Робинзоны археолого-экологической экспедиции
статья (8 класс) по теме

Молчанова Любовь Дмитриевна

Вопрос о воспитательном потенциале туризма и развитии интеллектуальных способностей учащихся давно волнует педагогов и психологов, философов и священников, политиков и деятелей культуры.

Я думаю, что археолого-экологическая экспедиция «Живая вода–2008» организованная на территории Шурышкарского района северо-западнее д. Усть-Войкар даёт чёткий ответ на решение данной проблемы.

            Да, детям Ямало-Ненецкого автономного округа просто необходимы лагеря палаточные и лодочные. Эти лагеря преодоления, творчества, общения, самовыражения, деятельности, экстрима, нравственного и гражданского образования, а главное привитие у подрастающего поколения чувства патриотизма к Родине, к прекрасному северному краю – Ямало-Ненецкому автономному округу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл robinzony_arkheologo-_ekologicheskoy_ekspeditsii.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Мужевская средняя общеобразовательная школа им. Н.В.Архангельского»

МБОУ «Мужевская СОШ им. Н.В.Архангельского»

Учитель биологии Молчанова Любовь Дмитриевна

Робинзоны археолого-экологической экспедиции

«Живая вода – 20..»

(из опыта работы)

Автор учитель биологии

Молчанова

Любовь Дмитриевна

с.Мужи,2013 г.

        Вопрос о воспитательном потенциале туризма и развитии интеллектуальных способностей учащихся давно волнует педагогов и психологов, философов и священников, политиков и деятелей культуры.

Я думаю, что археолого-экологическая экспедиция «Живая вода–2008» организованная на территории Шурышкарского района северо-западнее д. Усть-Войкар даёт чёткий ответ на решение данной проблемы.

        Да, детям Ямало-Ненецкого автономного округа просто необходимы лагеря палаточные и лодочные. Эти лагеря преодоления, творчества, общения, самовыражения, деятельности, экстрима, нравственного и гражданского образования, а главное привитие у подрастающего поколения чувства патриотизма к Родине, к прекрасному северному краю – Ямало-Ненецкому автономному округу.

        Задачи, поставленные перед экспедицией, были выполнены на все 100% и даже более.  Суть заключалась в следующем: 

  1. Подготовить подростков к правильному поведению в сложных ситуациях.
  2. Научить подростков продуктивному общению друг с другом и с взрослыми.
  3. Привить навыки самообслуживания и взаимопонимания.
  4. Приобщение подростков к разнообразному социальному опыту, создание в лагере отношений сотрудничества, творчества, развитие навыков работы в группе.
  5. Выявление и развитие творческого потенциала ребёнка, подготовка материалов полевых исследований для написания научных исследовательских работ на конкурс «Ступень в будущее».
  6. Укрепление здоровья, закаливание организма детей через спортивные игры на местности, соревнования, плавание.
  7. Максимальное внимание развития личности ребёнка, раскрытие его способностей:

а) развитие у учащихся археологических навыков;

б) продолжение изучения живой природы;

в) знакомство с научными методами исследования родного края совместно с научными сотрудниками:  археологами,  этнографами, биологами.

Необходимо отметить, что дал подросткам палаточный лагерь археолого-экологической экспедиции «Живая вода – 2008», это, прежде всего:

  • приучил детей переносить бытовую неустроенность, трудности, лишения;
  • сдерживал развитие  эгоизма, капризности;
  • способствовал развитию самостоятельности и формированию навыков самообслуживающего труда;
  • научил брать на себя и нести ответственность за общее дело и других людей;
  • научил бережно относиться к родной природе, культуре, быту народов ханты;
  •  способствовал развитию исторических, археологических, экологических, биологических познаний;
  • способствовал формированию здорового образа жизни.

Лагерь, созданный прекрасным человеком своего дела, заслуженным учителем РФ Александром Анатольевичем Орловым – явление многосторонне и продолжительное, и

рамки статьи не позволят мне описать все его возможные воспитательные и образовательные аспекты, тем не менее, я остановлюсь здесь лишь на части составляющих аспектах  в организации летней археолого-экологической экспедиции «Живая вода -2008».

…День в лагере начинался с линейки и с поднятием флага РФ под звучание гимна РФ.

Флаг поднимал герой дня – подросток, отличившийся в делах лагеря. Насколько было видно желание каждого ребёнка стать этим героем. На глазах появлялись слезы, глядя на подростка, которого в школе не заметили, а здесь вдруг он - Герой. А какой был растерянный вид у него: «Я – герой!». Не может  быть?», а ребята по лагерю радовались за успех своего товарища. Флаг был поднят, день начинался.

