ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ КАК ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ
классный час (9 класс) по теме
Классный час – слайд - портрет, цель которого воспитывать религиозные, этические и эстетические чувства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iisus_khristos_v_zhivopisi_.doc | 598.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16»
Классный час – слайд - портрет
тему:
Классный руководитель
Черных Наталья Владимировна
Губкин – 2013
Тема. ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ КАК ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ
ЦЕЛЬ:
- выяснить отношение подростков к понятию «идеал», разграничить понятия истинных и ложных идеалов;
- показать взаимосвязь и взаимовлияние различных видов искусств;
- выяснить, как гуманистические идеи поиска духовно-нравственного идеала нашли отражение в произведениях живописи;
- расширить кругозор учащихся в области веры и религии, углубить их знания по литературе, изобразительному искусству и мировой художественной культуре;
- воспитывать религиозные, этические и эстетические чувства.
Ход классного часа
Живопись - это немая поэзия, а поэзия - слепая живопись, и та и другая стремятся подражать природе, обеими можно показать много поучительного.
Леонардо да Винчи, "Книга о живописи"
Жалок тот, кто живёт без идеала.
И.С.Тургенев
1. Вступительное слово классного руководителя.
- И.С.Тургенев когда-то писал: «Жалок тот, кто живёт без идеала». У каждого человека должен быть идеал. Конечно, каждый из вас задумывался над тем, что такое идеал? (Отвечают).
- Учёные утверждают, что идеалы могут быть подлинными и мнимыми. Чём разница между ними? (Подлинные идеалы органично соединены с образами совершенных личностей, которые канонизированы, превращены в незыблемое, обязательное для подражания правило в качестве высшего идеала, достичь которого человеку невозможно, но стремление к нему обязательно.)
- Каким, с вашей точки зрения, должен быть подлинно идеальный человек?
- Встречали ли вы в жизни идеальных людей и должен ли каждый человек стремиться к идеалу?
- Кого вы могли бы отнести к идеальным людям? (Называют).
- Знаете ли вы примеры, когда жизнь идеального человека была бы запечатлена в произведениях искусства?
- Традиции изобразительного искусства насчитывают многие тысячелетия – от наскальных первых рисунков древних людей до шедевров современного искусства. Люди всегда бережно относились к изобразительному наследию и поэтому создавали музеи. В мире существуют различные музеи: изобразительных искусств, современной художественной культуры и другие. В них собрано огромное количество картин разных художников из различных стран мира. Но ни в одной стране мира нет художественного музея, где бы на полотнах художников нашла своё отражение жизнь одного человека: от рождения до смерти.
- Как вы думаете, почему нет такого музея?
- Есть ли человеческая жизнь, все жизненные этапы которой нашли бы своё отражение в изобразительном искусстве? Конечно, есть. Вернее, не жизнь, а житие.
- Чем жизнеописание отличается от жития? Чья жизнь может быть названа «житием»?
- Житие, о котором мы будем сегодня говорить, переведено почти на все языки мира и издаётся самыми большими тиражами, его читают и маленькие, только научившиеся складывать из букв слова, и взрослые, и прожившие уже солидную жизнь и многое повидавшие. Вы, конечно же, догадались, что речь идёт о «Новом Завете». «Новый завет» - житие Иисуса Христа. Но оно нашло своё отражение не только на страницах книг, философских трактатов. Многие художники писали картины на сюжеты «Нового Завета». Если бы собрать все картины об Иисусе Христе вместе, то получился бы огромный музей. Сегодня мы познакомимся лишь с некоторыми художниками и их произведениями из различных стран мира, различных времен и художественных направлений, но они свидетельствуют, сколь силён и глубок интерес в мире к жизни Иисуса Христа. И мы с вами давайте подумаем, чем вызван этот интерес. А заодно познакомимся с новыми именами художников или встретимся с картинами, вам уже знакомыми, и попытаемся в них открыть для себя что-то новое.
Учащийся 1.
- Перед вами картина известного художника Вечеллио Тициана «Благовещение».
- Что значит «Благовещение»? (Благая весть).
- О чём?
- - Почему приход в мир младенца Иисуса изменил весь мир?
- Способно ли рождение одного человека, пусть даже и божественного происхождения, изменить мир зла и насилия?
- А изменяется ли мир с рождением любого ребёнка?
- Почему летосчисление ведётся от Рождества Христова?
