | 2 |
2 | Правописание числительных пол-. | 1 |
XI | Правописание местоимений. | 1 |
1 | Отрицательные и неопределенные местоимения. | 1 |
XII | Правописание глаголов. | 4 |
1 | Личные окончания глаголов. | 2 |
2 | Употребление Ь в глагольных формах. | 1 |
3 | Суффиксы глаголов. | 1 |
XIII | Правописание причастий. | 8 |
1 | Г ласные в суффиксах причастий. | 3 |
2 | н-нн в причастиях и отглагольных прилагательных. | 5 |
XIV | Правописание наречий. | 10 |
1 | Гласные на конце наречий. | 1 |
2 | Отрицательные и неопределенные наречия. | 1 |
3 | Слитное написание наречий. | 3 |
4 | Раздельное написание наречий. | 3 |
5 | Дефисное написание наречий. | 2 |
XV | Правописание предлогов. | 3 |
1 | Правописание производных предлогов. | 3 |
XVI | Правописание союзов. | 3 |
1 | Правописание производных союзов. | 3 |
XVII | Правописание частиц. | 11 |
1 | Раздельное и дефисное написание частиц. | 1 |
2 | Правописание не-ни с именными частями речи. | 2 |
3 | Правописание не с глаголами, отглагольными частями речи. | 3 |
4 | Правописание не с наречиями. | 2 |
5 | Не, ни в синтаксических конструкциях. | 3 |
XVIII | Правописание междометий и звукоподражательных слов. | 2 |
XIX | Правописание иностранных слов. | 2 |
XX | Обобщающее занятие. | 2/77 |
№ | Тема занятия. | Кол-во часов. |
I | Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи. | 3 |
1 | Точка в конце побудительного предложения, номинативного предложения, перед присоединительными союзами, в конце | 1 |
2 | рубрик перечисления. Вопросительный знак в конце сложного предложения. | 1 |
3 | Восклицательный знак. Многоточие для обозначения незаконченности высказывания, для обозначения неожиданности перехода от одной мысли к другой. | 1 |
II | Пунктуация при однородных членах. | 5 |
1 | Однородные и неоднородные определения. | 1 |
2 | Однородные и неоднородные приложения. | 1 |
3 | «Опасные союзы» при однородных членах. | 1 |
4 | Тире между однородными членами. Точка с запятой между однородными членами. | 1 |
5 | Обобщающее слово и однородные члены в середине предложения. | 1 |
III | Тире между членами предложения. | 3 |
1 | Тире между подлежащим и сказуемым. «Особые случаи». | 1 |
2 | Тире в неполном предложении. | 1 |
3 | Интонационное тире. Соединительное тире. | 1 |
IV | Пунктуация при повторяющихся словах. | 1 |
1 | Запятая при повторяющихся словах, дефис при повторяющихся словах. | 1 |
V | Пунктуация при обособленных членах предложения. | 6 |
1 | Два нераспространенных определения. Одиночное определение. | 1 |
2 | Определение с обстоятельственным оттенком. | 2 |
3 | Определение в отрыве от определяемого слова. | 1 |
4 | Несогласованные определения. | 1 |
5 | Одиночное приложение. Приложение при имени собственном. | 1 |
VI | Пунктуация при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения. | 4 |
1 | Уточняющие определения. | 2 |
2 | Уточняющие обстоятельства. | 2 |
VII | Пунктуация при вводных словах, вводных и вставных предложениях. | 3 |
1 | Вводные слова в составе обособленных оборотов. | 1 |
2 | Вводные слова после союзов. | 1 |
3 | Тире при вводных словах. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса для 11 класса "Русское правописание: орфография и пунктуация"
Рабочая программа предназначена для 11 класса. Составлена по программе С.И. Львовой. Рассчитана на 34 часа....
Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении.
Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Практикум по орфографии и пунктуации"
Настоящая программа элективного курса по русскому языку предназначена для обучения учащихся 8 класса, составлена на основании Федерального закона от 29.12.12 № 273 – ФЗ «Об образовании в Р...
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности по русскому языку «Трудные случаи орфографии и пунктуации. Подготовка к ОГЭ»
Подготовка к ОГЭ» в современной школе имеет познавательно–практическую направленность, т.е. помогает более прочно и глубоко сформировать у учащихся орфографические и пунктуационные знания,...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудные случаи орфографии и пунктуации русского языка».
Данный курс имеет цель помочь учащимся разобраться в трудных вопросах орфографии и пунктуации, ликвидировать пробелы в навыках правописания у старшеклассников. Школьники должны понять и усвоить сущнос...
Программа учебного курса по русскому языку «Трудные случаи орфографии и пунктуации» Основное общее образование 8 класс 35 часов
Программа построена на системно-деятельностном подходе с использованием регулятивных действий, направленных на самостоятельное обучение и мотивацию ученика. За основу взята методология Гальперина П.Я....
Программа элективного курса по русскому языку "Трудные случаи орфографии и пунктуации. 8 класс
Программа предназначена для подготовка учащихся 8 класса к предстоящей итоговой аттестации в формате ОГЭ....