Статья на тему: "Профилактика правонарушений несовершеннолетних за рубежом." автор Якунина Е.Б.
статья по обж (10 класс)
Профилактика правонарушений несовершеннолетних за рубежем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья на тему: "Профилактика правонарушений несовершеннолетних за рубежом." | 39.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика правонарушений несовершеннолетних за рубежом.
Автор: Якунина Екатерина Борисовна
В данной работе, исходя из необходимости системного подхода к профилактике правонарушений несовершеннолетних, а также подростковой преступности в России, можно провести анализ работы в этом направлении в других странах. По специалистов мнению, наиболее эффективно эта работа проводится в Германии, США, Франции и Японии. Ознакомившись с опытом профилактической работы с несовершеннолетними, деятельностью правоохранительных органов в этом направлении, можно считать опыт названных стран наиболее приемлемым для нашей страны. Молодежная преступность, правонарушения, правовое воспитание с точки зрения зарубежного опыта, работа полицейских, а так же совершенствование деятельности государственных и негосударственных субъектов профилактики преступности несовершеннолетних, предполагает изучение проблемы различных правоохранительных структур. Практика показывает, что во многих государствах достаточно эффективно используются самые разнообразные формы и методы профилактической работы с несовершеннолетними. Полицейские органы большинства зарубежных стран уделяют большое внимание проблеме профилактики преступности несовершеннолетних, которая занимает одно из главных мест в этой деятельности. Рассмотрим более подробно деятельность органов полиции по предупреждению преступлений несовершеннолетних за рубежом. Полицейский департамент г. Верджиния, третьего по величине быстрорастущего города в США, придает большое значение проблемам предупреждения преступности несовершеннолетних и работе с детьми и подростками. Внимание к воспитанию молодого поколения нашло свое отражение в разработке и проведении трех специальных программ.
Первая из них представляет собой учебный курс, предназначенный для учащихся начальной школы, который знакомит ребят с основными задачами правоохранительных органов, правами и обязанностями граждан, а также мерами обеспечения индивидуальной и коллективной безопасности. Курс предназначен для учащихся 4-х классов и включает в себя следующие основные темы: закон и преступность, безопасность жилища, магазинные кражи, вандализм и личная безопасность. В конце курса предусматривается проверка усвоения материала и выдача всем ребятам специальных удостоверений и значков. Учебный курс рассчитан на шесть уроков по 45 минут каждый и читается в течение трех недель (по два урока в неделю) специально подготовленными сотрудниками полиции, непременно в форме (это считается важным фактором морального воздействия). Возраст детей 10 лет выбран неслучайно, именно в этом возрасте проявляется восприимчивость и тяга к самостоятельности и независимости. Учебный материал подобран с учетом возрастных особенностей учащихся, в учебном процессе широко используются игровой материал и короткометражные фильмы. Разработчики программы считают, что у ребенка с детства должно воспитываться правильное понимание социальных явлений, формироваться благоприятное отношение к полиции и умение избегать потенциально опасных ситуаций. Предполагается, что у ребят, прослушавших курс, в дальнейшем будет больше знаний для того, чтобы не стать преступниками или жертвами преступления.
Заслуживает внимания программа правового воспитания, разработанная правоохранительными органами штата Флорида и введенная в большинстве государственных и частных школ. Программа, предназначенная для учащихся 7–8 классов, ее задачей является знакомство несовершеннолетних с существующей системой ценностей, основами уголовного права и обязанностями гражданина, а также формирование представления о том, что ждет нарушителей правопорядка. С помощью удобной для восприятия формы вопрос-ответ, программа знакомит учащихся с законами, касающимися таких правонарушений, как мародерство, бродяжничество, нарушение права владения, вандализм, оказание сопротивления при аресте, незаконное хранение и владение оружием, магазинные кражи, воровство, избиение, поджог, алкогольное опьянение, незаконное хранение и употребление наркотиков и убийство. В отдельных главах рассматриваются последствия преступной деятельности, а также необходимость принятия законов и организация работы органов, осуществляющих контроль за их выполнением. Учебный материал представлен в доступной форме в учебнике, объемом 135 страниц. Имеется также книга для учителя. Большое значение придается выступлению по каждому изучаемому закону сотрудников полиции, специально приглашенных на занятия. Это не только повышает интерес к изучаемому материалу, но и является сильным фактором морального воздействия: учащиеся привыкают рассматривать полицейских как людей, симпатизирующих им и заботящихся об их благополучии.