- Действительно, отец-Бог послал в этот греховный мир своего Сына, Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от грехов и верной гибели. С его рождением на Земле наступила новая эра. И не зря даже наше летоисчисление начинается от Рождества Христова.
Чтец. БЛАГОВЕЩЕНИЕ
Стонут старики и дети, шлют молитвы к небесам:
«Помоги, великий Боже, снизойди на землю сам!»
Рим владеет Палестиной, угнетается народ.
Избавлений от страданий люди ждут за годом год.
Бог услышал глас народа, ангела он с вестью шлёт:
«Верьте, близко избавленье, и Мессия к Вам придёт!»
В Назарет к Марии – деве послан Ангел Гавриил,
Он веление Господне передать ей поспешил:
«Знай, что дух святой, Мария, снизойдёт к тебе с вершин,
От него родится вскоре первенец твой – Божий сын,
Чист умом и статен телом – в мир придёт людей учить,
Чтоб достигнуть совершенства и с любовью к близким
жить.
Ты увидишь: Палестину ярким светом озарит,
Подрастёт Христос, и вскоре Иоанн его крестит,
А потом имён немало будет Иисус носить:
Мира князь, Советник, Чудный – ему праведником быть».
Учащийся 1.
- Взгляните на картины. Художник изобразил эту благую весть, разносящуюся по всему миру в виде светоносного голубка, он озаряет этот тёмный и греховный мир лучами надежды на спасение. Вокруг этого голубка мы видим летающих Ангелов, которые как бы охраняют его от злых духов, не дают ему затеряться и пропасть, потому что это – последняя надежда мира на спасение.
- Чем интересна эта картина, написанная художником, жившим до нас за целые столетия?
Этой же теме посвящены картины Джотто ди Бондоне, Коста Лоренцо, Винчи Леонардо да Винчи.
Учащийся 2.
- История рождения Христа удивительна. Давайте вспомним её. (Учащиеся вспоминают, что они об этом знают из «Библии»).
Чтец. РОЖДЕСТВО
Дни идут…Приказ из Рима, словно ястреб, прилетел:
Сделать перепись народа Август-кесарь повелел.
В Вифлеем, где предки жили, молодые шли чуть свет,
Да отстали от колонны – для ночлега места нет.
Лишь один хозяин здешний хлев в пещере предложил,
Чтобы спать не жёстко было – им солому постелил.
Делать нечего – устали, где ещё ночлег найти?
Под навесом задремали после тяжкого пути.
Здесь в хлеву родился ночью Божий Сын Иисус Христос.
Полон радости Иосиф – сына Бог ему принёс,
На холмах у Вифлеема пастухи пасут овец.
О рождении младенца шлёт им весть Господь-отец.
Пастухи погнали стадо в старый город Вифлеем.
В хлев-пещеру заглянули – тут Христос на радость всем.
В тёмном небе той же ночью ярко вспыхнула звезда,
Мудрецы в стране далёкой смысл познали без труда…
- Да, действительно, история удивительная, но драматичная. Подумайте только, ему, сыну Творца мира и вселенной, пришлось родиться в хлеву для животных. Но народная мудрость говорит: не важно, где родился, важно – где пригодиться. Рождество Христово изобразил на своей фреске богомаз Андрей Рублёв, инок монастыря, расписавший Благовещенский собор Кремля, неся тоже благую весть о рождении Иисуса Христа, создавая прекрасные образы Марии, младенца, тех, кто стал свидетелем этого рождения, тех, до кого донёсся слух об этом чуде. На фреске вы видите в центре Марию, чуть левее – ясли в загоне скота, где размещён младенец. У яслей, внизу картины, художник слева изобразил тех, кто славит рождение Иисуса. Но на ней есть и те, кто хочет его смерти. Вот они вверху, спешат, чтобы причинить боль, казнить. Эта фреска – одна из немногих, дошедших до нас из работ Андрея Рублёва. Сама жизнь Андрея Рублёва – это пример служения идеалам красоты и гуманизма. Многое исчезло, многое испорчено нашим варварским отношением, неизвестна даже могила художника, исчезла надгробная плита. Но память в нём жива, пока живы картины, его художественная мысль, которая несёт людям свет, радость и надежду. Само имя, прошедшее через века, говорит о жизни праведной, достойной быть идеалом для других, потому что он служил идеалам добра.
Учащийся 3.