…Подростки лагеря назвали себя «Смешариками». И эти милые 24 «Смешарика» в тесном сотрудничестве с  директором лагеря и организаторами творили чудеса, и каждый день останавливались на различных станциях: «Здравствуйте, это я!», «Археологическая», «Молодёжная», «Травяная», «Экологическая», «Туристическая», «Картографическая», «Спортивная», «Трудовая», «Неожиданностей». Девиз «Смешариков» был таков: «Терпение и труд, всё перетрут». Новый  день сулил – новые дела, новые открытия, новых героев. Лагерь оживал.

… Увлечённо подростки трудились на раскопках Усть-Войкарского городища. Каждый аккуратно снимал слой за слоем специальной лопаткой и пристально всматривался в пласт земли: «А вдруг повезёт, и я что-нибудь найду, что поможет раскрыть ещё одну страничку прошлых жителей «Городища». Ну, а мне, как биологу  сразу бросилась в глаза благодатная плодородная земля. Я даже предложила на будущее сделать грядки и посадить редис, укроп, петрушку и лук. А если лагерь будет организован в две смены, то можно соорудить и теплицу под выращивание огурцов других культур. Заманчиво, здорово и реально! И, всё таки мы с ребятами увезли три мешка плодородной, благодатной земли для посадки декоративных культур в кабинете биологии.

…Встреча с археологом и научным сотрудником музея Шимановского (г. Салехард) Андреем Васильевичем Гусевым оставила у ребят свой отпечаток. Всё интересно вокруг, из всего можно сделать открытие. Это и подвеска, и наконечники, и часть чугунка, и топорик, и монетка 1851 года, и даже кость – ОТКРЫТИЕ, окно в науку. Все, что было, в лагере ребята описывали в своих полевых дневниках.

…Да, оказывается биология, экология – интересные науки, особенно когда познаёшь природу не по учебнику, а работаешь в живой лаборатории природы. Отрадно, что ребята знают понятия «природное сообщество», лекарственные травы, растения первоцветы, молекулярная генетика, ДНК и другое. Каждый смешарик очень легко ориентируется и знает более 20 видов растений произрастающих на территории лагеря. Свободно определяют серебристо – жёлтый лютик едкий, шиповник коричный, крапиву двудомную, звездчатку жестколистную, купырь лесной и многое другое. Вспоминают великих учёных –  Ч.Дарвина, К.Линнея, Ж.Ламарка. А встреча с научными сотрудниками Санкт – Петербургского зоологического института, с Екатериной, Татьяной и Семёном (так представились подросткам молодые учёные) так заинтересовала ребят, что и подъём в 6.00 утра – это запросто, ведь когда ещё представится такая возможность поставить ловушки на грызунов, а затем проверить, кого поймали.

 Серьёзная лекция по теме «Молекулярное генетическое исследование» проведённая с подростками не оставила никого равнодушным. Ребята с интересом рассматривали эмбрионы грызунов и тушки полёвок.  

Глаза у подростков искрятся огоньком, когда они видят полёвок и бурозубок, служащих объектом научных познаний молекулярного генетического исследования.

         

…Как интересно сочетаются два снимка  – оба являются объектом научных познаний.

Наибольший интерес вызвали у ребят методы зоологического исследования грызунов: наблюдение, сбор зоологического материала, морфологическое исследование грызунов, изучение внутренней морфологии, эмбриональное развитие. Оказывается, по черепу грызуна можно определить вид, возраст, изменчивость вида, географическое распространение и многое другое.

         Члены археолого-экологической экспедиции «Живая вода - 2008» в научной лаборатории  Природы по генетическому исследованию грызунов.

         

…Производятся замеры длины и веса грызунов.

…Далее мы с ребятами наблюдаем за умелыми «очумелыми» ручками молодых научных сотрудников.

…Организаторы и члены археолого-экологической экспедиции «Живая вода -2008» выражают огромную признательность и благодарность Екатерине, Татьяне и Семёну за замечательную экскурсию в мир природы.

…Ни один лагерь труда и отдыха, палаточный или лодочный не обходится без спортивных и туристических мероприятий. Ребята и взрослые с большим интересом на протяжении всей смены участвовали в различных видах соревнованиях: по теннису, шахматам, шашкам, дартсу, стрельбе из пневматической винтовки, волейболу, футболу и совершенно новой эстонской игре – рэндзю. Команда организаторов «Ухх!» играя, с подростками в волейбол, одержала победу над ребятами со счётом 2/1, но зато проиграла в футбол со счётом 13\4. А когда играют в футбол девушки – это очень заманчивое зрелище. У нас в лагере появились знаменитые футболисты: Роналдо и Аршавин, Павличенко  и  Марадона. И комментатор свой был – почти, что как Гусев.