В управлении полиции Лос-Анджелеса (США) проведен необычный эксперимент – на практике опробована эффективность программы по профилактике преступности среди подростков с посещением исправительных учреждений. Цель этой программы заключалась в психологическом воздействии на подростков, еще не совершавших преступлений, но состоящих на учете в полиции за склонность к правонарушениям или антиобщественное поведение. Для участия в эксперименте родителями, дирекцией школы и местными органами полиции было рекомендовано 17 подростков. Ключевым фактором реализации программы явился отбор ее непосредственных исполнителей – сотрудников полиции, который проходил на добровольной основе с учетом строгих требований к их личностным качествам, знанию психологии подростков, близких к преступной среде, умению устанавливать контакт со своими подопечными.
Второй важный момент заключался в точности отбора подростков для участия в данном эксперименте, которые еще не привлекались к уголовной ответственности, но находились на грани совершения преступления. Родители подростков знакомились с целью и содержанием программы и давали письменное согласие на участие в ней ребенка. По завершении программы проводилась повторная беседа, в ходе которой они узнавали о впечатлениях, вынесенных ребенком из посещения учреждений, предусмотренных программой, и о рекомендуемых методах педагогического воздействия на подростка с целью его перевоспитания.
В первом пункте программы предполагалось посещение полицейского участка, где подросток непосредственно наблюдал за представителями преступной среды, сталкивался со своими сверстниками, арестованными за различные преступления. Затем сотрудник полиции вел подростка в центр по лечению несовершеннолетних наркоманов для ознакомления с методами лечения, а также строгим режимом содержания больных. Далее следовала «экскурсия» в исправительный центр для подростков, где содержатся преступники в возрасте от 14 до 20 лет, ожидающие суда. Подростка проводили через приемное отделение, камеры предварительного заключения, тюремный двор, знакомили с условиями жизни и правилами поведения содержащихся там лиц. В сопровождении своего «опекуна» (полицейского) подросток посещал тюрьму для несовершеннолетних преступников, а также морг.
Интересен опыт полиции по профилактике подростковой преступности в Германии. Стратегия борьбы с преступностью несовершеннолетних в Германии строится на основе следующих положений:
– предрасположенность подростков к совершению противозаконных действий во многих случаях исчезает без какого-либо внешнего воздействия после завершения процесса становления личности
– репрессивные меры со стороны государственных учреждений часто приводят к негативным последствиям.
Во всех крупных управлениях полиции были созданы специальные комиссариаты по расследованию преступлений, связанных с психотропными веществами, дел о пропавших без вести лицах, а также правонарушений, совершенных несовершеннолетними. Комиссариатам был передан разбор именно тех дел, в которых чаще других в роли виновных, жертв или свидетелей выступают подростки. Контроль и общая координация работы с подростками осуществляются руководством управления полиции. В информационной системе управления уголовной полиции создан специальный массив сведений о правонарушениях, совершенных несовершеннолетними. На основе входящих в него данных проводится анализ причин и характерных особенностей развития преступности среди подростков. Результаты таких исследований используются при обучении, подготовке и переподготовке сотрудников полиции. На территории крупных подразделениях уголовной полиции организованы отделы по делам несовершеннолетних правонарушителей. В остальных службах выделен сотрудник, занимающийся только правонарушениями подростков. В задачу специальных отделов и сотрудников входит разбор всех дел, в которых несовершеннолетние выступают не только в качестве виновного, но и пострадавшего лица или свидетеля. В Баварии нет единой формы организации работы полиции с правонарушителями подростками, хотя в штате Мюнхенской полиции имеются специальные сотрудники, занимающиеся профилактикой преступности среди несовершеннолетних. На территории земли Бремен в рамках уголовной и охранной полиции действуют специальные службы, занимающиеся делами несовершеннолетних. Функции этих служб четко разграничены. Специальные службы охранной полиции занимаются профилактикой преступности среди несовершеннолетних, а уголовной полиции – расследованием правонарушений, совершеннолетними детьми и подростками. В полиции города Гамбурга используется аналогичный принцип организации работы с несовершеннолетними правонарушителями. Единственной особенностью является то, что в аппарате уголовной полиции, наряду с упоминавшимися, создана специальная служба, занимающаяся расследованием только насильственных преступлений, совершенных подростками и молодежью. В организации структуры полиции земли Гессен отсутствуют специальные службы по делам несовершеннолетних правонарушителей. Основное внимание