Статья "Воспитательная деятельность классного руководителя по профилактике правонарушений несовершеннолетних"
статья на тему
Работа классного руководителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dejatelnost_klassnogo_rukovoditelja_po_profilaktik.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательная деятельность классного руководителя по профилактике правонарушений несовершеннолетних
КАРПУНИНА Т.Н.,
заместитель директора по учебной работе средней общеобразовательной школы № 65, г. Рязань
За последние несколько лет число правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, возросло на 50%. Рост подростковой преступности тревожит родителей, педагогов, общественность. Вот почему социальная профилактика этого явления должна занимать ведущее место в деятельности различных государственных, общественных организаций и образовательных учреждений.
Отрицательные проявления в поведении школьников возникают не сразу. Важно выяснить причины, влияющие на превращение проблемного школьника через педагогически запущенного «трудного» подростка в несовершеннолетнего правонарушителя. Рассмотрим некоторые из них:
1.Средства массовой информации. В настоящее время средства массовой информации образуют систему неформального образования, существенно отличающуюся от системы обучения и воспитания в учебных учреждениях, являются источниками формирования навыков агрессивного поведения, искажают представление об окружающей реальности, приучают к насилию.
2.Семейное неблагополучие. Семья – важнейший институт социализации подрастающего поколения, среда жизни и развития ребенка. В семьях, где отсутствует интерес родителей к внутренней духовной жизни детей, подростки рано теряют потребность в общении с родителями, в совместном времяпрепровождении.
3.Неблагоприятное окружение. В условиях, когда ребенок чувствует себя дискомфортно в основных сферах жизнедеятельности, т.е. в семье и в школе, его первоначальное безобидное досуговое неформальное поведение часто становится поведением асоциальным, а затем антисоциальным.
4.Низкая правовая грамотность. Социологические исследования показали, что только единицы учащихся могут правильно ответить на вопросы о праве и законе, значительная часть их проявляет неосведомленность в вопросах действующего законодательства. Учащиеся не всегда знают, что многие поступки не только не допустимы с точки зрения нравственности, но и влекут за собой ответственность по закону.
5.Личностные качества ребенка. Это прежде всего глубокая деформация нравственных и правовых ориентаций и установок, неуспешность, отставание в учебной деятельности, примитивизм интересов и потребностей, низкий культурный уровень, недоверие и агрессивность.
Школа в ее социализирующем воздействии на детей сильна полнотой и системностью самых разных учебных, общественных и коллективных влияний, эта сбалансированная и развитая система способна сформировать в подрастающих гражданах те ценности, нормы, знания и установки, с которыми они смогут начать затем в обществе свой самостоятельный путь.
С начального периода пребывания ребенка в школьных стенах нужно вести специализированную работу по профилактике правонарушений.
Весь комплекс воспитательной работы классного руководителя направлен на то, чтобы объединить, скорректировать влияние социального окружения, школы, семьи, детского коллектива. Целостный характер личности ученика предполагает интегративную деятельность классного руководителя и использование комплекса разнообразных средств влияния на воспитание учащихся. Требуется не хаотичный подбор разрозненных мероприятий, а планомерный и целенаправленный процесс, который может быть осуществлен в рамках системного подхода, предполагающего педагогическую диагностику; планирование воспитательного процесса по аналитическим данным; организацию воспитательной работы с учащимися и родителями; анализ собственной педагогической деятельности.
В своей работе по профилактике правонарушений классный руководитель ставит перед собой следующие педагогические задачи: создание благоприятного микроклимата для учащихся; воспитание духовно-нравственных ценностей; развитие у школьников гражданской и социальной ответственности; формирование правовой культуры; создание условий для сохранения физического, психического и нравственного здоровья учащихся; оказание психолого-педагогической поддержки и помощи учащимся и их родителям; создание системы организованного досуга и отдыха детей и подростков; всестороннее развитие способностей, творческой и социальной активности учащихся.
Для реализации этих задач важна активная позиция классного руководителя, которая требует: действовать обдуманно, целеустремленно, решительно, нестандартно, творчески; стоять на оптимистических позициях; применять весь педагогический арсенал средств и методов воспитания, воздействуя в целом на личность.
Надо отметить, что для воспитания неблагополучных детей нет, и не может быть, каких-либо специфических, пригодных только для них уникальных методик. Главное, что должен сделать педагог, - помочь воспитаннику выйти «из ситуации социальных травм». «Трудному» ребенку для всемерного развития и расцвета его внутренних человеческих способностей и задатков необходимо состояние «психологической защищенности», поэтому классный руководитель должен утвердиться в готовности становиться рядом и действовать вместе с каждым внешне «непривлекательным» учеником. Для этого к нему самому и к организации всей его жизнедеятельности требуется приложить определенные дополнительные усилия.
На каждом возрастном этапе ребенок требует особого подхода к себе. Классному руководителю необходимо знать возрастные и индивидуальные закономерности формирования личности учащихся, проблемы и трудности, которые возникают на каждом этапе взросления. Такие науки, как возрастная психология, возрастная педагогика, накопили громадный эмпирический и теоретический материал, позволяющий сделать вывод о том, что возрастные особенности существенно и серьезно сказываются на поведении школьников. Педагогу, владеющему психологическими знаниями о механизмах поведения ребенка, будет несложно поставить верный диагноз, разглядеть истинные мотивы поведения, а потому избрать правильную тактику взаимоотношения с воспитанником, сохранить профессиональную позицию.
Планируя воспитательную программу деятельности, классный руководитель должен провести диагностическо-аналитическую работу по изучению личности каждого учащегося, характера классного коллектива и семейного воспитания каждого ребенка, выявить на базе полученных результатов тех, кто нуждается в педагогической поддержке и причины их трудновоспитуемости.