- В ночь, когда родился Иисус, перед пастухами, которые пасли свои стада вокруг городка Вифлеема, вдруг предстал Ангел Господень. Он возвестил им великую радость о рождении Спасителя. Он указал им знак, по которому они смогут найти Иисуса Христа. Именно то, сто Бог выбрал не дворец, а пещеру, что первым возвестил о рождении своего сына не богачам, а простым пастухам, которые пришли поклониться Спасителю, изобразил известный фламандский художник 17 века Петер Рубенс. В центре картины он поместил колыбель младенца, над колыбелью склонилась мать Мария и пришедшие поклониться святому младенцу пастухи. Над колыбелью мальчика видны летающие ангелы-хранители. Только божественный свет от колыбели Иисуса Христа озаряет тёмную холодную пещеру и вселяет надежду в тех, кто верит в рождение Спасителя.
Учащийся 4.
- Весть о чудесном рождении царя Иудейского дошла не только до пастухов. Об этом узнали многие, в том числе и мудрецы Востока.
-Что вы знаете об этом? (Рассказывают о царе Ироде и мудрецах).
- Придя в Вифлеем, мудрецы вошли в дом, над которым остановилась звезда. Увидев младенца с Марией, матерью его, они поклонились ему, и, открыв сокровища свои, принесли ему дары: золото, ладан и мирну. Именно поклонение волхвов изобразил на своей картине один из самых известных бельгийских художников Питер Брейгель.
- Почему П.Брейгель, один из тех художников, который изображал «земные мерзости», вновь и вновь обращается к библейскому сюжету, причем к одному из самых светлых в Библии?
В центре – богородица с младенцем на руках, а с обеих сторон – волхвы, поклоняющиеся Спасителю. С преданностью, верой, надеждой, удивлением смотрят они на Иисуса Христа. Они вручают ему богатые дары.
Учащийся 5.
- Василий Григорьевич Перов, известный русский художник, на своей картине «Христос и Богоматерь у житейского моря» изобразил необыкновенную любовь Марии к мальчику, но скорбь на лице её. Мы видим совсем ещё юную мать, неопытную, робкую. Мы видим необыкновенную любовь Марии к мальчику, но скорбь на её лице. Мария знает о страшном крестном пути своего сына, отсюда страдание в её глазах, но материнская любовь приемлет всё: и радость, и боль утраты, и она не ропщет, потому что пустить на свет новую душу – великий подвиг.
На картине Иисус ничуть не похож на божественного младенца, да и Мария – простая женщина, чьё сердце переполнено любовью к своему ребёнку и тревогой о его судьбе. Младенец прильнул к матери, как бы ища у неё защиты и спасения от того зла, которое ему предстоит в этом мире претерпеть.
А это зло уже не за горами. Царь Ирод уже знает о рождении Христа и готовит ему гибель. На картине бельгийского художника 16 века Питера Брейгеля «Избиение младенцев» изображён зимний день в деревне. Два военных отряда соединились на главной улице. С кем же воюют эти вооружённые люди? С несчастными матерями, чьих детей приказал уничтожить злой царь Ирод. Они заняты поисками детей, чтобы совершить страшное злодеяние. Царь Ирод боялся, что Иисус Христос займёт его престол. Он не знал, где находится младенец, поэтому приказал убивать всех младенцев. Брейгель писал картины-притчи. Излюбленный тип композиции Брейгеля – большое пространство, как бы увиденное с вершины, так что люди выглядят маленькими и снуют в долинах, тем не менее, все написано подробно и четко. Как мелки усилия злого и жестокого Ирода против добра! Как узнаваема эта картина! Сколько детей за мировую историю принесено в жертву страшному молоху – власти! П.Брейгель протестует против террора и насилия и говорит о страданиях, причиняемых людям.
Учащийся 6.
- Напрасно надеялся Ирод на смерть младенца, ангел спас его и направил в Египет. До смерти Ирода Иосиф, Мария и маленький Иисус оставались в Египте, а потом вернулись на родину.
Мы редко задумываемся, почему земная жизнь Иисуса до 30 лет почти неизвестна.
-Что это, недосмотр апостолов, создававших Евангелия, или есть какая-то другая причина? (Отвечают).