…В лагере археологов мы подружились с десятилетней девочкой Мадиной. Их палатка стояла  на склоне прямо перед футбольным полем и вот её разговор со мной.

-  Мы с мамой сегодня смотрели телевизор.

- Как так, у вас есть даже телевизор и ещё и показывает?

- Да нет,  мы с мамой смотрим в окно палатки и называем это телевизором. Сегодня целых три канала смотрели. Первый – это дядя Андрей косил траву, помогал ребятам оборудовать поле футбольное. По второму каналу – был футбол, там девочки так кричали, так болели за свою команду, а третий канал – «Природа»! Вот, фантазия!

…Одним из примечательных и просто классным мероприятием для подростков лагеря  была спортивно-туристическая игра «Робинзонада», которая включала в себя одиннадцать этапов. Основное требование игры – знание и умение навыков туризма, выносливость, сила, точность, быстрота. «Робинзонада» показала отличные результаты. Команда Ильи Шестакова показала лучшее время – 26минут 54 секунды, на втором месте команда Петра Рочева – 31 минута 23 секунды, команда Антона Тереха – 37 минут 37 секунд. Мо-ло-дцы! Герои на вечерней линейки получили грамоты и сладкие призы.

Спортивные соревнования  для юношей лагеря являются наиболее важными. Они воспитывают настоящих мужчин, но и девушки с удовольствием принимают участие и придерживаются выражения «В здоровом теле – здоровый дух».  

  • Игра рэндзю                                                            
  • Дартс
  • Этапы игры – «Параллелька», «Бабочка»
  • Переход по бревну
  • Установка туристической палатки
  • Разжигание косра
  • Транспортировка раненного
  • Ползание по  пластунски
  • Переправа К
  • Конкурс патриотических и туристических песен

        …Спортивные соревнования  для юношей лагеря являются наиболее важными. Они воспитывают настоящих мужчин, но и девушки с удовольствием принимают участие и придерживаются выражения «В здоровом теле – здоровый дух».  

        …В лагере был главный синоптик - психолог  Елена Захаренко, которая ежедневно вела фенологические наблюдения за погодой не только в окружающей природной среде, но и за погодой и настроением в лагере. За всю смену погода была «супер», баловала нас – яркое солнце, ветерок и ни одного комарика.  В таблице отмечалась температура воздуха, облачность, направление ветра, осадки, уровень воды. Настроение ребят было в основном отличное, бодрое и замечательное, ведь солнце, воздух и вода – были нашими лучшими друзьями. И не даром, в последний день перед отъездом подростки из Мужевской школы выпустили номер газеты в виде  ромашки с большими лепестками, олицетворяющей солнце, любовь и дружбу. Здорово, что мы выбрали именно ромашку, а по приезду домой, мы узнали, что ромашка символ нового праздника – Дня семьи, любви и верности (8 июля). Организаторы, синоптики лагеря, оказывается, ещё были и предсказателями…

       

…Несмотря на то, что мы находились,  далеко от цивилизации к нам в гости приезжал, глава муниципального образования Шурышкарский район А.А.Ваймер, который тепло отозвался об организации лагеря: «Очень здорово! Молодцы! Большое спасибо ребятам и организаторам лагеря «Живая вода – 2008». Всем большого счастья и крепкого здоровья».

Также в лагере побывали: начальник Управления образования – О.Е.Фролов, заместитель начальника Управления образования – М.Л.Заваруева, главный специалист Управления образования С.В.Панащенко, председатель районной Думы, секретарь политсовета местного отделения ВПП «Единая Россия» А.А.Худалей, фотокорреспондент газеты  «Северная панорама» Т.Паршукова, корреспондент «ТРВ – Мужи» А.Бединов. Действительно, лагерь производит впечатление и он нужен как воздух нашим подросткам. Красота природы, чистый воздух, яркое солнце – главные факторы здоровья.

Запоминающими для подростков и организаторов лагеря остались встречи с мастерами народов ханты «Ван рутат».

…После встречи  ребята отправились в гости в музей под открытым небом в д. Ханты – Мужи. Поехали только «герои», а на тот момент их было уже 10 человек. Впечатлений было море…

          

Поездка ребят в страну «Мастеровая», д. Ханты – Мужи.

…Вечерний костёр, песни под гитару, настолько сплотили ребят, что им не хотелось расставаться. Приятно было слушать песни разных поколений. Ребята с душой исполняли  песни: «Герои былых времён», «Идёт солдат по городу», «Журавли», «В землянке», «Берёзовый сок», «Дымилась роща», «Десантники», «Солнечный круг», «Вместе весело шагать», «Как  здорово, что  здесь,  сегодня мы собрались»  и др. Всего в один вечер прозвучало в исполнении ребят и организаторов лагеря более 25 песен.

