А. И. Куприн. Жизнь и творчество. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся».
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Представлен конспект урока по литературе в 11 классе. Урок сопровождается презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuprin.doc | 44 КБ |
kuprin.ppt | 767 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: А. И. Куприн. Жизнь и творчество. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся».
Цели:
- дать обзор творческого пути Куприна, сопоставить с творчеством Бунина;
- раскрыть идею и художественные особенности повести «Олеся», показать мастерство писателя в изображении мира человеческих чувств;
- углубить навыки комментированного и художественного чтения, закрепить способность к полноценному восприятию художественного произведения;
- сформировать читателя, способного понимать глубину человеческих чувств, красоту природы.
Тип урока: комбинированный.
Методы: эвристический, исследовательский, творческого чтения.
Виды деятельности учащихся: сообщения учащихся, запись по ходу лекции, ответы на вопросы, выразительное чтение, анализ образа, подбор цитат.
Оборудование: портрет Куприна, презентация, иллюстрации И. Глазунова, П. Пинкисевича.
План урока:
- Организационный этап (3 мин.)
- Усвоение новых знаний и совершенствование (34 мин.) :
- творчество Бунина и Куприна (сопоставление);
- сообщение о биографии Куприна;
- сообщение об истории повести «Олеся»;
- беседа по повести «Олеся».
- Подведение итогов (5 мин.)
- Домашнее задание (3 мин.)
Ход урока
1. Организационный этап.
У.: Здравствуйте, садитесь!
Мы с вами закончили изучение творчества Горького, написали сочинение по его творчеству. Чуть ранее мы изучали творчество Бунина. Сегодняшний урок будет связан как раз именно с ним. Тема нашего урока - А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся»(слайд 1). Запишем в тетрадь. Мы познакомимся с биографией писателя (об этом расскажите вы сами), творчеством, сопоставим его с творчеством Бунина и рассмотрим повесть «Олеся».
2. Усвоение новых знаний и совершенствование.
У.: Творчество ровесника Бунина, Александра Ивановича Куприна (1870 – 1938) (слайд 2), было известно советскому читателю более широко потому, что, в отличие от Бунина, Куприн за год до своей смерти вернулся из эмиграции на родину. Этих писателей многое объединяет. Прежде всего, следование традициям русской классической литературы, приверженность реализму в изображении жизни, отношение к творчеству Л. Н. Толстого как к образцу, уроки мастерства Чехова. Куприна тоже интересуют отношения человека и природы, любовь как стихия живой жизни. Куприн развивает тему «маленького человека», подчеркивая «необходимость каждого». Но если для Бунина главное – созерцательное, аналитическое начало, то для Куприна важны яркость, сила, целостность характера.
Послушаем о биографии Куприна и запишем основные моменты из его жизни (сообщение учащегося).
Куприн тринадцать лет детства и юности провел в закрытых учебных заведениях: Александровское сиротское училище, Вторая московская военная гимназия, вскоре преобразованная в кадетский корпус, Третье Александровское юнкерское училище. После тяжких лет казарменной жизни Куприн скитался по провинциальной России, был и репортером, и грузчиком в Одесском порту, и управляющим на стройке, землемером, работал на литейном заводе, выступал на сцене, изучал зубоврачебное дело, был журналистом…
«Вечно его мучила жажда исследовать, понять, изучить, как живут и работают люди всевозможных профессий… Его неутолимое, жадное зрение доставляло ему праздничную радость!» - писал о Куприне К. И. Чуковский. Масса жизненных наблюдений, впечатлений, переживаний стала основой его творчества.
«Ты – репортер жизни… Суйся решительно всюду… влезь в самую гущу жизни» - так определил Куприн свое призвание. Куприн – темпераментная, широкая натура, человек стихии и интуиции. Его любимые герои обладают теми же чертами. Колоритен и сочен язык его прозы (лирики он не писал).
Первая книга, вышедшая в 1896 году, называлась «Киевские типы». Через два года выходит повесть «Олеся», поставившая проблему народного характера и явившаяся воплощением мечты писателя о прекрасном человеке, о вольной, здоровой жизни, о слиянии с природой.
Послушаем сообщение об истории создания повести (сообщение учащегося).
А теперь поговорим о самой повести. Дома вы должны были ее прочитать. Посмотрим, как вы поняли идею и основной замысел автора.
1. С какой целью молодой «паныч» Иван Тимофеевич приезжает в глухую деревушку Волынской губернии?
- Героя, как писателя, привлекает все! «Полесье…глушь…лоно природы…простые нравы… первобытные натуры, - размышляет герой, - совсем незнакомый мне народ, со странными обычаями, своеобразным языком… и уж, наверно, какое множество поэтических легенд, преданий и песен!»
2. Что нарушает привычную скуку городского «барина»?
- Иван Тимофеевич узнает о существовании ведьмы. И решает найти этот загадочный дом.
3. Как Куприн рисует образы главных героев?
- Ивана Тимофеевича описывает сама Олеся: «человек вы хотя и добрый, но слабый… доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин… Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете».
А Олесю Иван Тимофеевич видит так: «Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около 20-25, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала ее молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было. Даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посередине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом».
4. Как простые люди относятся к Олесе и ее бабушке?
- Не притесняют. Но начальство постоянно унижает и обирает.
5. Какие сказочные элементы используются в описании Мануйлихи?
- Дом ее находится за болотом. По внешности напоминает Бабу Ягу: худые щеки, длинный подбородок, беззубый рот.
6. Каким даром обладает Олеся?
- По лицу может определить судьбу человека, заговорить рану, нагнать страх, лечить простой водой самые тяжелые болезни и свалить с ног одним взглядом. Но не использует во зло.
7. Как описывает время любви Иван Тимофеевич?