здесь уделяется подготовке и использованию специальных сотрудников полиции, которые в составе комиссариатов занимаются разбором правонарушений, совершаемых подростками. В ближайшие годы предполагается создать для этого специальные группы дознания и комиссариаты. В Нижней Саксонии полиция при разборе дел о правонарушениях несовершеннолетних работает в тесном контакте с другими социальными службами. Такое сотрудничество предполагает четкое разграничение функции полиции и обязанностей соответствующих социальных служб. Для этого при земельном ведомстве криминальной полиции и некоторых полицейских участках введена новая должность – уполномоченный по разрешению вопросов, связанных с правонарушениями несовершеннолетних. Аналогичные структуры действуют и в пределах земли Рейнланд-Пфальц. На территории Саар до сих пор практикуется использование для работы с правонарушителями-подростками полицейских-женщин, которые проходят курс специальной подготовки. C 1978 г. в полиции г. Кельна действует подразделение по делам молодежи, полицейские которого ориентированы на установление контактов со школами и ведение профилактической работы среди учащихся. Достаточно высокий уровень организации работы с подростками-правонарушителями был, достигнут в Западном Берлине. Для работы с подростками в составе управления полиции создан специальный комиссариат, который принимает меры по всем донесениям и протоколам о правонарушениях, совершенных детьми и подростками, а также по заявлениям о пропавших без вести несовершеннолетних. Сотрудники комиссариата не только расследуют эти дела, но и проводят профилактическую работу
Не менее интересен опыт работы полиции и в других европейских странах.
В 1971 г. Министерство внутренних дел Великобритании направило всем начальникам полиции циркулярное письмо, в котором рекомендовалось создать при полицейских управлениях отделы (отделения) по привлечению общественности. Штаты таких отделов (отделений) должны составлять 2% полицейских сил. В общие обязанности этих отделов (отделений), которые распространяются и на служащих других подразделений полиции, входят:
− действия по привлечению общественности и родителей для осуществления контроля за поведением и воспитанием детей
− установление связей с молодежью, ассоциациями квартиросъемщиков, церковью и другими организациями; − проведение бесед в школах
− проведение разъяснительной работы с несовершеннолетними и другим населением о функциях и задачах полиции, ознакомление с ее деятельностью
− подбор полицейских кадров, привлечение к работе в полиции молодежи, налаживание работы «специальных полицейских сил» по привлечению общественности и несовершеннолетних к предупреждению правонарушений.
В полицейских префектурах департаментов Франции учреждены подразделения по предупреждению детской и молодежной преступности и координации действий всех служб в области социальной превенции, находящихся под контролем префекта полиции и сил Националь - ной жандармерии. В мае 1982 г. по инициативе премьер-министра Франции Пьера Моруа была создана комиссия мэров по выработке предложений по обеспечению безопасности в городах и поддержанию общественного порядка. В состав комиссии вошли мэры, представляющие различные политические партии (в том числе и оппозиционные). Комиссия совместно с муниципалитетами подготовила и представила в январе 1983 г. в Совет Министров Французской Республики более 70 предложений по обеспечению безопасности и общественного порядка. Среди них можно выделить операции под названием «Лето–молодежь» и «Каникулы» по организации в летнее время досуга молодежи, не выезжающей на каникулы из города. С этой целью в существующих и вновь созданных молодежных лагерях инструкторами работают специально отобранные и прошедшие соответствующую психологическую и педагогическую подготовку у профессиональных педагогов сотрудники СRS–корпуса республиканской безопасности, мобильных сил французской полиции (наш аналог ОМОН). Начиная с 1982 г., систематическое проведение подобных операций позволило существенно снизить уровень правонарушений среди молодежи, особенно относимых к категории «мелкой преступности». В июне 1983 г. декретом премьер-министра Франции был создан Национальный совет по предупреждению правонарушений. Согласно положениям данного декрета в состав Национального совета по предупреждению правонарушений вошли 68 членов, назначаемых постановлением премьер-министра. Среди них 5 парламентариев (3 депутата нижней палаты и 2 сенатора) назначаются сроком на 3 года, 35 мэров и 28 должностных лиц, представляющих различные организации, заинтересованные в проведении превентивных мероприятий. Кроме того, указанный выше декрет предусматривал создание департаментских и коммунальных советов по предупреждению правонарушений. В настоящее время на территории Франции функционирует более 400 таких советов. Представители многих полицейских служб участвуют в работе данных советов, в частности, в специальных комиссиях по борьбе с наркоманией, по защите престарелых, по работе с молодежью и т. д.