Формирование человека – процесс тайный, он не для публики. Только в душе происходят те изменения, которые и станут потом основой личности, сутью его поступков. Иисус вовсе не исключение, он скорее правило. И если хорошо приглядеться, то его жизнь обыкновеннее судеб многих и многих людей. Случайно? Многие годы его жизни мы не знаем, но его поступки свидетельствуют о его возмужании, укреплении духом. Мы увидим результат мучительной и долгой работы над собой. Как говорится в «Библии», «Иисус возрастал, укреплялся духом, исполнялся премудрости». Он преуспел в премудрости и в любви к Богу и людям. В назначенный срок, уже убеждённым человеком, он приходит к Иоанну, чтобы креститься. Сегодня мало кто понимает слово «испытание». Для многих это преодоление временных неурядиц и редко для кого – труднейший выбор, жизненно значимое решение, от которого будет зависеть вся последующая жизнь. Иисус крещён был, после чего возведён в пустыню для искушения от дьявола. Это изобразил на своей картине известный русский художник Иван Николаевич Крамской. «Тогда [после Крещения] Иисус возведен был Духом в пустыню для искушения от диавола, и постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Матфей, 4, 1-4).
Среди страшной страшной чёрной безлюдной пустыни – Христос. Он сидит на камне. Голова его опущена. Он исполнен тяжёлых раздумий: идти к людям, учить их, страдать и погибнуть или поддаться искушению и отступить?
- Легко ли принять решение? - А поддаться искушению и пойти по лёгкому пути?
Однажды предавши (а очень часто мы предаём даже не других, а именно себя, боясь лишиться материальных благ ради духовного), человек уже до конца – ступень за ступенькой – пройдёт по пути предательства. Иисус переборол себя: он исполнен высокого чувства долга, и никакое искушение не может поворотить его с избранного пути. Происходит преображение Христа. Вы видите картину Тициана «Христос – вседержитель», на которой он поднял перст, чтобы молвить истину, указать верный путь.
Учащийся 7.
- А учит Иисус Христос, рассказывая притчи людям. Какие притчи вы знаете?
- О чём притча о добром самаритянине?
- А что поведал Иисус Христос в притче о блудном сыне? Чему учит эта притча?
- Сейчас вы увидите два произведения искусства на сюжет этой притчи. Одно – это роспись аттика в Исаакиевском соборе в Петербурге, другое – картина величайшего голландского художника 17 века Рембрандта ван Рейна. Обращение к сюжетам Библии не означает отказ от жизненной правды изображения – реальное и земное, жизненно-конкретное соединено с возвышенным духом.
- Какой эпизод запечатлён в этих произведениях?
- Как вы думаете, почему художники выбрали его?
- Что общего между этими двумя произведениями?
- Обратите внимание на картину Рембрандта. В ней большую роль играет светотень. Почему так освещена картина?
- Действительно, излучающий сияние и тепло свет становится материальным эквивалентом духовного начала, лирического чувства. Именно поэтому светом выделены на картине отец и вернувшийся сын, лица наблюдающих за встречей остаются в тени.
Учащийся 8.
- Раз уж мы коснулись поучений Иисуса Христа, давайте вспомним, какие же заповеди оставил Иисус Христос людям?
1. Возлюби Господа своего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим.
2. Возлюби ближнего твоего, как самого себя. Какую притчу рассказывает Иисус Христос об этом?
3. Любите врагов своих. Творите благо ненавидящим нас. Молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.
- Каждый жизненный этап Христа – новые испытания и страдания. Страстная неделя. В жизни Господа наступал решительный момент. Настало время объявить всенародно и торжественно, что Он истинный Мессия, Сын Давидов, которого много веков ожидал народ. Иисус шел в Иерусалим, чтобы испить чашу страданий до дна и отдать душу за искупление людей. Вот почему вход Господень в Иерусалим явился началом величайших событий последних дней Его земного пребывания. Когда наступил праздник Пасхи, Иисус Христос собрал всех своих 12 учеников за столом, чтобы съесть Пасху, прежде чем принять страдания. После этого омыл он ноги ученикам своим, чтобы дать пример отношения друг к другу. Перед вами два изображения тайной вечери. Одна – мозаика иконостаса Исаакиевского собора. На ней вы видите большой стол, в центре которого Иисус Христос последний раз беседует со своими учениками. Они же, расположившись по бокам, внимательно смотрят на него.
