Программа археолого-экологической экспедиции.
учебно-методическое пособие по биологии (9 класс) по теме

Молчанова Любовь Дмитриевна

Цели:

  1. Содействие интеллектуальному, нравственному, физическому, трудовому, патриотическому развитию детей.
  2. Создание условий для воспитательной среды, способствующей  укреплению здоровья детей и организации досуга подростков.

 

Задачи:

  1. Подготовить подростков к правильному поведению в сложных ситуациях.
  2. Научить подростков продуктивному общению друг с другом и со взрослыми.
  3. Привить навыки самообслуживания и взаимопонимания.
  4. Приобщение подростков к разнообразному социальному опыту, создание в лагере отношений сотрудничества, творчества, развитие навыков работы в группе.
  5. Выявление и развитие творческого потенциала ребёнка, подготовка материалов полевых исследований для написания научных исследовательских работ на конкурс «Ступень в будущее»
  6. Укрепление здоровья, закаливание организма детей через спортивные игры на местности, соревнования, плавание.
  7. Максимальное внимание развитию личности ребёнка, раскрытие его способностей:

а) развитие у учащихся археологических навыков;

б) продолжение изучения живой природы;

в) знакомство с научными методами исследования родного края с помощью учёных: археологов, этнографов, биологов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_arkheologo-ekologicheskogo_lagerya.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Мужевская средняя общеобразовательная школа им. Н.В.Архангельского»

МБОУ «Мужевская СОШ им. Н.В.Архангельского»

Программа

археолого-экологического лагеря «Живая вода – 20..»

(из опыта работы)

                                                        Автор:Учитель биологии

Молчанова Любовь Дмитриевна

с.Мужи,2013 год

Программа

археолого-экологического лагеря «Живая вода – 2008»

Цели:

  1. Содействие интеллектуальному, нравственному, физическому, трудовому, патриотическому развитию детей.
  2. Создание условий для воспитательной среды, способствующей  укреплению здоровья детей и организации досуга подростков.

Задачи:

  1. Подготовить подростков к правильному поведению в сложных ситуациях.
  2. Научить подростков продуктивному общению друг с другом и со взрослыми.
  3. Привить навыки самообслуживания и взаимопонимания.
  4. Приобщение подростков к разнообразному социальному опыту, создание в лагере отношений сотрудничества, творчества, развитие навыков работы в группе.
  5. Выявление и развитие творческого потенциала ребёнка, подготовка материалов полевых исследований для написания научных исследовательских работ на конкурс «Ступень в будущее»
  6. Укрепление здоровья, закаливание организма детей через спортивные игры на местности, соревнования, плавание.
  7. Максимальное внимание развитию личности ребёнка, раскрытие его способностей:

а) развитие у учащихся археологических навыков;

б) продолжение изучения живой природы;

в) знакомство с научными методами исследования родного края с помощью учёных: археологов, этнографов, биологов.

Участники лагеря:

Подростки 13-17 лет, в том числе «трудные».

Материально – техническое обеспечение:

  1. Палатки
  2. Рюкзаки
  3. Спальные мешки
  4. Коврики
  5. Головной убор
  6. Штормовка (куртка)
  7. Накидка от дождя
  8. Смена белья
  9. Смена обуви
  10. Посуда (кружка, чашка, ложка)
  11. Гигиенические принадлежности
  12. Средство против комаров (крышки)
  13. Дневник наблюдений (ручка, карандаш, фломастер)
  14. Фотоаппарат, видеокамера
  15. Рукавицы, перчатки
  16. Спички
  17. Настольные игры
  18. Аудиокассеты
  19. Любимые книги

Аптечка:

