А. И. Куприн. Жизнь и творчество. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся».
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Гончарова Татьяна Михайловна

Представлен конспект урока по литературе в 11 классе. Урок сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kuprin.doc44 КБ
Office presentation icon kuprin.ppt767 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: А. И. Куприн. Жизнь и творчество. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся».

Цели:

  1. дать обзор творческого пути Куприна, сопоставить с творчеством Бунина;
  2. раскрыть идею и художественные особенности повести «Олеся», показать мастерство писателя в изображении мира человеческих чувств;
  3. углубить навыки комментированного и художественного чтения, закрепить способность к полноценному восприятию художественного произведения;  
  4. сформировать читателя, способного понимать глубину человеческих чувств, красоту природы.

Тип урока: комбинированный.

Методы: эвристический, исследовательский, творческого чтения.

Виды деятельности учащихся: сообщения учащихся, запись по ходу лекции, ответы на вопросы, выразительное чтение, анализ образа, подбор цитат.

Оборудование: портрет Куприна, презентация, иллюстрации И. Глазунова, П. Пинкисевича.

План урока:

  1. Организационный этап (3 мин.)
  2. Усвоение новых знаний и совершенствование (34 мин.) :
  • творчество Бунина и Куприна (сопоставление);
  • сообщение о биографии Куприна;
  • сообщение об истории повести «Олеся»;
  • беседа по повести «Олеся».
  1. Подведение итогов (5 мин.)
  2. Домашнее задание (3 мин.)  

Ход урока

1. Организационный этап.

У.: Здравствуйте, садитесь!

Мы с вами закончили изучение творчества Горького, написали сочинение по его творчеству. Чуть ранее мы изучали творчество Бунина. Сегодняшний урок будет связан как раз именно с ним. Тема нашего урока - А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся»(слайд 1). Запишем в тетрадь. Мы познакомимся с биографией писателя (об этом расскажите вы сами), творчеством, сопоставим его с творчеством Бунина и рассмотрим повесть «Олеся».

2. Усвоение новых знаний и совершенствование.

У.: Творчество ровесника Бунина, Александра Ивановича Куприна (1870 – 1938) (слайд 2), было известно советскому читателю более широко потому, что, в отличие от Бунина, Куприн за год до своей смерти вернулся из эмиграции на родину. Этих писателей многое объединяет. Прежде всего, следование традициям русской классической литературы, приверженность реализму в изображении жизни, отношение к творчеству Л. Н. Толстого  как к образцу, уроки мастерства Чехова. Куприна тоже интересуют отношения человека и природы, любовь как стихия живой жизни. Куприн развивает тему «маленького человека», подчеркивая «необходимость каждого». Но если для Бунина главное – созерцательное, аналитическое начало, то для Куприна важны яркость, сила, целостность характера.

Послушаем о биографии Куприна и запишем основные моменты из его жизни (сообщение учащегося).

Куприн тринадцать лет детства и юности провел в закрытых учебных заведениях: Александровское сиротское училище, Вторая московская военная гимназия, вскоре преобразованная в кадетский корпус, Третье Александровское юнкерское училище. После тяжких лет казарменной жизни Куприн скитался по провинциальной России, был и репортером, и грузчиком в Одесском порту, и управляющим на стройке, землемером, работал на литейном заводе, выступал на сцене, изучал зубоврачебное дело, был журналистом…

«Вечно его мучила жажда исследовать, понять, изучить, как живут и работают люди всевозможных профессий… Его неутолимое, жадное зрение доставляло ему праздничную радость!» - писал о Куприне К. И. Чуковский. Масса жизненных наблюдений, впечатлений, переживаний стала основой его творчества.

«Ты – репортер жизни… Суйся решительно всюду… влезь в самую гущу жизни» - так определил Куприн свое призвание. Куприн – темпераментная, широкая натура, человек стихии и интуиции. Его любимые герои обладают теми же чертами. Колоритен и сочен язык его прозы (лирики он не писал). 

Первая книга, вышедшая в 1896 году, называлась «Киевские типы». Через два года выходит повесть «Олеся», поставившая проблему народного характера и явившаяся воплощением мечты писателя о прекрасном человеке, о вольной, здоровой жизни, о слиянии с природой.

Послушаем сообщение об истории создания повести (сообщение учащегося).

А теперь поговорим о самой повести. Дома вы должны были ее прочитать.  Посмотрим, как вы поняли идею и основной замысел автора.

1. С какой целью молодой «паныч» Иван Тимофеевич приезжает в глухую деревушку Волынской губернии?

 -  Героя, как писателя, привлекает все! «Полесье…глушь…лоно природы…простые нравы… первобытные натуры, - размышляет герой, - совсем незнакомый мне народ, со странными обычаями, своеобразным языком… и уж, наверно, какое множество поэтических легенд, преданий и песен!»

2. Что нарушает привычную скуку городского «барина»?

 - Иван Тимофеевич узнает о существовании ведьмы. И решает найти этот загадочный дом. 

3. Как Куприн рисует образы главных героев?

 - Ивана Тимофеевича описывает сама Олеся: «человек вы хотя и добрый, но слабый… доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин… Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете».

А Олесю Иван Тимофеевич видит так: «Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около 20-25, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала ее молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было. Даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посередине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом».

4. Как простые люди относятся к Олесе и ее бабушке?

 - Не притесняют. Но начальство постоянно унижает и обирает.

5. Какие сказочные элементы используются в описании Мануйлихи?

 - Дом ее находится за болотом. По внешности напоминает Бабу Ягу: худые щеки, длинный подбородок, беззубый рот.

6. Каким даром обладает Олеся?

 - По лицу может определить судьбу человека, заговорить рану, нагнать страх, лечить простой водой самые тяжелые болезни и свалить с ног одним взглядом. Но не использует во зло.