Вторая картина – Николая Николаевича Ге. На ней – жизненная драма. Христос в глубоком раздумье. Трагически переживает он отступничество своего ученика. Взволнованны и окружающие его апостолы. Монолитная группа Христа и учеников противостоит мрачной фигуре предателя иуды Искариота, покидающего бывших друзей. Идей борьбы добра и зла не только нашла своё отражение в композиции картины, но и в контрасте света и тени: ярко освещена группа Христа, Иуда изображен в тени.
Учащийся 9.
- В ту ночь после встречи Иисуса Христа с одиннадцатью учениками он отправился в Гефсиманский сад, чтобы последний раз помолиться. Он знал о чаше страданий, которую должен испить за грехи людские. Никто не может представить глубины горечи и ужаса этой чаши. Но Иисус Христос принимал её покорно. ОН знал, что жертвует собой, чтобы спасти каждого искуплением грехов. Именно страдания во имя людей выразил в своей картине Н.Н.Ге. Картина называется «Выход в Гефсиманский сад». Большую человеческую трагедию передаёт весь образный строй полотна: противопоставление неподвижной, застывшей в немой тоске фигуры Христа и удаляющихся апостолов. Пейзаж кажется бесконечным, пустынным, бесприютным. Иисус не хотел, чтобы ученики стали свидетелями муки, которую предстояло Ему перенести. «Побудьте здесь, - сказал Он, - бодрствуйте со Мною". Состояние тоски и одиночества усиливается мертвенно-таинственным мерцанием лунного света, которые изображены Н.Н. Ге на рисунке «В Гефсиманском саду». Господь отошел на небольшое расстояние, чтобы они могли видеть и слышать Его, и, обессиленный, пал на землю. Он чувствовал, что грех разделял Его с Отцом. Эта пропасть была так широка, мрачна и глубока, что дух Его содрогался. Взгляните на Христа, размышляющего над ценой, которую нужно уплатить за человеческую душу. Это изобразил на картине «Христос в Гефсиманском саду» В. Перов. Страдая, Иисус припадает к земле, как бы желая уменьшить пропасть, отделяющую Его от Бога. Ночная роса холодит Его распростертое тело, но Он не чувствует этого. Человеческое естество Сына Божьего скорбит и тоскует. Предвидя все грядущие страдания, все муки креста, он ужасается им. Его молитвенное состояние доходит до грани человеческих сил: «И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю». Какое страшное испытание знать, что Отец Небесный может спасти от мучений, но, отказавшись от всемогущества, побороть себя, перешагнуть пустоту и после молитвы быть готовым непреклонно «творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его». Наконец, «приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников». Гефсиманское моление закончилось.
Христос знает, что к нему приближается тот, кто предаст его за 30 серебряников – Иуда. Этот момент запечатлён на картине итальянского художника 13 века Джотто ди Бондоне «Поцелуй Иуды». Иуда подходит к Христу и вытягивает губы, чтобы его поцеловать. В ответ Христос смотрит ему прямо в глаза пристальным и многозначительным взглядом. Христос сохраняет исключительное спокойствие, хотя знает, что поцелуй – знак к аресту. Вокруг воины, готовые его арестовать. Он до конца проявляет настоящий героизм и мужество.
- Откуда же берётся предательство? Что движет предателями, такими как Иуда? (Предательство мелко и ничтожно – всего лишь материальная выгода в 30 серебряников!!!).
Учащийся 10.
- Иисуса Христа привели как человека, развращающего народ, и кричали: «Распни его, распни!» И даже увещевания римского правителя в Иудее Понтия Пилата о том, что он не видит вины Иисуса Христа, не помогли. Как слепы бывают люди?!! Все требовали его наказания. И воины сплели венец из тёрна, возложили ему на голову и одели его в багряницу.
Именно этот момент изображён на картине Рубенса «Христос в терновом венце». И стали бить Христа по ланитам, рукам и всему телу. Мозаика аттика в Исаакиевском соборе изображает «Бичевание Христа». В центре – Иисус Христос, сгибаясь под ударами, которые следуют один за другим. На голове его – терновый венок – символ страданий. На лице – муки боли и страданий. Но как достойно ведёт себя он, несмотря на отчаяние и безысходность! Первосвященники и старейшины не пожалели его и требовали: «Да будет распят!»