  1. Перевязочный материал (бинт, лейкопластырь, эластичный бинт, ватные шарики)
  2. Валидол, корвалол, валериана
  3. Йод, зелёнка, линимент синтомицина
  4. Активированный уголь, но-шпа, левомицетин, бисептол, бесалол
  5. Тетрациклин, фурацилин
  6. Аспирин, парацетамол, анальгин
  7. Супрастин, тавегил (противоаллергическое средство)
  8. Нашатырный спирт
  9. Спирт медицинский
  10. Пипетка
  11. Сода питьевая
  12. Пинцет
  13. Одноразовые шприцы

Ремнабор:

  1. Ножницы
  2. Булавки
  3. Нитки
  4. Иголки
  5. Пуговицы
  6. Клей
  7. Бумага
  8. Проволока
  9. Кусочки ткани, кожи

Маршрут разрабатывается с учётом местности и позволяет решать учебно-воспитательные задачи по охране природной среды в соответствии с современными требованиями.

Мониторинг окружающей природной среды (ОПС) представляет долгосрочную систему наблюдений за состоянием всех компонентов природы: воды, почвы, атмосферного воздуха, растительного покрова, животного мира. Осуществляется применение научных методов наблюдения и эксперимента.

  1. Вода

А) Изучение динамики уровня воды в реке в летнее – осенний период.

Б) Изучение качества воды химическими методами и методами биологической индикации.

  1. Атмосферный воздух

Определение степени загрязнения воздуха.

  1. Почва

А) Изучение видового состава почвенных обитателей.

Б) Изучение физических свойств почвы (плотность, гранулометрический состав)

  1. Растительность

а) Изучение флористического состава луговых фитоценозов;

б) Выявление и изучение видов, растущих на данной территории;

в) Изучение процессов естественного возобновления лугов;

г) Фенологические наблюдения;

д) Изучение влияния антропогенных факторов среды на биосостояние растений (свалки, рекреация);

е) Изучение продуктивности луговых фитоценозов.

  1. Животный мир

а) Изучение орнитофауны;

б) Изучение энтомофауны.

Участие ребят в мероприятиях отмечаются в журнале «?», которые в конце обмениваются на …

ЕЖЕДНЕВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:

  1. Общефизическая подготовка (зарядка, игры, соревнования);
  2. Дежурство по кухне;
  3. Выпуск газеты;
  4. Фенологические наблюдения за погодой.
  5. Работа на раскопках.

Режим дня археолого-экологического лагеря «Живая вода -2008».

8.00 -8.30 - Подъём, сбор, перекличка, зарядка.

8.30 -9.00 - Планирование деятельности на день

9.00- 9.30 - Завтрак

9.30- 11.30 - Работа по плану

11.30 -12.00  - Отдых, подготовка к обеду

12.00 – 12.30 - Обед

12.30 – 13.50 -  Конкурсы, творческие мероприятия, исследования и др.

13.50 – 15.00 – Сон

15.00 – 15.30 – Фиточай

15.30 – 18.00 – Экскурсии, заполнение дневника

18.00 -18.30 – Ужин

19.00 – Игры на свежем воздухе

21.00 – Вечерний костёр. Подведение итогов дня

22.30 – Отбой.

Требования безопасности при проведении экскурсии, похода, экспедиции

  1. Проверить по списку наличие учащихся в лагере.

План мероприятий на лето 2008 года

(25.06. - 05.07.2008 г.)

Дата

Тема дня

Содержание

25 июня

Станция знакомства

Обустройство лагеря. Оформление палаток. Знакомство. Инструктаж по правилам поведения в лагер. Вечерний костёр. Составление своей характеристики, через рисунок, схему и т.д. «Здравствуйте, это Я!». Инструктаж по Тб.

26 июня

Станция «Картографическая»

Изучение территории лагеря. Составление карты. Методика ведения полевых дневников.

27 июня

Станция «Неожиданностей»

День полон тайн.

28 июня

Станция «Травяная»

Обнаружение вокруг лагеря лечебных, питательных трав   (Иван – чай, цикорий, лопух, стрелолист, щавель, лук дичок, рогоз, смородина, брусника, одуванчик,  грибы – попробовать питаться один день дарами природы). Приготовление чая и других блюд из растительного и лекарственного сырья в виде рекламных листовок. Сбор дикоросов для изготовления гербария.