Личность формируется и развивается в деятельности, чем разнообразнее эта деятельность, тем больше возможностей создается для развития личности, ее интересов и способностей. Классному руководителю необходимо владеть методикой проведения различных воспитательных мероприятий с целью вовлечения учащихся класса в деятельность развивающего и воспитывающего характера, создания условий для творческой самореализации учащихся, приобщения к духовным ценностям. Активнее, чем других учащихся, следует стимулировать «трудных», привлекать их к социально ценной деятельности с учетом имеющихся у них положительных качеств и способностей; вовлекать в посильные, но важные и интересные дела; нормализовать и регулировать социальные и внутриколлективные отношения; компенсировать недостаточную воспитанность в одной области за счет оптимального их развития в других областях, им, как никому другому, необходимо четкое представление своих будущих перспектив, строго сбалансированная система поощрений и наказаний, создание атмосферы доброжелательности и уважения в коллективе.
Профилактическая работа включает в себя психолого-педагогическое и правовое просвещение учащихся и родителей. Одним из условий эффективности работы по данному направлению является привлечение специалистов различных учреждений и организаций.
В рамках работы по профилактике правонарушений большое значение имеет создание благоприятных условий для формирования у школьников позитивного отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха и воспитания негативного отношения к вредным привычкам. Именно на классного руководителя и социально-психологическую службу возлагается ответственность за формирование сознательного отношения школьников к своему физическому и психическому здоровью. Содержание работы классного руководителя предполагает: самообразование педагога в этой области; совместную его работу с участковым педиатром, школьным врачом, специалистами медицинских учреждений; изучение результатов медицинского, социально-психологического обследования, контроль за рекомендациями медработников; просветительскую деятельность; объединение усилий родительской и педагогической общественности на всех уровнях; приобщение учащихся к разным формам физической культуры; организацию интересного и плодотворного досуга, каникулярного отдыха; пропаганду здорового образа жизни собственным примером.
С самого начала борьба за каждого неблагополучного ребенка должна вестись вместе с его семьей. Педагоги должны способствовать осознанию этой проблемы родителями учащихся, поскольку именно в семье складываются главные поведенческие стереотипы ребенка. Это позволит снизить остроту конфликтов, возникающих между педагогами, родителями и учащимися и будет способствовать решению возникающих проблем на основе взаимопонимания, толерантности и оптимизации взаимоотношений.
Организуя жизнедеятельность учащихся, классный руководитель находится с ними в постоянном коммуникативном взаимодействии. Успех деятельности педагога зависит от успеха его общения с воспитанниками. Учитель обязан владеть словом. А.С.Макаренко говорил, обращаясь к учителям: «Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики – А.М.) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность... Этому надо учиться».
Общение осуществляется по многочисленным каналам, не прекращающийся ни на минуту «разговор» происходит отнюдь не посредством одних лишь слов. Огромную роль в его «действующем начале» играют интонация, выражение лица, жесты, поза, обстановка. «Трудные» дети – это именно те, с которыми трудно общаться и учителю, и сверстникам, и родителям в силу отягощенности неблагоприятным опытом социальных контактов непосредственного окружения. Улучшить психические возможности ребенка удается лишь посредством организации его общения, взаимодействия с другими людьми на принципиально иных, здоровых, нормальных началах. Наибольшим воспитывающим потенциалом обладает общение диалогическое, которое требует от педагога выполнения определенных правил: педагог в процессе общения должен демонстрировать ребенку свое полное доверие; выступать перед учащимися как источник разнообразного опыта, знаний; способным дать конкретные советы, проанализировать тактические жизненные ходы в сложившихся обстоятельствах; чувствовать эмоциональный настрой класса и психику «трудных» детей.
Эффективность деятельности классного руководителя во многом зависит от личности самого воспитателя, который должен быть примером честности и искренности, с духовно-нравственной основой личности, обладающий педагогическим тактом и личным обаянием, исповедующий здоровый образ жизни, способный верить воспитаннику и прощать его, радоваться его успехам и профессионально спокойно встречать неудачи, помогая ему преодолевать жизненные препятствия, чтобы он стал сильным, уверенным в себе, чтобы в скором будущем обрел собственные духовные опоры.
Школьный опыт и педагогическая наука свидетельствуют о том, что деятельность классного руководителя по профилактике правонарушений результативна тогда, если она ведется целенаправленно, системно, в тесном взаимодействии с семьей и общественностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы классного руководителя по профилактике правонарушений несовершеннолетних
Из опыта работы....
«Организация деятельности классного руководителя по профилактике правонарушений и других негативных проявлений в подростковой среде»
для классного руководителя от социального педагога...
«Деятельность классного руководителя по профилактике правонарушений и других негативных проявлений в подростковой среде»
Презентация к ранее опубликованному выступлению перед классными руководителями...
Роль классного руководителя в профилактике правонарушений
В докладе обобщается опыт классного руководителя, рассказывается о позитивных направлениях деятельности, способствующих правильному формированию личности подростков, их жизненной позиции....
Роль классного руководителя в профилактике правонарушений
Статья по воспитательной работе...
Памятки для классных руководителей по профилактике правонарушений среди подростков
Что делать, если ученик прогуливает уроки, начал курить или некорректно ведет себя на уроках? Краткие памятки в помощь классным руководителям....
Система работы классного руководителя по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности
Проблема помощи детям и подросткам с отклонениями в поведении обозначена в нашем обществе особенно остро (агрессия, хамство, наглость, цинизм). Сегодня каждое одиннадцатое преступление совершает подро...