     

        …И вот, наступает последний день лагеря – подводятся итоги, опускается флаг и начинаются сборы в путь, домой, на землю. Конечно, здорово было бы, если бы лагерь получил в дальнейшем хорошую материальную поддержку со стороны администрации. Получил статус лагеря.  В этом году в лагере побывали школьники из с. Питляр, с. Мужи, с. Шурышкары, а хочется, чтоб все школьники района побывали в этом замечательном уголке Шурышкарского района, столкнулись со своей малой Родиной, а не ехали за тридевять земель. Родное, близкое не знаем, не видим, не чувствуем. Я думаю «Шаг в будущее» будет. Лагерю быть, однозначно!

   …Команда вожатых  лагеря и организаторов сыграла большую роль в том, что отдых, трудовая деятельность, правильный режим дня, вкусная здоровая пища способствовали полноценному развитию личности подростков, его самореализации и самосовершенствованию. Получился чудный отдых ребят.

 Вот эти прекрасные люди, без которых лагерь не смог бы существовать:

  • Директор, организатор, «ас» своего дела – Александр Анатольевич Орлов.
  •  Юрий Калинович Родямов - обустройство   лагеря  - это его детище
  •    Антонина Аминовна Шиянова – мед. сестра лагеря  
  • Павел Романович Кельчин – мастер на все  руки
  • Лариса Александровна Терех – главный повар
  • Владимир Валерьевич Возелов – организатор    
  •  Любовь Дмитриевна Молчанова-биолог, организатор воспитательных меропритий.

Список «Смешариков» археолого-экологической экспедиции

«Живая вода – 2008»

  1. Витязева Анастасия
  2. Гевкан Анна
  3. Дружинин Владимир
  4. Захаренко Елена
  5. Игнатова Людмила
  6. Ириков Игорь
  7. Конев Антон
  8. Лейпожих Татьяна
  9. Лобач Дмитрий
  10. Максарова Татьяна
  11. Максарова Ольга
  12. Мочалов Антон
  13. Наков Антон
  14. Оксанен Ксения
  15. Ругина Анастасия
  16. Рохтымов Владимир
  17. Рочев Пётр
  18. Стряпков Алексей
  19. Серасхова Зинаида
  20. Сязи Татьяна
  21. Терех Антон
  22. Терех Екатерина
  23. Шестаков Илья
  24. Шиянова Роза

Материалы подготовила Любовь Молчанова.

Фото автора


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация текста и разработка лексико-грамматических заданий по книге Даниеля Дефо "Робинзон Крузо"

Данная разработка лексико-грамматических упражнений предназначена для работы на уроках английского языка по внеклассному чтению учащихся 7-х классов школ с углубленным изучением иностранных языков....

Программа археолого-экологической экспедиции.

Цели: Содействие интеллектуальному, нравственному, физическому, трудовому, патриотическому развитию детей. Создание условий для воспитательной среды, способствующей  укреплению здоровья детей...

Урок – путешествие: «По следам Робинзона» Д. Дефо «Робинзон Крузо».

Урок обобщающего повторения в форме урока-путешествия по теме: "Мировой океан"...

Всероссийская поисковая экспедиция «Вахта Памяти–2007» (несколько дней из жизни поисковой экспедиции)

В апреле 2007 года в Великом Новгороде стартовала 17-я Всероссийская поисковая экспедиция по поиску и подъему останков советских солдат погибших в годы Великой Отечественной войны.К местам боев ...

Совместная археологическая экспедиция клуба «Сиргис» в составе лагеря волонтеров Восточно-Боспорской археологической экспедиции Института археологии РАН

Летом 2016 представители молодежного археологического центра «Сиргис» МБУ ДО ДТДМ г. Ростова-на-Дону в рамках проекта «Наследие предков» приняли участие в работе археологического лагеря волонтеров Вос...

Совместная археологическая экспедиция клуба «Сиргис» в составе лагеря волонтеров Восточно-Боспорской археологической экспедиции Института археологии РАН

Летом 2016 представители молодежного археологического центра «Сиргис» МБУ ДО ДТДМ г. Ростова-на-Дону в рамках проекта «Наследие предков» приняли участие в работе археологического лагеря волонтеров Вос...

Авторская программа. Рекомендации в помощь ответственному за туристско-краеведческие экспедиции: «Маршруты однодневных походов, многодневных поисково-исследовательских экспедиций со школьниками»

Очень много сказано о пользе совершения походов и о трудностях, с которыми связана для учителя в школе их подготовка.Поэтому данные рекомендации не ставят целью агитировать за совершение походов. Напи...