29 июня

Станция «Экологическая»

Составление экологической тропы. Составление паспортов объектов, оформление их на объекте.

Экологические плакаты.

Экскурсии по тропе (совместный выход из лагеря).

Банный день.

30 июня.

Станция «Очумелые ручки»

Конкурс на самый диковинный экспонат У – Войкарского городища. Изготовление из глины предметов быта (представление и защита)

31 июня

Станция «Археологическая»

Представление результатов археологических раскопок. Реконструкция предметов  старины (быта, охоты, рыбалки, войны).

Портреты людей, живших в исследуемый период.

Робинзонада (добывание огня, ловля рыбы, нахождение пищи).

ж. «Кл. руководитель». № 4, 2007 г.

стр. 94-95.

Костёр «Мода в каменном веке»

1 июля

Станция «Спортивная»

Проведение туристической эстафеты.

ж. «Кл. руководитель». № 4, 2007 г.

стр. 99-100

2 июля

Станция «Трудовая»

Уборка территории, стирка, чистка посуды.

Заготовка веников.

3 июля

Станция «Туристическая»

Организация тропы туриста(контрольно- туристская полоса). Сдача зачётов по пешеходному туризму.

Проект туристического центра 9туристический бизнес) «Усть – Войкары».

Составление памятки туристам.

Конкурс плакатов, рекламы.

Костёр «Романтика».

4 июля

Станция «Последний герой»

Выставка полевых дневников.

Отчёты по группам.

Игра – эстафета «Последний герой».

Награждение. Получение шуточных прозвищ. Костёр героев.

Торжественно затушить костёр и разобрать на память угольки – талисманы с пожеланием собраться вместе  следующим летом и разжечь новый костёр «Героев» из этих угольков.

5 июля

Отъезд.

Уборка территории, сбор плакатов. Автографы на последнем номере газеты (пожелания, напутствие и др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Робинзоны археолого-экологической экспедиции

Вопрос о воспитательном потенциале туризма и развитии интеллектуальных способностей учащихся давно волнует педагогов и психологов, философов и священников, политиков и деятелей культуры.Я думаю, что а...

Всероссийская поисковая экспедиция «Вахта Памяти–2007» (несколько дней из жизни поисковой экспедиции)

В апреле 2007 года в Великом Новгороде стартовала 17-я Всероссийская поисковая экспедиция по поиску и подъему останков советских солдат погибших в годы Великой Отечественной войны.К местам боев ...

Презентация "Экспедиция в историю с мячом" к занятию по программе "Играя, познаем мир", 2-й год обучения.

Тема занятия "Подвижные игры с мячом". Второй год обучения, возраст детей: 7 - 10 лет....

Совместная археологическая экспедиция клуба «Сиргис» в составе лагеря волонтеров Восточно-Боспорской археологической экспедиции Института археологии РАН

Летом 2016 представители молодежного археологического центра «Сиргис» МБУ ДО ДТДМ г. Ростова-на-Дону в рамках проекта «Наследие предков» приняли участие в работе археологического лагеря волонтеров Вос...

Совместная археологическая экспедиция клуба «Сиргис» в составе лагеря волонтеров Восточно-Боспорской археологической экспедиции Института археологии РАН

Летом 2016 представители молодежного археологического центра «Сиргис» МБУ ДО ДТДМ г. Ростова-на-Дону в рамках проекта «Наследие предков» приняли участие в работе археологического лагеря волонтеров Вос...

Авторская программа. Рекомендации в помощь ответственному за туристско-краеведческие экспедиции: «Маршруты однодневных походов, многодневных поисково-исследовательских экспедиций со школьниками»

Очень много сказано о пользе совершения походов и о трудностях, с которыми связана для учителя в школе их подготовка.Поэтому данные рекомендации не ставят целью агитировать за совершение походов. Напи...