С 1980 г. в Японии функционирует семь центров по делам несовершеннолетних, находящиеся в ведении главного полицейского управления. Аналогичные центры создаются также под эгидой полицейских органов префектур и муниципалитетов. Кроме того, в 1978 г. в стране было создано 548 центров по делам несовершеннолетних в городах, населенных пунктах и деревнях.
Анализ практики деятельности субъектов, функционально осуществляющих профилактику правонарушений несовершеннолетних за рубежом, позволяет выделить три основных направления этой работы.
Первое направление − это создание правового поля для деятельности института ювенальной юстиции, внедрения новых социальных технологий, социально-правовых конструкций и негосударственных. Причем в значительном числе стран Запада этот институт введен достаточно давно и за многие годы своего существования доказал не только свою жизнеспособность, но и безусловную необходимость;
Второе направление связано с созданием специализированных судов, играющих в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних основную организующую и координирующую роль, являющихся ядром ювенальной юстиции.
Третье направление – это образование специальных субъектов профилактики, в том числе в структуре полицейских органов, и возложение наряду с традиционными, не полицейских, гуманистических функций.
Социально-педагогическая поддержка несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Опыт США.
Имеется обобщённый опыт исследований по социально-педагогической поддержке несовершеннолетних в США, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Он определяет сущность, содержание, компоненты и основные характеристики американской модели социально-педагогической поддержки несовершеннолетних. Анализ научных исследований и социальной практики позволяет утверждать, что количество детей и подростков, нуждающихся в помощи и поддержке со стороны государства и общества, неуклонно растет. Сложившаяся ситуация требует глубокого научного анализа и обобщения передового международного опыта. В настоящее время почти во всех станах мира функционируют специальные учреждения и службы, занимающиеся оказанием социальной помощи и поддержки несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Анализ законодательной базы и научной литературы позволил сделать вывод о том, что в отечественной и зарубежной социальной практике к таким несовершеннолетним относятся:
-дети-сироты (фактическое и социальное сиротство);
-беспризорные и безнадзорные;
дети, подвергшиеся насилию в любой форме (физическое, психологическое, сексуальное).
- дети, имеющие отклонения в физическом и интеллектуальном развитии;
-дети, страдающие тяжелыми неизлечимыми заболеваниями (онкологические, ВИЧ-инфекция и т. д.);
- несовершеннолетние правонарушители и преступники;
- подростки, употребляющие психоактивные вещества;
- дети беженцев и вынужденных переселенцев.
Несмотря на то, что законодательство разных стран предусматривает разный комплекс мер направленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, цель их едина – создать необходимые условия для успешной интеграции каждого ребенка в социум. По мнению многочисленной группы ученых (В. Г. Бочарова, А. Н. Дашкиной, Р. М. Куличенко, Л. Я. Олиференко, В. С. Торохтия и др.), одним из средств интеграции несовершеннолетних в социум является их социально-педагогическая поддержка. Содержание и средства социально-педагогической поддержки несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в разных странах мира разнообразны, что обусловлено их социальной политикой, национальным менталитетом, традициями. В разных странах исторически сложились различные модели социально-педагогической поддержки несовершеннолетних.