Воины взяли Иисуса Христа и повели на место, называемое лобным, по-еврейски «Голгофа» (или «череп»). На картине Н.Н.Ге и изображается Голгофа. Это горная местность, возвышенность недалеко от Иерусалима. Название, видимо, дано по сходству этого места с формой черепа или потому, что здесь видны черепа казнённых преступников. По преданию церкви, здесь же похоронен Адам. Вот здесь суждено было принять свои последние муки Христу.
Иисус Христос должен был сам нести свой крест на место казни. Вместе с ним вели также двух разбойников. На картине Тициана мы видим сгибающегося под тяжестью креста Спасителя. Как напряжены его руки, как больно впиваются доски ему в спину, как в последнем отчаянии, в последнем движении он старается с достоинством нести свой крест до конца.
А вот картина Иеронима Босха «Несение креста». Крест необычного размера тяжело нависает над Спасителем, но не это сокрушает его. Вопрошающий взгляд Христа направлен на зрителя и призывает его к ответственности за соучастие с палачами и предателями, а значит, и нас...
А вот как увидел и запечатлел на своём полотне сцену несения креста Петер Брейгель. Это крупномасштабное произведение. Ведь множество народа шло за Иисусом Христом. И были женщины, и плакали о нём. И. обратившись к ним, Иисус сказал: «Дочери Иерусалима, обо мне не плачьте, плачьте о себе и детях ваших». На первом плане у Брейгеля апостол Иоанн и три Марии скорбят, словно казнь уже совершилась. Далее – само шествие. Двух разбойников везут на телеге, толпа смотрит на них с боязливым любопытством. Никто не поддерживает Христа, ослабевшего под тяжестью своей ноши, а солдаты заставляют Симона Киринеянина нести крест дальше. Толпа расступилась перед ним, Симон в ужасе. Жена тянет его назад. Страшнее картину вряд ли можно написать. В ней всё: человеческое страдание и – нечеловеческая жестокость и страх, доводящий почти до животного состояния.
Учащийся 11.
- Около 12 часов солнце и тьма объяла всю землю до 3-х часов пополуночи. И воскликнул Иисус: «Жажду!» Один из воинов взял губку, намочил в уксусе и, надев на трость, дал Ему пить. Вкусив уксуса, Христос сказал: «Свершилось!» Затем Иисус провозгласил громким голосом: «Отец, в руки твои предаю дух мой». После чего скончался.
Голову распятого Христа изобразил Н.Н.Ге. Жесточайшие муки отразились на лице Христа, весь в побоях, ссадинах, на лбу проступила кровь. Вот те человеческие, а вернее сказать, нечеловеческие страдания, которые должны искупить грехи рода людского. И произошло землетрясение, и камни рассеялись, и гробы отверзлись и многие тела усопших святых воскресли. Те, кто стерегли Христа, видя. Это, устрашились и говорили: «Воистину, он Сын Божий».
День, в который умер Иисус Христос, - пятница. Иудеи пошли просить Пилата, чтобы скорее снять распятых с крестов, так как в субботу был великий праздник. Иосиф Аримафейский и Никодим сняли с креста тело Иисуса, обвили его пелёнами с благовониями.
Вот как изобразили снятие с креста и оплакивание Иисуса Христа Рубенс и В.Перов в своих картинах с одинаковым названием – «Снятие с креста» и «Оплакивание Христа». Над телом умершего склонились преданные и любящие его люди. Они прощаются с телом Иисуса Христа, кладут его в гроб и погребли в пещере скалы, привалив к отверстию большой камень. Возвратились с погребения в большой скорби и отчаянии. Это изобразил на своей картине «Возвращение с погребения» Н.Н.Ге. Даже пышная, яркая природа не может отвлечь от дум о гибели Христа. В молчании склонив головы, бредут они по дороге.
Но по прошествии субботы ночью произошло сильное землетрясение, потому что ангел, сошед с небес, отвалил камень от входа в пещеру, и Господь Иисус Христос воскрес и восстал из гроба. И всему миру была сообщена весть о воскрешении Христа. «Воскресший Христос» - изображение на витраже в Исаакиевском соборе в Петербурге.
2. Заключительное слово классного руководителя.
- Когда-то известный философ Г.В.Ф. Гегель сказал: «Любое произведение искусства представляет собой диалог с каждым стоящим перед ним человеком». Я думаю, что такой диалог состоялся, тем более что это диалог не только с шедеврами изобразительного искусства, но и с выдающимся произведением – Библией. То, что это выдающееся произведение, мы ещё раз убедились. Самые талантливые художники мира обращались к её сюжетам.