- «Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви, и до сих пор вместе с прекрасным обликом Олеси живут с неувядающей силой в моей душе эти пылающие вечерние зори, эти росистые, благоуханные ландыши и медом утра, полные бодрой свежести и звонкого птичьего гама, эти жаркие, томные ленивые июньские дни…»
8. А что испытывают герои в это время любви?
- Олеся первая изливает свое чувство. Но Олеся боится, что однажды надоест любимому. А Иван Тимофеевич боится, что Олеся будет исторгнута из родной среды.
9. Чем заканчивается повесть?
- Иван Тимофеевич уезжает. Олеся с бабушкой вынуждены бежать. Олеся перед этим ходила в церковь. Но ее оттуда прогнали. И Олеся пригрозила односельчанам. В тот же день случился град. И побил урожай. Все списали на Олесю.
10. Почему развитие любви показано в тесной связи с картинами природы?
- Основная мысль повести – только вдали от цивилизации можно найти человека, способного любить бескорыстно, преданно. Только в единении с природой человек способен достигнуть нравственной чистоты и благородства. Пейзаж чутко меняется с изменением душевного состояния Олеси.
11. Как построен сюжет повести?
- Картины жизни и картины природы связаны в единый поток: например, после встречи героя с Олесей – картина бурной весны, объяснение в любви сопровождается описанием лунной ночи. Сюжет построен на противопоставлении мира Олеси и мира Ивана Тимофеевича.
12. Какой цвет сопровождает образ Олеси?
- Красный. Красная юбка, красный платок, нитка красных дешевых бус. Это цвет любви, но в то же время и цвет тревоги.
3. Подведение итогов.
У.: Обратимся к учебнику (чтение анализа повести и ответы на вопросы 3-5).
У.: Куприн в своей повести показал идеал нравственного человека – идеал, неразрывно связанный с природой. Только на природе способны рождаться истинные и светлые чувства – любовь. Поэтому большая роль в повести отведена именно природе. Именно она помогает формировать чистого человека.
Ваши мысли по повести?
4. Домашнее задание.
Прочитать повесть «Гранатовый браслет».
Литература:
- В. А. Чалмаев, С. А. Зинин. Литература 11 класс. М., «Русское слово», 2008.
- Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. Программа по литературе для 5 – 11 классов. М., «Русское слово», 2010.
- Г. Х. Абхарова, Т. О. Скиргайло. Литература. Тематическое планирование. М., «Русское слово», 2012.
- Н. В. Егорова, И. В. Золотарева. Поурочные разработки по русской литературе. 11 класс. М., «Вако», 2004.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Александр Иванович Куприн 1870 -1938
26 августа 1870 года – родился в г. Наровчат Пензенской губернии; 1873 год – переезд в Москву; Творчество: 1896 г. – «Киевские типы» 1896 г. – повесть «Молох» 1898 г. – повесть «Олеся» 1905 г. – «Черный туман» 1906 г. – «Штабс-капитан Рыбников»
1908 г. – «Суламифь» 1911 г. – «Гранатовый браслет» 1919 год –вынужден эмигрировать в Париж. 1937 год – возвращение в СССР. 25 августа 1938 года – умер в Москве
« Вечно его мучила жажда исследовать, понять, изучить, как живут и работают люди всевозможных профессий. Его неутолимое, жадное зрение доставляло ему праздничную радость!» К. И. Чуковский
« Ты – репортер жизни… суйся решительно всюду… влезь в самую гущу жизни» (призвание Куприна)
1. С какой целью молодой «паныч» Иван Тимофеевич приезжает в глухую деревушку Волынской губернии?
2. Что нарушает привычную скуку городского «барина»? 3. Как Куприн рисует образы главных героев? (цитаты из текста)
4. Как простые люди относятся к Олесе и ее бабушке? 5. Какие сказочные элементы используются в описании Мануйлихи? 6. Каким даром обладает Олеся?
7. Как описывает время любви Иван Тимофеевич? 8. А что испытывают герои в это время любви? 9. Чем заканчивается повесть?
10. Почему развитие любви показано в тесной связи с картинами природы? 11. Как построен сюжет повести? 12. Какой цвет сопровождает образ Олеси?
Домашнее задание Статья в учебнике (с. 88 – 94). Прочитать рассказ «Гранатовый браслет»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
А.И.Куприн.Жизнь и творчество
Презентация к уроку литературы потеме "Жизнь и творчество А.И.Куприна"...
Урок литературы «Особенности художественного воплощения темы любви в повести Куприна «Гранатовый браслет».
Данный урок проводится при изучении творчества А.И.Куприна в 11 классе....
Развёрнутый конспект урока литературы в 11 классе с использованием технологии проблемного обучения. Тема: А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет»
Урок построен с использованием технологии проблемного обучения и рассчитан на 2 часа....
План урока на тему: "Эрнест Хемингуэй. Жизнь и творчество. Духовно – нравственные проблемы повести «Старик и море»."
Урок литературы в 11 классе. Изучение творчества американского писателя Эрнеста Хемингуэя. Духовно - нравственные проблемы повести "Старик и море"....
Нравственный идеал в повестях Валентина Распутина
Урок литературы в 11 классе, поможет глубже осмыслить нравственную проблематику повестей Распутина....
А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет» (2 часа).
Урок построен с использованием технологии проблемного обучения Тип урока: урок изучения нового материала Форма урока: урок – беседа (аналитико-исследовательская работа по т...
Урок по литературе 11 класс А. И. Куприн. Жизнь и творчество
Цели: познакомить с особенностями жизни и творчества Куприна; развивать навыки восприятия лекционного материала, самостоятельной работы с книгой. Задачи: отметить реализм как художественный метод пи...