Американская модель социально-педагогической поддержки несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, сложилась в начале 70-х гг. XX в., что было обусловлено увеличением количества беспризорных и безнадзорных детей, участившимися случаями жестокого обращения с детьми в семье, стационарных детских учреждениях и приемных семьях, неоправданным сокращением образовательных и воспитательных программ в интернатах для детей-сирот. В 1974 г. в США по инициативе педиатра и выдающегося общественного деятеля Г. Кемпа был принят Национальный закон о предотвращении плохого обращения с детьми и ликвидации его последствий. В соответствии с данным законом был создан Национальный центр проблем жестокого обращения с детьми и проблемам запущенных детей. В настоящее время этот Центр координирует деятельность всех социальных служб, занимающихся защитой прав несовершеннолетних, обеспечивает практическую помощь в подготовке специалистов, финансирует некоторые исследовательские проекты. Основными задачами центров и служб по оказанию помощи несовершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в Соединенных Штатах Америки является: помощь детям, пострадавшим от насилия; профилактика насилия над детьми; развитие институциональных и неинституциональных форм поддержки детей (опека, поручительство, общинное перевоспитание и др.); включение несовершеннолетних в различные социальные проекты и программы. Современная система служб защиты детей в США работает круглосуточно, что закреплено законодательно, и включает четыре этапа деятельности:
- сообщение о трудной жизненной ситуации, в которой оказался несовершеннолетний;
-расследование причин и обстоятельств;
-вмешательство (непосредственные действия социального работника по разрешению возникшей ситуации)
- завершение дела.
Социально-педагогическая поддержка как особый вид социально-педагогической деятельности, акцентирует внимание на том, что на каждом вышеназванном этапе она имеет свои особенности.
1) этап «Сообщение». О трудной жизненной ситуации несовершеннолетнего имеет право сообщить любой гражданин, независимо от его профессии, места работы и места жительства. Сообщения принимаются сотрудниками социальных служб для детей, полицией, медицинскими учреждениями круглосуточно. Если сложившаяся ситуация угрожает жизни и здоровью ребенка, он изымается из семьи и направляется на медицинское обследование, а затем направляется в Центр экстренной социальной по - мощи для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
2) этап «Расследование». По факту обращения социальным работником по месту жительства ребенка проводится специальное расследование, которое начинается с посещения семьи, где специалист обсуждает сообщение с родителями, оценивает условия жизни ребенка. Затем специалист изучает социальную микросреду несовершеннолетнего, опрашивает родственников, соседей, педагогов. Для решения проблем несовершеннолетнего специалист может контактировать с разными людьми, имеющими отношение к данной семье. Важно отметить, что социальный работник имеет право госпитализировать ребенка в медицинское учреждение в качестве временной защиты, даже если в этом нет необходимости, без обращения к родителям. При несогласии родителей на такую госпитализацию социальный работник может обратиться в суд. На этапе «Расследование» проводится диагностика физического, психического, психологического и социального здоровья ребенка, выявляются проблемы, выясняется отношение самого ребенка к сложившейся ситуации. После выяснения всех обстоятельств сложившейся ситуации и на основе результатов диагностики социальным работников разрабатывается индивидуальный план действий, оцениваются имеющиеся и необходимые ресурсы, определяются примерные сроки ее разрешения. План действий обсуждается и утверждается специалистами социальной службы. В наиболее сложных случаях (если родители не настроены на сотрудничество) создается команда специалистов (педагогов, психологов, медицинских работников, юристов и т.д.), действия которых будут способствовать скорейшему и наиболее благополучному разрешению трудной жизненной ситуации ребенка;
3) этап «Вмешательство». На данном этапе социальный работник предпринимает конкретные действия по разрешению трудной жизненной ситуации ребенка, которые могут включать меры социально-правового (адвокатского), социально-экономического, социально-медицинского, социально-психологического и социально-педагогического характера. Социально-правовая поддержка может включать в себя защиту прав несовершеннолетнего в суде. Судебная система по делам несовершеннолетних успешно функционирует в США с 1899 г. Задачей судов является реабилитация несовершеннолетних правонарушителей. Система судов по делам несовершеннолетних концентрирует свое внимание не на наказании, а на ресоциализации. Определяет относительно целенаправленный процесс восстановления социального статуса, утраченных либо несформированных социальных навыков у несовершеннолетних участников делинквентных группировок, переориентации их социальных и референтных установок за счет включения в новые позитивно направленные отношения в