Доклад:" Народное творчество как отражение нравственного идеала".
статья по теме

В докладе представлен опыт работы театральной студии "Славянский ковчег", деятельность которого направлена на воспитание нравственных идеалов и духовных ценностей у подрастающего поколения на основе русского народного музыкального материала и духовных традиций .

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Лицей №24 имени Героя Советского Союза  А. В. Корявина»

Научно – практическая конференция

«Историческое значение наследия в гуманитарном развитии детей»

 

Народное творчество как отражение нравственного идеала.

        Кравчук Ольга Николаевна

        Педагог дополнит. образования

        

Сергиев Посад, 2013-05-16

Работа в нашем лицее в духовно – нравственном направлении с детьми ведётся с 2000года. Тема народности и православия является ключевой. Я убеждена, что именно православие, православные традиции нашей страны помогут детям обрести тот нравственный идеал, в котором нуждается наше общество, который многие столетия был главным критерием поведения русского человека.

Детство – время формирования нравственных навыков и привычек. Большое значение в приобщении детей к народной культуре  в работе лицея имеют проведение народных праздников и сохранение народных традиций. В подготовке праздничных мероприятий, многие учащиеся раскрывают в себе дремавшие таланты как артиста, чтеца, рассказчика. Дети учатся понимать друг друга, проявлять сочувствие, признавать свои ошибки, учатся быть трудолюбивыми, активными, открывают новые понятия и нравственные представления.  

От меня как преподавателя народной культуры требуется стать образцом нравственности для учеников, чтобы воспитывать нравственные убеждения и моральные ценности, которые являются вечными. Большую помощь в этом оказывает фольклор, коллективное художественное творчество народа. В нем отражаются высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.  Фольклор – это одна из высших духовных ценностей русского народа, он воспитывает у детей эстетическое отношение к труду, к природе, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях, оживляет и облагораживает. Ребенок приобщается к основам народной культуры, которая может являться началом пути к духовным поискам.

Сухомлинский говорил: «В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств». Духовным воспитанием детей в моей работе является ознакомление их с традициями празднования праздников Рождества Христова и Пасхи. Именно в этих праздниках раскрывается понятие духовности, таких ценных измерений, как добра, любви, правды, красоты, человечности, сочувствия. Эти ценности должны стать нормой жизни детей.

Во время наших бесед и репетиций раскрываются духовные знания, ценности, воспитываются в детях патриотизм, сплоченность, а это очень ценно. Дети учатся побеждать в себе дурные наклонности и взращивать в своем сердце добродетели, ведь образование сердца выше образования ума.

Для воспитания патриотизма, нравственности, духовности, детям даются начальные знания о народе, обычаях, истории, культуре. Преподносится духовно-нравственная природа патриотизма, и на наших занятиях главным является народное воспитание, основанное на знание традиций, истории, культуры своих предков, в том числе и традиции православия, так как история нашего Отечества неразрывно связана с православием

В постановках всегда находится место и младшим, и старшим детям. Старшие трогательно оберегают младших, они еще сами маленькие, а уже считают себя взрослыми. В некоторых постановках звучит тема бедности, сострадания для более глубокого духовного труда детских душ. Но много песен, народных попевочек, хороводов и вообще народного фольклора, при этом развиваются песенные навыки, театральное мастерство, а знакомство с традициями народной культуры, помогает обрести тот нравственный идеал, который был и является главным критерием поведения русского человека.

На репетициях дети погружаются в атмосферу самопожертвования, непримиримости к врагу, надежды на спасение и помощь Божию, души их овеваются героизмом, и они начинают ощущать себя наследниками героического прошлого нашего Отечества. При таком внутреннем состоянии души легко учатся большие тексты, а когда на репетиции звучит музыка (специально подобранная), то дети и вовсе перестают думать о текстах, идет напряженная работа над созданием выразительных образов, которые невозможно передать без глубокого душевного переживания. Таким образом, воспитывается историческая память на примере подвигов святых и героев отечества. Героизм волнует и притягивает, рождает стремление к подражанию. Святостью наполнены образы героев, которых играют дети. Святость – это особая норма жизни. Мир воспринимается человеком как мир Божий.

Со времени крещения славян в жизни их появились понятия: о добре и зле, об истине, грехе и покаянии. Внимание к внутреннему миру человека, осознание того, что нравственность является основой духовной сущности человека – наложило отпечаток на русскую культуру.