7. Как описывает время любви Иван Тимофеевич?

 - «Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви, и до сих пор вместе с прекрасным обликом Олеси живут с неувядающей силой в моей душе эти пылающие вечерние зори, эти росистые, благоуханные ландыши и медом утра, полные бодрой свежести и звонкого птичьего гама, эти жаркие, томные ленивые июньские дни…»

8. А что испытывают герои в это время любви?

 - Олеся первая изливает свое чувство. Но Олеся боится, что однажды надоест любимому. А Иван Тимофеевич боится, что Олеся будет исторгнута из родной среды. 

9. Чем заканчивается повесть?

 - Иван Тимофеевич уезжает. Олеся с бабушкой вынуждены бежать. Олеся перед этим ходила в церковь. Но ее оттуда прогнали. И Олеся пригрозила односельчанам. В тот же день случился град. И побил урожай. Все списали на Олесю.

10. Почему развитие любви показано в тесной связи с  картинами природы?

 - Основная мысль повести – только вдали от цивилизации можно найти человека, способного любить бескорыстно, преданно. Только в единении с природой человек способен достигнуть нравственной чистоты и благородства. Пейзаж чутко меняется с изменением душевного состояния Олеси.

11. Как построен сюжет повести?

 - Картины жизни и картины природы связаны в единый поток: например, после встречи героя с Олесей – картина бурной весны, объяснение в любви сопровождается описанием лунной ночи. Сюжет построен на противопоставлении мира Олеси и мира Ивана Тимофеевича.

12. Какой цвет сопровождает образ Олеси?

 - Красный. Красная юбка, красный платок, нитка красных дешевых бус. Это цвет любви, но в то же время и цвет тревоги.

3. Подведение итогов.

У.: Обратимся к учебнику (чтение анализа повести и ответы на вопросы 3-5).

У.: Куприн в своей повести показал идеал нравственного человека – идеал, неразрывно связанный с природой. Только на природе способны рождаться истинные и светлые чувства – любовь. Поэтому большая роль в повести отведена именно природе. Именно она помогает формировать чистого человека.
Ваши мысли по повести?

4. Домашнее задание.

Прочитать повесть «Гранатовый браслет».

Литература:

  1. В. А. Чалмаев, С. А. Зинин. Литература 11 класс. М., «Русское слово», 2008.
  2. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. Программа по литературе для 5 – 11 классов. М., «Русское слово», 2010.
  3. Г. Х. Абхарова, Т. О. Скиргайло. Литература. Тематическое планирование. М., «Русское слово», 2012.
  4. Н. В. Егорова, И. В. Золотарева. Поурочные разработки по русской литературе. 11 класс. М., «Вако», 2004.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А. И. Куприн. Жизнь и творчество. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся».

Слайд 2

Александр Иванович Куприн 1870 -1938

Слайд 3

26 августа 1870 года – родился в г. Наровчат Пензенской губернии; 1873 год – переезд в Москву; Творчество: 1896 г. – «Киевские типы» 1896 г. – повесть «Молох» 1898 г. – повесть «Олеся» 1905 г. – «Черный туман» 1906 г. – «Штабс-капитан Рыбников»

Слайд 4

1908 г. – «Суламифь» 1911 г. – «Гранатовый браслет» 1919 год –вынужден эмигрировать в Париж. 1937 год – возвращение в СССР. 25 августа 1938 года – умер в Москве

Слайд 5

« Вечно его мучила жажда исследовать, понять, изучить, как живут и работают люди всевозможных профессий. Его неутолимое, жадное зрение доставляло ему праздничную радость!» К. И. Чуковский

Слайд 6

« Ты – репортер жизни… суйся решительно всюду… влезь в самую гущу жизни» (призвание Куприна)

Слайд 7

1. С какой целью молодой «паныч» Иван Тимофеевич приезжает в глухую деревушку Волынской губернии?

Слайд 8

2. Что нарушает привычную скуку городского «барина»? 3. Как Куприн рисует образы главных героев? (цитаты из текста)

Слайд 9

4. Как простые люди относятся к Олесе и ее бабушке? 5. Какие сказочные элементы используются в описании Мануйлихи? 6. Каким даром обладает Олеся?

Слайд 10

7. Как описывает время любви Иван Тимофеевич? 8. А что испытывают герои в это время любви? 9. Чем заканчивается повесть?

Слайд 11

10. Почему развитие любви показано в тесной связи с картинами природы? 11. Как построен сюжет повести? 12. Какой цвет сопровождает образ Олеси?

Слайд 12

Домашнее задание Статья в учебнике (с. 88 – 94). Прочитать рассказ «Гранатовый браслет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.И.Куприн.Жизнь и творчество

Презентация к уроку литературы потеме "Жизнь и творчество А.И.Куприна"...

План урока на тему: "Эрнест Хемингуэй. Жизнь и творчество. Духовно – нравственные проблемы повести «Старик и море»."

Урок литературы в 11 классе. Изучение творчества американского писателя Эрнеста Хемингуэя. Духовно - нравственные проблемы повести "Старик и море"....

Нравственный идеал в повестях Валентина Распутина

Урок литературы в 11 классе, поможет глубже осмыслить нравственную проблематику повестей Распутина....

А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет» (2 часа).

Урок построен с использованием технологии проблемного обучения Тип урока: урок изучения нового материала Форма урока:  урок – беседа (аналитико-исследовательская работа по т...

Урок по литературе 11 класс А. И. Куприн. Жизнь и творчество

Цели: познакомить с особенностями жизни и творчества Куприна; развивать навыки восприятия лекционного материала, самостоятельной работы с книгой. Задачи: отметить реализм как художественный метод пи...