рамках педагогически ориентированной системы пре- вентивных и коррекционных мер. Социально-экономическая поддержка направлена на улучшение материального положения несовершеннолетнего посредством включения его в различные государственные и негосударственные программы и проекты. Социально-медицинская поддержка предполагает реализацию комплекса мер, направленных на под- держание здоровья несовершеннолетнего (оздоровительное лечение, реабилитация и т. д.). Важно отметить, что в США широко используется институт профессиональных замещающих семей, специализирующихся на работе с разными категориями несовершеннолетних: потребителями нар- котических и психоактивных веществ; правонарушителями; освободившимися из мест заключения; подвергшимися насилию. Для получение разрешения (лицензии) на работу с каждой категорией несовершеннолетних профессиональные семьи проходят специальное обучение. Их деятельность контролируется судами для несо- вершеннолетних, социальными службами, государственными органами надзора, органами местного самоуправления. Социально-психологическая поддержка осуществляется сотрудниками социальных служб, предста- вителями общественных организаций и фондов, волонтерами. Данный вид поддержки направлен на изменение отношения ребенка к сложившейся си- туации, коррекцию уровня самооценки и уровня притязаний, повышение уровня субъектности (собственной активности). Социально-педагогическая поддержка направлена на разрешение социально-педагогических проблем несовершеннолетнего: восстановление отношений с микросоциумом (семья, соседи, сверстники, взрослые и т.д.); профилактика асоциального пове- дения; повышение мотивации к обучению; формирование социальной активности и др. Социально-педагогическая поддержка несо- вершеннолетнего, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, осуществляется посредством его включения в разнообразную социально зна- чимую деятельность. Ученые и практики отводят особое место в орга- низации социального становления детей именно социально значимой деятельности, которая, по их мнению, способствует расширению у ребенка социальных знаний и навыков, учит взаимодействовать со взрослыми, другими детьми, стимулирует развитие социальной активности и социальной устойчивости, формирует навыки выполнения определенных социальных ролей. При организации социально-педагогической поддержки несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в США широко используется технология «равный – равному», когда поддержку ребенку оказывают люди, побывавшие в подобной ситуации, способные понять и оценить его психологическое состояние; 4) этап «Завершение». Этап завершения включает закрытие дела (оформление соответствующих документов) и снятие его с программы социально- педагогической поддержки. Дело считается завершенным, если несовершеннолетний больше не нуждается в особой помощи. Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время главное внимание социальных работников в США, осуществляющих социально-педагогическую поддержку несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, направлено на изменение стратегии деятельности, что выражается в отказе от карательных мер и переходу к социальному терапевтическому воздействию. Вмешательство на ранних этапах основывалось на наказании родителей и отлучении от них ребенка. Сегодня главное внимание направлено на исправление линии поведения родителей и сохранение семьи. Социально-педагогическая поддержка несовершеннолетних в США строится на основе целого ряда программ превентивного характера. Ориентация на предупредительные меры основывается на понимании того, что чем больше времени проходит до момента оказания помощи ребенку в кризисной ситуации, тем сложнее устранить ее последствия. Отличительной чертой американской модели является то, что социально-педагогическая поддержка несовершеннолетних осуществляется без изъятия ребенка из семьи и при ее непосредственном участии. По мнению американских исследователей, эффективность социально-педагогической поддержки несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, зависит от согласованности действия специалистов различных служб на местном уровне. Социально-педагогическая поддержка несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в США реализуется в соответствии со следующими принципами:
-принцип профессионализма, предполагающий умение социального работника разбираться в специфических особенностях и потребностях детей и подростков, учитывать социально-экономические, национальные, культурные и гендерные аспекты их жизненной ситуации, использовать все возможные ресурсы государственной и негосударственной системы социально-педагогической поддержки;
-принцип приоритета интересов клиента и добровольности получения услуг, направленный на оказание поддержки через установление доверительных отношений и формирование мотивации несовершеннолетнего на добровольное согласие на поддержку и помощь; принцип активного участия несовершеннолетнего и развития его собственного потенциала – построение субъект-субъектных отношений;