-Почему? Что они могли там найти для себя?
- Доброту, восхищение мужеством Человека-Бога, честность, мудрость, милосердие. И не зря Иисус Христос – это человек в его лучших проявлениях, это идеал, стремясь к которому человечество прожило века и, к сожалению, до сих пор далеко от него. Нам тоже нужно стремиться к идеалу: в наших помыслах, поступках, чувствах. И когда вы зададитесь вопросом: «Делать жизнь с кого?», пусть поможет вам искусство, изобразившее самую достойную из ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ жизней, Книга книг – «Библия» и кисть великих мастеров – их прекрасные картины. И если сегодня мы только немного познакомились с этими произведениями, то, я думаю, со временем вы по-настоящему поймёте замыслы художников, и многие из этих картин станут вашими любимыми. А Иисус Христос станет вашим идеалом человека, на чьи жизненные, духовные и нравственные принципы захочется равняться.
Список использованных картин
1. Вечеллио Тициан «Благовещение».
2. Андрей Рублёв «Рождество Христово».
3. Петер Пауль Рубенс «Поклонение пастухов».
4. Петер Брейгель «Поклонение волхвов».
5. В.Г.Перов «Христос и Богоматерь в житейском море».
6. Тициан «Мадонна с младенцем на руках».
7. Петер Брейгель «Избиение младенцев».
8. И.Н.Крамской «Христос в пустыне».
9. Вечеллио Тициан «Христос-вседержитель».
10. Исаакиевский собор «Притча о блудном сыне»
11. Рембрандт «Возвращение блудного сына».
12. Исаакиевский собор «Тайная вечеря».
13. Н.Н.Ге «Тайная вечеря».
14. Н.Н.Ге «Выход Христа с учениками в Гефсиманский сад».
15. Джотто ди Бондоне «Поцелуй Иуды».
16. Петер Пауль Рубенс «Христос в терновом венце».
17. Мозаика аттика Исаакиевского собора «Бичевание Христа».
18. Вечеллио Тициан «Несение креста».
19. Иероним Босх «Несение креста».
20. Петер Брейгель «Несение креста».
21. Н.Н.Ге «Голгофа».
22. Н.Н.Ге «Голова распятого Христа».
23. Иероним Босх «Распятие».
24. Петер Пауль Брейгель «Снятие с креста».
25. . В.Г.Перов ««Снятие с креста».
26. Вечеллио Тициан «Оплакивание Христа».
27. Н.Н.Ге «Возвращение с погребения».
28. Витраж Исаакиевского собора «Воскресший Христос».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Христианство. Жизнь Иисуса Христа".
Цель:обогатить знания детей о нравственном учении христианства, расширить знания о жизни Иисуса Христа.Предварительная подготовка:подготовить теоретический материал о христиан...
Внеклассное занятие по ОПК на тему: "Нагорная проповедь Иисуса Христа"
Разработка занятия и презентация на тему: "Нагорная проповедь Иисуса Христа".Раскрывает смысл первого публичного выступления Иисуса с изложением основ христианского вероучения....
Презентация "Чудеса Иисуса Христа"
Повествуется о чудесах Спасителя, его отношении к людям...
Презентация "Сопоставление "Нагорной проповеди Иисуса Христа" и "Поучения Владимира Мономаха"""
Автор Буава Нино, ученица 7 класса, сопоставляет основные высказывания Иисуса Христа и Владимира Мономаха.Подчеркивает актуальность высказываний в наши дни....
Урок внеклассного чтения в 6-м классе. Развитие духовно-нравственных ценностей через осмысление рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»
В подобных мероприятиях подготовительный этап играет важную роль. Детям предложено было самим составить вопросы для обсуждения. Чтобы составить вопросы, нужно было внимательно прочитать текст, о...
методическая разработка урока религии России на тему "Вероучение Иисуса Христа"
Данная разработка урока может быть использована и на уроках религии России , и на уроках истории. Оккрытый урок по данной теме был проведен на районном семинаре "Духовно-нравственное развитие учащихся...
Конспект учебного занятия по ОПК в 7 классе "Жизнь Божией Матери после Вознесения Иисуса Христа"
Цель данного занятия: Сформировать у обучающихся понятия жизни как высшейнравственной ценности.Планируемые результаты:- Осознать значение образа Пресвятой Богородицы в православной культуре;- Уст...