Мы репетировали постановку «Пусть ведают потомки православных» о крещении Руси. В ней затронуты темы: язычество и христианство -  есть сцены языческого праздника и сцена крещения. Тема отношений матери и сына -  любовь и конфликт; душевные переживания княгини Ольги и поиск веры князя Владимира; любовь к Отечеству, дружине и народу Святослава, Ольги, Владимира. При написании сценария мною было уделено достаточно внимания образу князя Святослава. И хотя, он был язычником, но любовь его к Русской земле, к русскому народу вызывает большую симпатию. Дядька, который его воспитывает в детстве, говорит так: «Кто забывает про Русь, а думает только о себе, - тот враг наш» или

о врагах: « А если, княжич, увидишь, что не сможешь выстоять против них, дай им то, чего они жаждут, - злато и серебро, но не отдавай Руси, сам борись за неё…. Ты Игорев сын, будь, как отец твой!».

 В спорах с матерью своей княгиней Ольгой, Святослав высказывается против христианской веры, но сыну своему не запрещает в будущем рассматривать вопрос о принятии христианства.

Важные вопросы поднимаются в постановке:

О семье:  Владимир. Сплотить народ можно, только укрепив семью. Я первым подам для своего народа пример. Женюсь на греческой царевне Анне, остальных жён отпущу на волю.  Други  мои! Мужи русские. Не к лицу нам жить дальше по закону скотов, пора преклоняться под закон Божий. Вы отпустите своих жён, оставив себе ту, которая люба вашему сердцу, и тем начнём на Руси новый обычай – хранить супружескую верность до последнего дыхания. Если мы так научим жить наших детей и внуков, то верю, – крепкой, непобедимой станет держава Русская.

Спор дружины о вере:  Не кричи, Мировей, а лучше сравни, как живём мы, и как живут греки. Мы льём кровь богам своим, а они приносят любовь и милость. У нас кровная месть в обычаях, брат на брата с мечом идёт.

В следующих словах дети, играющие Славянок и Воинов как будто из прошлого, с надеждой обращаются к потомкам, то есть получается, что к самим себе:

Славянка. Внизу плещутся волны. Сколько по этим волнам проплыло русских воев! Сколько проплывёт их позже, после нас, через сто, тысячу лет? Какие люди, какие языки будут жить здесь?

Славянка. Неужели и тогда будет литься кровь, неужели люди будут также враждовать между собой, неужели греческая империя или новые империи поработят и сотрут с лица земли русских людей?

Воин. Нет! Русские люди не могут погибнуть! Не для того боролись наши отцы, не для того проливали мы кровь, чтобы исчезнуть, подобно волнам, в неизвестности. Минуют десятки, сотни лет, но потомки вспомнят если не имена, то хотя бы великий труд своих предков.

Воин. Наши враги ненавидят Русь, им хочется видеть руссов перед собой на коленях, потому что они хотят захватить русскую землю. Если бы они не точили непрестанно мечи против Руси, то и русские люди не брали бы меча в свои руки, - у нас вдоволь своей земли, чужая нам не нужна! Вот почему вёл на бой своих людей князь Святослав.

И уже перенесшись в современность Воины и Славянки молитвенно и уверенно произносят:

-  Нам есть, у кого учиться и мужеству, и верности. Без веры наше Отечество утратит память и погибнет.

- Господи! Дай нам веру, которую имели наши предки!

- Дай веру, как у князя Владимира, как у княгини Ольги!

- Как у великого молитвенника земли русской преподобного Сергия Радонежского, как у всех русских святых!

И хотелось бы закончить своё выступление словами русского философа Ивана Ильина: «Воспитание национального духовного характера – это главное. Это творчество. Это на века. Без этого России не быть…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе "Герои поэмы и нравственный идеал автора" по поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича..."

Для проведения урока мною использованы следующие технологии: проблемная, работа в группах, ИКТ...

Программа курса "Духовная культура Древней Руси в поисках нравственного идеала" для 8 класса

Принципиальное отличие программы "Духовная культура Древней Руси в поисках нравственного идеала" означено уже в самом названии: это не прос...

"Татьяна Ларина нравственный идеал А.С.Пушкина.Татьяна и Ольга"

Презентация к уроку " Татьяна Ларина нравственный идеал А.С.Пушкина.Татьяна и Ольга." содержит мини тест по пройденному материалу, а также материал для анализа образов Татьяны и Ольги....

ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ КАК ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ

Классный час –  слайд - портрет, цель которого воспитывать религиозные, этические и эстетические чувства...

Урок нравственности "Не позволяй душе лениться!" Нравственная идея святочного рассказа Н.С.Лескова "Под Рождество обидели"

Настоящая методическая разработка представляет собой комбинированный урок нравственности, основанный на литературном материале, посвященный анализу святочного рассказа  Николая Семеновича Лескова...

А. И. Куприн. Жизнь и творчество. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся».

Представлен конспект урока по литературе в 11 классе. Урок сопровождается презентацией....