-принцип эффективного обмена информацией по ведению случая. Направленный на обеспечение согласованной работы специалистов, занимающихся решением проблемы несовершеннолетнего, а также ведение соответствующей документации, которое осуществляет социальный работник, ответственный за разрешение трудной жизненной ситуации;
-принцип конфиденциальности информации о несовершеннолетнем. Определяющий четкую политику в отношении следующих вопросов: какую информацию можно получить и от кого; какая информация подлежит записи и в какой форме; кто имеет право доступа к информации и на каких основаниях; как обеспечивается точность записываемой информации; по какому принципу хранятся и уничтожаются документы, содержащие информацию о ребенке;
-принцип последовательности и преемственности. Разрешение трудной жизненной ситуации несовершеннолетнего может занимать более или менее продолжительное время – от нескольких часов до нескольких месяцев или даже лет. Вне зависимости от продолжительности работы со случаем, все шаги в процессе оказания помощи должны быть логичными и преемственными: каждый последующий шаг должен вытекать из предыдущего и служить основой для следующего;
- принцип индивидуальной ответственности, предполагающий персональную ответственность социального работника за конечный результат;
-принцип полноценного использования общественных ресурсов и минимизация затрат, предполагающий обеспечение доступа несовершеннолетнего к услугам из других источников, не дублируя их, а также активное использование его собственного потенциала;
- принцип постоянной оценки качества и эффективности социально-педагогической поддержки, что предполагает мониторинг и оценку ситуации для определения степени разрешения конкретной трудной жизненной ситуации.
Таким образом, изучение опыта работы социальных служб США позволяет сделать следующие выводы:
-социально-педагогическая поддержка несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, реализуется через систему мер социально- правового (адвокатские услуги), социально-экономического (финансовая помощь), социально- медицинского (лечение и реабилитация), социально- психологического(консультирование),социально-педагогического характера(восстановление социального статуса, помощь и сопровождение в процессе социализации).
Разрешением трудной жизненной ситуации несовершеннолетнего занимаются специалисты, имеющие специальную квалификацию и работающие в социальных службах образовательных и медицинских учреждений, местных общинах, судах для несовершеннолетних. Социально-педагогическая поддержка осуществляется путем включению несовершеннолетних в различные социальные программы и проекты, а также через устройство их в профессиональные замещающие семьи; социально-педагогическая поддержка осуществляется при согласии и непосредственном участии семьи несовершеннолетнего; приоритет отдается не карательным, а терапевтическим мерам (как в отношении ребенка, так и в отношении его семьи).
Литература.
1. Корнюшина Р. В. Зарубежный опыт социальной работы: учеб. пособие. Владивосток, 2004.
2. Олиференко Л. Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М., 2004. С. 60.
3. Саламатина И. И. Проблема делинквентности личности в зарубежной научной литературе // Педагогическое образование и наука. 2006. № 4. С. 33 4. Бакаев А.А., Остапенко Н.И. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних. М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на общешкольном родительском собрании по теме "Профилактика суицида у несовершеннолетних".
Материал может быть использован при подготовке к родительскому собранию по теме "Профилактика суицида у несовершеннолетних"....
Статья на тему: "Профилактика вредных зависимостей, правонарушений, самовольных уходов воспитанников детских домов"
« Профилактика правонарушений и девиантного поведения, самовольных уходов воспитанников детских домов и школ, интернатов»....
Статья по теме «Профилактика аддиктивных форм поведения у подростков в условиях образовательной среды». Из опыта работы.
Статья будет полезна педагогам-психологам, социальным педагогам, классным руководителям. Из опыта работы....
Статья на тему "Профилактика суицидов среди подростков"
Переходный возраст – это самый сложный этап становления взрослой личности. Именно поэтому среди этой возрастной категории крайне высок процент совершения суицидов. Причины самоубийства подростко...
Статья на тему: «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»
Статья на тему: «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма». В настоящее время особую остроту вызывает проблема детского дорожно-транспортного травматизма. В статье...
Родительское собрание по теме "Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних; методические рекомендации родителям обучающихся"
Тема суицидального поведения у подростков всегда была закрытой. Все мы, родители, думаем, что нас никогда не коснётся такая проблема, боимся поделиться с кем-либо тревогой, которую может внушать повед...
Статья на тему: «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних - одно из важнейших направлений социально-педагогической деятельности».
В статье рассказывается о профилактике правонарушений....